Общая характеристика информационного общества




Под информационным обществом следует понимать такую стадию общественного развития, на которой использование ИКТ оказывает значительное воздействие на базовые сферы жизни человека и его социальные институты, а именно:

· экономику и деловую сферу;

· образование и здравоохранение;

· культуру и искусство;

· социальное обслуживание;

· государственное управление.

Проще говоря, информационное общество – это такое общество, большая часть которого занята в процессах, связанных с производством, переработкой, хранением и реализацией информации и знаний. Фактически оно представляет собой следующую ступень развития человечества.

В основе информационного общества, также как и в основе цифровой экономики, лежат информационно-коммуникационные технологии. Информация в таком обществе – это особый товар, экономическое благо, приобретающее форму информационных продуктов и услуг.

В условиях экономики цифрового типа информация, выступая ценнейшим ресурсом, формируется, хранится, передается и обрабатывается посредством информационно-коммуникационных технологий

Цифровая экономика при этом является зонтичным термином, используемым для описания рынков, которые фокусируются на цифровой технологии. Они, как правило, связаны с торговлей информационными товарами или услугами посредством электронной коммерции

Определения цифровой экономики

1. В соответствии с определением, выдвинутым Всемирным банком, цифровая экономика представляет собой систему социальных, экономических и культурных отношений, в основе которых лежит использование цифровых информационно-коммуникационных технологий.

2. В соответствии с указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» цифровая экономика - это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг.

3. Есть и научные определения указанному понятию. Так, некоторые ученые определяют цифровую (электронную) экономику как экономику, характерной особенностью которой является максимальное удовлетворение потребностей всех ее участников за счет использования информации, в том числе персональной. Это становится возможным благодаря развитию информационно-коммуникационных и финансовых технологий, а также доступности инфраструктуры, вместе обеспечивающих возможность полноценного взаимодействия в гибридном мире всех участников экономической деятельности: субъектов и объектов процесса создания, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

4. В международном смысле цифровая экономика - это сетевая, системноорганизованная пространственная структура взаимоотношений между хозяйствующими субъектами. Она включает в себя сектор создания и использования новой информации, технологии и продукты, телекоммуникационные услуги, электронный бизнес, электронную торговлю, электронные рынки, дистанционное обслуживание и другие компоненты. Цифровая экономика отражает переход от третьей промышленной революции к четвертой промышленной революции. Третья промышленная революция, иногда называемая цифровой революцией, относится к изменениям, произошедшим в конце XX века с переходом от аналоговых электронных и механических устройств к цифровым технологиям. Четвертая Индустриальная революция базируется на цифровой революции.

5. В более общем смысле в цифровой экономике следует относить такой тип экономических систем, в котором преобладающая часть национального продукта обеспечивается видами деятельности, так или иначе связанными с производством, обработкой, хранением и распространением информации.

История трансформации цифровой экономики

Развитие информационного общества тесно связано с построением экономики цифрового типа и общей роботизацией. В его основе лежит использование ИКТ. Основными требованиями, предъявляемыми к обществу и характеризующими его, становятся:

· изменение характера труда (повышение роли интеллектуального творческого труда);

· изменение характера занятости (работа удаленно, посредством современных ИКТ);

· повышение общих требований к уровню образования и профессиональной квалификации.

На первом этапе, в самом начале зарождения цифровой революции, был осуществлен переход к началу автоматизации технологий и бизнес-процессов. Далее был создан Интернет, открывший практически безграничные возможности. Появилась сотовая связь. Общемировое распространение Интернета способствовало развитию социальных сетей и мессенджеров.

В результате распространение цифровых технологий смогло изменить не только экономические процессы, но и сам уклад жизни общества. Сегодня оно все больше и больше приобретает черты информационного.

Цифровая экономика выходит далеко за рамки оцифровки и автоматизации. Вместо этого, эта новая парадигма обуздывает множественные передовые технологии и платформы новой технологии. Эти технологии и платформы включают, но не ограничиваются гиперкоммуникабельностью, расширенной аналитикой, беспроводными сетями, мобильными устройствами и социальными медиа.

Сегодня превыше всего ценятся знания и информация, умение их преподнести, своевременно обработать и воспользоваться ими. Меняется сам характер труда и трудовых отношений. Все чаще бизнес-процессы уходят в онлайн, причем касается это всех сфер жизни общества во всех развитых и развивающихся странах.

Характеристики цифровой экономики

Некоторые ученые выделяют три базовые составляющие цифровой экономики: инфраструктура, включающая аппаратные средства, программное обеспечение, телекоммуникации и т.д.; электронные деловые операции, охватывающие бизнес-процесс, реализуемые через компьютерные сети в рамках виртуальных взаимодействий между субъектами виртуального рынка; электронная коммерция, подразумевающая поставку товаров с помощью Интернет и представляющая собой в настоящее время самый крупный сегмент цифровой экономики.

Основными чертами цифровой экономики определяют следующие:

- экономическая деятельность сосредотачивается на платформах «цифровой» экономики;

- персонифицированные сервисные модели;

- непосредственное взаимодействие производителей и потребителей;

- распространение экономики совместного пользования;

- значительная роль вклада индивидуальных участников.

На цифровую экономику оказывают значительное влияние три закона. Во-первых, это закон Меткалфа, который гласит, что полезность сети возрастает пропорционально квадрату сетевых узлов или количества пользователей. Проще говоря, чем больше пользователей, тем выше ценность этой сети, увеличивающаяся в геометрической прогрессии. Этот закон доказывает, что цифровая экономика будет расти стремительными темпами и станет важнейшей точкой экономического развития.

Во-вторых, закон Давидоу, согласно которому продукты, первыми поступающие на рынок, способны получить долю сразу в 50%, тогда как другие продукты лишь делят оставшуюся часть между собой. Это означает, что конкуренция в рамках цифровой экономики становится соревнованием между монополиями. Именно поэтому Южная Корея так спешила первой объявить о создании 5G, а американская компания AT&T - о внедрении сетей пятого поколения в двух городах.

Третий закон - это закон Мура, который гласит, что производительность процессоров удваивается, а цена снижается вдвое каждые 18 месяцев. Некоторые специалисты утверждают, что скорость этих изменений продолжает расти. Это и определяет "опережающую" природу технологической конкуренции будущего. Например, переход от 1G к 4G занял не более 10 лет, и на протяжении этого отрезка времени появление каждого нового поколения технологии означало приход нового лидера.

Главная переменная, лежащая в основе цифровой экономики, это развитие информационных технологий - коммуникационных (5G и IoT) и вычислительных (облачное программирование, искусственный интеллект, периферийные вычисления и блокчейн). Получается формула, в которой благополучие цифровой экономики положительно коррелирует с интенсивностью коммуникаций, умноженной на точность вычислений. Слияние этих двух факторов положительно влияет на цифровую трансформацию и способствует интеллектуализации всей экономики, а также придает новый импульс развития обществу.

Электронная коммерция

E-commerce или электронная коммерция – это предпринимательская деятельность, которая, так или иначе, связана с распространением, рекламированием, продвижением, продажей услуг или товаров через Интернет. Если упростить, то любые действия с коммерческим уклоном в глобальной сети подпадают под определение онлайн-коммерция. Эта сфера зародилась в США, потом получила развитие в Европе и в конце 90-х годов прошлого века стала активно развиваться в Китае и России.

Электронная коммерция объединяет такие глобальные категории – онлайн-продажи, интернет-банкинг, бронирования билетов и отелей, транзакции в платежных системах, онлайн-маркетинг и реклама.

В техническом плане электронная коммерция в Интернете стоит на трёх основах – сервер, база данных и система доставки товара или услуги покупателю. Критически важна первая составляющая – качественный и быстрый сервер. База данных нужна крупным объектам, а доставка электронных товаров или услуг не требует сложной логистики.

Сфера E-commerce подразделяется на виды в зависимости от целевой аудитории, с которой работает компания:

1. B2B (Business-to-Business). Ниша «Бизнес для бизнеса» подразумевает коммерческие отношения между юридическими лицами, экономическими субъектами рынка. То есть компании, производители взаимодействуют между собой – заключают сделки, партнерские контракты на поставку, продажу, покупку товаров или услуг. Для налаживания контактов, поиска партнеров и переговоров в В2В используются специализированные интернет-площадки, интерактивные базы данных.

2. B2C (Business-to-Consumer). Сфера «Бизнес для потребителя» предполагает торговлю товарами и услугами между юридическими и физическими лицами. Это своего рода розничные продажи, но только с помощью онлайн-площадок – магазины, сервисы, банки и прочее. Преимущество клиентов в большем ассортименте выбора, удобстве заказа и доставки товаров на дом или в офис. Электронная коммерция позволяет предпринимателю снизить затраты на содержание торговых и складских площадей.

3. B2G (Business-to-Government). Ниша «Бизнес для правительства» включает в себя следующих участников рынка: юридические лица – компании, корпорации, бренды с одной стороны и муниципальные органы, государственные инстанции – с другой. Яркий пример – это портал госзакупок РФ. Сделки в B2G осуществляются на основе конкурсов, тендеров или котировок. Эта сфера электронной коммерции работает с крупными размерами сделок, что предъявляет строгие требования к участникам рынка. Компания, участвующая в торгах должна иметь высокий статус и безупречную репутацию.

4. С2С (Consumer-to-Consumer). Электронная коммерция в нише «Потребитель для потребителя» подразумевает осуществление сделок между физическими лицами. Успех таких интернет-площадок как Авито, Юла, Ebay, Молоток и других основан на коммерческих отношениях пользователей через электронную систему объявлений.

5. G2C (Government-to-Citizens). Довольно популярный вид электронной коммерции в последние годы «Правительство для граждан» - обеспечение доступа к государственной информации через онлайн-сервисы. Например, оплата налогов и штрафов, регистрация проектов и форм коммерческой деятельности, получение разрешительных документов и другое. К этой категории относятся также и информационная поддержка граждан, поэтому G2C не полностью относится к коммерческой нише.

6. C2B (Consumer-to-Business). Интересный вид электронной коммерции «Потребитель для компании», где клиент сам устанавливает стоимость товаров и услуг. То есть покупатели с помощью голосования определяют цену, за которую они хотели бы приобрести предлагаемый продукт. Однако окончательное решение «продать или нет» принимает владелец товара. В системе С2В сайт или любая другая электронная площадка выступает в качестве брокера-посредника, который ищет продавцов за сформированную цену потенциальных покупателей.

7. G2G (Government-to-Governmen). Сфера электронной коммерции «Правительство для правительства» подразумевает деловые отношение госорганов между собой: поставки продукции, оказания услуг и прочее. Реализуется такое взаимодействие через онлайн-технологии.

8. B2P (Business-to-Partners) или B2L (Business-to-aLLiance). Ниша «Бизнес для партнеров» - это коммерческие отношения с поставщиками услуг и товаров, между филиалами, партнерскими организации одной сети или сторонними компаниями.

9. B2E (Business-to-Employee). Сфера взаимоотношений с персоналом также может быть коммерциализирована. «Бизнес для сотрудников» подразумевает использование различных систем автоматизации управления бизнес-процессами, корпоративными задачами. Такие системы объединяются во внутрикорпоративную сеть – интранет, которая имеет выход в глобальную систему по защищенным каналам.

10. B2B2С (Business-to-Business-to-Customer). Пример объединения двух видов электронной коммерции – «Бизнес для бизнеса и для потребителя». Интеграция систем В2В и В2С в единой платформе. Например, компания закупает товары в Китае, заключает договоры со складами Карго на отправку заказов по адресам покупателей. Получается цепочка: компания-продавец (В2В) – склад (В2В) – покупатель (В2С).

11. E2E (Exchange-to-Exchange). Узкоспециализированный вид электронной коммерции «Биржа для биржи», когда продавцы и покупатели взаимодействуют между различными электронными биржами. Например, сервисы обмена электронной валюты.

Сегодня большую часть занимают ниши В2В и В2С. Сектор госзакупок имеет достаточно высокий порог входа, поэтому не выделяется массовостью. Хорошо развиваются ниши G2C и С2С. В любом случае, интернет-коммерция должна включать следующие элементы:

· площадка (сайт, аккаунт, онлайн-магазин, Landing Page);

· каналы привлечения трафика (SEO, SMM, контекстная реклама, таргетированная реклама);

· системы обработки заказов, работы с клиентами – CRM, отделы продаж, службы поддержки;

· службы закупок, снабжения, доставки, возврата товаров.

Приведем несколько ниш успешной реализации E-commerce:

Онлайн-сервисы приема коммунальных платежей, штрафов, регистраций и прочее. Уже давно ушли в прошлое многометровые очереди в банк для оплаты коммунальных услуг. Электронные сервисы доступны с любого компьютера или гаджета. Достаточно подключить интернет-банкинг и спокойно платить из дома за квартиру, аренду, кредит и прочие услуги.

Сайты-каталоги, доски объявлений, агрегаторы услуг и товаров. Популярность Авито, Юлы, сайтов торговли между физическими лицами, компаниями зашкаливает. Возможность бронирования билетов, номеров в гостиницах открывает большие перспективы для развития этой ниши.

Сайты-распространители фильмов, книг на платной основе, онлайн-кинотеатры и другое. Интеллектуальная собственность стала также и цифровым продуктом, поэтому результаты труда писателей, музыкантов, режиссеров активно продаются в онлайн-пространстве.

Онлайн-магазины, интернет-аукционы, интернет-банкинг, реклама, маркетинг и многие другие сферы прекрасно себя чувствуют в виртуальной среде.

Начиная с 1998 года электронная коммерция плавно вышла на оборот 3-3,5 триллионов долларов за 20 лет деятельности. Лидеры E-commerce – Китай, США. Россия занимает 10 место в рейтинге, но имеет хорошие шансы подняться на несколько ступенек выше, благодаря плотному сотрудничеству с китайскими онлайн-гигантами – Али Экспресс, Тао-Бао и другими.

Преимущества электронной коммерции:

Снижение затрат. Электронная торговля упрощает бизнес-процессы во многих отраслях предпринимательства. Например, чтобы открыть онлайн-магазин не нужно арендовать физическую площадь, нанимать штат продавцов и сотрудников доставки. Все действия можно автоматизировать, а, если товар электронный, то и упросить в разы сервис доставки. В итоге транзакционные издержки ниже, что сказывается на стоимости продукции или услуг.

Расширение целевой аудитории. Через Интернет можно продавать по всему миру без особых затрат. Конечно, если бизнес связан с физическими товарами, то придется поломать голову с доставкой. Простое решение – это сотрудничество с транспортными компаниями. Но если вы продаете электронные товары, услуги – электронные книги, программы, сервисы и прочее, то рынок неограничен.

Меньше посредников. Электронная коммерция позволяет работать напрямую с производителем, исключая цепочку посредников. Так создается прямой канал между продавцом и покупателем, что сказывается на стоимости товаров и качестве обслуживания.

Возможность со 100% точностью анализировать продажи, продвижение, развитие бизнеса в сети. Системы аналитики, коллтрекинга позволяют следить за ситуацией и своевременно принимать меры.

Недостатки электронной коммерции:

Зависимость от информационно-коммуникационных технологий. Не во всех регионах есть свободный доступ к Интернету на высокой скорости, этот фактор сильно тормозит развитие электронного бизнеса.

Особенности законодательства, налоги. Отсутствие правового регулирования онлайн-коммерции часто служит препятствием при заключении тех или иных сделок.

Безопасность информации. Онлайн-торговля и бизнес в сети требует высокой гарантии конфиденциальности данных пользователей, покупателей, участников коммерческой деятельности. Активно внедряется сертификация, авторизация, капча и другие варианты борьбы с мошенничеством.

Авторское право. Защита прав собственности – это давно не новая проблема для сети Интернет. Пиратские копии программного обеспечения, «слитые» в свободный доступ мастер-классы, книги и другая продукция интеллектуального труда – все это становится проблемой для электронной коммерции во всем мире.

Электронные деньги

Электронные деньги - это денежные обязательства эмитента в электронном виде, которые находятся на электронном носителе в распоряжении пользователя. Такие денежные обязательства соответствуют следующим трем критериям:

- фиксируются и хранятся на электронном носителе;

- выпускаются эмитентом при получении от иных лиц денежных средств в объеме не меньшем, чем эмитированная денежная стоимость;

- принимаются, как средство платежа другими (помимо эмитента) организациями.

Само по себе понятие «Электронные деньги» не является относительно новым. Электронные деньги, с одной стороны, являются платежным средством, с другой стороны - обязательством эмитента, которое должно быть выполнено в традиционных неэлектронных деньгах. В отличие от безналичных денег (а эти понятия зачастую путают между собой), электронные деньги могут иметь как отдельное обращение, так и обращение в платежной системе.

Обращение электронных денег происходит при помощи компьютерных сетей, Интернета, платежных карт, электронных кошельков и устройств, работающих с платежными картами (банкоматы, POS-терминалы, платежные киоски и т.д.). Также используются и другие платежные инструменты различной формы: браслеты, брелоки, блоки мобильных телефонов и т.д., в которых есть специальный платежный чип.

Большинство экономистов выделяет две главные формы электронных денег - на базе карт и на базе сетей. Первая группа (более развитая форма цифровой наличности) - это смарт-карты (smart cards), или карты с хранимой стоимостью (stored-value cards, SVC - то же самое, что предоплаченные (prepaid) карты), или электронные кошельки (e-purses), имеющие встроенный микропроцессор с записанным на нем в результате предоплаты денежным эквивалентом. К наличности относятся лишь многоцелевые карты (то есть используемые для платежей в пользу не только самих эмитентов карт, но и других фирм).

Вторая группа - сетевые деньги (network money), они сохраняют денежную стоимость в памяти компьютеров на жестких дисках и представляют собой программное обеспечение, обеспечивающее перевод средств по электронным коммуникационным сетям, в том числе через Интернет.

Электронные деньги «Яндекс-деньги» и другие функционируют на базе сетей. Рост популярности электронных денег связан с удобством такого способа оплаты.

За последнее десятилетие распространились несколько систем электронных взаиморасчетов: система «Яндекс-деньги», сервис «Webmoney», сервис электронных кошельков «Qiwi», система «PayPal» и т. д. В этих системах используются не только разные алгоритмы, но и разные основные принципы. Так, электронные деньги «Яндекс-деньги», «Webmoney», «Qiwi» и система «PayPal» – это примеры систем расчета на базе сетей.

Также существуют электронные деньги на базе смарт-карт. При этом система «PayPal» является примером фидуциарных (или фиатных) электронных денег, тогда как «Яндекс-деньги» или «Qiwi» относятся к частным электронным деньгам. Частные электронные деньги – это электронные единицы частных платежных систем.

Независимо от того, к какой системе эти средства принадлежат, они приравнены к российской валюте – рублю. Для мировой практики это не обязательно, в других странах действуют другие правила.

Оплата электронными деньгами между компаниями не допускается. Сфера применения электронных денег – это взаиморасчеты между физическими лицами или между физическим и юридическим лицом (ч. 8.1 и ч. 9 ст. 7 закона № 161). Из положений закона следует, что компании и ИП не вправе использовать этот инструмент взаиморасчетов в отношениях между собой.

Есть и другие ограничения использования электронных виртуальных кошельков: банк-оператор не вправе предоставлять владельцу кошелька средства в целях их увеличения, не может начислять проценты на остаток электронных денег или выплачивать пользователю вознаграждение (ч. 5 и 6 ст. 7 закона № 161-ФЗ); такие средства нельзя застраховать, чтобы обеспечить возврат (п. 5 ч. 2 ст. 5 закона о страховании вкладов).

А вот обратить взыскание на электронные деньги возможно. Если суд вынесет решение об обращении взыскания, исполнять его будет оператор платежной системы, которой пользуется должник.

Кроме того, существуют нормы налогового законодательства, которые позволяют взыскать налоги, штрафы, пени и т. д. за счет электронных денег налогоплательщика. В отношении компаний и предпринимателей предусмотрен административный порядок такого взыскания налогов (ст. 46 НК РФ).

Хотя закон признал электронные деньги, биткоин и другие аналогичные валюты официально не используют Существует ряд электронных валют, или криптовалют, которые можно классифицировать как электронные деньги, но правового регулирования в России в отношении них в данный момент нет. К таким валютам относятся биткоин, лайткоин и т. п. Если рассматривать техническую сторону применения биткоина, в том, что это – электронные деньги, сомнений не возникнет. Но в правовом отношении есть затруднения, которые не позволяют допустить широкое распространение таких валют.

Дело в том, что это именно специфические электронные валюты. Оборот денег, которые, по сути, являются электронным вариантом обычных, это процесс внутри единого процесса денежного оборота в стране.

Со специфическими валютами ситуация иная: Они не обеспечены золотым запасом какой-либо страны и существуют только в электронном виде. Подобная валюта – набор компьютерных кодов. Ее курс зависит только от желания пользователей производить расчеты с ее помощью. У таких электронных денег нет оператора. Подобные валюты децентрализованы – они не эмитируются, их обращение не контролирует государство или какая-либо частная структура. У данных валют присутствует черта частичной анонимности. Есть техническая возможность установить, кто именно произвел расчеты с помощью той или иной подобной валюты, но для этого придется осуществить ряд специальных действий. При этом можно проследить путь денег, но определить платившего сложно, это не всегда удается.

Если государство не контролирует оборот электронных денег, это повышает риски различных преступлений Особенности цифровых виртуальных валют не позволяют распространить на них существующее правовое регулирование. Поскольку у них нет операторов, их нельзя причислить к электронным деньгам, которые признает закон. Кроме того, анонимность порождает риски совершения противозаконных операций не только мошеннического характера.

Согласно статье 7.2 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ банк, который обслуживает электронную платежную систему, обязан контролировать операции и хранить платежную информацию клиента. Статья 10 закона № 161-ФЗ так же подразумевает необходимость идентификации плательщика. Эти требования ввели, чтобы препятствовать отмыванию преступных доходов, финансированию терроризма и т. д. В случае с криптовалютами такой контроль обеспечить невозможно, что повышает риск подобных преступлений. Таким образом, несмотря на то, что технически биткоин и другие схожие валюты относятся к электронным деньгам, их специфика не позволяет допустить обращение таких средств расчета наравне с реальной валютой.

Цифровая безопасность в цифровой экономике

Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Резолюцию № 68/167 от 18.12.2013 «Право на неприкосновенность личной жизни в цифровой век», в которой она выразила глубокую обеспокоенность тем, что слежение за сообщениями и/или их перехват, включая экстерриториальное слежение за сообщениями и/или их перехват, а также сбор личных данных, особенно в массовом масштабе, могут иметь негативные последствия для осуществления и реализации прав человека.

В частности, в докладе отмечалась обеспокоенность по поводу сообщений о том, что Агентство национальной безопасности Соединенных Штатов Америки совместно с Центром правительственной связи Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии разработали технологии, позволяющие получить доступ практически ко всему мировому интернет-трафику, спискам телефонных звонков в США, электронным адресным книгам отдельных лиц и огромным объемам другой цифровой информации, и что эти новые средства были развернуты при помощи транснациональной сети с использованием стратегических партнерств разведслужб обоих государств, рычагов регулирования деятельности частных компаний и коммерческих контрактов, Верховный комиссар ООН подчеркнул, что перехват электронно-цифровых коммуникаций и сбор личных данных могут сказываться и на осуществлении других прав, помимо права на неприкосновенность частной жизни, к которым относятся право на свободу убеждений и их свободное выражение, право искать, получать и распространять информацию, право на свободу мирных собраний и свободу ассоциации, право на семейную жизнь. Не может считаться соразмерной практика обязательного хранения данных третьей стороны - стандартная практика слежения во многих странах, где государства обязывают телефонные компании и компании, поставляющие интернет-услуги, хранить метаданные о контактах и местоположении клиентов для последующего использования в рамках правоохранительной деятельности, равно как и для предоставления разведывательным агентствам. Тот факт, что Интернет и остальное цифровое пространство во многом контролируются частными структурами (по преимуществу корпорациями США), угрожает верховенству права. Частные компании могут навязывать ограничения (или же «поощряться» за это) в отношении доступа к информации, при этом не подвергаясь ограничениям на основании конституционного и международного права, поскольку последние распространяются исключительно на государства. Эти частные компании могут также получать указания от национальных судов, действующих по просьбе других частных компаний, осуществлять весьма интрузивный анализ данных для выявления реальных (или вероятных) нарушений прав частной собственности, а зачастую и прав интеллектуальной собственности. Могут быть даны указания «изъять» данные, в том числе правительственные, коммерческие и личные, из серверов в других странах для целей соблюдения закона или для обеспечения национальной безопасности. Это может происходить в отсутствие согласия другой страны, компании или иных субъектов этих данных, в нарушение суверенитета стран, коммерческой тайны, а также в нарушение прав человека в отношении лиц, информация о которых подвергается воздействию.

Вызовами и угрозами для реализации целей развития цифровой экономики в сфере информационной безопасности являются рост масштабов компьютерной преступности, в том числе международной, отставание Российской Федерации в разработке и использовании отечественного программного обеспечения, недостаточный уровень кадрового обеспечения в области информационной безопасности.

Целью направления информационной безопасности является достижение состояния защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации в условиях цифровой экономики. Для реализации этой цели в государственной программе «Цифровая экономика» выделено 14 задач и 175 вех. Принципиально их можно разделить на следующие направления:

1. Обеспечить технологическую независимость и безопасность функционирования аппаратных средств и инфраструктуры обработки данных (пп.5.1 и 5.2 программы).

2. Обеспечить безопасность функционирования российского сегмента сети Интернет.

3. Разработать нормативно-правовые механизмы функционирования КФС в условиях цифровой экономики (пп.5.5-5.8, 5.10-5.12).

4. Создать основы для построения доверенной среды функционирования КФС.

5. Обеспечить устойчивость и безопасность функционирования информационных систем и технологий (п.5.4 программы).

6. Обеспечить международное взаимодействие по вопросам информационной безопасности в цифровой экономике.

Наиболее сложной стратегической задачей является первая, направленная на создание технологической независимости отечественного производства аппаратных средств в сфере защиты информации. По существу, здесь должен быть реализован инновационный технологический прорыв, так как существующие наши возможности на фоне других стран малозаметны. Обычные методы импортозамещения потребуют капиталоёмких вложений и десятков лет при условии поставок современного технологического оборудования, которое к тому времени может морально устареть. В условиях санкций это практически невозможно, поэтому наиболее эффективные решения этой стратегической задачи в короткие сроки возможны только при использовании принципиально новых подходов к обработке информации и её защите.

Как стало известно в начале октября 2020 года, расходы на реализацию федерального проекта «Информационная безопасность» в 2022-2023 гг. окажутся в восемь раз больше, чем ожидалось, — 8 против 1 млрд рублей на каждый год.

Почти половину бюджета может забрать на себя создание и функционирование национального технологического центра внедрения методов современной криптографии. В 2022 и 2023 годах на эти цели потратят 4 млрд и 4,2 млрд рублей соответственно. Всего же на центр понадобится 11,5 млрд рублей госфинансирования. Также власти собираются направить бюджетные средства и на анализ защищенности государственных информационных систем.

По словам опрошенных изданием экспертов, самая затратная часть — это техническая реализация федерального проекта. К ней можно отнести проекты по фильтрации интернет-трафика, противодействию компьютерным атакам и созданию киберполигонов. В проект, по крайней мере в явном виде, не вошли меры, направленные на пресечение утечек и защиту персональных данных граждан, отмечают эксперты. В текущей редакции федерального проекта государство сосредоточилось на защите общества и самого себя от внешних и глобальных рисков, считают они.

Директор по развитию бизнеса Softline в нацпроекте «Цифровая экономика» Сергей Сошников считает, что логично было бы направить часть средств на системную безопасность, прежде всего при взаимодействии государства и граждан на цифровых платформах. Он связывает это с тем, что сайты госучреждений и портал госуслуг, а также ресурсы финансовых организаций — привлекательная мишень для хакеров.

Интернет вещей

Термин «Интернет вещей» был придуман предпринимателем Кевином Эштоном, одним из основателей центра Auto-ID в MIT. Эштон была частью команды, которая обнаружила, как связывать объекты с Интернетом с помощью метки RFID. Впервые он использовал фразу «Интернет вещей» в презентации 1999 года, и с тех пор она стала популярной.

Эштон, возможно, был первым, кто использовал термин «Интернет вещей», но концепция подключенных устройств, в частности, подключенных машин, существует давно. Например, машины связывались друг с другом с тех пор, как первые электрические телеграфы были разработаны в конце 1830-х годов. Другими технологиями, которые вошли в IoT, были: радиопередача голоса, беспроводные технологии (Wi-Fi) и программное обеспечение для диспетчерского управления и сбора данных (SCADA). Затем в 1982 году машина по продаже Кока-Кола в Университете Карнеги-Меллона стала первым подключенным интеллектуальным устройством. Используя локальную сеть университета или ARPANET - предшественник современного интернета - студенты могли узнать, какие напитки хранятся на складе, и были ли они холодными.

Сегодня мы живем в мире, где устройств, подключенных к IoT, больше, чем людей. Эти устройства могут быть как умные часы, так и RFID-чипы отслеживания запасов. Устройства, подключенные к IoT, обмениваются данными через сети или облачные платформы, подключенные к Интернету вещей. Информация, полученная в реальном времени из IoT, приближает цифровую трансформацию. Интернет вещей обещает много позитивных изменений в области охраны труда и здоровья, деловых операций, производственных показателей и глобальных экологических и гуманитарных проблем.

Интернет вещей (IoT) - это об огромном количестве «вещей», которые подключены к Интернету для обмена данными с другими вещами - приложениями IoT, подключенными устройствами, промышленными машинами и многим другим. Устройства, подключенные к Интернету, используют встроенные датчики для сбора данных и, в некоторых случаях, воздействуют на них. Подключенные к IoT устройства и машины могут улучшить нашу работу и жизнь. Примеры применения Интернета вещей: от умного дома, который автоматически регулирует отопление и освещение, до умной фабрики, которая контролирует промышленные машины для поиска проблем, а затем автоматически настраивается, чтобы избежать сбоев.

Многие отрасли используют IoT для понимания потребностей потребителей в режиме реального времени, повышения оперативности, мгновенного улучшения качества машин и систем, оптимизации операций и поиска инновационных способов работы в рамках своих усилий по цифровому преобразованию.

Розничная торговля

IoT объединяет данные, аналитику и маркетинговые процессы в разных местах. Розничные продавцы собирают данные IoT из магазинов и цифровых каналов и применяют аналитику (включая искусственный интеллект) для прослушивания в реальном времени, контекстуального прослушивания и для понимания моделей поведения и предпочтений. Они часто используют устройства, подключенные к IoT, такие как чипы RFID для отслеживания инвентаря, сотовые и Wi-Fi-системы, маяки и умные полки в своей стратегии Интернета вещей.

Производство

IoT объединяет все этапы процесса промышленного Интернета вещей (IIoT) - от цепочки поставок до доставки - для согласованного предст<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: