Новая волна британского хеви-метала




Хеви-метал

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску

Эта статья — об одном из направлений рок-музыки. О метале в общем см. Метал.

У этого термина существуют и другие значения, см. Тяжелый металл (значения).

Хеви-метал
Тони Айомми из Black Sabbath, основатель жанра. 1978 год
Направление Метал
Истоки Хард-рок Блюз-рок Психоделик-рок
Место и время возникновения Конец 1960-х, Начало 1970-х, Великобритания
Годы расцвета 1980-е, весь мир
Поджанры
Глэм-метал· дэт-метал· дум-метал· готик-метал· грув-метал· пауэр-метал· спид-метал· трэш-метал· прогрессивный метал
Родственные
NWOBHM· NWOAHM
Производные
Альтернативный метал· христианский метал· стоунер-рок· дроун-метал· краст-панк· фанк-метал· индастриал-метал· ню-метал· неоклассический метал· фолк-метал сладж-метал· рэп-метал· металкор· пост-метал· симфоник-метал· викинг-метал· блэк-метал
Медиафайлы на Викискладе

 

Внешние видеофайлы
Примеры хеви-метала
Iron Maiden - Fear of the Dark
Judas Priest - The Sentinel
Black Sabbath - Never Say Die

Хе́ви-ме́тал (англ. heavy metal — «тяжёлый металл ») — жанр рок-музыки, первое и изначальное направление метала. Обычно этим словом называют «классический» метал в том его виде, в котором он был создан в 1970-е годы такими группами, как Black Sabbath и Judas Priest. Иногда «хеви-метал» служит гиперонимом и им обозначают весь метал в целом, а его первоначальный вид называют «традиционным хеви-металом» или «классическим металом».

От хеви-метала в той или иной степени произошли все прочие виды метала. Классический хеви-метал пережил расцвет в 1980-е годы благодаря таким группам как Iron Maiden, Judas Priest, Manowar, Motorhead, Accept и другим, после чего постепенно начал уступать в популярности новым жанрам. Однако и в XXI веке традиционный хеви продолжают исполнять многие группы, как старые, так и новые, нередко в смешении с близким ему пауэр-металом.

 

Содержание

  • 1 Название
  • 2 Черты жанра
  • 3 История
    • 3.1 Хард-н-хеви
    • 3.2 Глэм-метал
    • 3.3 Новая волна британского хеви-метала
    • 3.4 Распространение
    • 3.5 Хеви-метал в наши дни
  • 4 Примечания

Название

Относительно происхождения названия «тяжёлый металл» — «Heavy metal» — существует много версий. Некоторые считают, что это выражение возникло в среде хиппи и битников в начале 1970-х, но откуда пришло в их сленг — остаётся предметом споров.

Писатель Уильям Берроуз в 1962 году, за десятилетие до формирования жанра, использовал словосочетание «Heavy metal» в романе «Нова Экспресс», описывая инопланетян. («Тяжёлые металлические Люди с Урана, окутанные прохладной голубой дымкой испарившихся банкнот… И Люди-Насекомые Минро с металлической музыкой… »)[1] Слова «Heavy metal thunder » есть в песне группы «Steppenwolf» — «Born to Be Wild», выпущенной в 1968 году.[2] Эвфемизм «heavy metal» среди артиллеристов означал громкую канонаду, и, по-видимому, изначально использовался по отношению к хард-рок музыке как эпитет за громкость и ритмичность[3].

Известно, что «Heavy metal» как музыкальный термин был впервые применён к альбому «Kingdom Come» [en] группы «Sir Lord Baltimore»[en] критиком Майком Сандерсом и популяризован критиком Лестером Бэнгсом в его статьях о «Led Zeppelin» и «Black Sabbath».[4][5] Поначалу критики не делали никаких различий между «хард-роком» и «хеви-металом»[6], которые сейчас считаются разными жанрами.

Черты жанра

Хеви-метал окончательно сформировался к концу 1970-х с приходом так называемой новой волны британского хеви-метала. Для современного хеви характерны: средний или ускоренный темп, значительная агрессия, центральная роль соло-гитариста, продолжительные и техничные гитарные соло. Вокал, как правило, высокий. Тематика текстов достаточно разнообразна — могут быть песни о войне, Апокалипсисе, на общественную и философскую темы, встречаются песни про любовь.
Для музыкантов и поклонников тяжёлой музыки характерна особая эстетика (см. Новая волна британского хеви-метала и Металлисты).
Концерты метал-музыкантов обычно яркие, с применением световых и пиротехнических эффектов.

История

Хард-н-хеви

Хард-рок зародился в конце 1960-х в Великобритании и США.

Группа «Judas Priest»

Уже в 1960-е в работах классических рок-групп начали появляться скоростные и тяжёлые композиции (например, «Helter Skelter» The Beatles[7][8]). Одним из музыкантов, оказавших решающее влияние на появление хард-рока, был Джимми Хендрикс, выработавший совершенно новый подход к гитарной музыке. Затем начали появляться ранние хард-рок группы (например, американская группа «Iron Butterfly»).

Тони Айомми, прародитель тяжёлого метала

Наибольшего развития хард-рок достиг в первой половине 70-х в музыке таких групп, как «Led Zeppelin», «Deep Purple», «Black Sabbath» и других. В хард-роке впервые центральную роль начинает играть гитара и гитарист, вся музыка строится вокруг его риффов и соло. Хард-рок породил таких выдающихся гитаристов, как Ричи Блэкмор, Тони Айомми и Джимми Пэйдж. Влияние на развитие жанра также оказали прогрессив-рок группы, такие как «Queen», «Uriah Heep», «Genesis» и «Blue Oyster Cult», с их продолжительными, сложными гитарными соло.

Примерно в этот период появился термин «хеви-метал», которым поначалу обозначали просто самые громкие хард-рок-группы. До появления «новой волны» британского метала эти термины использовались критиками как взаимозаменяемые. Многие группы, относимые в то время к хеви-металу, например, «Led Zeppelin», позднее стали считаться преимущественно хард-рок-группами. Иногда сами музыканты некоторых хард-рок-групп, например, участники «Deep Purple» и «AC/DC», не любят, когда их называют «металлистами» или «хеви-металом». Критики пользуются термином «хард-н-хеви» (хард-рок энд хеви-метал) для обозначения таких пограничных групп[9].

Английский хард-н-хеви породил «волну подражания» в США, где появились группы «Aerosmith», «Kiss», «Bon Jovi», «Guns'n'Roses». В Австралии сформировалась группа «AC/DC». В Германии стиль «хард-н-хеви» прививала группа «Scorpions» и «Bonfire», в Швеции — «Europe», Yngwie Malmsteen.

Глэм-метал

«Kiss» в своей знаменитой раскраске

Основная статья: Глэм-метал

В США тяжёлый рок был часто сопряжён с ярким элементом шоу, вызывающими костюмами и откровенно сексуальным поведением исполнителей. При этом, музыка американских хард-н-хеви-групп становилась более энергичной, дальше от импровизаций и виртуозности хард-рока и мелодики блюза, хотя в основном оставалась в рамках хард-н-хеви. Это направление, смешение хард-н-хеви с глэм-роком, назвали глэм-метал, или хэйр-метал (металл волосатых). Первопроходцами направления стали «Kiss» и Элис Купер, а такие группы, как «Mötley Crüe», «Twisted Sister» и «Cinderella», подняли глэм на вершину мейнстрима своего времени, в особенности в США. Глэм-метал-команды отличались своеобразным чувством юмора, создавая вызывающе непристойный имидж (губная помада, макияж, обтягивающая одежда) и исполняли вызывающие, по тем временам, тексты о сексе и прожигании жизни.

В 1984 году вышел псевдодокументальный фильм «Это — Spinal Tap», пародирующий стилистику раннего хеви-метала и глэм-метала.

Новая волна британского хеви-метала

Основная статья: Новая волна британского хеви-метала

Брюс Дикинсон, вокалист «Iron Maiden»

В конце 1970-х гг. стремительно набравший популярность панк-рок потеснил металлическую сцену в андеграунд как в Англии, так и в США, где метал-песни надолго исчезли из хит-парадов. Однако вскоре ситуация на Туманном Альбионе претерпела изменения. Вдохновлённые панковским «самиздатовским» подходом многие молодые и талантливые металлические группы принялись сами организовывать свои концерты, издавать альбомы за свой счёт.

Культурный прорыв на британской сцене получил название «Новая Волна Британского Хеви-Метала» (англ. New wave of British Heavy metal, сокращённо NWoBHM). Название было дано корреспондентом журнала Sounds Джеффом Бартоном. Самыми популярными группами эры НВБХМ стали Iron Maiden и Motörhead. Помимо вышеназванных флагманов движения в своё время известность приобрели «Saxon», «Sledgehammer», «Diamond Head» и др.

Эти группы отличались от хард-н-хеви-групп гораздо более скоростным и резким звучанием. Ключевой приметой стиля НВБХМ стал «галоповый» ритм, на котором держались их композиции. Вокал стал более резким, гитарные соло — более скоростными. Некоторые группы испытывали влияние панк-рока.

