Методика обучения аудированию




Билет 18. Обучение аудированию в средней школе.

 

Аудирование — это устный рецептивный вид речевой деятельности, при котором осуществляется одновременное восприятие, осмысление и понимание речевого сообщения на слух с опорой на опыт учащихся (речевой, языковой, жизненный).

Цель обучения аудированию — формирование навыков и умений аудирования, совокупность которых является частью коммуникативной компетентности.

Выделяют два вида навыков аудирования (аудитивных навыков):

1. Аудитивные лексические навыки - узнавание на слух и понимание значений отдельных слов, сочетаний слов и опорных слов в связном тексте.

2. Аудитивные грамматические навыки - навыки узнавания на слух и понимания грамматического оформления слов в словосочетаниях, синтаксических структур в тексте.

 

Умение аудирования — способность принимать конкретные смысловые решения при однократном восприятии иноязычной речи на слух.

Под аудитивными навыками понимаются:

· Аудитивные лексические навыки узнавания на слух и понимания значений отдельных слов, сочетаний слов, в том числе и так называемых опорных слов в предложении и связном тексте

· Аудитивные грамматические навыки узнавания на слух и понимания грамматического оформления слов в словосочетаниях, синтаксических структур предложений (в том числе сложноподчиненных и сложносочиненных с союзами и без них) в связном тексте.

Успешность аудирования зависит от памяти (как кратковременная, так и долговременная), речевой слух, внутреннее проговаривание, механизм вероятностного прогнозирования, мотивация и тд.

Виды аудирования – выделяют три основных вида коммуникативного аудирования:

1. аудирование с пониманием основного содержания;

2. аудирование с полным пониманием содержания (процент незнакомой лексики не должен превышать 3-5%);

3. аудирование с выборочным пониманием информации (5-10%).

 

Требования к текстам для аудирования:

· на начальном этапе составляет 5-6 слов постепенно увеличивается до 10-12, на заключительном этапе уже не ограничивается.

· Объём текста: начальный этап не превышает 1.5-2 минуты, средний и старший 3-5 минут.

· Стилистика текста: на начальном этапе стилистически нейтральные тексты, на последующих художественные, технические и общественно-политические.

Под компенсирующими умениями понимаются умения, позволяющие учащемуся успешно воспринимать, осмысливать и понимать иноязычное речевое сообщение на слух при недостаточном языковом, речевом и практическом жизненном опыте. К ним относятся:

· Умение использовать языковую и контестуальную догадку о значении незнакомых языковых средств.

· Умение опираться на информацию, предваряющую звучащий текст, на различные паралингвистические и экстралингвистические средства;

· Умение использовать подсказывающую функцию рисунков;

· Уточнять детали с помощью переспросов, просьб о повторении.

Методика обучения аудированию

  1. Задания на развитие памяти и речевого слуха.

 

  1. Предтекстовый этап - снятие лингвистических трудностей

· вероятностное прогнозирование (введение в тему, обсуждение заглавия, обсуждение иллюстраций);

· установка на первое прослушивание (восприятие основного содержания).

  1. Текстовый этап

· первое прослушивание;

· контроль/проверка понимания (часто осуществляется с помощью вопросов. на начальном и среднем этапе – сначала общие, затем альтернативные, затем специальные);

· установка на второе прослушивание для понимания деталей;

· второе прослушивание.

 

  1. Послетекстовый этап - контроль детального понимания текста.

 

Предтекстовый этап состоит из:

  1. Упражнения на развитие памяти и речевого слуха:

· составьте слово из прослушанных звуков и запишите его;

· прослушайте следующие словосочетания и повторите их;

· прослушайте следующие слова и переведите их;

· прослушайте слова и назовите те, которые рифмуется;

· определите количество слов в прослушанных предложениях;

· отметьте соответствующими номерами услышанные слова в той последовательности, в которой они звучали.

 

  1. Упражнения на прогнозирование темы текста:

· прослушайте заголовок/первое предложение или посмотрите иллюстрацию к тексту и выскажите предположения о теме текста/месте событий/времени событий/о чем или о ком будет идти речь в тексте;

· скажите, о чем или о ком речь в тексте опираясь на предоставленные ключевые слова.

 

  1. Упражнения на прогнозирование содержания текста:

· рассмотрите рисунок, прослушайте начало рассказа, постарайтесь догадаться о последующем содержании;

· прослушайте начало текста, составьте план-продолжение текста;

· прослушайте начало и окончание текста и восстановите основное содержание.

 

Текстовый и послетекстовый этапы:

  1. Упражнения, направленные на смысловое восприятие и понимание текста:

· прослушайте текст и скажите, что не соответствует его содержанию;

· на основе прослушанного текста подтвердите или опровергните следующие высказывания;

· расположите картинки в логической последовательности и на их основе перескажите текст;

· выберите из предложенных утверждений то, которое соответствует содержанию текста, и аргументируйте свою точку зрения;

· дополните предложения;

· заполните пропуски;

· расставьте пункты плана в логической последовательности и кратко перескажите текст;

· выберите соответствующий аудиотексту заголовок и обоснуйте свою точку зрения;

· назовите главную мысль текста;

· сформулируйте мнение участника разговора.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: