Личность и судьба А. П. Чехова. Основные черты чеховского творчества, своеобразие мастерства писателя




Чехов признавался: «Моё святое святых ‒ это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чём бы последние две ни выражались». В этом уроке мы поговорим о судьбе и творчестве Антона Павловича Чехова. Выделим основные черты чеховского творчества. Разберёмся, в чём заключается своеобразие литературного мастерства Чехова.

Сегодня на уроке мы:

– Поговорим о судьбе и творчестве Антона Павловича Чехова.

– Выделим основные черты чеховского творчества.

– Разберёмся, в чем заключается своеобразие литературного мастерства Чехова.

Антон Павлович Чехов родился 29 января 1860 года в многодетной семье купца третьей гильдии Павла Егоровича Чехова. Павел Егорович держал в Таганроге бакалейную лавку. Содержать большую семью было трудно, поэтому, чтобы помочь отцу, дети после гимназии трудились в лавке отца до позднего вечера. Кроме того, им частенько приходилось страдать из-за сурового нрава отца, его ругани и побоев.

Но при всём этом Павел Егорович был художественно одарённым человеком. Он великолепно пел и играл на скрипке. А церковный хор, в котором он был регентом, приезжали слушать даже из других городов. В этом хоре пели и его дети.

Жёсткий характер Павла Егоровича как могла уравновешивала его жена Евгения Яковлевна. Она получила неплохое образование в частном пансионе благородных девиц города Таганрога. Добрая, отзывчивая Евгения Яковлевна заботилась о семье. Она старалась передать им свою любовь к литературе и театру.

В 1868 году Антон Павлович Чехов поступил в подготовительный класс греческой гимназии Таганрога. В гимназии любовь к театру и литературе окрепла, превратившись в настоящую страсть. «Театр мне давал когда-то много хорошего… Прежде для меня не было большего наслаждения как сидеть в театре…», ‒ признается Чехов в одном из писем.

В 1876 году Павел Егорович Чехов обанкротился и сбежал от кредиторов в Москву вместе с семьёй. Антон Павлович остался в Таганроге один. Он заканчивал гимназию и давал частные уроки, чтобы заработать себе на хлеб.

Закончив гимназию, Антон Павлович Чехов уехал в Москву. И в 1879 году его зачислили на медицинский факультет Московского университета. Медицину, как и литературу, Чехов считал своим призванием и даже мечтал написать диссертацию и преподавать медицину в университете.

Он не только несколько лет проработал практикующим врачом. Чехов участвовал в съездах врачей, следил за всеми медицинскими нововведениями, на свои деньги обустроил медпункт в Мелихово. Боролся с эпидемией холеры и буквально спас медицинский журнал «Хирургическая летопись». Антон Павлович считал, что «спасти хороший хирургический журнал так же полезно, как сделать двадцать тысяч удачных операций».

 

В студенческие годы Чехов начал писать короткие юмористические рассказы. Первые напечатанные рассказы Антона Павловича Чехова вышли в декабре 1879 года в журнале «Стрекоза». Рассказ «Письмо к учёному соседу» и юмореска «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.» читатели приняли с восторгом. И уже вскоре юмористические рассказы Чехова можно было увидеть сразу в нескольких журналах.

Свои рассказы молодой писатель публиковал под псевдонимами, которых насчитывается более 50. Чаще всего писатель ставил псевдоним Антоша Чехонте. Большая часть чеховских псевдонимов была своего рода весёлой игрой с читателем. Например: Брат моего брата; Врач без пациентов; Вспыльчивый человек; Гайка номер девять; Грач; Дяденька; Крапива; Лаэрт; Прозаический поэт или Пурселепетанов.

«Фамилию я отдал медицине, с которою не расстанусь до гробовой доски. С литературой же мне рано или поздно придется расстаться. Во-вторых, медицина, которая мнит себя быть серьёзной, и игра в литературу должны иметь разные клички», ‒ писал Чехов в одном из писем.

Тем не менее, в историю мировой литературы Антон Павлович Чехов вошёл под своим настоящим именем.

Востребованным автором юмористических рассказов Чехов стал ещё в студенчестве. По воспоминаниям писателя, в этот период он писал едва ли не по рассказу в день. При этом сочетая литературную работу с учёбой на медицинском факультете. Вообще, можно сказать, что вся жизнь Чехова – это упорный труд, постоянная работа над собой и стремление к совершенству.

Писатель оставил нам не только огромное литературное наследие. Антон Павлович Чехов был неутомим и в общественной деятельности: на свои деньги строил школы для крестьян, пожарный сарай и колокольню для крестьян. Посадил сады и леса в Мелихове и Ялте. В Таганроге поставил памятник Петру I и основал общественную библиотеку, пожертвовав туда более 2 тысяч книг из личной коллекции. Бесплатно принимал пациентов и помогал людям деньгами и хлопотами.

Антон Павлович Чехов путешествовал по Сибири и был на острове Сахалин, где провёл перепись населения. В результате этой поездки появилась книга «Остров Сахалин».

В одной из чеховских записных книжек есть такие слова:

«Мусульманин для спасения души копает колодезь. Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно».

Большинство современников вспоминают Чехова как чуткого и отзывчивого человека. И дела писателя говорят сами за себя. Но при этом находились и те, кто упрекал его в равнодушии и холодности. Например, знаменитый публицист Николай Константинович Михайловский обвинял Чехова в том, что он «не живёт в своих произведениях, а так себе гуляет мимо жизни и, гуляючи, ухватит то одно, то другое».

«Господин Чехов с холодною кровью пописывает, а читатель с холодною кровью почитывает», ‒ с негодованием писал критик. Откуда такие упрёки?

Дело в том, что у Чехова не существовало чёткой программы преобразования русской жизни, как это было принято в литературе XIX века. Не было видения будущего, к которому надо идти определённым путём. И программы преобразования человеческой души тоже не было. Поэтому писателю часто доставалось «за безыдейность». Чехов избегал громких тем, тогда как литература была ареной политической борьбы.

Внимание писателя сконцентрировано на повседневной жизни людей. Чиновников, студентов, детей, лавочников и так далее. Внимание к повседневной жизни, к миру людей роднит Чехова с Лесковым. Но если Николай Семёнович Лесков искал в народной среде яркие образы, для Чехова любой образ был достаточно ярок, чтобы сделать его предметом изображения. Вспомните чиновника Червякова из рассказа «Смерть чиновника». Или пару бывших однокашников из рассказа «Толстый и тонкий». Или раздавленного горем извозчика из рассказа «Тоска». Разве их образы можно назвать скучными?

В каждом из чеховских рассказов, как и в жизни, в тесный клубок сплетены смех и слёзы. Герои часто вызывают сложную гамму чувств. Например, чиновник Червяков кажется жалким и смешным. Его подобострастие вызывает отвращение. Но вместе с тем, нельзя не почувствовать жалости к нему. И нельзя не задуматься о том, почему человек, в котором «всё должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» превращается в такое жалкое существо. Очень много вопросов для короткого юмористического рассказа, не так ли?

Сжатость формы и глубина содержания – одна из главных черт чеховского творчества. Обманчивая простота и лёгкость рассказов Чехова будоражит воображение, вызывает множество эмоций, заставляет задуматься над смыслом привычных вещей, которые стали обыденностью. Увидеть нашу жизнь под другим углом, а иногда и ужаснуться.

Ещё одна ключевая особенность творчества Антона Павловича Чехова – это объективность. В текстах писателя нет образа автора, полностью отсутствует авторская оценка происходящего. Писатель не учит, не внушает идеи и не объясняет мысли. Он словно оставляет читателя наедине с увиденным. Даёт толчок к внутренней работе, которую каждый должен проделать сам. Но именно такая отстранённость и вызывала у критиков упрёки в равнодушии писателя. Между тем, сам Чехов однажды написал: «Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны. Неправда, равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть».

Разумеется, сжатая форма рассказа требует особого подхода к способу изложения. Богатый витиеватый текст со сложными синтаксическими конструкциями и множеством определений для этого не годится. Поэтому язык рассказов Чехова предельно лаконичен. Поэт Владимир Маяковский оценивал его так: «Язык Чехова определёнен, как «здравствуйте», прост, как «дайте стакан чаю».

Действительно, в рассказах Чехова нет ни одной лишней детали. «Умею коротко говорить о длинных вещах», ‒ говорил о себе писатель. За счёт чего же появляется необыкновенная выразительность чеховских текстов?

Одной из главных особенностей творчества Антона Павловича Чехова является ключевая роль художественной детали в тексте. Чехов умел с помощью одной детали раскрыть характер или сущность жизненного явления. Например, то, насколько погружён извозчик Иона в своё горе, нам показывает целый сугроб снега на его плечах. Иона неподвижен и почти не реагирует на внешние раздражители.

Художественная деталь может стать идейным центром рассказа. Например, в рассказе «Человек в футляре» подчеркивается боязнь жизни учителя Беликова, его стремление отгородиться от неё, спрятаться в футляр. Личные вещи Беликов прячет в чехлы. На футляр похожа его застёгнутая на все пуговицы жёсткая одежда и комнатка. И после смерти он оказывается в футляре – гробу.

«Человек в футляре» – это личность, ещё при жизни потерявшая свою человеческую душу. Он лишь оболочка – никому не нужный футляр. «Человек в футляре» проживает бессмысленную, бесплодную жизнь, ничего не привнося в мир.

Исследователи творчества Чехова говорят об удивительном психологизме и гуманизме его произведений. Творчество писателя направлено на изображение внутреннего мира человека. И среди чеховских героев можно выделить «живых» людей и людей «неживых», как человек в футляре.

По Чехову, живой человек открыт миру, умеет осмыслить происходящее, способен на борьбу против пошлости и мещанства. «Неживой» герой – это тот самый человек в футляре, человек-должность, человек-функция. Эти два типа часто сталкиваются в рассказах писателя. Можно сказать, что всё творчество Чехова – это борьба за утверждение человечности.

Антон Павлович Чехов вошёл в историю русской культуры как талантливый писатель и драматург-новатор. В мировой литературе Чехова прежде всего знают как драматурга. Его пьесы до сих пор ставятся на театральных сценах всего мира.

Свою первую драму Антон Павлович Чехов написал ещё в 18 лет. Водевилей, юморесок и пародий в драматической форме в творчестве Чехова много. Но славу серьёзного драматурга и новатора театра принесла ему пьеса «Чайка», созданная в 1896 году.

Надо сказать, что новаторский подход к драматургии публика оценила далеко не сразу. Например, первая постановка «Чайки» окончилась провалом. Нужен был новый подход к искусству постановки спектаклей. Благодаря художественной чуткости и смелости таланта режиссёров Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко драматургия Чехова раскрылась на сцене и получила ошеломительный успех. Все пьесы Чехова были поставлены еще при жизни драматурга на сцене Малого Художественного Театра.

Чехов был буквально одержим театром. Он участвовал в выборе актёров на роли, делал пометки для них, давал указания режиссёрам. Но посвятить себя театру в полной мере Антон Павлович Чехов уже не мог из-за тяжёлой болезни. В июле тысяча девятьсот четвёртого года писатель умер в немецком курортном городке Баденвайлер от туберкулёза в возрасте сорока четырёх лет.

Неутомимый труженик и жизнелюб Чехов за свои сорок четыре года успел сделать невероятно много в совершенно разных сферах жизни. Он признавался:

«Моё святое святых ‒ это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чём бы последние две ни выражались».

 

 

А. П. Чехов. Общая характеристика творчества

Рассказ о детских и юношеских годах Чехова, оказавших влияние на формирование личности будущего писателя
Архивариус:Непросто, очень непросто складывалась судьба Чехова. Но это были годы большой внутренней работы для него, голы раннего становления, когда он учился быть независимым, несмотря на трудности жизни, когда он “выдавливал из себя раба по каплям”. Но была огромная воля к жизни, был свой, чеховский юмор, душевная свобода.
“Не стоять ниже уровня среды, в которую попал” - вот, пожалуй, один из девизов Чехова.
2. Московский период. Ещё в Таганроге, в гимназии, Чехов пробовал писать в гимназических журналах.
Писать – было его внутренней потребностью
- Рассказы “без героя”. Задача – развлекаться, смеяться, а не высмеивать.
- Тема “маленького” человека – гротескные историйки (“маленький” человек превратился в мелкого человек, утратил гуманистические качества). Герои рассказов “Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника” лишены человеческого, поэтому не вызывают сочувствия.
Историк:
Цифры и факты.
Антон Павлович Чехов родился 29 (17) января 1860 года в Таганроге в семье купца третьей гильдии, владельца бакалейной лавки.
Пройдя подготовительный класс греческой приходской школы, в 1868 г. Чехов поступил в таганрогскую гимназию. В конце 70-х гг. он участвовал в гимназическом журнале «Досуг», написал пьесу «Безотцовщина».
Одна из первых юморесок Чехова – «Кому платить» - была опубликована в 1878 г. в 45-м номере журнала «Стрекоза» под псевдонимом «Юный старец».
В 1879 г. А. П. Чехов окончил гимназию, приехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. В студенческие годы Чехов сотрудничал в журналах «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Москва» и др., в газете «Новости дня» и др. Публикации появлялись под псевдонимами – Антоша, Человек без селезенки, Улисс, чаще всего – Антоша Чехонте.
В год окончания Чеховым университета (1884 г.) вышел его первый сборник «Сказки Мельпомены». Получив диплом, А. П. Чехов временно работает врачом в Читинской земской больнице в г. Воскресенске и в Звенигородской больнице. В это же время он замышляет научный труд «Врачебное дело в России».
За первой книгой рассказов Чехова следуют «Пестрые рассказы» (1886 г.), «В сумраках» (1887 г., сборник отмечен половиной Пушкинской премией), «Невинные речи» (1887 г.), «Рассказы» (1888 г.), «Хмурые люди» (1890 г.).
С 1886 г. Чехов сотрудничал в газете «Новое время», издававшейся А. С. Сувориным, с 1888-го г. в «Северном вестнике», с 1892-го в журнале «Русская мысль». 25 марта 1886 г. Д. В. Григорович обратился к Чехову с письмом, в котором говорил о его «настоящем таланте» и призывал «бросить срочную работу», поберечь «впечатления для труда обдуманного». Письмо Григоровича явилось одним из толчков ускоривших переход Чехова от юмористики и «мелкой» работы к «труду обдуманному».
В 1887 г. Чехов совершил поездку в Таганрог, Новочеркасск, Розину Балку, Святые горы. Выходят его новые сборники «В сумерках» и «Невинные речи». 19 ноября в Московском театре Корша состоялась премьера «Иванова».
В 1890 г. Чехов предпринял поездку на Сахалин «Это место, - писал он, - невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек вольный и подневольный». Поездка через всю страну, пребывание на острове Сахалин, внимательное изучение условий жизни каторжных и ссыльных, проведенная Чеховым перепись населения острова – все это оставило глубокий след в его творческом сознании.
Непосредственным итогом сахалинских впечатлений явилось очерково-публицистическая книга «Остров Сахалин» (1893-1894гг.). Отразились сахалинские впечатления и в художественных произведениях «В ссылке» (1892 г.), «Убийство» (1895 г.), «Палата № 6» (1892 г.). Исполненная духом протеста против мрачной, «тюремной» действительности, последняя повесть явилась высшей точкой в развитии критического реализма Чехова конца 80-х – начала 90-х гг.
Во второй половине 80-х гг. Чехов много работал для театра. Были опубликованы «Свадьба» (1890г.), «Леший» (1890 г.), переделанная позднее в пьесу «Дядя Ваня», водевили «О вреде табака» (1886 г.), «Медведь» (1888 г.), «Предложение» (1888-1889 гг.) и др.
В 1892 г. Чехов купил имение Мелихово в Серпуховском уезде (теперь г. Чехов). Он помогал местным крестьянам как врач, строил школы для крестьянских детей в Мелихове и близлежащих деревенек, выезжал в губернии, охваченные голодом (1892 г.), работал участковым врачом во время эпидемии холеры (1892-1893 г.), участвовал во всеобщей переписи население.
Примерно с 1893 г. началась новая полоса в творческом состоянии и настроении Чехова. «Я теперь пишу много и быстрее, чем раньше, - признавался он в письме к А. С. Суворину 18 августа 1893 г. – Сюжетов скопилась пропасть – сплошь жизнерадостные». Вскоре появляется рассказ «Студент», где утверждается мысль о том, что «правда и красотапродолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле».
В 1896 г. появилась «Чайка». Наивысшего расцвета достигло мастерство Чехова – драматурга на рубеже веков. В 1897 г. он опубликовал пьесу «Дядя Ваня», в 1900-1901 гг. «Три сестры» (отличена Грибоедовской премией), в 1903-1904 гг. – «Вишневый сад». Все четыре пьесы были поставлены на сцене Московского Художественного театра.
В 1890-1900 гг. А. П. Чехов совершил несколько поездок за границу. На обратном пути он плыл на пароходе через Индийский океан. Писатель побывал в европейских странах – Австрии, Германии, Испании, Монако, Франции.
В 1898 г. Чехов переехал из Мелихово в Ялту, где построил дом. Здесь он встречался с Л. Н. Толстым, М. Горьким, И. А. Буниным, А. И. Куприным, И. Е. Левитаном.
25 мая 1901 г. А. П. Чехов повенчался с артисткой Московского Художественного театра О. Л. Книппер, дружба с которой началась в 1898 г.
В связи с резким ухудшением здоровья (туберкулез) А. П. Чехов в начале июня 1904 г. выехал для лечения в Германию, на курорт Баденвейлер, где скончался 2 июня (по ст. ст.). Похоронен писатель на Новодевичьем кладбище в Москве.

Запись в тетрадях:
1860,17 (29) января – родился в Таганроге в мещанской семье.
1868-79-учился в гимназии, затем поступил на медицинский факультет Московского университета.
1880 - начал печатать короткие юмористические рассказы в журналах “Стрекоза”, “Будильник”.
1884 - окончил университет, занялся медицинской практикой.
1888 - повесть “Степь”
1890 - совершает поездку на Сахалин. Пишет книгу “Остров Сахалин” (1893-1894)
1892 - поселился под Москвой, в деревне Мелихово (ныне Чеховский район). Создает повести и новеллы - “Дуэль”, “Дом с мезонином”, “Палата №6” и прочие.
1897-99 – работа участковым врачом. Создает пьесы “Чайка” “Дядя Ваня”, “Три сестры”.
1901 - женился на актрисе художественного театра О,Л, Книппер.
1902 - вследствие заболевания туберкулезом переселяется в Ялту, где сближается с Горьким.
1903-04 – пишет пьесу “Вишневый сад”.
1904, июнь – в связи с обострением туберкулеза выезжает в Германию для лечения на курорт Браденвейлер, где скончался 2 (15)июля. Похоронен в Москве.
Архивариус. Сохранилось несколько писем Чехова-гимназиста к родным. В них отражаются его взгляды и убеждения.
Одиннадцатилетнему брату Михаилу он пишет в ответ на его письмо:
“Дорогой брат Миша! Письмо твое получил. Не нравится мне одно: зачем ты величаешь свою особу “ничтожным и незаметным братишкой”. Ничтожество свое сознаешь? Не всем, брат, быть одинаковыми Ведь ты не мошенник, честный человек? Ну, и уважай в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожность”
Позднее Чехов писал издателю Суворину:
“Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитаниисеченный, ходивший по урокам без галошлюбивший обедать у богатых родственников, лицемеривший богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, - напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая, человеческая”.
Это Чехов писал о себе.
“Сдержанность Чехова,- вспоминал Бунин, - свидетельствовала о редкой силе его натуры. Кто, например, слышал от него жалобы? А причин для жалоб было много. Он начал работать в большой семье, терпевшей в пору его молодости нужду, и работал мало что за гроши, но еще и в обстановке, способной угасить самое пылкое вдохновение: в маленькой квартирке, среди говора и шума, часто на краешке стола, вокруг которого сидела не только вся семья, но еще несколько человек гостей-студентов. Но никто и никогда не слыхал от него сетований на судьбу.
Искусствовед. Большой радостью для Антона Павловича был приезд в Крым на гастроли Московского Художественного театра, на сцене которого уже два года шли его пьесы.
Московский Художественный общедоступный театр был основан в 1898 году руководителем Московского Филармонического общества В.И.Немировичем - Данченко и молодым артистом К.С. Станиславским.
“Нашим лозунгом было: “ Долой отжившее! Да здравствует новое!.. “Было решено, что мы создаем народный театр Мы протестовали и против старой манеры игры, и против ничтожного репертуара тогдашних театров Первой мечтой было показать на сцене нашего театра пьесу “Чайка” Чехова, который нашел новые пути, наиболее верные и нужные искусству того времени”,-так писал Станиславский.
17 декабря 1898 года состоялся первый спектакль “Чайки” в Художественном театре.
“Стоя на сцене,- писал в своих воспоминаниях Станиславский,- мы прислушивались к внутреннему голосу, который шептал нам: “Играйте хорошо, великолепно, добейтесь успеха. А если вы его не добьетесь, то знайте, что по получении телеграммы любимый вами писатель умрет, казненный вашими руками” Как мы играли, не помню. Первый акт кончился при гробовом молчании зрительного зала. Одна из артисток упала в обморок, я сам едва держался на ногах от отчаяния. Но вдруг, после долгой паузы, в публике раздался рев, бешеные аплодисменты. Мы стояли неподвижно. Наконец мы чувствовали успех, стали обнимать друг друга Чехову была послана подробная телеграмма”. Чайка стала эмблемой театра.
(На экране проецируется эмблема МХАТа с изображением чайки)
В Ялте Художественный театр показал две пьесы Чехова- “Чайку” и “Дядю Ваню”. Успех был необыкновенный. Раздражала Чехова только необходимость выходить на вызовы публики. Он никогда не любил оваций и поэтому старался незаметно исчезнуть из театра.
Чехов стремился к тому, чтобы на сцене было “так же сложно и вместе с тем так же просто, как в жизни”. Как говорил К.С. Станиславский, “для вскрытия внутренней сущности его произведений необходимо произвести своего рода раскопки его душевных глубин”.
В пьесах, которые писали до Чехова, все было сказано в самом тексте. С Чеховым в театр пришло понятие “подтекста”. В подтексте, т.е. в том, что выражено не в словах героев, а в общем настроении, скрыт внутренний смысл пьес Чехова. Его герои не произносят длинных эффектных монологов, они говорят простые, обыкновенные слова, потому что “вся драма человека внутри, а не во внешних проявлениях”, говорил сам писатель. “Страдания выражать надо так, как они выражаются в жизни, т.е. не ногами и не руками, а тоном, взглядом, не жестикуляцией, а грацией. Тонкие душевные движения, присущие интеллигентным людям, и внешним образом нужно выражать тонко. Вы скажете: условия сцены: никакие условия не допускают лжи”.

Литературовед:

Тематика произведений:
- Чехова тревожит будущее страны, его волнуют политические вопросы, он проявляет интерес к общественным проблемам. В повести “Палата №6” дана законченная и бескомпромиссная характеристика современной Чехову социально-политической действительности. “Всюду палата №6”. Это – РоссияПалата – это Русь”.
- Тема любви позволяет поставить этические вопросы, изучить человеческий характер во всех проявлениях (“Верочка”, “Огни”).
- Тема футлярной жизни – одна из главных тем творчества Чехова. Писатель считает, что футляр – это собственническая сытость, самодовольство; человека не может удовлетворять только лично счастье, он должен стремиться к иной деятельности. Рассказы “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви” - опровержение основ существующего общественного строя России.
- Тема “дворянских гнёзд” поднята и в повести “Дом с мезонином”. Здесь Чеховым резко подчёркнуты черты изжитости, дряхлости, обречённости. Главная мысль повести – любовь покидает мир, в котором люди одержимы претензиями на право владения истиной и забывают мудрость: “никто не знает настоящей правды”.
- Мы ещё познакомимся с прекрасными произведениями Чехова, созданными в Мелихово, в том числе и с такими, как “Ионыч”, “Попрыгунья”, “Дуэль”, где увидим Чехова-философа, увидим, что его отрицательные персонажи не всегда однозначно плохи, положительные не во всём и всегда правы. А главное, герои не статичны, их характеры меняются. Под слоем бытовых, вроде бы не слишком интересных подробностей, скрыт глубокий философский подтекст.
III. Итог урока.
Вывод.
Что мы узнаем о писателе из учебника литературы? Мы читаем то, что кто-то написал и думаем, что это правда?! А если тот, кто написал про писателя относится к нему негативно и пишет ложь, то как мы об этом узнаем? А мы сможем об этом узнать, прочитав книгу о семье писателя. Тем самым каждый для себя узнает, какой это был человек.
Лично мы, узнав о семье Чеховых, узнали, о самом писателе массу интересного. О том, что детство Антона Павловича Чехова было довольно сложным, но поучительным и мы советуем всем прежде, чем легкомысленно высказать свое мнение о писателе, нужно узнать его жизнь и жизнь его семьи!
Нас ждут замечательные уроки-“погружения”в рассказы, повести, драматургию Чехова... Мы поговорим и о социальном конфликте, и о любви
А сейчас мне очень хочется отметить всех, кто готовился к этому уроку-открытию вместе со мной и помог мне его провести.
IV. Домашнее задание.
А теперь задание на следующий урок:
1. Сочинение-миниатюра. “Что ценил и что отвергал Чехов в жизни?” (Опираясь на творчество писателя)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: