Тема 1. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
Пояснения и методические указания
Ключевые слова: план сбыта продукции, объем продаж, выручка от реализации, план производства продукции, товарный выпуск, товарная продукция, производственная мощность предприятия.
Планирование деятельности предприятия в рыночных условиях начинается с оценки реального экономического состояния предприятия, с планирования сбыта продукции, хотя реализация продукции является завершающим этапом деятельности предприятия.
Цель планирования сбыта продукции заключается в том, чтобы своевременно предложить покупателю товары или услуги в таком ассортименте и объеме, который удовлетворил бы его потребности и соответствовал бы профилю производственной деятельности предприятия.
План сбыта продукции содержит номенклатуру и ассортимент продукции, объем продаж по каждому виду продукции в натуральных единицах, цены предприятия (планово-расчетные), стоимость продаж (выручка от реализации).
Ассортимент продукции уточняется на основе анализа конъюнктуры рынков сбыта соответствующих товаров и конкуренции на них. Объем продаж каждого вида продукции устанавливают исходя из оценки реальной емкости рынка и производственных возможностей предприятия и определяют по формуле:
ОП = ТВ + ОНП – ОКП, (1)
где ОП – объем продаж каждого вида продукции в планируемом периоде
(месяц, квартал, год), нат. ед.; ТВ – объем производства продукции (товарный выпуск) в планируемом периоде, нат. ед.; ОНП, ОКП – остатки нереализованной продукции каждого вида на складе соответственно на начало и конец планируемого года, нат. ед.
Если предприятие планирует всю изготавливаемую продукцию реализовать покупателям, не создавая запасов на складе готовой продукции, то
ОП = ТВ.
Обобщающим показателем планирования сбыта продукции является стоимость продаж (выручка от реализации), для определения величины которого используется два метода:
Метод прямого счета
Выручка от реализации продукции ВР, производимой и реализуемой по договорам, определяется по формуле:
ВР = ∑ Ц ⋅ ОП, (2)
где Ц – планово-расчетная цена реализации единицы каждого вида продукции без НДС, р.; ОП – объем продаж каждого вида продукции, нат. ед.
Расчетный метод (коэффициентный)
Если продукция отгружена потребителю, то независимо от того, оплачена она или нет, выручка от реализации определяется по формуле:
ВР = ТП + ОГПНП – ОГПКП, (3)
где ВР – планируемый объем выручки от реализации продукции (работ,
услуг), тыс. р. (без НДС); ТП – стоимость товарной продукции по плану, тыс. р.; ОГПНП, ОГПКП – остатки (запасы) готовой продукции на складе предприятия соответственно на начало и конец планируемого периода, тыс. р.
Если продукция отгружена и оплачена потребителем, то выручка от реализации рассчитывается по формуле:
ВР = ТП + ОГПНП – ОГПКП + ОНП – ОКП, (4)
где ОНП, ОКП – остатки отгруженной, но неоплаченной потребителем продукции соответственно на начало и конец планируемого года.
Остатки готовой нереализованной продукции учитывают по производственной себестоимости. Чтобы включить их в расчет выручки от реализации, необходимо определить их величину в отпускных ценах предприятия. Для этого используются коэффициенты пересчета КП, которые определяются как отношение объема продаж (реализации) продукции в оптовых ценах предприятия ВРЦ к объему продаж (реализации) этой продукции по производственной себестоимости ВРС:
КП = ВРЦ / ВРС . (5)
При этом для определения коэффициента пересчета на начало планируемого года принимаются данные IV квартала отчетного года, а для определения коэффициента пересчета на конец планируемого года – данные IV квартала планируемого года.
Размер остатков готовой продукции на складе нормируется предприятием и устанавливается в виде нормы запаса остатков готовой продукции в днях.
Чтобы определить размер остатков готовой продукции в натуральных единицах на складе предприятия, можно применить следующую формулу:
ОГП = (ТВ / ТП) · НЗ, (6)
где ОГП – остатки готовой продукции на складе на начало или конец планируемого периода, нат. ед.; ТВ – объем производства (товарный выпуск) продукции по плану, нат. ед.; ТП – продолжительность планируемого периода, дни (год – 360 дней, квартал – 90, месяц – 30); НЗ – норма запаса (остатка) готовой продукции на складе, дн.
Остатки готовой продукции ОГП на складе учитываются по производственной себестоимости и рассчитываются по каждому виду продукции как произведение производственной себестоимости единицы продукции по плану Сплед на нормативный запас этого вида продукции на складе ОГП:
ОГП = Сплед · ОГП. (7)
План производства разрабатывается на основе плана сбыта продукции.
План производства продукции включает в себя:
● ассортимент выпускаемой продукции;
● объем производства продукции каждого вида, нат. ед.;
● планово-отпускные цены предприятия, р.;
● стоимость товарной продукции, тыс. р.
Объем производства продукции каждого вида определяется на основе данных об объеме продаж и остатках нереализованной продукции на
начало и конец планируемого периода по формуле:
ТВ = ОП – ОГПНП + ОГПКП, (8)
где ТВ – объем производства продукции каждого вида, нат. ед; ОГПНП, ОГПКП – остатки нереализованной готовой продукции на складе предприятия на начало и конец планируемого периода, нат. ед.
Стоимость товарной продукции ТП определяется методом прямого
счета:
ТП = ∑ Ц ⋅ ТВ, (9)
где Ц – плановая отпускная цена единицы продукции без НДС, р.; ТВ – объем производства продукции каждого вида по плану, нат. ед.
Если у предприятия имеются запасы нереализованной готовой продукции на складе, стоимость товарной продукции ТП рассчитывается по формуле:
ТП = ВР – ОГПНП + ОГПКП. (10)
Объем товарной продукции определяется по заводскому методу, т. е. в стоимость товарной продукции не включается стоимость готовых изделий и полуфабрикатов, изготовленных предприятием для собственных нужд.
Для обоснования производственной программы в практике планирования производства продукции на предприятиях используют величину производственной мощности. Для этого плановые объемы продукции по всему ассортименту производственной программы необходимо сопоставить с производственной мощностью предприятия, чтобы соизмерить потребности рынка и возможности предприятия.
Производственная мощность характеризует потенциальную возможность предприятия по выпуску максимального количества продукции при оптимальном режиме работы в единицу времени (год, месяц, час).
Основным фактором расчета производственной мощности могут являться либо оборудование, либо производственные площади, либо и то и другое. Выбор способа расчета производственной мощности в каждом случае определяется конкретными условиями.
Производственная мощность предприятия на год, исходя из мощности ведущего оборудования, определяется по формуле:
ПМ = МR · a ·ТЭФ, (11)
где ПМ – годовая производственная мощность предприятия, нат. ед.; МR – часовая максимальная производительность единицы ведущего оборудования, нат. ед.; а – количество единиц ведущего оборудования; ТЭФ – годовой эффективный фонд времени работы единицы оборудования, ч.
Производственную мощность предприятия ПМ, среди оборудования которого нельзя выделить ведущее, определяют исходя из производственной площади по формуле:
, (12)
где S – производственная площадь предприятия, м2; SН – нормативная площадь одного рабочего места, м2; tн – нормативная трудоемкость единицы продукции, ч.
Эффективный годовой фонд времени работы единицы оборудования
Тэф.об. определяют с учетом режима работы предприятия.
Для условий прерывной рабочей недели Тэф.об. определяют по формуле:
Тэф.об. = (ТК – ТП– ТВ)*m*tсм, (13)
где ТК – календарная продолжительность года, дн.; ТП – число дней праздников в году; ТВ – число выходных дней в году; m – сменность работы предприятия; tсм – продолжительность рабочего дня (смены), ч.
Для условий непрерывной рабочей недели ТЭФ.ОБ. можно рассчитать
по формуле:
Тэф.об. = (ТК – ТПЛ)*m*tсм,, (14)
где ТПЛ – число дней плановых простоев в году.
Применительно к отдельным видам производства и отдельным предприятиям можно использовать другие методы расчета производственной мощности.
Возможность выполнения плана производства продукции необходимо обосновать уровнем использования производственной мощности, который характеризуется коэффициентом использования производственной мощности КПМ и определяется как отношение планового годового выпуска продукции ТВ к размеру годовой производственной мощности ПМ:
КПМ = ТВ / ПМ. (15)
Если КПМ = 1, то плановый объем производства полностью обеспечен
производственной мощностью.
Если КПМ < 1, то предприятие имеет запас производственной мощности
и при необходимости может увеличить объем производства продукции.
Если КПМ > 1, то плановый объем производства превышает производственную мощность. Это означает, что предприятие не может обеспечить производственной мощностью плановый объем производства. В этом случае либо корректируется объем производства, а также объем его реализации в сторону уменьшения, либо намечаются конкретные мероприятия по увеличению производственной мощности в планируемом году.
Тесты
1.1. Выберите правильный вариант ответа
Величина выручки от реализации продукции на планируемый период при плановом уровне цен зависит от следующего фактора:
а) способа реализации продукции;
б) объема продаж продукции;
в) рекламы;
г) послепродажного обслуживания.
Дополните
При планировании выручки от реализации продукции методом прямого счета необходимы следующие данные: ассортимент реализуемой
продукции, объем продаж каждого вида продукции и _________________.
Установите соответствие
Показатель | Содержание |
1. Ассортимент продукции | А. Количество продукции в натуральных единицах, подлежащее реализации |
2. Цена | Б. Денежное выражение стоимости товара |
3. Выручка от реализации | В. Перечень видов продукции, подлежащей реализации |
4. Объем продаж | Г. Объем продаж продукции в денежном выражении |
Дополните
Для планирования выручки от реализации используются два метода:
прямого счета и ________________________________________________.
1.5. Выберите правильный вариант ответа
Показателем производственной программы является:
а) прибыль;
б) численность персонала;
в) объем производства продукции;
г) производительность труда.
Дополните
Для планирования сбыта продукции (работ, услуг) необходимо использовать информацию, содержащую анализ конъюнктуры рынка, оценку положения предприятия на рынке и оценку уровня ___________________.
Дополните
При анализе емкости рынка сбыта каждого вида продукции производится оценка потенциальной емкости рынка (спроса), потенциального объема продаж (предложения) и ______________________________________.
Установите соответствие
Показатель | Содержание |
1. Производственная программа | А. Перечень видов выпускаемой продукции |
2. Производственная мощность | Б. Стоимость продукции, подлежащей реализации |
3. Товарная продукция | В. План производства продукции |
4. Ассортимент продукции | Г. Максимально возможный выпуск продукции в определенном периоде |
1.9. Выберите правильный вариант ответа
Производственная программа предприятия на планируемый период представляет собой:
а) программу деятельности предприятия по реализации его цели;
б) план производства продукции (работ, услуг);
в) план формирования ресурсов предприятия;
г) программу экономического развития предприятия.
1.10. Выберите правильный вариант ответа
Показатель производственной мощности используется:
а) для оценки финансового состояния предприятия;
б) расчета численности персонала;
в) обоснования возможности выполнения производственной программы;
г) для определения прибыли.
1.11. Выберите правильный вариант ответа
Не являются характеристиками производственной программы:
а) номенклатура и ассортимент выпуска продукции;
б) показатели качества продукции;
в) показатели объема выпуска продукции;
г) текущие затраты на производство продукции.