Структура государственного образовательного стандарта




Определение термина «стандарт образования»

Стандарт – от лат. standard – образец, норма, мерило.

Стандарт образования – это система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

ГОС – это механизм обеспечения существования в стране единого образовательного пространства.

ГОС – это объективно необходимый минимальный обязательный уровень предъявляемых государством посредством соответствующих законов и подзаконных актов требований по подготовке обучающихся различных категорий и соответствующие этим требованиям содержание, методы, формы, средства обучения и контроля.

ГОС – это государственно определенные и установленные образоват. нормы знаний, умений и навыков (далее - ЗУН), нарушение которых влечет за собой юридические последствия.

 

Основные объекты стандартизации образования

Структура, содержание, объем учебной нагрузки, уровень подготовки учащихся.

Нормативы и требования, установленные стандартом, являются эталоном при оценке качества основных сторон образования.

 

Критерии определения необходимости стандартизации образования

- коренные перемены в сфере образования как общественного явления (поворот России к демократии, рыночным отношениям, правам и свободам личности) привели к ориентации сферы образования на удовлетворение духовных потребностей личности, а не на интересы государства, а также к приобретению учебными заведениями большей самостоятельности в выборе содержания, форм и методов образования

- переход ОУ на более свободные формы организации учебного процесса, изменение статуса ОУ, введение новых учебных планов, свободный выбор учебных предметов и объемов их изучения, введение альтернативных учебных пособий, создание новых технологий обучения, введение многоуровневого и дифференцированного обучения потребовали сохранения базового единства образоват. пространства, позволяющего обеспечить единый уровень образования в разных типах ОУ

- стремление РФ войти в систему мировой культуры и, соответственно, учет достижений международной образоват. практики при формировании общего образований, в целях обеспечения российским гражданам признания их документов об образовании за рубежом

 

 

Компоненты образовательного стандарта и их краткая характеристика

Федеральный, национально-региональный, образовательного учреждения.

Федеральный: определяет нормативы, которые обеспечивают единство. пространства РФ и интеграцию личности в систему мировой культуры; обеспечивает базовый стандарт образования по разным дисциплинам на все территории РФ

Федеральный компонент – это неизменная часть ГОС

Национально-региональный: определяет нормативы, относящиеся к компетенции регионов (напр., в области родного языка и литературы, географии, искусства, трудовой подготовки); обеспечивает учет потребностей и интересов в области образования всех народов страны, национальное своеобразие культуры

Федеральный и национально-региональный компоненты включают:

описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство предоставляет обучающемуся в объеме необходимой образоват. подготовки;

требования к минимально необходимой подготовке обучающихся в раках указанного объема содержания;

максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения.

Компонент ОУ: устанавливает объем и содержание образования, отражающего специфику и направленность отдельного ОУ.

Национально-региональный и компонент ОУ – вариативные части ГОС, систематически обновляются и пересматриваются

С 2001 г. в экспериментальные базисные учебные планы ОУ введен ученический компонент в целях реализации новых форм и приемов организации образоват. процесса, обеспечивающие личностную ориентацию и организацию индивидуальной и групповой поисково-исследовательской работы, проектной и активно-двигательной деятельности обучающихся.

 

Структура государственного образовательного стандарта

Федеральный компонент:

общие требования к основным образоват. программам (далее - ОП),

Федеральный и национально-региональный компоненты:

1) требования к обязательному минимуму содержания основных ОП, к условиям их реализации, в том числе к учебной и производственной практики и итоговой аттестации выпускников, к уровню подготовки выпускников по каждому направлению подготовки,

2) сроки освоения основных ОП в федеральных государственных ОУ в соответствии со сроками, установленными законодательством РФ и/или положениями об ОУ соответствующих видов

3) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся

Содержательная структура стандартизирует:

1) владение базовыми понятиями и умениями: а) узнавать и воспроизводить основные понятие изучаемой отрасли знания, б) давать определения основным понятиям, в) раскрывать содержание и объем понятия, г) устанавливать межпонятийные связи, д) давать практическую интерпретацию понятия,

2) знание теорий, концепций, законов и закономерностей основ науки, ее истории и методологии, проблем и прогнозов,

3) умение применять научные знания на практике при решении познавательных (теоретических) и практических задач как в стабильной (стандартной), так и в изменяющейся (нестандартной) ситуации,

4) иметь собственные суждения в области теории и практики осваиваемой образовательной области,

5) знание основных проблем общества (социальных, полит., экономическ., экологическ., нравствен., производствен., управленческ., нац., международн., культурных, бытовых) и понимание своей роли в их решении,

6) владение технологией непрерывного самообразования по отраслям знаний, науками и видам деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: