Сама деревня приказала долго жить совсем недавно.




Р.п. Арья

Уренский район

2018
Крещение, венчание, кончина – основные жизненные вехи. Как правило, выбор спутника жизни ложился на плечи родителей молодых. Невесту жениху подбирали обычно в недальнем селении, в крупных же селениях не гнушались родниться с односельчанами, только сваты тщательно выясняли родословные молодых, чтобы не случилось кровосмешения, пагубно сказывавшегося на потомстве.

 

АКСЕНОВО

Историческая справка: АКСЕНОВО (стар. назв. МИТРОФАНОВО после слияния с соседней деревней под этим назв.), деревня на юго-западе Уренского р-на в 21 км от райцентра. Коренная религ. группа – старообрядцы-поповцы. В 1871 – 10 х-в, 71 житель (в составе Семеновской волости Урень-края).

Массивное каменное здание Богородицкой церкви на целых 3 престола (в честь Вознесения Господня, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в честь святителя Николая Чудотворца) в селе Семенове было построено в 1846 году Департаментом уделов на средства прихожан. Достопримечательностью церкви стали древние иконы Рождества Богородицы и святителя Николая, перешедшие из упраздненного Красноборского раскольнического монастыря. Сохранился четверик фундамента здания церкви (на снимке), в котором в безбожные времена существовал клуб, а, обрастя пристройками, вместил в себя административные учреждения. В 2011 аналогичная церковь, уже древлеправославная, построена на новом месте.

Венчаний жителей Аксенова в Семеновской церкви Рождества Пресвятой Богородицы в 50-е годы XIX века не зафиксировано, что свидетельствует о том, что крестьяне были почти поголовно старообрядцами и в православной церкви совершать обряд отказывались. Потому установить некие родственные связи в данном случае затруднительно.

В метрических книгах имеются три записи о переходе местных крестьян из древлеправославия (поповское согласие) в официальное православие.

Обряд крещения через церковь решилась совершить в крепостные 50-е годы чета Афанасия Спиридоновича и Анны Якимовны, крестив сына Афанасия (крестным отцом стал Гавриил Григорьевич из Вязниковского уезда Владимирской губернии). Перед этим Афанасий Спиридонович из раскола обратился в лоно православной церкви, иначе обряда бы не случилось. А по его стопам в 1859 году пошел земляк – Степан Кузьмич.

Еще одна запись - в 1862 году – свидетельствует о переходе из раскола в православие некой Анны Григорьевны.

Возможно, редкое имя Афанасия Афанасьевича, появившегося на свет еще при крепостном праве, позволит потомкам восстановить родословную, ведь теоретически предок мог дожить до начала Великой Отечественной войны.

По проложенному Афанасием Спиридоновичем пути пошел и брат его - Фотий Спиридонович с женой Дарьей Мартьяновной, крестив дочь Александру по православному обычаю (крестная мать – Анна Михайловна из соседней деревни Афанасьево). Наконец, Назар Кузьмич и Александра Федоровна крестили сына Иеремию.

Сегодня в Семенове проживают Аксеновы – потомки жителей исчезнувшей деревни. И в районе довольно много носителей фамилии Аксеновых, что далеко не случайно. Деревни нет, а жители остались.

 

АРТАМОНОВО

Историческая справка: АРТАМОНОВО (или ШИШИГИНО) сейчас входит в черту г. Урень. Значится в списках рекрут. набора в 1835. Назв. – от имени первопоселенца. Коренная религ. группа – старообрядцы-спасовцы. В 1870 – 5 х-в, 44 жителя, в 1907 – 16/80 (в составе Уренской волости).

Любопытно, что в 80-е годы XIX века здравствовали еще потомки первопоселенца деревни – Артамона: Петр Иванович Артамонов, Никифор Артамонов и Иван Артамонов. Они фамилию свою получили от деда, будучи призванными в армию. Им, принявшим православную веру, и выпала честь быть крестными отцами у детей земляков и в поручителях при венчаниях.

А вот Акилина Федоровна Шишигина получила свою фамилию от второго названия деревни. Шишига – это нечистая сила. Почему Артамоново носило такое второе название, неизвестно. Видимо, существовало какое-то предание.

Несмотря на близость к Уреню с его насаждаемым попами никонианским православием, многие жители Артамонова упрямо держались за старую веру. Известны лишь два случая за десятилетие перехода из раскола Спасова согласия в православие – крестьянских 20-летних девиц Стефаниды Ефимовны в 1883-м и Ульяны Ивановны в 1888 году. Скорее всего, случилось это перед замужеством.

А вот венчания по православному обычаю в этой небольшой в те далекие годы деревне в метрических книгах зафиксированы.

28-летний запасной рядовой Михаил Савельевич Красильников обвенчался с 26-летней Надеждой Ивановной из деревни Золотово. У Михаила в поручителях были два родных брата – Никита и Яков Потехин.

Брат Михаила бесфамильный Никита Савельевич в сожительстве с Дарьей Ивановной нажил в 1888 году сыновей Федора и Ивана. И это был единственный случай крещения детей по православному обряду.

26-летний Никифор Ефимович в 1889 году выбрал себе в жены 22-летнюю Анисью, дочь Ивана Емельяновича из деревни Петрово. У Никифора Ефимовича был брат Федор Ефимович Скворцов, который будет репрессирован в 30-е годы.

Итак, две родственные по селениям связи найдены – деревни Петрово и Золотово.

У скончавшегося в эти годы Ивана Григорьевича остались сыновья Ларион и Никифор и упомянутая выше дочь Ульяна, сначала принявшая православие, а затем вышедшая замуж за 27-летнего Федора Ивановича Капитанова в соседнюю деревню Никитино. И это будет третья родственная связь.

Еще в поручителях венчающихся значатся местные жители Константин Ульянович, Панфил Елевфериевич и Евфросинья Федоровна - молодые люди, которые наверняка захватили годы советской власти.

Сегодня в Уренском районе довольно много людей носит фамилию Артамоновых. Знайте же, деревенька, теряющая свое название в составе города Уреня, – ваша прародина.

 

АРЬЯ БОЛЬШАЯ

Историческая справка: АРЬЯ БОЛЬШАЯ, деревня в центр. части Уренского р-на в 12 км к востоку от райцентра. Коренная религ. группа старообрядцы-спасовцы. Значится в данных переписи населения в 1719 (одно из 6 старейших селений р-на). В 1870 – 51 х-во, 354 жителя (в составе Уренской волости).

В метрических книгах Уренской Трехсвятительской церкви довольно много фамильных записей актов гражданского состояния крестьян деревни Большой Арьи. Однако однофамильцев практически не встречается. Это характерная особенность того времени. Сплошь и рядом можно было видеть, что братья из одной семьи носили разные фамилии, и только отчества могли как-то прояснить картину. Носителями же фамилий были прежде всего отслужившие в армии солдаты.

Наиболее интересным явлением в свете обсуждаемого вопроса родственных связей является общение крестьян разных сел и деревень при сватовстве. Рассмотрим наиболее значимые ситуации. Деревня Большая Арья – одна из крупнейших в волости, и сватовство однодеревенцев потому здесь не было редким. Выбор спутников жизни был велик.

Поскольку жителей деревни, обладавших фамилиями, довольно много, то, чтобы не затруднять внимание читателя, я выложу некоторые, наиболее связанные фамилии, списком по родственному признаку.

Афанасьев Иван Васильевич, запасной рядовой.

Марфа Васильевна, его жена.

Диомид (р. 1885), их сын (крестный отец – брат Ивана Федор).

Веселов Петр Васильевич Веселов, 27-летний запасной старший унтер-офицер, в 1885 году женился на 22-летней Вассе Яковлевне, дочери вдовы Анисьи Ивановны из деревни Буренино.

Власов Петр Адрианович, запасной рядовой гусарского полка.

Евдокия Архиповна, его жена.

Мирон (р. 1885), их сын

Киселев Василий Ларионович.

Екатерина Архиповна, его жена.

Артемий и Ефимий (р. 1886), их дети-близнецы (одной из крестных матерей младенцев стала сестра Василия Акилина).

Комаров Федор Ефимович, запасной рядовой.

Евдокия Васильевна, его жена.

Семен (р. 1890), их сын.

Павел, их сын.

Куракин Игнатий Семенович, 19-летний сын солдатской вдовы Евдокии Алимпиевны, в 1885 году женился на 21-летней Ирине Феодуловне, дочери Феодула Климентьевича.

У 24-летнего Леонтия Феодуловича, сына Феодула Климентьевича в 1882 году выбор пал на 27-летнюю Федосью Ивановну, дочь Ивана Терентьевича из Большой Малиновки.

23-летняя сестра Ирины - Евдокия Феодуловна была выдана замуж за 32-летнего запасного рядового Ивана Софроновича Смирнова из Малой Шалеги.

Лебедев Агафон Егорович, 27-летний запасной рядовой гусарского полка, в 1889 году взял в жены 20-летнюю землячку Анну Андреевну, дочь Андрея Ивановича.

Мигунов Петр Иванович, запасной рядовой.

Акилина Игнатьевна, его жена.

Иван, их сын.

Незнайкин Алексей Григорьевич, запасной рядовой, в 26 лет обвенчан с ровесницей Пелагеей Ивановной, дочерью вдовы Ирины Ивановны из деревни Бобылевки.

Михаил (р. 1890), их сын.

Орлов Федор Харитонович, младший фейерверкер.

Агрипена Ефимовна, его жена.

Анастасия (р. 1882), их дочь.

Феодосия (р. 1886), их дочь.

Марфа (р. 1889), их дочь.

Ремезов Иван Анисимович, 21-летний запасной рядовой, обвенчан с 22-летней Ксенией Григорьевной из Большой Шалеги.

Анна, их дочь (р. 1889).

Скворцов Андрей Ефимович.

Анна Флоровна, его жена.

Екатерина (р. 1882), их дочь.

Александр (р. 1886), их сын.

Матрена (р. 1889), их дочь.

Соловьев Петр Иванович, сын Ивана Авдеевича, в 1884 году в возрасте 21 года обвенчан с 20-летней Феоктистой Артемьевной, дочерью Артемия Сергеевича.

Георгий, их сын.

Чиркин Александр Иванович, проживавший в деревне с женой Ульяной Яковлевной на полевых заработках.

Александр (р. 1881), их сын.

Дальше пойдет ряд большей частью бесфамильных молодоженов.

Причем невесты арьевских парней в первую очередь были из ближних селений.

У 25-летнего Николая Савельевича, сына Савелия Лукояновича, в 1882 году выбор пал на 21-летнюю Елену Арсеньевну, дочь Арсения Васильевича из деревни Бобылевки.

У 22-летнего Василия Кузьмича, сына Кузьмы Антиповича в том же 1882 году – на ровесницу Ксению Мартьяновну, дочь Мартьяна Никитича из Кочешкова.

И еще все в том же году у 25-летнего Лазаря Григорьевича, сына Григория Архиповича, выбор пал на 29-летнюю Дарью Ивановну, дочь Ивана Денисовича из села Темта. В 1889 году них появится дочь Агрипена.

Избранницей 25-летнего отставного рядового Макара Евдокимовича, сына Евдокима Климентьевича, в 1882 году стала Параскева Федоровна, дочь Федора Даниловича из деревни Бобылевки.

Такой же выбор в 1887 году достался 22-летнему Андрею Ивановичу, сыну Ивана Панфиловича, взявшему в Бобылевке себе в жены 23-летнюю Марию Ефимовну, дочь Ефима Осиповича.

Много реже бывали невесты из дальних деревень.

У 20-летнего Меркурия Ивановича, сына Ивана Родионовича в 1885 году - 21-летняя Федосья Ивановна, дочь вдовы Ирины Ивановны, - из Большого Тарбеева.

Принцип «ближности» в крестьянских делах был очень важен в силу отсутствия надежных дорог между селениями, когда могла вдруг понадобиться помощь сватов.

Но вот 23-летний Афиноген Дмитриевич был обвенчан с 17-летней Марией (Маврой) Андреевной, дочерью Андрея Артемьевича из очень дальней деревни Голяково. Поручителями при венчании стали его братья Иван и Михаил. У молодых появился сын Павел, однако в августе 1889 года Мария скончалась в Уренской больнице, доставленная с отравлением спорыньей, что весьма похоже на самоубийство.

Афиноген Дмитриевич недолго вдовствовал. В этом же 1889 году в возрасте 28 лет вторым браком был обвенчан с засидевшейся в девках 30-летней Маврой Михайловной, дочерью умершего крестьянина Михаила Кирилловича из Большой Малиновки. На этот раз поручителями стали два других его брата – Игнатий Павел.

Брат Афиногена Дмитриевича Иван в 1888 году с женой Анной Матвеевной крестили сына Федора. Сестра Анисья пока еще подрастала.

Продолжим список молодоженов.

В 1884 году обвенчаны 22-летний Сергий Климентьевич, 22 лет, сын умершего Климентия Петровича, и 19-летняя Варвара Феофилактовна, дочь Феофилакта Степановича из деревни Тарбеево (Коровино тож). Их дочь Александра родится в 1890 году.

Михаил Сампсонович, 21 года, сын, Сампсона Климентьевича, в 1882 году обвенчан с Анастасией Ивановной, 23 лет, дочерью Ивана Панфиловича.

Брат Анастасии - Андрей Иванович, 22 лет, в 1887 году присоединен к православной церкви из раскола по Спасову согласию и обвенчан с 23-летней Марией Ефимовной, дочерью Ефима Осиповича из деревни Бобылевки.

Обвенчаны Меркурий Евфимович Терехов, 26 лет, и Ксения Ивановна, 27 лет, дочь Ивана Ивановича.

Василий Михайлович, 20 лет, сын Михаила Ксенофонтовича, в 1882 году обвенчан с ровесницей Федосьей Алексеевной, дочерью Алексея Дементьевича. Поручителем по невесте был ее брат Василий. У них в 1888 году родится дочь Екатерина.

Николай Савельевич, 25 лет, сын Савелия Лукояновича, обвенчан с 21-летней Еленой Арсеньевной, дочерью Арсения Васильевича из деревни Бобылевки.

Василий Кузьмич, 22 лет, сын Кузьмы Антиповича, в 1882 году обвенчан с ровесницей Ксенией Мартьяновной, дочерью Мартьяна Никитича из деревни Кочешково.

Анна (р. 1888), их дочь.

Кузьма (р. 1889), их сын.

В 1882 году Лазарь Григорьевич, 25 лет, сын Григория Архиповича, обвенчан с Дарьей Ивановной, 29 лет, дочерью Ивана Денисовича из села Темта. У них была дочь Агрипена.

Яков Григорьевич, 22 лет, сын Григория Архиповича, обвенчан с 23-летней Матреной Осиповной, дочерью Осипа Силантьевича. Поручителем по невесте был ее брат Петр.

Иван Федорович, 24 лет, сын Федора Лукояновича, обвенчан с 20-летней Еленой Григорьевной, дочерью Григория Архиповича.

Василий Осипович, 22 лет, сын Осипа Васильевича, в 1885 году обвенчан с 20-летней Надеждой Тимофеевной, дочерью вдовы Параскевы Федоровны из деревни Никитино. Поручителем по жениху был его брат Игнатий.

В 1885 году обвенчаны Меркурий Иванович, 20 лет, сын Ивана Родионовича, и 21-летняя Федосья Ивановна, дочь вдовы Ирины Ивановны из деревни Тарбеево.

Обвенчана 19-летняя Параскева Ивановна, дочь Ивана Антоновича.

Из поручителей при венчании можно выделить разве что носителя фамилии Комаровых – запасного рядового Федора Ефимовича. Фамилия эта и поныне бытует в деревне. Но новая эпоха, спустя век, принесет в Большую Арью и новые фамилии: Ильины, Кокурины, Румянцевы, Смирновы, Шабаровы – вот кто сейчас «правят бал» в фамильном списке.

Далее обратим взор на фамилии восприемников, иначе говоря, крестных отцов и матерей при рождении ребенка. Ими чаще всего становились братья-сестры младенцев и прочие родственники, но порой эту функцию исполняли и случайные люди, заменявшие не явившихся на церковный обряд по какой-то причине восприемников.

Из арьевских восприемников в метриках мы видим солдаток Евдокию Павловну Чуприну, Евдокию Васильевну Комарову, Лукию Матвеевну Прокофьеву. И это объяснимо: в случае смерти родителей ребенка, воспитание последнего могли принять на себя как раз восприемники. А солдатки часто оставались бездетными вдовами по причине гибели мужей на службе или увечья, полученного на этой службе, не позволявшего иметь детей.

Особенно почетным считалось иметь в восприемниках служилых людей. Вот отчего так много в этой категории отслуживших солдат: отставной матрос Егор Петрович Чуприн (жена Анисья Максимовна родила ему сына Федора в 1889 году), запасной унтер-офицер Иван Давыдович Виноградов, запасной рядовой Михаил Ефимович Комаров.

К тому же роду Чуприных относился Сергей Климентьевич Чуприн, ставший крестным отцом девочки Татьяны из починка Понуровского.

Встречаются и крестьяне, заполучившие фамилию по каким-то другим обстоятельствам. К примеру, Меркурий Ефимович Терехов, Федор Григорьев Ремезов.

Связи с другими селениями Уренской волости отражает приглашение в восприемники крестьянской девицы Маремьяны Гурьяновны из деревни Тулаги и крестьянской же девицы Евдокии Ивановны из соседнего села Темта.

Экзотикой считалось восприемничество далеко живущих родственников. Чести быть крестной матерью была удостоена Яранского уезда деревни Крутовражской крестьянская девица Мария Ивановна.

Далее - список крестившихся бесфамильных детей.

Александра (р. 1890), дочь Георгия Ивановича и Мавры Андреевны.

Варвара (р. 1881), Феодор, Марфа (р. 1883) и Николай, дети Архипа Климентьевича и Феклы Патракеевны.

Александр (р. 1882), сын Ивана Панфиловича и Лукерьи Петровны.

Евфимий (р. 1883), сын Григория Прокофьевича и Пелагеи Панфиловны.

Александра (р. 1890) и Кондрат (р. 1890, умер 4 недель от роду), дети Тараса Панфиловича и Мариамны Филипповны.

Анна (р. 1883) и Марфа (р. 1883), дочери Прохора Ефимовича и Параскевы Степановны.

Пелагея (р. 1886), Михаил (р. 1888), Алексей (р. 1890), Марфа и Иван, дети Игнатия Ефимовича и Параскевы Никитичины.

Епистимия (р. 1886) и Василий (р. 1889), дети Федора Давыдовича и Евдокии Дмитриевны.

Евдокия (р. 1886), дочь Лариона Васильевича и Евфимии Дементьевны.

Иоанн, сын Ильи Прокофьевича и Федосьи Ларионовны.

Елена, дочь Кирилла Ивановича и Марии Прокофьевны.

Иоанн (1889), сын Павла Михайловича и Александры Николаевны.

Иоанн и Павел, сыновья Василия Артемьевича и Вассы Савельевны (крестный отец у Иоанна – брат Вассы Михаил).

Александр (р. 1888), сын Савелия Андреевича и Параскевы Савельевны.

Андрей (р. 1882), сын Степана Антиповича и Екатерины Васильевны.

Андрей (р. 1882) и Вера, дети Василия Антоновича и Матрены Антиповны.

Карп (р. 1882), сын Василия Антроповича и умершей при родах жены Марфы Филипповны.

Андрей (р. 1882), сын Андрея Васильевича и Мавры Якимовны.

Мария (р. 1890), дочь Трофима Андреевича и Ульяны Федоровны (крестная мать девочки – сестра Трофима Параскева).

Ирина (р. 1889), незаконнорожденная дочь Домны Михайловны от сожительства с Григорием Андреевичем.

Мария (р. 1881) и Устинья, дочери Якова Петровича и Ирины Ивановны.

Евфимия (р. 1890), дочь Емельяна Яковлевича и Ксении Авксеновны (крестным отцом стал брат Ксении Дмитрий).

Яков (р. 1886) и Акилина (р. 1888), дети Якова Яковлевича и Ирины Аверьяновны.

Александра (р. 1889), дочь Григория Харитоновича и Матрены Анисимовны.

Агрипена, дочь Лазаря Григорьевича и Дарьи Ивановны.

Никифор (р. 1888), незаконнорожденный сын Пелагеи Григорьевны.

Евдокия (р. 1882) и Ераст (р. 1889), дети Антона Осиповича и Параскевы Астафьевны. Старший сын Михаил стал крестным отцом у Ераста.

Кузьма (р. 1889), сын Василия Кузьмича и Ксении Мартьяновны.

Федор (р. 1886) и Елена (1889), незаконнорожденные дети Устиньи Петровны, состоящей в сожительстве со Степаном Ивановичем.

Алексей (р. 1888), сын Ивана Кондратьевича и Евдокии Феоктистовны (крестный отец младенца – брат Ивана Тимофей).

Матрена (р. 1883), дочь Герасима Корниловича и Марьи Васильевны.

Небольшой список бесфамильных новообращенных жителей из раскола по Спасову согласию в официальное православие.

Михаил, 21 года, сын Егора Кирилловича, в 1888 году.

Александр, 13 лет, сын Ульяны Ивановны, в 1890 году.

Георгий, 18 лет, сын Ивана Ивановича.

Несколько имен умерших.

Симеон Иванович, 53 лет, умер в 1881 году «от излишнего употребления спиртных напитков».

Сергей Григорьевич Гусев, 45 лет, отставной солдат, в 1884 году умер от порока сердца.

В религиозном плане приверженцев Спасова согласия в деревне в рассматриваемый период времени практически не осталось, хотя старообрядцы как таковые оставались, но делиться на толки и согласия, как прежде, уже не стремились. В частности, Макарий (Макар), 25-летний пасынок отставного рядового Евдокима Климентьевича Кокушкина, 1860 года рождения, был присоединен к православной церкви из раскола Спасова согласия, а затем обвенчан с 21-летней Параскевой Федоровной, дочерью Федора Даниловича из деревни Бобылевки.

В заключение хочу высказать мысль на тему старейших фамилий в Большой Арье. По моим сопоставлениям, это Кокушкины и Гусевы.

 

АРЬЯ МАЛАЯ

Историческая справка: АРЬЯ МАЛАЯ (первонач. АРЕЙКА), деревня на сев.-востоке Уренского р-на в 21 км от Уреня. Значится в данных Ген. межевания в 1790. Основана переселенцами из Б. Арьи, отсюда назв. Коренная религ. группа – старообрядцы-спасовцы. В 1856 – 8 х-в, 100 жителей. В 1907 – 41/258 (в составе Уренской волости).

Население отдаленной деревни Уренской волости почти сплошь было старообрядческим, потому так редки записи гражданского состояния в метрических книгах Уренской православной церкви.

За 8-е десятилетие XIX века зафиксировано лишь четыре случая крещения детей – двух девочек и одного мальчика – Любови (р. 1889), Марии (р. 1881) и Макария. Причем все они из одной крестьянской семьи Николая Елисеевича и жены его Евдокии Тимофеевны. В одном случае крестным отцом был брат Николая Елисеевича – Никита, а в остальных – девица Маремьяна Ефимовна и сестра ее Екатерина Ефимовна.

В восприемниках также побывала Марья Харламовна.

И только в двух записях – венчание девушек, вышедших замуж за парней из другого селения, по православному обряду. Наталья Никифоровна, 23 лет, в 1885 году была выдана замуж за Василия Астафьевича, 24 лет, из деревни Свищево. Поручителем невесты был ее брат Арсений. Еще одним ее поручителем был Лазарь Трофимович.

Параскева Осиповна, 21 года, выдана замуж за 25-летнего Иосафа Симеоновича, сына Симеона Трифоновича из той же деревни Свищево. Но в поручители невесте были приглашены крестьяне из Большой Елховки, видимо, имевшие какие-то родственные связи. У жениха были также брат Федор и сестра Надежда, которая в 19 лет тоже была выдана замуж.

Можно представить себе, сколь сложно было проживать семьям православным среди старообрядческого люда, который в те давние времена даже своими колодцами не дозволял пользоваться «никонянам».

В километре от деревни в местечке Городные до сих пор местные жители собираются в июле на молебны у двух могил, в которых похоронены более полутора веков назад святые отцы древлеправославной веры.

 

АФАНАСЬЕВО

Историческая справка:АФАНАСЬЕВО, деревня на юге Уренского р-на в 27 км от Уреня. Кол-во х-в не превышало 8. Упоминается в данных переписи населения в 1723 и Ген. межевания в 1790. Основано переселенцами из д. Кондобаево. Назв. по имени одного из них. Коренная религ. группа – старообрядцы. В 1856 – 3 х-ва, 33 жителя, в 1907 – 7/35 (в составе Семеновской волости Урень-края).

Крохотная деревня – одна из самых глухих в пределах Семеновской волости Урень-края (тогда – Уренского приказа), но каким-то чудом пережила атеистические времена, сохраняя старообрядческую веру в чистоте. К православной вере из раскола поповского согласия «прилепились» только дети из семейства крестьянина Мартьяна. В 1863 году это сделали его дочери Наталья и Варвара.

У сестер были братья Михаил и Аггей, тоже принявшие православие. Аггей Мартьянович крестил с женой Александрой Зиновьевной сына Авксентия еще при крепостном праве в 50-е годы, а Михаил стал у младенца крестным отцом.

В 1918 году деревня стала пристанищем для беглых участников Уренского крестьянского мятежа. В годы советской власти преимущественными для жителей стали фамилии Веселовых и Булатовых. Последние жители деревни покинули Афанасьево в 1958 году. Хотя фамилия Афанасьевых тоже закрепилась на территории района. И кто знает, не из этой ли деревеньки она родом.

 

БАГРЕЦ

Историческая справка: БАГРЕЦ, деревня в сев.-вост. части Уренского р-на на р. Багречовка в 16 км от райцентра. Значится в данных Ген. межевания в 1790. Основан переселенцами из д. Бобылевка. Коренная религ. группа – старообрядцы-спасовцы. Своз в февр. В 1870 – 24 х-ва, 176 жителей (в составе Уренской волости).

В рассматриваемый период времени деревня Багрец была довольно большим селением. Священники - инициаторы перекрещивания старообрядцев-спасовцев в православную Греко-латинскую веру уделяли таким особенное внимание. Данный процесс шел в Багреце полным ходом. Весьма часто переходили из раскола в лоно православной церкви молодые люди перед женитьбой, чтобы провести обряд венчания под храмовыми сводами.

Так, к примеру, в 1890 году поступил сын Гурьяна Ларионовича Филипп Гурьянович (поручителем по жениху был его брат Иван), 23 лет, женившийся на Надежде Ефимовне, 21 года, дочери Ефима Егоровича из деревни Большой Елховки Черновской волости Урень-края. Или же перекрещивание происходило прямо во время венчания. Особенно, если молодые были одной древлеправославной веры.

Сестра Надежды - единоверка Ирина Ефимовна в 1888 году родила дочь Анну от запасного рядового Василия Константиновича Веселова православного вероисповедания из деревни Буренино. Потому их дочь была признана незаконнорожденной. Крестными отцом и матерью в данном случае были крестьянские дети Алексей Иванович Костров и Анна Кондратьевна Ершова.

Новокрещеные при рождении первенцев предпочитали приглашать в крестные отцы из земляков людей служилых и прочих, имевших фамилии. Вот примеры.

Отставной матрос Артемий Савинович Рябков, приютивший падчерицу Ксению Ивановну, стал крестным отцом у нескольких младенцев. Еще и второй его брат – Петр Савинович. А Рябков Федор Степанович, сын Степана Савиновича, стал крестным отцом у уренского мальца, но в 1889 году в возрасте 30 лет умер от чахотки.

Подобная картина и с крестными матерями. Татьяна Михайловна из того же рода Рябковых стала восприемником не одного младенца. Ее сестра Ксения – также. Не отставал от Татьяны Михайловны и брат – Федор Михайлович. Он и у родственников своих - Якова Ефимовича и Агрипены Васильевны Шмелевых крестил дочерей Матрену и Параскеву.

После смерти Агрипены Васильевны 27-летний Яков Ефимович в 1885 году взял в жены 23-летнюю Надежду Григорьевну из Максимовки, заимев от нее в 1889 году дочерей Анну и Евдокию, а еще и Гликерию. И у них стал крестным отцом брат Федор Михайлович. Словом, Рябковы в вопросе восприемничества задавали в Багреце тон. А Яков Ефимович, выходит, стал отцом пяти дочерей!

В случае, если своих крестных не хватало, обращались к соседям. Так, в крестные отцы заделался крестьянин из недальней деревни Панфилово Абросим Сергеевич Смирнов.

Люди служилые, сами принявшие Греко-латинскую веру в годы службы, и детей стремились крестить в Уренской православной церкви. Так поступили, к примеру, Григорий Степанович Удалов с женой Ксенией Ивановной, крестив сыновей Ивана и Федора (р. 1889) и Афанасия (р. 1890).

Петр Ефимович Шмелев и жена его Параскева Дмитриевна в 1888 году прибегли к услугам Уренской церкви при крещении сына Ефима.

Получили фамилии в армии бомбардир-наводчик Константин Николаевич Рыбаков и Петр Андрианов.

Обзавелся фамилией и Федор Михайлович Шмелев при неизвестных обстоятельствах.

Багрецкие парни охотно роднились с соседями. 23-летний Парфен Захарович взял в жены 21-летнюю Екатерина Макаровну из села Темта, дочь крестьянской вдовы Ольги Васильевны.

31-летний Николай Николаевич вторым браком в 1889 году женился на Ирине Федоровне, 27-летней дочери Федора Яковлевича из деревни Большое Горево, засидевшейся в «старых девах». У жениха была сестра Александра.

В 1888 году обвенчаны Федор Иванович, 22 лет, сын Ивана Ефимовича и Елена Ермиловна, 20 лет, дочь Ермила Васильевича из деревни Кочешково.

Но и собственных невест в дереве хватало.

25-летний Антон Гаврилович, сын Гавриила Никифоровича, взял в жены 20-летнюю землячку Евдокия Родионовну, падчерицу Василия Павловича. В 1889 году у них родится сын Феодор.

Брат Евдокии 24-летний Агафон Родионович также женится на землячке 21-летней Ксении Трофимовне, дочери Трофима Ульяновича.

Неженатым пока оставался его брат Петр Родионович.

24-летний Алексей Ефимович, сын Ефима Антоновича, также взял в жены местную девушку, 23-летнюю Ульяну Ивановну, дочь Ивана Алексеевича.

Багречане игнорировали при этом самую ближнюю деревню – Бобылевку, с которой вели постоянные споры и вражду из-за сенокосов и рыбных ям на речке Багречовке.

Багрецкие девушки охотно шли замуж за парней из уренских селений. Акилина Кузьминична, 19-летняя дочь Кузьмы Ульяновича, вышла замуж за Петра Яковлевича Цветкова из села Темта.

Ее ровесница и тезка Акилина Ивановна, дочь Ивана Антоновича, вышла замуж за 33-летнего вдовца Петра Васильевича из Титкова.

В другую же деревню вышла замуж 20-летняя Екатерина Осиповна, дочь вдовы Зиновии Федоровны.

В поручителях при венчании также случались молодые люди из соседних деревень: Лаврентий Фирсович из Большой Елховки, Фома Васильевич из Малой Малиновки, Иван Парамонович Веселов – из Тулаги, Онисим Федорович – из Большого Горева.

Увеличивалось население деревни за счет рождающихся детей.

В 1881 году у Захара Кузьмича и Евдокии Васильевны родился сын Илья (дочь Анна родилась ранее), у его брата Егора Кузьмича и Гликерии Никитичны – дочь Екатерина (дочь Агрипена родилась ранее), дочь Елена родилась у Ивана Михайловича и Параскевы Аникеевны (дочь Ирина родилась ранее).

В 1885 году родились дочь Анна и сын Никандр у Николая Николаевича и Евдокии Панфиловны, в 1889 – дочь Фотинья у Ивана Терентьевича и Матрены Матвеевны.

В советские годы сложился основной фамильный ряд деревни Багрец: Бобины, Никифоровы, сохранили свои позиции Рябковы и Шмелевы. А самой деревне суждено было исчезнуть с лица земли в 1988 году с выездом последней жительницы, Гусевой Зинаиды Кузьминичны, на жительство в поселок Арью.

Не найдена родственная привязка следующих жителей деревни:

Авдей Савинович.

Екатерина Васильевна.

Федосья Андреевна.

Евдокия Ивановна.

Даниил Антонович.

Ераст Антонович.

Федосья Яковлевна.

Самуил Константинович.

Илья Ларионович.

Николай Алексеевич.

Дарья Мартьяновна.

Мария Григорьевна.

 

БЕЗБОРОДОВО

Историческая справка: БЕЗБОРОДОВО, деревня в центр. части Уренского р-на в 6 км к юго-западу от Уреня. Значится в данных Ген. межевания в 1790. Основано ок. 1775, по преданию, безбородыми братьями Аксеновичами из Тамбовской губернии, отсюда назв. деревни. В 1856 – 8 х-в, 77 жителей, в 1907 - 27/134 (в составе Уренской волости).

У коренных уренцев издревле сложилось насмешливое отношение к жителям данной деревни. Во-первых, за то, что согласно легенде здесь среди бородатых мужиков-староверов нашли пристанище безбородые братья Аксеновичи, отчего и деревню прозвали Безбородовым. Во-вторых, за то, что она «славилась» количеством незаконнорожденных детей.

Посудите сами, только за несколько последних лет 8-го десятилетия XIX века от пятерых женщин здесь родились девятеро безбрачных детей.

Андрей, незаконнорожденный сын Матрены Ивановны из Варнавинского уезда Макарьевской волости деревни Страли, был прижит ею в 1889 году от местного крестьянина Петра Лазаревича.

А у крестьянской вдовы Марфы Егоровны, состоящей в незаконном сожительстве с отставным рядовым деревни Ломы Яковом Соловьевым, так даже двое незаконнорожденных – сын Георгий и дочь Агрипена (р. 1890). Кроме того, у вдовы был брат Николай.

Девица Наталья Симеоновна сначала в 1887 году родила вне брака от Степана Петровича Торопыгина сына Ивана, затем, также вне брака, в 1890 году от Симеона Тимофеевича Земляникина дочь Агапию. Крестной матерью Агапии станет родственница прежнего сожителя – Устинья Яковлевна Торопыгина.

Кстати, сестра Симеона Тимофеевича Маремьяна своего сына Арсения в 1882 году родила в законном браке от Михаила Авксентьевича. И это был единственный случай такого рода в рассматриваемый период времени. У Маремьяны Тимофеевны были еще сестра Евдокия и брат Федор (Феодул), а у ее мужа Михаила – брат Николай.

В 1889 году крестила по православному обряду своего незаконнорожденного сына вдова Анна Ефремовна. Крестным отцом был избран Сергей Федорович Лазарев.

Сестра Анны – Евдокия Ефремовна - в этом же году родила незаконнорожденного сына Павла.

Двое незаконнорожденных и у Ксении Степановны: сыновья Константин (р. 1888) и Александр (р. 1885), которых она прижила от Мокия Егоровича Храмцова.

Фамилия Храмцовых станет главенствующей во все годы существования деревни Безбородово. Увы, четверо мужчин из рода Храмцовых сложат свои головы на фронтах Великой Отечественной войны.

Довольно редкая для Безбородова фамилия Суматохиных нашла прописку в деревне. Носителем ее стал Евдоким Андроникович, женатый на Марии Николаевне, который передал ее дочери Екатерине (р. 1881) и сыну Сергию (р. 1885).

Дожили до наших времен фамилии Никиты Титовича Соловьева (у него с женой Анной Николаевной были дети Федор (р. 1881), Анна (р. 1887) и Евдокия) и Сергея Федоровича Лазарева, у которого был брат Николай.

Интересна история с восприемниками рождавшихся в деревне детей. Почему-то безбородовцы предпочитали приглашать на эту роль более не земляков, а далеко и не очень далеко живущих родственников. Так в крестных отцах значатся Андрей Павлович Захлыстин из деревни Колпаково Лапшангской волости, Климентий Ефимович Корнеев из деревни Чаловой Вязниковского уезда Груздовской волости, отставной старший унтер-офицер Василий Стефанович Смирнов из деревни Петрово Баковской волости. Из более ближних селений – Артемий Иванович из Содомова (Орехово тож) и Никон Яковлевич из Ломов. Объяснить это можно опять же с помощью фактов рождаемости незаконнорожденных детей, о чем людей дальних, полагаю, просвещать не стремились.

Из местных же жителей в восприемницах значатся Анастасия Прокопьевна да Марья Михайловна.

Что касается венчаний, то за десятилетие в метрических книгах Уренской Трехсвятительской церкви имеется лишь одно свидетельство. Обвенчана была в 1882 году 21-летняя Дарья Ильинична, дочь крестьянина Ильи Викуловича, с 34-летним Василием Антоновичем из Большого Горева, женившимся повторно. Поручителем по невесте был ее брат Симеон Ильич.

Зафиксирован в метрической книге единственный случай перехода из раскола беглоповского толка в православие 21-летнего Федора, сына Никифора Федотовича. Да единственный случай смерти в 1888 году – безродного Петра Владимировича, похороненного на уренском кладбище. «Неопознанными» в метриках остались бесфамильные Спиридон Власьевич и Параскева Антоновна.

БЕЗВОДНОЕ

Историческая справка: БЕЗВОДНОЕ, деревня в вост. части Уренского р-на в 19 км от Уреня. Значится в данных переписи населения в 1723 и Ген. межевания в 1790. Коренная религ. группа - старообрядцы-спасовцы. В 1907 – 34 х-ва, 203 жителя (в составе Уренской волости).

Безводное в XIX веке, деревня немалого размера, представляло собой один из оплотов старообрядчества. Крещений младенцев в Уренской православной церкви не признавало. Венчаний же молодых в метрических книгах Уренской православной церкви зафиксировало только три.

Герасим Степанович Соловьев, из деревни Максимовки уволенный в запас рядовой, 28 лет, в 1881 году взял в жены Анну Александровну, старую деву, 30-летнюю дочь Александра Сидоровича. В поручителях по невесте были ее братья Данила и Иван.

Иван Кононович, 23-летний сын Конона Ефимовича из деревни Большое Тарбеево, взял в жены безводновскую девушку Матрену Артамоновну, 20 лет, дочь умершего крестьянина Артамона Михайловича. Одним из свидетелей был брат Матрены – Федор. Сестра невесты – Пелагея вышла замуж в 28 лет.

Еще одна Пелагея – Григорьевна – родит вне брака сына Никифора.

В крестных матерях значится девица Наталья Ивановна (Ионовна). Не найдена родственная прив



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: