Лист оценки выразительного чтения стихотворения
Класс ________________________ Группа № ______________________________
Ответственный ученик___________________________________________
Задание:
1. Внимательно прочитайте и обсудите критерии оценки выразительного чтения стихотворения.
2. Прочитайте стихотворение и обсудите технику выразительного чтения указанного стихотворения.
3. Проверьте выразительное чтение стихотворения каждого члена группы.
4. Оцените выразительное чтение каждого учащегося по баллам за каждый критерий. Баллы укажите в таблице. Поставьте оценку.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ:
1. Указана ли фамилия автора и название стихотворения.
2. Знание текста. Безошибочность чтения.
3.Выразительность чтения (правильно ли выделены ключевые слова, расставлено логическое ударение, логические паузы, правильно ли выбрана интонация, темп чтения, сила голоса, высоты и длительности в ударении.) Умение правильно пользоваться диапазоном своего голоса.
4. Проникновение в идейно-художественное содержание произведения (в чем состоит идея и замысел произведения). Четкая передача мыслей автора (что хотел автор выразить данным произведением?).
5. Выявление своего отношения к читаемому.
6. Активное общение со слушателями. Эмоционально-образная выразительность. Видения. Адресат. Позиция. Поза. Сопереживание. Словесное действие. Паузы: психологические, начальные, финальные.
7. Передача специфики жанра и стиля произведения (баллада, басня, лирическое стихотворение, патриотическая лирика, песня и т.д.).
8. Эффективное использование мимики и жестов.
9. Четкое и правильное произношение.
10. Простота и естественность чтения.
Оценка выразительного чтения стихотворения
№
ФИ ученика
Критерии оценки выразительного чтения стихотворения
Итоговая оценка
Мах балл
Б- «5»
До 8б –«4»
Контроль и оценка выразительного чтения наизусть
Предметом специального обучения на уроках литературного чтения является выразительное чтение стихов и прозы.
Выразительность чтения предусматривает:
- соблюдение интонации предложения (повествовательной, вопросительной, восклицательной);
- пауз в соответствии со знаками препинания;
- логического ударения;
- тона и темпа чтения в соответствии с эмоциональным настроением произведения.
Важнейшими показателями выразительного чтения наизусть являются:
- твёрдое знание текста и точность его воспроизведения;
- выразительность чтения;
- соблюдение произносительных норм.
Показатели оценки выразительного чтения наизусть отражены в таблице 4.
Оценка выразительного чтения наизусть
Таблица 4
Балл | Показатели оценки | ||
Точность воспроизведения | Выразительность | Соблюдение произносительных норм | |
Воспроизведение первых строк стихотворения | Монотонное чтение | Делает много ошибок | |
Фрагментарное воспроизведение | Монотонное чтение | Делает много ошибок | |
Неоднократная помощь при воспроизведении, перестановка, замена слов, пропуск строк | Монотонное чтение | Делает много ошибок | |
Неоднократная помощь при воспроизведении, перестановка, замена слов, пропуск строк | Элементы выразительности | Делает много ошибок | |
Неоднократная помощь при воспроизведении, перестановка, замена слов, пропуск строк | Элементы выразительности | Допускает незначительное количество ошибок | |
Неоднократная помощь при воспроизведении, перестановка, замена слов | Элементы выразительности | Допускает 2 ошибки | |
Полное соответствие тексту произведения (допускается однократная помощь учителя) | Выразительное чтение | Допускает 1-2 ошибки | |
Полное соответствие тексту произведения (ученик самостоятельно устраняет ошибку в замене слов) | Выразительное чтение | Допускает 1 ошибку | |
Полное соответствие тексту произведения | Выразительное чтение | Нет ошибок | |
Полное соответствие тексту произведения | Выразительное эмоциональное чтение | Нет ошибок |
Контроль и оценка подробного пересказа
Оценка подробного пересказа осуществляется по следующим критериям:
- точное и полное воспроизведение сюжетной линии (или предмета описания);
- последовательность изложения событий;
- наличие или отсутствие личностного отношения к событиям (поступку, герою);
- качество речи (выразительная, эмоциональная или монотонная; бедная или образная; лёгкая, свободная речь или слова произносятся с трудом, усилием);
- наличие или отсутствие речевых недочётов: необоснованное повторение одного и того же слова, необоснованное употребление рядом однокоренных слов, употребление слова в неточном значении, нарушение общепринятой сочетаемости слов, употребление диалектных слов и просторечий и др. (см. классификацию речевых недочётов в нормативах «Оценка результатов учебной деятельности по учебным предметам «Русский язык» в школах с русским языком обучения и «Белорусский язык» в школах с белорусским языком обучения. Оценка коммуникативно-речевых знаний, умений и навыков. Оценивание изложений и сочинений», п. 2.1).
Показатели оценки подробного пересказа отражены в таблице 5.