ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7
Освоение методов контроля работоспособности аппаратуры
И устранение возникших неисправностей устройств технической диагностики
Современных систем контроля состояния аппаратуры ЖАТ.
Цель занятия: приобрести навыки проверки работоспособности аппаратуры и устранение возникших неисправностей устройств технической диагностики.
Приборы и инструменты:
в соответствии с ТНК
Краткие теоретические сведения
2.1 Основными устройствами МПЦ «Ebilock 950», реализованными средствами вычислительной техники, являются: АРМы ДСП, петли связи, процессоры центральных компьютеров. Они имеют 100% резерв, что позволяет при технической эксплуатации использовать, в основном, восстановительное обслуживание и обслуживание по техническому состоянию. 2.2 Для отдельных узлов должно проводиться периодическое (регламентное) обслуживание согласно данных технологических карт. 2.3 Отказ объектного контроллера не вызывает отказа системы в целом. С учетом того, что МПЦ «Ebilock 950» имеет эффективную систему диагностики, позволяющую определять предотказное состояние элементов и указывать место неисправности с высокой точностью, для объектных контроллеров может также применяться восстановительное обслуживание. 2.4 Устройство бесперебойного питания (УБП) требует регламентного обслуживания в соответствии с руководством по эксплуатации конкретного вида УБП. 2.5 Информационное и программное обеспечение АРМов ДСП и ШН требует периодической проверки правильности ведения архивных файлов и показаний системных часов, то есть регламентного сопровождения (обслуживания). 2.6 Кабельная сеть объектных контроллеров должна обслуживаться аналогично остальным кабельным сетям СЦБ, но при обязательном отключении кабелей от объектных контроллеров при измерении сопротивления изоляции жил мегаомметром. При проведении ремонтных кабельных работ в процессе эксплуатации необходимо соблюдать парность жил кабеля согласно проекту. 2.7 Техническое обслуживание и ремонт традиционных устройств СЦБ производится в соответствии с «Инструкцией по техническому обслуживанию устройств сигнализации, централизации блокировки (СЦБ)» № ЦШ-720, утвержденной МПС РФ 20.12.1999 г. и документом «Устройства СЦБ. Технология обслуживания», утвержденном Департаментом сигнализации, связи и вычислительной техники МПС РФ 25.12.1997 г. 2.8 Техническое обслуживание и ремонт микропроцессорных устройств СЦБ производится в соответствии со стандартом ОАО «РЖД» СТО РЖД 1.19.001- 2005, утвержденным и введенным в действие распоряжением ОАО «РЖД» от 16.12.2005г № 2133р. При этом технический персонал дистанций сигнализации и связи должен пройти специальное обучение и получить допуск на проведение работ по обслуживанию МПЦ. 2.9 При определении технологии обслуживания МПЦ были также учтены следующие ее особенности: - электронные узлы объектных контроллеров устанавливаются в шкафах, оснащенных вентиляторами; узлы центрального процессора также устанавливаются в шкаф, который оснащен вентиляторами; 2.10 Основными устройствами МПЦ «Ebilock 950», реализованными средствами вычислительной техники, являются: АРМы ДСП, петли связи, процессоры центральных компьютеров. Они имеют 100% резерв, что позволяет при технической эксплуатации использовать, в основном, восстановительное обслуживание и обслуживание по техническому состоянию. 2.11Для отдельных узлов должно проводиться периодическое (регламентное) обслуживание согласно данных технологических карт. 2.12Отказ объектного контроллера не вызывает отказа системы в целом. С учетом того, что МПЦ «Ebilock 950» имеет эффективную систему диагностики, позволяющую определять предотказное состояние элементов и указывать место неисправности с высокой точностью, для объектных контроллеров может также применяться восстановительное обслуживание. 2.13 Устройство бесперебойного питания (УБП) требует регламентного обслуживания в соответствии с руководством по эксплуатации конкретного вида УБП. 2.14 Информационное и программное обеспечение АРМов ДСП и ШН требует периодической проверки правильности ведения архивных файлов и показаний системных часов, то есть регламентного сопровождения (обслуживания). 2.15Кабельная сеть объектных контроллеров должна обслуживаться аналогично остальным кабельным сетям СЦБ, но при обязательном отключении кабелей от объектных контроллеров при измерении сопротивления изоляции жил мегаомметром. При проведении ремонтных кабельных работ в процессе эксплуатации необходимо соблюдать парность жил кабеля согласно проекту. 2.16 Техническое обслуживание и ремонт традиционных устройств СЦБ производится в соответствии с «Инструкцией по техническому обслуживанию устройств сигнализации, централизации блокировки (СЦБ)» № ЦШ-720, утвержденной МПС РФ 20.12.1999 г. и документом «Устройства СЦБ. Технология обслуживания», утвержденном Департаментом сигнализации, связи и вычислительной техники МПС РФ 25.12.1997 г. 2.17 Техническое обслуживание и ремонт микропроцессорных устройств СЦБ производится в соответствии со стандартом ОАО «РЖД» СТО РЖД 1.19.001- 2005, утвержденным и введенным в действие распоряжением ОАО «РЖД» от 16.12.2005г № 2133р. При этом технический персонал дистанций сигнализации и связи должен пройти специальное обучение и получить допуск на проведение работ по обслуживанию МПЦ. 2.18 При определении технологии обслуживания МПЦ были также учтены следующие ее особенности: - электронные узлы объектных контроллеров устанавливаются в шкафах, оснащенных вентиляторами; узлы центрального процессора также устанавливаются в шкаф, который оснащен вентиляторами; |
Техническая диагностика (ТД) - научно-техническая дисциплина, изучающая и устанавливающая признаки дефектов технических объектов, а также методы и средства обнаружения и поиска дефектов. Основной предмет диагностики - организация эффективной проверки исправности, работоспособности, правильности функционирования технических объектов. Организация процессов диагностирования технического состояния элементов или блоков при их изготовлении и эксплуатации – одна из важных мер обеспечения и поддержания надёжности технических объектов.
Диагностирование осуществляется либо человеком непосредственно (например, внешним осмотром, "на слух"), либо при помощи аппаратуры. Электронная технология диагностики на базе протоколов измерения технических параметров позволяет получить оценку состояния объекта и определить виды неисправностей.
Объект и средства его диагностирования в совокупности образуют систему диагностирования. Взаимодействуя между собой, объект и средства реализуют некоторый алгоритм диагностирования. Результатом является заключение о техническом состоянии объекта - технический диагноз, например: "датчик исправен", "деталь неработоспособна", "в компьютере отказал блок электропитания.
Разработка и создание систем диагностирования включают: изучение объекта, его возможных дефектов и их признаков; составление математических моделей (формализованного описания) исправного (работоспособного) объекта и того же объекта в неисправных состояниях; построение алгоритмов диагностирования; отладку и опробование системы.
Средства диагностирования являются носителями алгоритмов диагностирования, хранят возможные реакции объекта на воздействия, вырабатывают и подают на объект тестовые воздействия.
Мониторинг технического состояния - процесс дистанционного контроля (телеконтроля) технического состояния объекта, по определенному алгоритму с накоплением информации и оценкой полученной информации в течении времени с целью идентификации текущего состояния объекта и обеспечения прогнозирования изменения его состояния.
К объектам диагностирования относят устройства: электрической централизации (ЭЦ); диспетчерской централизации (ДЦ); путевой автоблокировки (АБ), путевого оборудования автоматической локомотивной сигнализации (АЛС, САУТ); сортировочных горок (ГАЦ, АРС); переездной сигнализации, заграждения и управления шлагбаумами; контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда; оповещения, пожарно-охранной сигнализации, освещения, кондиционирования, отопления технологических помещений.
Для диагностирования объектов ЖАТ применяют стационарные, мобильные и переносные системы диагностирования.
Стационарные системы диагностирования разделяются на специализированные для диагностирования отдельных видов устройств ЖАТ (рельсовых цепей, кабельных сетей, устройств электропитания и др.) и универсальные для комплексного диагностирования систем ЖАТ. Они могут быть распределенными, когда отдельные компоненты системы диагностирования разнесены в пространства и связь между ними осуществляется по каналам передачи данных (дистанционное диагностирование) или локальными.
Мобильные системы диагностирования размещают на подвижном составе (вагоне-лаборатории, дрезине и т.п.) или на автотранспорте и применяют там, где по технологическим или экономическим условиям нецелесообразно или невозможно применение стационарных систем.
Переносные диагностические комплексы реализуемые на базе переносных ПК применяются для повышения эффективности поиска неисправностей, проведения ремонтно-восстановительных работ.
Цели создания системы диагностирования и мониторинга устройств ЖАТ включают:
− обеспечение требуемого уровня технического состояния эксплуатируемых устройств при сокращении финансовых, материальных трудозатрат на ТО и ремонт;
− повышение достоверности контроля информации, исключение субъективности оценок и необходимости применения разнообразных приборов и приспособлений;
− обеспечение перехода на качественно новые методы контроля и управления системой технического обслуживания ЖАТ.
Система диагностирования и мониторинга устройств ЖАТ должна обеспечить решение следующих основных задач:
− автоматизация контроля эксплуатации устройств ЖАТ, обеспечение оперативного и управляющего персонала достоверной информацией для выработки решений;
− локализация мест нарушения нормальной работы устройств ЖАТ и определение неисправной аппаратуры, автоматическое оповещение оперативного персонала о аварийных ситуациях;
− создание общесетевой системы мониторинга состояния и функционирования устройств ЖАТ;
− формирование БД, алгоритмов их обработки, прогнозирование по результатам обработки полученной информации тенденций и динамики изменения параметров контроля для целей планирования процесса ТО и ремонта устройств ЖАТ, выработки новых подходов к определению технического состояния устройств ЖАТ;
− расширение номенклатуры контролируемых и измеряемых параметров напольного оборудования ЖАТ,
− интеграция с действующими и создаваемыми информационными и управляющими системами различных служб железнодорожного транспорта.
Порядок выполнения
1. Ознакомиться с технологической картой.
2. Опишите меры безопасности при выполнении данного вида работ.
3. Составить алгоритм работ в соответствие с ТНК.
Содержание отчета
1. Название работы.
2. Цель работы.
3. Опишите меры безопасности при выполнении данного вида работ;
4. Алгоритмы работ в соответствии с ТНК.
5. Записи в журналах соответствующих выполненным работам, по заданию преподавателя пример записи в ДУ-46.
6. Список выявленных замечаний и отклонений от норм.
7. Вывод о проделанной работе.
Литература
1. Копай И. Г. Обслуживание, монтаж и наладка устройств и систем СЦБ и ЖАТ: учеб.пособие. — М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2018. — 140 с. Режим доступа: https://umczdt.ru/books/41/18712/ - ЭБ «УМЦ ЖДТ»
2. Инструкция по техническому обслуживанию и ремонту устройств и систем сигнализации, централизации и блокировки. Утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 30.12.2015 № 3168р в редакции Распоряжения ОАО 'РЖД' от 01.09.2016 № 1795р
3. ПОТ РЖД-4100612-ЦШ-074-2015, утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» N 2765р от 26 ноября 2015 г.