Ещё одно отличие групп НВБХМ от их предшественников заключалось в мелодике. Если у таких групп, как «Deep Purple» и «Led Zeppelin», мелодии, риффы и вокальные партии в основном были построены на блюзовой пентатонике, то представители НВБХМ все шире начали использовать натуральный минор, этнические лады, то есть гаммы, не свойственные хард-року. При сочинении мелодий стали применяться ходы, более свойственные популярной музыке, нежели хард-року. Вокал также претерпел изменения. Он стал более чистым и менее блюзовым.

Кроме того, резко изменилась эстетика, сформировав ту, что сейчас привычна для хеви-метала. Группы НВБХМ пели о войне, Апокалипсисе, смерти и «ужастиках», устраивали на концертах хоррор-шоу (эталоном стал Эдди, зомби-талисман «Iron Maiden»), рисовали вызывающие обложки альбомов с черепами и дьяволами. Музыканты появлялись на сцене в новом имидже. Вместо джинсов и широких рубашек эпохи хиппи, характерных для хард-рок-групп 70-х, они одевались в обтягивающие трико и отращивали длинные волосы. Многие также начали использовать в своём имидже кожаные куртки «косухи», цепи, и стали выезжать на сцену на мотоциклах. Первопроходцем в этом отношении стал Роб Хэлфорд, вокалист «Judas Priest».

Группа «Земляне», фото журнала
«Soviet Life» (США) октябрь 1984

Распространение

«Ария» стала самой успешной метал-группой в России

В Америке хеви-метал «новой волны» был менее популярен, многие американские группы, такие как «Manowar», «Virgin Steele», «Savatage», предпочитали издаваться на английских лейблах и выступать в Британии. Мода на хеви достигла и США, но вскоре его затмила американская волна трэш-метала. «Manowar» подхватили и окончательно привили «металлическую» моду в одежде: кожаные аксессуары, цепи, чёрные майки с логотипами групп[ источник не указан 3566 дней ].

Вслед за «Scorpions», в Германии появились свои группы, такие как «Accept», «Warlock», «Running Wild» и др.

В СССР первые тяжёлые группы появились ещё в начале 80-х, но из-за цензурных ограничений, введенных Брежневым, Андроповым и Черненко в 1980-85 годах, настоящее развитие метал-сцены началось только во второй половине 80-х, с началом перестройки.

Музыкальный критик Артемий Троицкий писал по поводу первых метал-групп СССР начала 1980-х годов:

Практикующим металлическим группам — «Круиз», «Группа Гуннара Грапса» и «Земляне» — удалось замечательно сплавить каноны хеви-метал и массовой эстрадной песни, что обеспечило им стабильное положение. Остальные существовали на грани (а иногда и за гранью) запрета…

(Из книги «Рок-музыка в СССР. Опыт популярной энциклопедии», 1990)[10][11]

Группы «Чёрный кофе», «Ария», «Легион», «Мастер», «Круиз» и «Чёрный Обелиск» стали первопроходцами стиля. Благодаря их популярности, особенно группы «Ария», хеви-метал стал самым распространённым метал-жанром России на десятилетия.

Во Франции хеви-метал был представлен группами «ADX», «Trust», «Shakin' Street», «Mystery Blue». В Испании существовала целая плеяда метал-групп, среди которых, прежде всего, целесообразно отметить «Muro» (представлявших спид-метал).

Метал породил субкультуру своих поклонников — так называемых металлистов. Им присущ имидж, включающий в себя кожаные куртки и штаны, металлические цепи и заклёпки, а также чёрные майки с символикой метал-групп.[12][13] «Коза», жест двумя пальцами руки, стала постоянным атрибутом концертов тяжёлой музыки.

Йоаким Канс из «HammerFall» — представителей хеви в XXI веке

Изначально этот жест использовался суеверными, чтобы отпугивать злых духов, но в среде металлистов стал знаком одобрения, приветствия исполнителю.[14] Впервые был применен Ронни Джеймсом Дио, одним из отцов-основателей хеви-метала, на своих концертах.

Хеви-метал в наши дни

Хеви-метал послужил основой для последующих разновидностей металла. В начале 80-х многие хеви-метал группы начали увеличивать скорость, агрессивность и ритмичность своего звучания, образуя новые виды металла. Более мелодичные из них образовали спид-метал, ставший прародителем пауэр-метала и неоклассик-метала. Более радикальные создали трэш-метал, из которого в конце 80-х и в 90-е выросла вся сцена экстремального металла. В начале 90-х некоторые группы, обращавшиеся в прошлое, к размеренному ритму хард-н-хеви, создали дум-метал и готик-метал.

С появлением многочисленных ответвлений металла, новых групп, играющих классический хеви-метал, стало появляться меньше. В основном элементы традиционного хеви сохранились у некоторых пауэр-метал-групп, снизивших скорость и увеличивших тяжесть, таких как «HammerFall», «Edguy», и др., стиль которых можно теперь определить как мелодик-метал. Многие группы, начинавшие с трэш-метал, такие как «Metallica», «Megadeth» и «Iced Earth», позднее начали склоняться к хеви-металу. Играющая хард-н-хеви группа «Lordi» в 2006 году выиграла конкурс песни «Евровидение».

Примечания

· Уильям Берроуз. «Нова Экспресс» — Lib.ru

· · Heavy Metal — Истоки и направления. Журнал «Хулиган»

· · Walser Robert Heavy Metal // Encyclopaedia Britannica

· · Lester Bangs 1949 −1982

· · Рок-энциклопедия — Heavy Metal

· · 1983 Rolling Stone Encyclopedia of Rock & Roll

· · Q, March 2006. Rewind. The Story Behind the Song. The Beatles. Helter Skelter. Стр. 46-47.

· · Erlewine, Stephen Thomas. White Album review. www.allmusic.com. Дата обращения 2 марта 2010. Архивировано 1 марта 2012 года.

· · Gromko.ru. Елена Савицкая: Терминология «металлической» музыки Архивная копия от 7 ноября 2008 на Wayback Machine

· · Книга «Рок-музыка в СССР. Опыт популярной энциклопедии», 1990 // Источник: Свободная библиотека, maxima-library.org

· · Книга «Рок-музыка в СССР. Опыт популярной энциклопедии», 1990 // Источник: История советской рок-музыки (СМИ СССР)

· · Григорьев Олег — Советская Россия, Москва, № 10, 28.1.1999. Подшивка Лэймара

· · «Марсианский Словарь» — «Бумеранг», апрель 2006.

14. · Oodyssey of the Devil Horns by Steve Appleford Архивировано 22 ноября 2007 года.

[скрыть] Метал
Поджанры
  • Авангардный метал
  • Альтернативный метал
  • Блэк-метал
  • Викинг-метал
  • Глэм-метал
  • Готик-метал
  • Грув-метал
  • Дарк-метал
  • Дроун-метал
  • Дум-метал
  • Дэт-метал
  • Индастриал-метал
  • Каваии-метал
  • Металкор
  • Неоклассический метал
  • Новая волна американского хеви-метала
  • Новая волна британского хеви-метала
  • Ню-метал
  • Пауэр-метал
  • Пейган-метал
  • Постметал
  • Прогрессивный метал
  • Рэп-метал
  • Симфоник-метал
  • Сладж-метал
  • Спид-метал
  • Стоунер-метал
  • Трэш-метал
  • Фанк-метал
  • Фолк-метал
  • Христианский метал
  • Хеви-метал
  • Экстремальный метал
Элементы музыки
  • Бласт-бит
  • Овердрайв
  • Дисторшн
  • Гроулинг
  • Скриминг
  • Рифф
  • Тэппинг
Субкультура и имидж
  • Металлисты
  • Корпспэйнт
  • Коза (жест)
  • Хедбэнгинг
  • Слэм
  • Мош
  • Прыжок в толпу
  • Крауд-сёрфинг

Категории:

  • Музыкальные жанры
  • Хеви-метал

Навигация

  • Вы не представились системе
  • Обсуждение
  • Вклад
  • Создать учётную запись
  • Войти
  • Статья
  • Обсуждение
  • Читать
  • Править
  • Править код
  • История

Поиск

Начало формы

Конец формы

  • Заглавная страница
  • Рубрикация
  • Указатель А — Я
  • Избранные статьи
  • Случайная статья
  • Текущие события

Участие

  • Сообщить об ошибке
  • Сообщество
  • Форум
  • Свежие правки
  • Новые страницы
  • Справка
  • Пожертвовать

Инструменты

  • Ссылки сюда
  • Связанные правки
  • Служебные страницы
  • Постоянная ссылка
  • Сведения о странице
  • Цитировать страницу

Печать/экспорт

  • Создать книгу
  • Скачать как PDF
  • Версия для печати

В других проектах

  • Викисклад
  • Элемент Викиданных

На других языках

  • العربية
  • Deutsch
  • English
  • Español
  • Suomi
  • Français
  • Հայերեն
  • 日本語
  • Português

Править ссылки

  • Эта страница в последний раз была отредактирована 4 августа 2020 в 17:39.
  • Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия. Подробнее см. Условия использования.
    Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак некоммерческой организации Wikimedia Foundation, Inc.
  • Политика конфиденциальности
  • Описание Википедии
  • Отказ от ответственности
  • Свяжитесь с нами
  • Мобильная версия
  • Разработчики
  • Статистика
  • Заявление о куки

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B5%D0%B2%D0%B8-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: