Тема: Московская школа живописи конца XV – XVI вв.




Конспект 16

Продолжателем Андрея Рублёва в живописи второй половины XV – XVI в.в. был Дионисий.

Он происходил из знатного рода. В семье Дионисия иконописание стало наследственной профессией. Вместе с ним работали его сыновья Владимир и Феодосий.

В 1480 годах Дионисий был уже самым уважаемым человеком Москвы.. Поэтому его пригласили реставрировать старинную византийскую икону

1. «Богоматерь Одигидрия» (Путеводительница)

Пострадавшая от пожара, красочный слой иконы был уничтожен огнем, так что художник должен был заново написать икону. Образ получился выразительным из-за скупости художественных средств:

· лаконичный силуэт;

· простые очертания золотой каймы мафория;

· сдержанные жесты;

· отрешенные лики, выражение которых возвышает над миром повседневности;

· мерцание серебряного оклада, дополняет величие образа Царицы Небесной.

Главным сохранившимся произведением Дионисия является ансамбль росписей Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Росписи были выполнены быстро, 34 дня, в августе и сентябре 1502 г. Монастырь находится на севере России, ныне это окраина Вологодской области. Монахи, последователи Сергия Радонежского, основали в этих местах много новых монастырей. Строились монастыри в местах самых уединенных.

Церковь Ферапонтова монастыря была освещена в честь праздника Рождества Богородицы. Сюжеты росписи восхваляют и прославляют Богоматерь.

2. «О Тебе радуется» фреска

3. «Похвала Богоматери»

4. Цикл «Акафист Богоматери» (песнопения на церковных службах)

2

Фрески проникнуты светлым празднично-возвышенным настроением. Художник отказался от традиционно печальной сцены «Успение (смерть Богоматери» но написал композиции «О Тебе радуется».

Благодаря этому весь фресковый ансамбль обрёл цельность и воспринимается как торжественный гимн в честь Богоматери. Колорит: светлые оттенки желтых, бледно-зеленых, розово-лиловых, чистый оттенок голубых фонов уподобляют интерьер храма небу, опустившемуся на землю. Красочная палитра созвучна молчаливой и скромной красоте северного пейзажа. Мастер владел тонкими приемами фрескового письма, совершенством живописного исполнения, накладывая одну краску на другую (лессировка), добивался,например, множества оттенком зеленого цвета.

5. Иконостас Ферапонтова монастыря

Реконструкция

Деисусный чин. Дионисий

Из него сохранились иконы деисусного чина, пророческого и местного рядов.

Вывод. Характер искусства Дионисия был торжественно-праздничным, нарядным. Персонажи отличались преувеличенно удлиненными пропорциями, замедленными и мягкими движениями. Так художник изображал одухотворенную, «очищенную» человеческую плоть. Мастерство живописца ставило его работы в ряд с работами крупнейших мастеров западноевропейской живописи.

В царствование Ивана IV Грозного государство стремилось контролировать искусство. Были канонизированы определенные иконографические схемы, художники должны были копировать византийских живописцев и Андрея Рублева. Получили распространение иконописные подлинники (сборники образцов), в которых устанавливалась иконография основных сюжетных композиций и отдельных персонажей.

В икону проникает историческая тема, жанровость, интерес к быту, условную архитектуру сменяют конкретные русские постройки.

Большое распространение получают житийные иконы – это сложные большие образы, где в центральной части – среднике – изображается в полный рост фигура святого, а в небольших композициях – клеймах – сцены его жития.

В клеймах изображены условное изображение сюжетов из жизни Святого которое, способствует общепонятности и доходчивости рассказа, а это и есть главная цель иконных клейм.

6. Образы московских митрополитов Петра и Алексия. Кремлевский Успенский собор. Москва.

Самые известные житийные иконы мастера круга Дионисия. В клейме иконы великий князь просит Алексия отправиться в Орду, чтобы наладить обостренные отношения. «Митрополит Алексий» изображено исцеление ханши Тайдулы во время поездки Алексия в Золотую Орду. Художник изобразил исцеление, соединив подлинное событие с традициями иконописи.

 

Домашнее задание.

Сравни иконы Андрея Рублева и Дионисия. Попробуй определить, чем отличается стиль каждого мастера.

Дионисий Ферапонтов монастырь А. Рублев Успенский собор. Г. Владимир



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: