Наркотрафик и борьба ШОС




Южно-Уральская Модель ШОС 2016

Апреля 2016 года

Региональная Антитеррористическая Структура

 

 

Международный факультет

Южно-Уральский Государственный Университет

 

Научно-практический студенческий форум

«Южно-Уральская Модель ШОС»

19 апреля 2016 года

Южно-Уральский Государственный Университет

Международный факультет

Ул. Сони Кривой, д.79 а

Тел./факс: 8 (351) 265 73 22

Доклад подготовлен экспертом Региональной антитеррористической структуры Головиной Олесей Алексеевной

Региональная антитеррористическая структура ШОС

Шанхайская организация сотрудничества — международная организация, членами которой являются Казахстан, Китай, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан, созданная в июне 2001 г., когда главами этих государств была подписана соответствующая Декларация. В 2004 году статус наблюдателя при ШОС был предоставлен Монголии, в 2005 году - Индии, Пакистану и Ирану, в 2012 году – Афганистану, в 2009 году статус партнера по диалогу предоставлен Белоруссии и Шри-Ланке, в 2012 году - Турции. Генеральный секретарь – Рашид Алимов (Таджикистан).

Шанхайская Конвенция

Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан (далее - Стороны), руководствуясь целями и принципами Устава ООН, прежде всего касающимися поддержания международного мира и безопасности, развития между государствами дружественных отношений и сотрудничества; осознавая, что терроризм, сепаратизм и экстремизм представляют угрозу международному миру и безопасности, развитию дружественных отношений между государствами, а также осуществлению основных прав и свобод человека; признавая, что указанные явления серьезно угрожают территориальной целостности и безопасности Сторон, а также их политической, экономической и социальной стабильности; руководствуясь принципами Алма-Атинского совместного заявления от 3 июля 1998 года, Бишкекской декларации от 25 августа 1999 года, Душанбинской декларации от 5 июля 2000 года и Декларации о создании "Шанхайской организации сотрудничества" от 15 июня 2001 года;
будучи твердо убеждены в том, что терроризм, сепаратизм и экстремизм, как они определены в настоящей Конвенции, вне зависимости от их мотивов, не могут быть оправданы ни при каких обстоятельствах, а лица, виновные в совершении таких деяний, должны быть привлечены к ответственности в соответствии с законом; будучи убежденными в том, что совместные усилия Сторон в рамках настоящей Конвенции являются эффективной формой борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом,

согласились о нижеследующем:
Статья 1
Для целей настоящей Конвенции используемые в ней термины означают: 1) "терроризм":

какое-либо деяние, признаваемое как преступление в одном из договоров, перечисленных в Приложении к настоящей Конвенции (далее -Приложение), и как оно определено в этом договоре;

2) "сепаратизм" - какое-либо деяние, направленное на нарушение территориальной целостности государства, в том числе на отделение от него части его территории, или дезинтеграцию государства, совершаемое насильственным путем, а равно планирование и подготовка такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон;

3) "экстремизм" - какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон.

Статья 2

Стороны в соответствии с настоящей Конвенцией, другими международными обязательствами, а также с учетом их национального законодательства осуществляют сотрудничество в области предупреждения, выявления и пресечения деяний, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящей Конвенции.

Статья 3

Стороны принимают такие меры, которые могут оказаться необходимыми, в том числе в соответствующих случаях в области национального законодательства, для обеспечения того, чтобы деяния, указанные в пункте 1 статьи 1 настоящей Конвенции, ни при каких обстоятельствах не подлежали оправданию по соображениям исключительно политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или иного аналогичного характера и влекли наказание сообразно степени их тяжести.

Статья 6

Центральные компетентные органы Сторон в соответствии с настоящей Конвенцией осуществляют сотрудничество и оказывают друг другу содействие путем:

1. обмена информацией;

2. выполнения запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

3. разработки и принятия согласованных мер для предупреждения, выявления и

пресечения деяний, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящей Конвенции, и

взаимоуведомления о результатах их осуществления;

4. принятия мер по предупреждению, выявлению и пресечению на территории своего

государства деяний, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящей Конвенции,

направленных против других Сторон;

5. принятия мер по предупреждению, выявлению и пресечению финансирования,

поставок вооружения и боеприпасов, оказания иного содействия любым лицам и (или) организациям для совершения деяний, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящей Конвенции;

6. принятия мер по предупреждению, выявлению, пресечению, запрещению и прекращению деятельности по подготовке лиц к совершению деяний, указанных в пункте 1 статьи, 1 настоящей Конвенции.

 

Доклад эксперта

Повестка: «Операции ШОС по сокращению угрозытерроризма в современном мире»

Шанхайская организация сотрудничества создала комплекс механизмов и договоренностей, способных к регулированию процессов безопасности в регионе. Поставив во главу угла борьбу с «тремя силами зла» организация начала оформляться в структурном и правовом русле. Сначала, в 2001 г. была подписана Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, содержащая четкие определения соответствующих терминов, направленная на развитие практического взаимодействия правоохранительных органов и спецслужб в борьбе с указанными проблемами, были подписаны и другие соглашения.

Так, по заявлению главы исполкома РАТС ШОС Вячеслава Касымова, сделанного по завершению знаменательного уже заседания Совета РАТС 4 апреля 2006 г., за время существования структуры удалось совместным усилиями локализовать противоправную деятельность как минимум 15 главарей террористических организаций. За время деятельности структуры, и при ее информации было предотвращено 250 терактов на территории шести стран. В рамках создания общего банка данных по терроризму был утвержден единый «список лиц объявленных в международный розыск в связи с преступлениями террористического, сепаратистского и экстремистского характера». На базе списка начато формирование «Единого розыскного реестра органов

В то же время, общего понимания, какие организации считать террористическими и несущими угрозу национальной безопасности, до конца нет.Окончательному оформлению единых (общих) списков террористических и экстремистских организаций, препятствуют национальные различия. Не все террористические организации, действующие на территории стран Центрально-азиатского региона, признаются таковыми конкретными государствами.

Так, деятельность «Исламской партии Туркестана» и «Организации освобождения Восточного Туркестана» запрещена в 3-ех государствах, «Аль-Каиды» и «Движения Талибан Афганистана» - 4-х, а «Исламского движения Восточного Туркестана», «Исламского движения Узбекистана» и «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» - в пяти.Аналогичная картина и с рядом других террористических, сепаратистских и экстремистских организаций.

Очевидно, Региональная антитеррористическая структура с первых дней своего существования начала планомерно и эффективно исполнять свои обязанности для претворения в жизнь принципа «Россия, Китай и Средняя Азия - зона, свободная от террора».За короткое время, был успешно преодолен переход от организационной работы к практической деятельности, сформирован хороший механизм для борьбы с терроризмом.Структура наполнила свою деятельность реальным содержанием.РАТС ШОС сумела скоординировать работу специальных служб шести стран, наладить механизм информирования государственных органов по проблемам, касающихся противодействию терроризму, сепаратизму и экстремизму, приступить к разработке плана действий стран - участниц в случае террористических и экстремистских угроз.Безусловно, угроза терроризма в Центральной Азии сохраняется, но также стоит признать, что РАТС не стала формальной организацией по примеру СНГ, а действительно выполняет те функции, которые были отражены при ее создании.

Шанхайская организация сотрудничества с момента образования уделила пристальное внимание военным учениям, понимая, что в современном мире борьба с терроризмом предполагает не только взаимную информированность спецслужб, но и силовое воздействие. «Международный терроризм уже способен брать на вооружение такие методы и принимать такие масштабы, что эффективно парировать его угрозы и акции бывает крайне сложно без адекватного подключения военных потенциалов», - заявил в свое время российский посол в ШОС Виталий Воробьев.

Прошел только год с официального образования ШОС и подписания конвенции о борьбе с тремя видами зла, как в октябре 2002 КНР и Кыргызстаном было организовано первое антитеррористическое учение.Через год уже были проведены многосторонние учения государств – членов «Взаимодействие 2003» в Казахстане и Синьцзян - Уйгурском автономном округе, по освобождению заложников в населенном пункте и ликвидацией террористов в горной местности.

Более того, в марте 2006 г. РАТС провела свои первые совместные антитеррористические учения «Восток-Антитеррор-2006», на территории Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана.Учения имели определенные особенности.По плану учений спецслужбы отражали нападение бандформирований на Институт ядерной физики Академии наук Республики Узбекистан, месте, где находится исследовательский ядерный реактор.Охрана и отражение возможных нападений на жизненно важные объекты входит в задачи РАТС.В Центральной Азии и в Ферганской долине в частности, еще достаточно небезопасных объектов, нападения на которые способно вызвать экологические бедствия и угрозу человеческой жизни.Помимо института физики, это хранилища радиоактивных отходов в Чаркесаре, Шекафтаре, Востоккредмете (Чкалавске), Табошаре и в других местах.Это предприятия и шахты по добыче и обогащению урана под Навои в Нурабаде, Зафарабаде и т.д.Также на территории Центральной Азии и в Фергане присутствуют законсервированные ядерные объекты, закрытые шахты по добыче урана, представляющие возможную опасность.

В условиях когда современный терроризм идет на любые меры, способные, привести к многочисленным жертвам, в том числе среди мирного населения, дестабилизировать обстановку не только в отдельно взятой стране, но и во всем регионе, охрана и опыт обороны потенциально опасных радиоактивных, химических и биологических объектов становятся как никогда необходимыми и важными. Значит, в дальнейшем антитеррористическим силам ШОС необходимо будет повторять подобные учения по быстрому реагированию и защите подобных объектов.

Таким образом, совместные антитеррористические учения не ограничиваются только борьбой, поиском и нейтрализацией террористических групп на какой то территории, проводятся также мероприятия по освобождению заложников, защите государственных объектов представляющих потенциальную опасность.РАТС предпринимает различные меры по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, как через антитеррористические учения, так и в целом, через выполнения задач, поставленных перед ней соответствующим соглашением стран участниц и отдельно Шанхайской организацией сотрудничества и ее хартией. Большой спектр действий в борьбе с терроризмом позволяет сделать вывод о хорошем будущем этой деятельности в рамках ШОС.По заверениям министра обороны РФ Сергея Иванова антитеррористические учения вооруженных сил стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества планируют повторить уже в следующем 2007 году.

Совместные учения подтвердили готовность стран-членов ШОС к борьбе с международным терроризмом, применяя при этом силу. Учения продемонстрировали готовность спецслужб к сотрудничеству, обмену опытом, были отработаны практические шаги по устранению террористической угрозы. В целом, Шанхайская организация сотрудничества наработала богатый опыт в антитеррористической деятельности, если ШОС и обвиняют в военной направленности, то учения никак не противоречат задаче по борьбе с терроризмом, а создают опыт для борьбы с ним.

Наркотрафик и борьба ШОС

 

Приграничный Афганистан представляет угрозу вследствие международного терроризма, а также тем, что является главным производителем и транспортером наркотиков в мире.При всех заявлениях о борьбе с наркотиками движения Талибан и американских сил в Афганистане, явных улучшений в борьбе с производством и оборотом наркотиков не видится.

В 2004 г. посевные площади под маком в Афганистане достигли 80 тыс. га. Афганистан произвел 3,400 тонн наркотиков в 2002 г., в 2004 г уже более чем 5,500 тонн. По оценкам ЮНОДС, в 2004 г. в Афганистане было сосредоточено 16 % мирового производства героина.Ежегодный оборот афганских наркотиков оценивается в $ 30 млрд в год.До 65% наркотиков, произведенных в Афганистане, поступает в ЦА, Россию и европейские страны.Примерно треть из них оседает в ЦАР.

Кроме того, продолжается производство наркотических веществ и на территории самой Центральной Азии.Увеличение количества наркосодежащих веществ приводит к возрастанию потребления наркотиков.В период с 1990 по 2002 гг.потребление опиатов в странах ЦА возросло в 17 раз, и это является прямой проблемой безопасности региона.Ситуация осложняется и увеличением заболеваний СПИДом, связанным с распространением инъекционного наркопотребления.

Государства ШОС всегда внимательно следили за ситуацией в Афганистане и прилагают все возможные усилия для улучшения обстановки в этой стране.Распространение и наркотический трафик через центрально - азиатский регион наряду с терроризмом являются приоритетом деятельности Шанхайской организации сотрудничества, «так как наркотики служат одним из источников финансирования терроризма.Усиление борьбы ШОС против наркотиков в этом регионе означает, что терроризм будет отрезан от источников финансирования, а это - непосредственный вклад в борьбу против терроризма».

В 2002 году ШОС признала полезным создание антинаркотической системы – поясов безопасности по периметру границ Афганистана.

На Ташкентском совете глав – государств членов ШОС в 2004 году было принято решение о создании Координационного совета Афганистан – ШОС для осуществления усилий по контролю границы и борьбы с наркотрафиком.В рамках этого сотрудничества усилилась работа над созданием антинаркотического пояса на границах с Афганистаном.Кроме этого, как заявил глава исполнительного комитета РАТС господин Касымов, - «ШОС готова активно сотрудничать в разработке и осуществлении специальных программ по оказанию помощи Афганистану в целях стабилизации его социально - экономической и гуманитарной ситуации.Мы поддерживаем, и будем впредь поддерживать усилия международной коалиции, проводящей антитеррористическую операцию в Афганистане». В. Касымов отметил также позитивную динамику стабилизации внутриполитической ситуации в Афганистане.

 

В обеспечении безопасности явно наблюдается доминирование антитеррористической направленности ШОС.Заметна четкая проработка этого вида борьбы по сравнению с другими аспектами безопасности.Для развития других направлений явно необходимо создание специальных постоянных органов по примеру РАТС.В сегодняшнем виде РАТС показывает убедительную борьбу и ее координацию между государствами – членами.Разработаны организационные, структурные и правовые основы этой борьбы с «тремя силами зла».Налажено практическое сотрудничество между специальными ведомствами и министерствами, международными организациями.

Другие направления сотрудничества в обеспечении безопасности, разработаны не достаточно, либо не разработаны вообще.Лучше других развивается сотрудничество в борьбе с наркотрафиком, не хватает, опять же, постоянной структуры – Антинаркотического Центра, взявшего бы на себя выполнение поставленных задач и координацию действий специальных служб, разработку специальных проектов.

Неприоритетные проблемы безопасности остаются пока только на бумаге, никаких практических шагов не делается.Задача по приданию ШОС универсальности сводиться только к борьбе с тремя силами зла и экономическому сотрудничеству.Действительной универсальности ШОС по выполнению тех широких задач и целей, которые написаны в ее основополагающих документах, не наблюдается.

ШОС пока только декларирует свои намерения и медленно создает структуры для их осуществления, обеспечивает будущую деятельность правовым закреплением.Больших практических шагов кроме как в борьбе с терроризмом, осуществлено не было.В то же время Шанхайская организация не обладает возможностями для поддержания безопасности в других сферах.Обладая хорошим потенциалом, ШОС медленно и неохотно переходит от одной проблемы к другой. Осторожность действий и не форсированность в принятии решений пока не обеспечивает осуществление заявленных шагов, многие решения официально отодвигаются на будущее. Все это можно объяснить только недостатком ресурсов – финансовых средств.Большинство участников ШОС – страны не богатые, бюджет ШОС не соответствует универсальности и масштабности объявленных целей и задач.У ШОС просто нет денег, развивать все то, что ей хочется и необходимо.

Сможет ли ШОС уйти от деклараций к практическому выполнению и найти средства на осуществление своих задач и стать действительно универсальной организацией?Или она де-факто разобьется на ШОС и РАТС, с экономической и антитеррористической составляющей соответственно, не справившись с остальными проблемами? Время покажет. Пока же организация планомерно пытается занять свое место в обеспечении безопасности против трех сил зла, что ей очевидно удается.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: