СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА




Глава 2. Труд в исторической перспективе

 

Труд в традиционном обществе

 

Роль труда в жизни человека и общества не оставалась неизменной на протяжении исторического развития. Вместе с формами и мотивами трудовой деятельности менялись и представления о нем.

 

Значительная часть человеческой истории связана с так называемым «традиционным» или «доиндустриальным» типом общества. Традиционным оно названо потому, что жизнь в нем строилась по заведенным обычаям, традициям, образцам поведения, заветам предков. Жизнь людей строилась на общинных принципах, так было легче выжить.

 

В традиционных обществах человек, как правило, не был волен выбирать себе занятие (по крайней мере возможности выбора не сопоставимы с современными), а занимался тем же, чем и его предки. Люди верили, что судьба и вид хозяйственной деятельности предначертаны свыше. Профессиональные приемы передавались из поколения в поколение: от отца – сыновьям, от мастера – ученикам.

 

Труд человека в основном был связан с получением благ непосредственно от природы, а большая часть населения была занята в сельском хозяйстве. Поэтому подобный тип общества именуется

«аграрным» или «доиндустриальным». Основу хозяйства составляло самообеспечение, а приобретение продуктов на стороне (через обмен или торговлю) хотя и практиковалось, но не играло такой важной роли как сейчас. Подобный тип хозяйства называется натуральным.

 

Дошедшие до нас свидетельства о древних цивилизациях (например, в виде памятников архитектуры и т.п.) говорят о существовании определенных способов организованного использования рабочей силы, материалов и времени при строительстве больших сооружений. Однако на протяжении многих столетий хозяйственная жизнь человека и труд в частности не являлись предметом специального рассмотрения. Эти феномены были составной частью осмысления общественной жизни и содержались в религиозных и философских учениях. В них хозяйственная жизнь человека только начинала осмысливаться как самостоятельная реальность. Да и на практике трудно было выделить в чистом виде собственно экономический аспект из общего потока социальной жизни. Кроме того, труд как таковой для мыслителей и философов древности не был привлекательным объектом анализа. Они занимались прежде всего проблемами бытия и познания, значительно меньше интересуясь практической деятельностью человека, которая была уделом низших слоев общества или же вовсе рабов.

 

Таким образом, отношение к труду и вообще к земной деятельности формировалось на основе общих представлений о мире, Боге и человеке, которые проповедовали те или иные религиозные или философские учения. Эти учения во многом содержали нормативный (этический) компонент – представления о должном. Ради чего трудится человек? Что есть сам труд – наказание или призвание, проклятие или благо? Какие виды трудовой деятельности угодны Богу? Какие полезны, а какие вредны для общества?

 

Длительное время в истории человеческого общества труд в силу неразвитости орудий требовал большого физического напряжения и для большинства людей был непосредственно связан с выживанием. Поэтому люди считали труд наказанием и стремились избегать его или переложить на других. Для свободных граждан античной эпохи было характерно презрение к физическому труду, которым занимались рабы. Свободные гражданине посвящали себя политической деятельности, культурному творчеству, активному досугу, то есть свобода понималась прежде всего как свобода от необходимости работать. Общество противопоставляло себя труду: тот, кто был вынужден работать, был не только несвободен, он даже не считался членом общества. В этом смысле античное общество – общество нетруда.

 

Величайший философ древности Аристотель (384-322 гг. до н.э.) обосновывал «естественное» разделение труда на физический и умственный, считая, что одни люди от рождения предназначены властвовать, другие – подчиняться. Например, он писал: «Польза, доставляемая домашними животными, мало чем отличается от пользы, доставляемой рабами: и те и другие своими физическими силами оказывают помощь в удовлетворении наших насущных потребностей» или вовсе называл рабов «говорящим орудием». Но Аристотель все же разглядел взаимосвязь между низкой степенью развития производительных сил и рабством. Это, в частности, видно из следующих его строк: «если бы ткацкие челноки ткали сами, то не потребовалось бы ни мастеру помощников, ни господину рабов».

 

Во времена Аристотеля стремление к умножению денежного богатства не стало еще нормой поведения, более того, такое поведение скорее не вписывалось в устоявшийся порядок жизни. Этим обусловлено понимание Аристотелем целей хозяйственной деятельности. Он выделил две сферы, которые назвал «экономия» и

«хрематистика». Экономия связана с искусством обеспечения себя необходимым для жизни: деятельностью, направленной на создание благ для дома и государства. Основной целью хрематистики является извлечение прибыли, накопление богатства, что Аристотель считал противоестественным и заслуживающим порицания. Поэтому он подверг критике виды деятельности, с которыми такой тип поведения был связан теснее всего, – коммерческую торговлю (в отличие от меновой или бартерной) и ростовщичество. Последнее вызывало особое негодование Аристотеля. По его мнению, деньги предназначены лишь для обмена и не могут порождать новые деньги, а процент является самой противоестественной формой дохода.

 

Аристотель с сожалением констатирует, что с появлением денег происходит разрушение экономики, превращение ее в хрематистику – искусство делать деньги, в котором «... никогда не бывает пределов в достижении цели, так как целью здесь оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами... все, занимающиеся денежными оборотами, стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности»5. Вместо того, чтобы быть средством, богатство само становится целью и начинает конкурировать с другими целями, более значимыми в современном ему обществе.

 

 

5 Цит. по Аникин А.В. Юность науки. М., 1979. С.25.

 

Протестантская этика: от миросозерцания к неустанному труду

 

В традиционном обществе основным регулятором жизни людей в целом и их трудовой деятельности в частности выступала религия. Раннее христианство и Римско-католическая церковь периода средневековья практически не интересовались мирской деятельностью человека. Церковь была погружена в теологические проблемы природы человека, его общения с Богом, спасения души и т. п. На этом уровне значение мирской деятельности человека было минимальным.

 

Труд в христианстве рассматривается прежде всего как наказание за первородный грех человека. В подтверждение, как правило, приводится библейский текст (слова Бога, обращенные к человеку): «проклята земля за тебя, со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей, терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят». Христианское понимание труда как наказания божьего основывается на том, что своим трудом человек может обеспечить себе только биологическое существование, но не может достигнуть конечной цели – спасения души. Подлинное духовное существование человека дается через отвлеченное созерцание. В этом отношении идеалом духовной жизни становится монашеская аскеза. В целом труд воспринимался лишь как данность мироустройства, с которой приходится мириться.

 

Христианством также долгое время гневно осуждалась хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли. Неприязненное отношение к богатству и обогащению выражено в евангельской притче, согласно которой «удобнее верблюду пройти сквозь угольное ушко, нежели богатому войти в Царство Божие», а образ Иисуса Христа, изгоняющего торговцев из храма, стал назидательным примером отношения к ряду профессий. Средневековый теолог и философ Фома Аквинский (1225-1274), замечал, что «торговля имеет в себе нечто постыдное». Наибольшей критики опять же подвергалось ростовщичество, т.к. оно не доставляет обществу необходимых для жизни предметов.

Ф.Аквинский называл ростовщичество «постыдным ремеслом» и даже считал аморальным обложение налогами ростовщических капиталов, расценивая это как соучастие в греховных доходах. В итоге запрет на взимание процентов в христианских странах был закреплен законодательно, а его отмена произошла в Англии в XVI веке, а во Франции – только в конце XVIII века, в период французской революции.

 

XVI век отмечен важным событием – так называемой церковной

«реформацией», – в результате которой от католической церкви отделилось особое направление христианства – протестантизм. В связи с этим возникли коренные изменения в отношении к труду, которые, по мнению известного немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920), явились фактором, способствовавшим развитию западного индустриального общества (капитализма).

 

Главными идеологами протестантизма выступили Мартин Лютер (1483-1546) и Жан Кальвин (1509-1564). Для нового христианского учения характерен переход от созерцательного понимания набожности к ярко выраженному активистскому. Протестантизм требовал от всех верующих, чтобы они подтверждали свою веру не только молитвами, но и трудом. В отличие от средневекового католицизма, где идеалом служил отказ от всего мирского (монашеский образ жизни), единственным средством быть угодным Богу, с точки зрения Лютера, служит неустанный труд в своей профессии. При этом, чем более деятельность человека угодна Богу, тем больше она вознаграждается уже в этой земной жизни. Успех, состоятельность, преуспевание являются показателями избранности для спасения. Таким образом, труд, прежде труд не входивший в число приоритетных ценностей, возвышается до уровня высочайших религиозных ценностей, наполняется нравственным содержанием, рассматривается как призвание.

 

Очень важно, что в отличие от прежних времен протестантские учения сформировали отношение к предпринимательству как к общественно-полезной и богоугодной деятельности. Предпринимательство подразумевало рациональное ведение хозяйства в форме предприятия в соответствии с этическими принципами и строгой законностью. Высокие прибыли рассматривались как важный показатель успеха в предписанной Богом деятельности. Однако сам предприниматель ни в коем случае не должен был наслаждаться плодами богатства, помня, что труд – религиозная обязанность.

 

В результате получилось так, что моральные требования протестантизма в целом соответствовали необходимым условиям экономического развития, предполагающим превышение инвестиций над потреблением. Новая этика с одной стороны зажала в железные тиски аскетизма личное потребление, а с другой – развязала руки безграничному производству ради производства. Следует отметить, что М.Лютер и Ж.Кальвин конечно же не ставили своей целью пробуждение особого «капиталистического духа», как его назвал немецкий социолог М. Вебер. Культурное и экономическое воздействие Реформации явилось в значительной степени непредвиденным последствием их деятельности. Но на авансцену общественной жизни выдвинулись новые ценности – трудолюбие, моральная дисциплина, добросовестная работа, а жизненный успех и накопление капитала перешли в разряд важных целей человеческого существования. На смену традиционному обществу постепенно приходит индустриальное общество, которое с полным правом можно назвать «обществом труда».

 

Индустриальное общество как «общество труда»

 

В конце XVIII XIX вв. в результате так называемых промышленных революций формируется индустриальное общество, которое, если оставить в стороне терминологические нюансы также именуют капиталистическим. Индустриальным его называют потому, что в центре экономической системы находится промышленное производство (вторичная переработка) в отличие от добывающего характера доиндустриальных (аграрных) обществ. Капиталистическим

– потому, что основным фактором, от которого зависит экономическое развитие, становится капитал (финансовые ресурсы, воплощенные в средствах производства, исходных материалах, заработной плате и т.п.).

В этот период в том числе под влиянием протестантизма меняется место хозяйственной деятельности в жизни человека и общества: из средства выживания или поддержания привычного уровня потребления (который сводился к минимальному набору благ), она во многом превратилась в главную цель существования, основной тип человеческой деятельности. В связи с этим роль чисто экономической составляющей – максимизации результата (прибыли, полезности и т.п.) – в мотивации хозяйственной деятельности резко возросла. К.Маркс по этому поводу с сожалением замечал: «Древнее воззрение, согласно которому человек, как бы он ни был ограничен в национальном, религиозном, политическом отношении, всегда выступает как цель производства, кажется куда возвышеннее по сравнению с современным миром, где производство выступает как

цель человека, а богатство как цель производства»6. Однако именно

это инициировало использование ресурсов в колоссальных масштабах и небывалый экономический рост. Только благодаря этому мы можем наблюдать сегодня тот уровень материального благосостояния, которого достигло большинство населения экономически развитых стран.

 

С возникновением и развитием индустриального (капиталистического) общества намечается крутой поворот в анализе труда. Выделим три наиболее существенных момента, характерных для осмысления труда в индустриальном обществе.

 

Во-первых, именно в этот период активно происходит формирование и становление большинства важнейших общественных наук (включая экономику и социологию), в которых сам труд становится объектом специального научного анализа. В экономической науке он становится важной аналитической категорией, осмысливается как фактор производства. В рамках социологии начинает изучаться общественная роль труда, социальные процессы с ним связанные.

 

 

6 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1955-1974. Т.46. Ч.1, С.476.


Во-вторых, в это время происходит формирование «армии наемного труда» или «рабочего класса», состоящего из бывших крестьян, лишенных возможности получать средства к существованию от собственного участка земли и вынужденных предлагать за вознаграждение свою способность к труду. Разворачивается процесс урбанизации и концентрации трудящихся масс в местах работы. Тяжелые условия существования работников выдвинули на повестку дня так называемый «рабочий вопрос». Глубокая поляризация общества обострила социальные отношения, то и дело принимающие форму открытых столкновений. В результате повышенное внимание ученых, политических деятелей и общественности уделяется проблемам социального консенсуса и регулирования социальных отношений как на уровне предприятия, так и на уровне общества в целом.

 

В-третьих, получила развитие прикладная функция науки. Традиционное общество было ориентированно на поддержание сложившего порядка вещей. Способы выполнения работ и организации совместного труда передавались из поколения в поколение, а периодически возникающие инновации носили случайный характер. В индустриальном обществе совершенствование производственного процесса было поставлено на систематическую основу и стало одной из важных задач науки. Усилия ученых сконцентрировались на вопросах эффективности производства, максимальной отдачи, повышения производительности труда, решения возникающих социальных проблем.

 

Интересно, что слово «индустрия» (лат. – industria), давшее название типу общества, означает «прилежный», «трудолюбивый». Таким образом, индустриальное общество – «трудолюбивое общество».

 

Характеристика индустриального общества как общества труда связана с тем, что труд в народном хозяйстве превратился в основной вид занятости. Наемный труд и предпринимательство сильно потеснили домашний труд: теперь большинство потребляемых человеком благ создавались за пределами домашнего хозяйства и обращались на рынке. Основная часть населения была вовлечена в


армию наемного труда (промышленный пролетариат), а заработная плата стала основным источником средств к существованию. В результате понятия труда и наемного труда в сознании людей стали практически тождественными.

 

В индустриальную эпоху труд и профессия становятся осью человеческого существования, определяя положение в обществе, доход, образ жизни, круг общения и т.п. В этом качестве профессиональный статус отодвигает на второй план вещи, некогда первостепенной значимости: религиозную и этническую принадлежность, знатность рода и т.п.

Время для человека четко разделилось на рабочее и не рабочее (свободное). Люди индустриальной эпохи привыкли жить по строгому расписанию вплоть до выхода на пенсию. Ежедневный ритм труда, трудовая дисциплина, трудовая этика сформировали особый менталитет человека индустриального общества, который мыслил и определял себя только посредством работы. Английский теоретик менеджмента Чарлз Хэнди замечает по этому поводу «одна до скончания века работа должна была одновременно обеспечивать все наши потребности: интерес к труду или удовлетворение от него, встречи с интересными людьми и пребывание в хорошей компании, гарантии обеспечения будущего и средств для жизни, возможность развития в соответствии с реальностью»7.

 

Труд в постиндустриальном обществе

 

Сегодня общество переживает новую глобальную
трансформацию становление постиндустриального

(информационного) общества. Трехзвенная концептуальная схема, с

помощью которой мы представили эволюцию хозяйства, разработана в рамках теории постиндустриального общества, наиболее известными представителями которой являются американские ученые Даниэл Белл, Элвин Тоффлер и др. Если характер доиндустриального и индустриального общества уже не вызывает жарких споров, то

 

 

7 Хэнди Ч. Время безрассудства. Искусство управления в организации будущего. СПб:

Питер, 2001. С.198.


осмысление постиндустриального общества еще в самом разгаре. Действительно, сегодня мы можем наблюдать лишь контуры формирующего общества (см. табл. 2)

 

Постиндустриальным новое общество называют потому, что перерабатывающая промышленность как локомотив экономического развития и капитал как основной фактор производства теряют свою роль. Все большая часть народного богатства сегодня создается в непроизводственной сфере или сфере услуг, причем услуг высококвалифицированных, связанных с современными технологиями (финансовые услуги, телекоммуникации, развлечения и т.п.). Поэтому на повестку дня встал вопрос о пересмотре традиционной трехсекторной (сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг) модели хозяйства и переходе к четырехсекторной модели на основе выделения (преимущественно из сфер услуг) дополнительного информационного сектора, связанного с производством, обработкой и передачей знаний и информации.

 

Знания, информация и основанный на них высококвалифицированный труд становятся сегодня основным производственным ресурсом. Отсюда и второе имя – информационное общество. Знания и раньше облегчали человеку его труд, однако они имели при этом скорее вспомогательную функцию. Сегодня же именно они определяют львиную долю стоимости продуктов и услуг. Продукты и услуги в этом смысле становятся все более

«интеллектуальными», основанными на знании, а не на непосредственном (физическом) труде. Так, до 70% стоимости современного легкового автомобиля образуют дизайн, электроника и другие интеллектуальные компоненты8. Образно говоря, автомобиль сегодня – это уже не колеса с чипами, а чип с колесами. Современные технологии преобразуют и такую древнейшую сферу трудовой деятельности как сельское хозяйство, которое также становится наукоемкой отраслью, благодаря развитию генетики биотехнологий.


 

Таблица 2. Стадии общественного развития

 


 

Тип общества

 

Технологическая революция

 

Основные


Доиндустриальное

(традиционное, аграрное)о

 

 

Аграрная революция

(период неолита)


Индустриальное

(капиталистическое)

 

 

Промышленная революция

(конец XVIII – начало XIX вв.)


Постиндустриальное

(информационное)

 

Постиндустриальная (информационная) революция (70-е годы XX в.)


 

производственные ресурсы


Земля, природное сырье Капитал Знание, информация


 

Технология Ручной труд

 

 

Первичный сектор

Главный сектор хозяйства

(сельское хоз-во, горное дело)


Крупное машинное производство Вторичный сектор (обрабатывающая

промышленность)


Информационные, наукоемкие технологии

 

 

Третичный сектор (услуги)


Уровень развития хозяйства


 

Домашнее, локальное Национальное Мировое


Принципы хозяйственной жизни

 

Уровень образования

 

 

Удовлетворение потребностей


 

Традиция

 

Абсолютное большинство населения безграмотно

 

Витальные (необходимые для жизни)


Ориентация на экономический рост

 

Широкое распространение среднего и среднего специального

 

Материальное благосостояние, основные социальные потребности


Ориентация на экономическое развитие

Всеобщее среднее, широкое распространение высшего, увеличение длительности обучения

 

 

Самореализация


 

Работники, занятые производством, передачей и
использованием знаний, информации становятся в

постиндустриальном обществе доминирующей группой в общем

числе занятых, превысив группу индустриальных рабочих. По прогнозам, к 2010 г. их доля в структуре занятых составит уже 55%, в то время как доля традиционной сферы услуг будет колебаться от 23 до 25% при сокращении темпов роста, постоянно снижающаяся доля промышленности составит 20%, а в сельском хозяйстве будет занято не более 2% населения9. Исследовать, анализировать, разрабатывать, организовывать, управлять, консультировать, информировать – вот типичные для постиндустриальной (информационной) экономики формы трудовой деятельности.

 

В индустриальном обществе сложилось представление о труде как о деятельности, выполняемой под прямым или опосредованным воздействием экономической необходимости. В начале ХХ века английский экономист Альфред Маршалл писал, труд – это «всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от работы»10. Далее он подчеркивает, что «большинство людей работают гораздо больше, чем если бы они трудились лишь из-за непосредственного удовлетворения получаемого от труда».

 

Во конце ХХ века возросший уровень благосостояния и образования основной части населения в развитых странах снизил экономическую составляющую в мотивации хозяйственной деятельности. Человек все более ощущает потребность в более интересной работе, которая стала бы для него не только источником средств к существованию, но и сферой самореализации личности. Жесткие границы между трудом как внешней необходимостью и трудом как внутренней потребностью, присущие индустриальному обществу, все больше размываются. Новые методы организации труда

 

 

9 Мир на рубеже тысячелетий (прогноз развития мировой экономики). М.: Новый век,

2001. С.125.

10 Маршалл А. Принципы экономической науки. Т.1. М.: Прогресс, 1993. С.124.


предоставляют все больше свободы на рабочем месте, так как экономический успех фирмы сегодня во многом зависит от притока новых идей, повышения ответственности работника и его заинтересованности в конечном результате.

 

О будущем труда и будущем без труда

 

В настоящий момент общество труда в полной мере начинает испытывать на себе парадоксальные результаты своего функционирования: неустанный труд в конечно счете ведет к исчезновению труда как такового. Научно-технический прогресс ведет к стремительному повышению производительности труда, и как результат – снижению потребности в рабочей силе. Благодаря автоматизации производства, развитию робототехники своеобразные безлюдные производства уже не выглядят утопией. Все меньшее количество людей может производить все большее количество товаров и услуг. Создаваемое техническим прогрессом некоторое число новых рабочих мест в новых производствах, на которое возлагали большие надежды, на деле неизмеримо меньше того количества, которое ликвидируется. Результат – снижение потребности в рабочей силе, сокращение занятости и рост безработицы. Если при этом учитывать, что население земного шара продолжает расти, можно заключить, что безработица постепенно становится одной из глобальных проблем современности.

 

Эти проблемы не могли не привлечь к себе пристального внимания научного сообщества. В последние десятилетия все чаще появляются книги с характерными названиями. Так, французский социолог Андре Горц назвал свою книгу «Прощание с рабочим классом»11, английский теоретик менеджмента Чарльз Хэнди

«Будущее труда»12, а американский экономист Джереми Ривкин

«Конец труда»13.

 

 

11 Gorz A. Farewell to the Working Class: An Essey on Post-Industrial socialism. L.: Syndey,

1982.

12 Handy C. The Future of Work. Oxford: Basil Blackwell, 1984.

13 Rifkin J. The End of Work. N.Y., 1995.


Жертвами трудосберегающих технологий могут стать не только промышленные рабочие. Компьютерные технологии сокращают количество клерков (секретарей, кассиров и т.п.) в банковском деле, страховании, бухгалтерско-аудиторский учете, средствах связи, авиатранспорте, розничной торговле, гостиничном бизнесе и т.п. Например, такая новая технология как «телебанкинг», не требующая физического присутствия клиента для совершения операций, позволяет существенно сократить сеть банковских филиалов, а значит и их служащих. Для интернет-магазинов не нужно обширных помещений и большого обслуживающего персонала.

 

Примечательно также, что технологический прогресс начинает сказываться и на таких областях, как образование и искусство. Электронные системы сокращают потребность в библиотекарях, музыкальные синтезаторы вытесняют живых исполнителей. В скором времени возможно падение спроса и на киноактеров, т.к. уже разрабатываются технологии, с помощью которых можно будет создавать новые фильмы с участием кинозвезд прошлого, в том числе уже ушедших из жизни.

 

Наиболее радикальные футурологи утверждают, что человечеству пора задуматься не о будущем труда, а о будущем без труда. Ряд показателей свидетельствуют о систематическом свертывании общества труда.

 

Трудовая биография сокращается. Во-первых, вследствие увеличения сроков образования отодвигаются границы вступления человека на рынок труда. Во-вторых, приближаются сроки выхода на пенсию. В стремительно развивающейся постиндустриальной экономике с возрастом становится все труднее конкурировать с молодыми, динамичными, высококвалифицированными работниками. Для многих трудящихся активная профессиональная жизнь уже заканчивается около 50 лет. При этом следует учитывать увеличение средней продолжительности жизни в развитых странах: на протяжении последних 150-200 лет она удвоилась и сегодня составляет около 75 лет.


Но и в границах трудовой биографии непосредственно трудовое время сокращается за счет законодательного уменьшения рабочего времени, удлинения отпусков и перерывов, работы неполный рабочий день, постоянно увеличивающихся затрат времени на повышение квалификации и профессиональную подготовку и т.п. В ХIX веке работали 10-15 часов в течение всей недели без выходных и отпусков. Важным достижением второй половины ХХ века является пятидневная сорокачасовая рабочая неделя. Сегодня во многих развитых странах продолжительность рабочей недели уже меньше 40 часов, а ежегодный отпуск достигает 4-6 недель. Так, с 1998 года во Франции года рабочая неделя составляет 35 часов (см. табл. 3). Возможно уже нынешнее поколение работников станет свидетелем четырехдневной рабочей недели.

 

И хотя «будущее без труда» – скорее всего преувеличение, ясно, что мир труда, в том виде, в котором мы его знаем, действительно существенно изменяется. Единственное место работы, полный рабочий день, полная рабочая неделя, непрерывный рабочий стаж могут стать скорее исключением, чем правилом. В этих условиях людям необходимо отказаться от философии единственной карьеры по принципу «одна работа на всю жизнь», самостоятельно формировать «портфель работ» и управлять им. Сегодня все более распространенным явлением становится не просто периодическая смена рабочего места, но и смена профессии, рода занятий. И это не стоит рассматривать как исключительно негативную тенденцию, связанную с разрушением стабильности человеческой жизни. Ведь с другой стороны человек получает возможности реализовать себя в разных качествах, разнообразить свою жизнь, получить новые впечатления.

 

Сокращение рабочего времени выдвигает на повестку дня новые вопросы. В индустриальном обществе люди в основном использовали свободное время для восстановления сил после утомительного рабочего дня. Что люди станут делать в будущем, когда в их распоряжении окажется еще больше свободного времени, а количество часов работы заметно сократится? Где будут сконцентрированы центральные жизненные интересы человека, если его профессиональная занятость (вынужденно или по доброй воле) составит 25-30 часов в неделю? Возможно ли развивать свою карьеру вне работы?


 

Таблица 3. Эволюция продолжительности рабочего времени (на примере Франции)

 


 

1840 г.


Средняя продолжительность рабочего дня наемных работников составляет 15 часов и

практически не имеет правовых ограничений


 

1848 г. Продолжительность рабочего дня ограничена 12 часами

 


 

1906 г.


Продолжительность рабочего дня ограничена 10 часами, а воскресение объявлено

обязательным днем отдыха.


 

1919 г. Правовое закрепление 8 часового рабочего дня и 48 часовой рабочей недели.

 


 

1936 г.


Вводится 40 часовая пятидневная рабочая неделя, но ее реализация становится

невозможной из-за Второй мировой войны.


 

1956 г. Закон о трехнедельном оплачиваемом отпуске

 

1968 г. 40 часовая рабочая неделя

 

1969 г. Введение 4-х недельного оплачиваемого отпуска

 

1982 г. 39 часовая рабочая неделя и пятинедельный оплачиваемый отпуск

 

1998 г. Закон о введении 35 часовой рабочей недели.


Обычный досуг (развлечения, вечеринки, телевидение и т.п.) не способен выступать в качестве оси человеческого существования. Однако существуют занятия, которые требуют вдумчивого отношения, преодоления трудностей, систематичности, обучения и т.п. От привычной профессиональной работы их отличает лишь то, что они как правило не оплачиваются, а приносят в качестве вознаграждения удовлетворение от самого процесса и достигнутых результатов. В качестве сфер развития подобной деятельности можно упомянуть спорт, музыку, художественное творчество и т.п. Широкое распространение получает волонтерство – добровольное выполнение общественно значимых работ без оплаты (права человека, экология, образование, культура, здравоохранение, самоуправление, социальная работа и т.п.). В конце 90-х гг. ХХ века в США около половины населения было задействовано в роли волонтеров в среднем 4-5 часов

в неделю14. В Германии каждый третий взрослый гражданин

занимается общественной работой15. Подобные виды деятельности, подрывая прежнюю монополию профессионального труда, способны дать человеку чувства идентификации с избранным занятием и принадлежности к определенным социальным группам, возможности самореализации и духовного развития.

 

Возможно общество труда действительно приближается к своим историческим границам и привычная трудовая этика и уклад жизни вскоре станут достоянием истории, так же как трудовая этика крестьянства или средневекового ремесленника. Профессиональный труд возможно уже не будет представлять единственную ось существования человека. Наблюдается отход от понимания труда как призвания, характерного для протестантской этики. Люди вновь обретают когда-то утерянные представления, что народное хозяйство не является единственной сферой приложения жизненной энергии и творческого потенциала, направляя свою активность за пределы традиционного труда: дети, семья, общественная работа,

 

14 Щекова Е.Л. Труд добровольцев в сфере культуры США и России. // Социологические исследования. 2002. №3.; Der Spiegel, № 20; 1996, S.140-146.

15 Бехтель М. Будущее труда. Размышления, взгляды, перспективы. 2000. //

https://embassy.debis.ru/ru/library/inter-nationes/arbeitszukunft.


политическая деятельность, духовное самосовершенствование. Место труда среди других жизненных ценностей неуклонно снижается. Опросы, проведенные в середине 90-х годов, показывают, что даже перспективы быстрого профессионального роста – главный мотив деятельности в 70-е – 80-е годы – уже не привлекают 55% работников, если для достижения таковых им пришлось бы уделять меньше времени семье и отказаться от привычных занятий16. Это говорит о существовании определенных жизненные потребностей, касающихся количества и содержания свободного времени, которыми современный человек не хочет поступаться.

 

Все это означает, что многие привычные положения о роли труда, организации труда, трудовых отношениях, управлении персоналом, занятости и безработице, государственной политике должны быть пересмотрены.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: