Особенности восприятия литературной сказки учащимися 5-7 классов




Абдулова С.Р., 503-РЛ, ОЗО

Восприятие литературы – сложная психическая деятельность читателя, осуществляемая в процессе чтения и направленная на отражение содержания и формы произведения художественной литературы. Данной проблеме посвящены многочисленные труды таких отечественных педагогов и методистов, как Е.А. Маймин, В.Г Маранцман, Л.Н. Фридман, И.Е Брякова, Т.Е Беньковская.

На первом месте среди всех художественных компонентов, выделяемых в произведении детьми, стоит образ героя, прежде всего образ героя-сверстника. Стремление к самоутверждению и переоценке своих возможностей, свойственное возрасту, определяет особый интерес детей к книгам, где герой-сверстник проявляет себя в исключительных ситуациях.

Читатели 10-11 лет очень наивны, импульсивны. Психологи отмечают их открытость и непосредственность, готовность сопереживать автору, искренность впечатлений, внимание к слову, детали, соседствующее с неумением подняться над эпизодом [1;с.113].

Читательский портрет подростка во многом определяется в 10-11 лет. Надо учесть, что родительская опека к этому времени начинает ослабевать, а школа часто «обязывает» читать, не пробуждая личностных мотивов обращения к книге. Сказывается на чтении и лимит времени (возрастает учебная нагрузка, активизируется общение со сверстниками, кружковая деятельность, возникают новые увлечения). Опыт показывает, что если к 10 годам ребенок уже «осознал значение книги в своей жизни, если обращение к печатному слову стало его внутренней потребностью, если его познавательные интересы вылились в читательские, то есть основание полагать, что в дальнейшем эти качества укрепятся и разовьются. Если же интереса к чтению не возникло, то можно ожидать, что в старшем школьном возрасте этот подросток пополнит ряды «нечитателей» [2;с.34].

При благоприятных условиях у ребенка в 10-11-летнем возрасте активизируется познавательная деятельность, заметен интерес к необыкновенным явлениям природы, к вопросам мироздания, к историческим событиям, неизвестным странам, к осмыслению фактов окружающей действительности. В этом возрасте читатель, как правило, уже различает научно-познавательную и художественную литературу. Первая его привлекает возможностью «что-либо узнать», вторая – «пережить». По утверждению психологов, в подростковом возрасте происходит интеллектуальное развитие школьников, изменяются формы и характер учебной деятельности, содержание усваиваемых знаний усложняется [2;с.35].

Сказка для детей – это средство постижения жизни, в которой существуют твердые установки: добро побеждает зло, всегда торжествует справедливость и злодей будет наказан за свои проделки, нравственные качества человека помогают ему преодолеть все трудности и справиться с несчастьями. Образность сказки позволяет усвоить элементарные нравственные истины, общественную мораль, без которых невозможно существование человека.

У детей 10-11 лет превалирует эмоционально-чувственное восприятие мира. Рассуждения взрослых, не подкрепленные наглядностью, способной вызвать душевный отклик в сердце ребенка, останутся без ответа. Сказка, хотя и не учит напрямую, вызывает ответное чувство своими волшебными образами, в реальность которых дети верят.

Любая сказка четко разграничивает добро и зло, милосердие и жестокость, нравственность и безнравственность, помогая усвоить нехитрые, но правильные в своей основе истины о том, как жить в человеческом сообществе. Наконец, благополучный, счастливый финал любой сказки поселяет в душе маленького читателя веру в лучшее, уверенность в силе добра и правдивости.

Волшебные сказки, в том числе и литературные, это «встреча детей с радостью, праздником, возможность пережить эмоциональный подъем и усвоить самые обычные, но необходимые нравственные представления». Сказочные герои, как правило, являются носителями какой-либо одной, но непременно яркой черты характера (ум, смелость, доброта, зло, жестокость и пр.), и эта заданность заставляет детей сосредоточиться только на ней, а затем ассоциировать себя с героем полюбившейся сказки.

В 5-6 классах учащимся свойствен наивный реализм, который ведет к слиянию искусства и действительности в сознании школьников. Наделенные эмоциональной активностью, силой переживания, целостностью впечатлений, предметностью воображения, ученики в этом возрасте довольно объективны по отношению к смыслу событий, идее художественного произведения. Но у них отсутствует внимание к форме, интерес к авторской точке зрения на изображаемое, и это затрудняет логическую ориентацию впечатлений от прочитанного или увиденного. Ролевые игры, эмоциональное присвоение художественного текста и размышление над ним становятся основными формами деятельности [4;с.8].

Е.А. Маймин указывает: «Путь читателя-школьника в этот период его эстетической и нравственной эволюции – от сопереживания к оценке, от сюжета к образам героев и авторскому отношению к ним. Опора на читательское восприятие, на собственное чувство художественного произведения – необходимое условие литературного анализа, так как без этого не может быть живого отношения к искусству и его осмысления» [4;с.20].

Младший школьник не всегда самостоятельно ставит перед собой задачи и цели, требующие воли для их достижения (обычно эти цели ставит перед детьми учитель, родители), то подросток гораздо чаще сам ставит перед собой такие цели, сам планирует деятельность по ее осуществлению.

По мнению В.Г. Маранцмана, «литературное развитие учащихся среднего звена связано с общим развитием, с формированием мировоззрения, эволюцией нравственных оценок и представлений. Поэтому курс литературы в школе опирается на общее развитие ученика и стимулирует его, способствуя росту личности. Обучение учитывает возрастные возможности ученика, но не позволяет ему довольствоваться уже освоенным уровнем развития. В этом смысле задачи образования опережают достигнутый уровень развития, и обучение становится процессом конфликтным, процессом преодоления прежнего состоянии ученика» [5;с.14].

Учитывая психолого-педагогические особенности развития ребенка, особенности восприятия им художественного произведения в определенный период развития, учитель должен хорошо продумать, к каким методам и приемам он обратится на уроке, чтобы сделать процесс познания нового увлекательным для каждого школьника, чтобы активизировать активность учащихся и научить их мыслить самостоятельно.

Нравственный и эстетический потенциал литературы раскрывается лишь при определенном эстетическом уровне восприятия искусства. Если мы хотим, чтобы русская и мировая культура действительно влияла на развитие ученика как человека и гражданина, надо в процессе школьного изучения литературы создать систему роста и постепенной усложнения эстетической деятельности, конкретно определить пути формирования читательских умений ученика, развития его сознания, устной и письменной речи.

В работе учителя важны качество уроков, разнообразие и ритм внеклассной работы, оправданный выбор программы, учебника для уровня развития данного класса, мотивированность построения системы уроков, виды деятельности учеников в домашних заданиях, включая частоту проведения письменных работ и проверки тетрадей [5;14].

Учет психолого-педагогической характеристики в процессе преподавания имеет большое значение. Знание эмоционального развития учащихся этого возраста помогает учителю спланировать используемые методы и приемы работы, сформулировать доступные для определенного возраста проблемные вопросы.

 

Список литературы

1. Богданова, О.Ю., Леонов, С.А., Чертов, В.Ф. Методика преподавания литературы. – М.: Академия, 2000.

2 . Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / под редакцией И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова. – М.: Педагогика, 1988.

3 Маранцман В.Г. Труд читателя. – М.: Просвещение, 1986.

4 Маймин Е.А. Опыты литературного анализа. – М.: Просвещение, 1972.

5. Фридман Л.Н. Психологическая наука – учителю. – М.: Педагогика, 1984.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: