Тема: Современные подходы к закаливанию в ДОУ.




Цель: уточнить знания студентов о средствах и способах закаливания в детском саду, дать знания о комплексном использовании закаливающих процедур, познакомить с современными оздоровительными процедурами в детском саду, упражнять в составлении комплексов гимнастики после дневного сна с использованием контрастного воздушного закаливания.

 

Этапы урока Деятельность преподавателя
1. Проверка знаний предыдущего урока На прошлом уроке мы разобрали тему «Физкультурные занятия на воздухе». У вас было задание составить и подготовить для практического проведения план-конспект занятия на воздухе для детей разных возрастных групп. Для экономии времени каждый из вас покажет фрагмент занятия, ту часть, которую я попрошу. Ваше проведение будет оцениваться по следующим критериям: - Соответствие двигательного материала возрасту детей. - Соответствие этапов и методических приемов требованиям методики. - Соответствие содержания и методики проведения требованиям к занятиям на воздухе. Давайте с вами вспомним, в чем особенности проведения занятий на воздухе и их отличие от занятий в зале. - Высокая моторная плотность за счет включения до 5 пробежек, фронтального и группового метода организации, подбору игр и эстафет. - Бег после ОРУ – перед ОД, после ОД – медленный бег - Рекомендуется сюжетная или игровая форма проведения занятий, использование народных подвижных игр, игр-эстафет. - Все ОРУ из и.п. стоя.   Практическое проведение студентами фрагментов занятий на воздухе. - Чему особенно способствуют физкультурные занятия на воздухе? (закаливанию)
2. Сообщение нового материала Сегодня мы с вами поговорим о закаливании. Тема эта для вас не является новой, т.к. основы закаливания вы получили на методике физического воспитания. Наша с вами задача сегодня – познакомиться с современными подходами к закаливанию. Для начала давайте вспомним: - Что такое закаливание? Закаливание – система мероприятий, направленных на повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, повышение устойчивости организма к действию разнообразных природно-климатических факторов (тепла, холода, атмосферного давления, солнечной радиации). - В чем физиологический механизм закаливающих процедур? В приспособлении организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды (когда организм человека к этому привыкает, он перестает на это реагировать) - Какие средства закаливания вы знаете? Воздух, вода, солнце - Какие закаливающие процедуры вам известны? Воздушные ванны, водные процедуры (обливание, обтирание, обширное умывание, полоскание горла), солнечные ванны. Сегодня появились новые здоровьесберегающие технологии в детском саду и изменились подходы к закаливанию. Итак, на каких же положениях основывается современное закаливание: 1. Объединение различных здоровьесберегающих средств и процедур в единый оздоровительный комплекс. В эти комплексы входит различное лечебно-профилактическое оборудование: соляная пещера или галокамера, сана, солярий, гипоксикатор «горный воздух», бассейн Джакузи, аэроионизатор Чижевского паро-душевые кабины, фитобар и другое. Некоторые из этих процедур мы с вами сегодня рассмотрим. 2. Комплексное использование средств закаливания. Можно закаливать водой, можно закаливать воздухом, можно закаливать разницей температур, а можно всем вместе одновременно. Примером такого комплексного закаливания является комплекс «Сауна-душ-фитобар». Работу в данном комплексе называют термотерапией. Давайте познакомимся с методикой термотерапии. Сейчас вы посмотрите фильм о закаливании детей в этом комплексе. По ходу просмотра фильма вам будет задание 1) Составить алгоритм проведения термотерапии. Алгоритм – это последовательность действий. 2) Выделить, какие средства закаливания задействованы в данной процедуре. В процедуре термотерапии можно выделить 2 фазы: 1-я фаза— прогревание организма. Она начинается с предвари­тельного согревания под теплым гигиеническим душем и растира­ния и продолжается непосредственно в кабинете термотерапии. Тем­пература воздуха в кабинете термотерапии на уровне пола (на пер­вой, нижней полке) равна 40°С, на второй (верхней) полке — 60°С, у потолка — 100"С, относительная влажность воздуха 5-20%. Такие температурно-влажностные параметры обеспечивают накопление тепла в следующем диапазоне: 1. При температуре 60±2,5°С накопление тепла — 35 ккал/м2 по­верхности тела, что соответствует так называемому первому режи­му — режиму слабой тепловой нагрузки. 2. При температуре 70±2,5°С накопление тепла — 55 ккал/м2, что соответствует второму режиму — режиму умеренной тепловой на­грузки. 3. При температуре 80±2,5°С накопление тепла — 80 ккал/м2 — тре­тий режим — режим выраженной тепловой нагрузки. Естественно, что выбор теплового режима диктуется индивиду­альными показателями (возрастом, состоянием здоровья, уровнем толерантности к гипертермии, степенью закаленности). При групповом методе лучше всего использовать 1-й и 2-й режимы. В течение 1-й фазы (прогревание организма) различают два пе­риода: адаптации (пассивное прогревание организма, ускорение кровотока и микроциркуляции) и через 3-7 минут после начала процедуры — период интенсивного прогревания, характеризую­щийся интенсивным потоотделением и сдвигом водно-солевого равновесия. Как уже отмечалось, процедура должна вызывать только поло­жительные эмоции, ребенок должен уметь контролировать свое са­мочувствие, знать правила поведения в термокабинете, поэтому не­целесообразно использовать термотерапию у детей младше 3—4 лет. Во время процедуры нужно спрашивать детей об их самочув­ствии, предлагать им спуститься на нижнюю полку для индивидуального подбора режима. Длительность пребывания детей в каби­нете термотерапии 5—10 минут. 2-я фаза— охлаждение организма. Для охлаждения могут быть использованы: — помещение с Т° воздуха 22—25°С; — бассейн с Т° воды 28-32°С; — душ без напора с Т° 30—32°С; — обливание водой из ведра Т° 33—20°С. Лучший способ охлаждения — душ без на­пора. При резком охлаждении или быстром погружении в бассейн может повыситься артериальное давление. Во избежание этого не­обходимо погружаться в бассейн медленно, только по шею, на 2—3 минуты. Курсы термотерапии проводятся либо в течение года 1 раз в неделю, либо курсами по 6 – 10 процедур по 2 раза в неделю 2 раза в год. Используемые средства: вода, воздух, разница температур, целебные травы. Здесь мы видим применение сразу нескольких оздоровительных технологий. Фитотерапия и контрастное закаливание. - Что такое фитотерапия? (лечение и профилактика заболеваний лечебными травами.) - Как вы думаете, какие элементы термотерапии можно использовать в ДОУ, где нет сауны? (контрастное обливание, фитобар) 3. Закаливание осуществляется не только в специально оборудованных кабинетах специалистами, но и в группах воспитателями. Ранее считалось, что в основе воздушного и водного закаливания лежит постепенное уменьшение температур. Однако сегодня доказано, что намного эффективнее использовать контрастное воздушное и водное закаливание. Этот подход пропагандировал Ю.Ф. Змановский (какая вариативная программа связана с этим именем?). Этот подход лежит в основе его программы «Здоровый дошкольник». Сейчас мы познакомимся с методикой контрастного воздушного закаливания, описанной Ю.Ф. Змановским. Осуществляется оно после дневного сна. 1) Открыть в спальне окна, так чтобы к концу дневного сна до­стигалась температура воздуха от +13 до +16' С. В 15 часов дети просыпаются под звуки музыки. При этом они снимают одеяла и, лежа в постели, в тече­ние 2-3 минут выполняют 3-4 физических упражнения (подтя­гивание к груди согнутых колен с обхватом их руками и после­дующим выпрямлением; перекрестные и параллельные движения рук и ног, поднятых перпендикулярно относительно туловища; покачивание согнутых колен в правую и левую стороны с проти­воположным движением рук; различные упражнения на животе и др.). По команде ведущего (хлопок в ладоши, удар в бубен) дети вставали, быстро снимали пижамы и в течение 1-1,5 мин выпол­няли циклические движения умеренной интенсивности (бег, ходь­ба) в «холодном» помещении, в трусах и чешках. Особое внимание уделяли подбору дыхательных упражнений, так как именно они позволяют осуществить контрастное воздействие на дыхательные пути в результате ритмичного дыхания при глу­боком вдохе и выдохе. 2) Далее следовала перебежка в игровое («теплое») помещение, где температуру воздуха поддерживали от +21 до +24° С. При пребы­вании в «теплом» помещении детям предлагали несколько вари­антов занятий, которые чередовали так, чтобы поддерживать интерес кзакаливающей процедуре и положительный эмоциональ­ный тонус во время ее проведения. Это — разнообразные подвиж­ные игры со словесным сопровождением или проговариванием вместе с детьми для дополнительной тренировки голосового ап­парата; подвижные игры на развитие воображения и элементов творчества; разучивание и выполнение новых, нестандартных физических упражнений и танцевальных элементов для развития прежде всего координационных возможностей; те же физические упражнения, что и в «холодном» помещении, но в более спокой­ном темпе; различные виды ходьбы, марширование, разнообразные построения и перестроения для развития ориентировки в пространстве. Кроме того, можно использовать специально обо­рудованную комнату со спортивными снарядами и инвентарем, применяемым для развития и укрепления свода стопы (это разнообразные массажные дорожки, массажные коврики, простейшие массажеры). На дорожку из массажных ковриков можно положить мокрое полотенце. Характер занятий в «теплом» помещении отличался от такового в «холодном» — здесь необходим более спокойный темп упражнений, чтобы дети не перегревались во время их выполнения. Количество перебежек из одной комнаты в другую с пребыванием в каждой комнате по 1-1,5 мин составляет не менее 6. Заканчивалась процедура быстрыми перебежками из «холодной» комнаты в «теплую» в ходе игр типа «самолетики», «перелетные птицы», «спутники планет». Вся процедура занимает 12-15 мин.   4. Итак, мы посмотрели современные возможности использования воздушного и водного закаливания. А что сегодня предлагают в области закаливания солнцем? Обычно в учебниках вы можете познакомиться с методикой солнечных ванн (закаливания солнцем на улице летом). Но в нашей стране теплых дней намного меньше, чем холодных, много дней пасмурных, когда солнце не показывается целыми неделями. - Чем полезно солнце? (на солнце вырабатывается витамин Д, способствующий усвоению кальция в организме). На помощь приходит солярий (или гелиотерапия). Раньше для получения имитации солнечного света – ультрафиолетового излучения использовали ультрафиолетовые лампы. Сегодня их заменяют на более щадящие и безопасные солярии. Для получения терапевтического эффекта важно, чтобы облучения в солярии проводились регулярно в течение 2-х недель с постепенно возрастающим временем проведения процедуры. В детских садах используются как общие, так и местные «солнечные ванны». При общем воздействии слабому облуче­нию подвергается всё тело. При местном облучении ультрафиолетовому воздействию подвергаются только отдельные области, например, воротниковая зона («солнечный воротник»), а остальные участки тела накрываются. Местное облучение применяется, например, ког­да нужно ограничить общую лучевую нагрузку на организм, или при необходимости максимального воздействия на определённые зоны, например, на поясничную область при хроническом пиелонефрите или гломерулонефрите, а также для подготовки ребёнка к курсу общих «солнечных ванн». Ни в коем случае не следует облучать такие участки кожи, кото­рые самой природой к этому не предназначены, например: ладони и подошвы стоп! Курс гелиотерапии обычно состоит из 10 сеансов, которые про­водятся ежедневно. При необходимости курс повторяют 2 раза в год. Обычно светопрофилактику проводят в осенне-зимний период (т.к. в этот период дефицит света особенно заметен и может ослаблять организм). При этом учитываются диагноз, локализация патологического процесса, наличие противопоказаний, возраст ре­бёнка и его функциональное состояние, а также цвет кожи и др. Длительность процедур: 3 года - от 2 до 4 мин; 4 года - от 3 до 6 мин; 5-7 лет — от 5 до 8 мин.  
Домашнее задание 1. Составить комплекс гимнастики пробуждения после дневного сна с использованием метода контрастного воздушного закаливания. Строиться комплекс будет по той схеме, которую мы записали. Давайте вспомним. 1) 3-4 упражнения лежа в кроватках (потягивания, движения руками и ногами, упражнения на животе). 2) Циклические движения (бег и ходьба) в холодном помещении. 3) Упражнения в теплом помещении (варьируйте то возможное содержание, которое мы записали). 4) Игра для организации перебежек из теплого в холодное помещение. 5) Упражнение на расслабление, дыхательные упражнения. 2. На дополнительную оценку: написать доклад-сообщение на тему «Нетрадиционные методы закаливания». При написании доклада обратите внимание на такие пункты, как описание метода, его значение и методика применения. Литература: 1. Куркина И. «Здоровье – стиль жизни». – СПб – М., 2008. 2. Здоровый малыш, программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред. З.И. Берестовой. Журналы «Дошкольное воспитание», Интернет-источники.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: