ПО ПОВОДУ КВАРТИРНЫХ ПРИБОРОВ УЧЁТА ТЕПЛА




Уважаемый Владимир Владимирович!

 

В декабре 2017 года телевидение и СМИ сообщили об инициативе Минстроя РФ, которая наконец должна была позволить гражданам ставить квартирные приборы учёта тепла от одной квартиры, а не как сейчас – только во всех 100% квартир. Естественно, эти сообщения были позитивно приняты большим количеством людей, так как в настоящее время жители РФ по закону обязаны покупать всё тепло, которое продают им тепловые монополии, а считать своё индивидуальное тепло они могут, но только в своё удовольствие, так как платить обязаны всё равно только по общедомовому счётчику тепла, доступ к которому, по понятным причинам весьма затруднён, так как это совсем не входит в интересы управляющих компаний (в Санкт-Петербурге государственные управляющие компании – находящиеся в собственности города – управляют более чем 80% жилого фонда), которые, в частности зимой 2016-2017 годов, были пойманы прокуратурой на том, что приписывали к счетам от 5 до 70(!)% суммы именно за отопление, потому что реально жилец не имеет возможности проверить - сколько тепла он получил. Тогда это также освещалось СМИ, а в Колпино чуть не привело к избиению директора местного ЖКС и к чуть ли не массовым беспорядкам. Но к каждому ЖКС не приставишь по прокурору, поэтому, уверен, они и сейчас практикуют подобные приписки. При этом все технические возможности считать и платить только за потреблённое тепло давно существуют, приборы сертифицированы в РФ, о чём будет подробно сказано ниже. То есть тепловые монополии, которые получают более половины от каждой квитанции за каждую квартиру в стране, добились для себя исключительных прав – к примеру: воровать из бюджета (вспомним «трубное дело» в СПб – ущерб 3 млрд. рублей) можно в одиночку и группой лиц, а вот сокращать потребление тепла и экономить на отоплении отчего-то можно только всем вместе, и никак не менее, чем 100% квартир в доме. Отчего бы не распространить подобные меры и на другие отрасли производства, допустим, обязать граждан РФ покупать все яблоки в Краснодарском крае или все платья из Иваново? Все 100%. Можете не пользоваться, но оплатите, пожалуйста, всё, что произведено. Странно, что данный факт не привлекает к себе внимания антимонопольной службы, которая обязана бороться как раз с монополиями.

Конечно, появление данной инициативы обрадовало огромное количество людей, так как это решение касается КАЖДОГО кошелька в стране, а доходы населения, согласно статистическим данным, падают уже третий год. В проекте этого постановления было всего две формулы – для жилых помещений и для нежилых. Принятие данного постановления решило бы огромную проблему. Которая, кстати, успешно решается во всех развитых и даже не очень развитых странах, аж с конца 1970-х годов – различные устройства, которые за то время также совершенствовались, давно позволяют жителям Германии, Финляндии, Швеции, Норвегии и огромного количества других – мне даже кажется, что всех остальных, кроме России стран, платить только за реально потреблённую энергию. Кстати, п.1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ также гласит, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии. Одновременно, конечно, в СМИ пошли статьи о том, что посчитать теплоэнергию в старых домах с вертикальной разводкой невозможно, что это можно делать только в новых домах, что вся система теплоснабжения рухнет (в качестве примера статья в «Московском комсомольце» тут https://www.mk.ru/print/article/1850687/) и чуть ли не дома начнут разрушаться. Хотя в Европе что-то не видно разрухи от почти уже полувекового применения данных устройств в домах с точно такой же вертикальной системой отопления, как и в нашей стране. Как-то странно получается – у науки хватает ума, чтобы выполнить расчёты, которые позволили «Луноходу-1» почти 10 месяцев в 1970-71 годах кататься по Луне, а для того, чтобы посчитать теплоотдачу радиатора отопления в начале 21 века знаний не хватает. Причины появления этих статей понятны, для их объяснения приведу предисловие к МДК 4-07.2004 «МЕТОДИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕДОМОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ НА ОТОПЛЕНИЕ МЕЖДУ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ НА ОСНОВЕ ПОКАЗАНИЙ КВАРТИРНЫХ ПРИБОРОВ УЧЕТА ТЕПЛОТЫ»:

«Начиная с 1996 г. фирмой «Витерра Энергетический сервис» (ранее «Рааб Кархер»), фирмой «Данфосс» и рядом других западных фирм производилась экспериментальная проверка «Методики распределения общедомового потребления тепловой энергии на отопление между индивидуальными потребителями на основе показаний квартирных приборов учета теплоты» в условиях российских городов Дубна, Курчатов (проект Датского Энергетического Агентства), Улан-Удэ (проект «ТАСИС»), Владимир (проект МБРР), Самара, Ханты-Мансийск, Белорецк. Результатом внедрения европейских предложений явилась экономия потребления теплоты и снижение соответствующих расходов жильцов. Данные показатели совпадают с европейскими и составляют 15 - 55 % установленных в нашей стране нормативов (наиболее распространенный показатель - около 30 %). Важнейшим положительным фактором для России является то, что такой учет теплоты на основе распределителей может быть применен во всех типах отопительных систем и по стоимости доступен для массового применения. При существующем на данный момент уровне оплат за отопление сроки окупаемости оборудования составляют 3 - 4 года при сроке службы электронных распределителей 10 лет»

Данный документ был утверждён решением Научно-технического совета Госстроя России № 01-НС-12/1 от 13.09.2003 г., то есть через 7 лет (с 1996 года) после внедрения этих технологий - было время всё проверить. Кстати, как видно из названия документа, он позволяет рассчитать именно общедомовые затраты по отоплению, которые в нашем законодательстве просто отменены, а именно в 2015 году в постановление правительства 354 внесён пункт 42(1). В котором сказано, что плата за отопление рассчитывается без разделения на личное потребление и общедомовые нужды. Этим пунктом тогда был поставлен жирный крест на желании граждан ставить индивидуальные приборы учёта тепла. Вполне естественно, что тепловым монополиям очень не хочется, чтобы их доходы сократились на 30%. Их неприятие этих технологий понятно и, как следствие, понятно появление статей в СМИ о том, что, если гражданам разрешить ставить квартирные приборы учёта тепла, то всё рухнет и дома начнут разрушаться. Непонятно другое – отчего власти принимают законы, которые ставят тепловые монополии в исключительное положение, а не встают на сторону граждан, тем более в годы падения доходов граждан? Понятно, что у организаций, через которые проходит половина и более денег от каждой квитанции ЖКХ в стране имеются весомые аргументы для всех чиновников всех уровней. Но разве это основание, чтобы, как говорится, держать людей за дураков?

Итак, вернемся к проекту постановления, в СМИ объявили о грядущей революции в ЖКХ, на сайте выложили текст проекта, который устраивал всех, кто хочет платить только за своё тепло и, казалось бы, остается только дождаться его подписания и вступления в силу – 01.07.2018 года, но не тут-то было. 21.02.2018 года на сайте правительства появился «доработанный» текст проекта, в котором значилось, что при наличии в доме вертикальной системы отопления расчёты за отопление осуществляется только исходя из показаний общедомового теплосчётчика или при оборудовании квартирными приборами учета всех 100% квартир. А ставить квартирные теплосчётчики можно только при горизонтальной системе отопления, но только при наличии технической возможности (и ничего не сказано про то, кто и как определяет эту техническую возможность). Поясню – вертикальная система отопления это 99% всех домов в стране. В новых домах, начиная с 2012 года теплосчётчики ставятся при строительстве, правда ставят самое дешевое и эти приборы потом не используются, но это отдельная тема и углубляться в неё я не буду. Таким образом, воспользоваться данным постановлением смогут несколько тысяч владельцев квартир, в домах с горизонтальной разводкой, которые были построены до 2012 года. На всю страну может тысяч 20-30 квартир наберётся. Гора родила мышь.

При этом все рассказы о невозможности индивидуального учёта тепла при вертикальной разводке являются неверными. На сайте Росстандарта можно легко разыскать свидетельство об утверждении типа средств измерений с регистрационным номером 65036-16 для устройств электронных для вычисления тепловой энергии FHKV. Там же можно найти описание типа этого средства измерения, в котором на листе 1 черными буквами по белой бумаге написано, что устройства применяют в жилищном фонде с однотрубными и двухтрубными вертикальными и горизонтальными системами отопления. На листе 2 значится, что устройства FHKV отображают количество потребленной тепловой энергии в киловаттчасах. Данная бумага подписана заместителем руководителя федерального агентства по техническому регулированию и метрологии С.С. Голубевым ещё в сентябре 2016 года. То есть, профильная государственная служба (кстати, после 2.5 лет экспертиз и проверок) подтвердила, что меряют устройства истинные киловаттчасы. Киловаттчасы очень просто переводятся в рубли, путём умножения на коэффициент перевода в гигакалории и, затем, на тариф. Это устройство делается в Германии, но есть и российский аналог «Индивид-2». Вообще, по моему мнению, если подписать предыдущий вариант проекта постановления, а не «доработанный», то в ближайшие же 2 года недостатка в производителях таких устройств не будет. А может ещё и что-то своё изобретем. Казалось бы – отличное устройство, которое позволит добиться невиданных высот в энергосбережении, о котором, кстати, очень любят говорить чиновники Минстроя РФ. При этом, когда речь заходит о реализации шагов, направленных на реальное энергосбережение, к которым относится внедрение таких устройств, то Минстрой РФ, по непонятным причинам, гораздо более прислушивается к рассказам о невозможности посчитать тепло в одной квартире в домах с вертикальной системой отопления (хотя весь остальной мир делает это много десятилетий), чем принимает в расчёт уже третий год падающие доходы граждан России и официальные документы, подтвержденные соответствующими государственными метрологическими службами. И соответствующим образом «дорабатывает» свои же проекты постановлений правительства.

Представим себе наиболее очевидные последствия подписания «доработанного» варианта проекта постановления правительства: для тепловых и жилищно-коммунальных монополий, которые, к слову, со времен СССР не претерпели никаких организационных реформ, всё остается по-прежнему. Каждый год они прибавляют к счетам граждан от 4 до 10% и ни в каких реформах не нуждаются. Всё у них хорошо. А вместо реформ представители тепловых монополий заявляют о внедрении непонятного большинству населения «правила альтернативной котельной», про которое честно пишут, что в придачу к обычному ежегодному подорожанию оно прибавит к счетам граждан ещё около 10%. А представители государственных управляющих компаний (и не государственных тоже) по-прежнему смогут приписывать к нашим счетам за отопление ещё, сколько им вздумается, процентов, так как, если в 2016 году не повезло, попались прокуратуре, то в 2018 году, глядишь, и пронесёт. И платить мы им будем обязаны. Таков закон. Лишь несколько тысяч счастливцев, которые купили квартиры в домах с горизонтальной системой отопления до 2102 года смогут начать экономить. Для революции в ЖКХ – маловато.

А теперь представим наиболее очевидные последствия подписания предыдущего постановления, которое позволило бы каждому гражданину поставить в свою квартиру устройства для вычисления тепловой энергии на каждый радиатор. В масштабе страны появятся тысячи рабочих мест, которые будут связаны с производством, продажей, монтажом и обслуживанием индивидуальных приборов учёта тепла самой новейшей разработки. Сами по себе устройства ничего не экономят, экономия получается от того, что граждане перекрывают свои радиаторы. А для этого их надо оборудовать перекрывающими клапанами, а то и поменять радиаторы. Таким образом, это придаст позитивный импульс экономике, создав рабочие места в самых разных отраслях. Кстати, эти устройства оборудованы радиомодулями для передачи показаний. В этой области наша страна также на несколько десятилетий отстаёт от развитых стран. А ведь эти технологии появились именно из-за их экономической целесообразности. Хотя это уже отдельная тема. Начав внедрять эти устройства страна, причем далеко не сразу, хотя бы начнёт понимать сколько тепла ей надо. Внедрение этих устройств дисциплинирует и управляющие компании, которые наплевательски относятся к экономии отопления, списывая на граждан свои недоработки – от дырявых подъездов, которые отапливают улицы до отсутствия изоляции общедомовых труб отопления. В развитых странах энергосбережение стало значительной частью экономики и наша страна также не станет исключением, если, конечно, не «дорабатывать» подобным образом проекты постановлений. При этом ни жилые дома ни системы теплоснабжения не развалятся, так как эти процессы будут происходить не одномоментно, а в течение многих лет (для сравнения счётчики воды в Санкт-Петербурге за 15 лет поставили около 65-70% квартир) и у тепловых и жилищно-коммунальных монополий будет время, чтобы перестроить свою деятельность.

И под конец маленькое сравнение: январь 2017 года, квартира в центре Санкт-Петербурга, 53 квадратных метра, в квитанции за отопление стоит 2145 рублей. По курсу евро в январе 2017 года – обозначим за 64 рубля – получается 33.5 евро. И город Дрезден, Германия, также квартира в центре, но 82 метра, стоимость отопления в январе 2017 года – 47 евро. Несложно разделив евро на квадратные метры понять, что в Санкт-Петербурге уже дороже. При этом в новостях Санкт-Петербурга регулярно мелькают новости о том, что где 2, где 20, а где и 78 домов в результате аварии остались без отопления. А денег-то с нас уже больше берут. Готов представить подтверждающие платёжные документы заинтересованным лицам.

Таким образом, в наличии имеются все компоненты, необходимые для начала настоящих позитивных изменений в сфере ЖКХ, кроме политической воли. К сожалению, многочисленные судебные иски и жалобы в Минстрой РФ ни к чему не привели и остается надеяться, что данная информация дойдет до Вас, так как вряд ли эти перипетии известны Вам. Хочется также отметить, что согласно данным ВЦИОМ Ваш рейтинг на 18.02.2018 года составляет 69.5%. А ещё год назад он был более 80%. В связи с этим хочется отметить, что, когда нужные стране проекты постановлений правительства, которые касаются каждого кошелька в стране, «дорабатываются» подобным образом, это не может не остаться не замеченным избирателями. Ситуация, когда жильцу запрещают считать своё реальное теплопотребление, а деньги за него взыскивают сполна, является ненормальной и несправедливой. И ни в какой другой стране таких законодательных новелл не имеется, ведь в первой редакции постановления правительства 354 значилось, что квартирные приборы учета тепла можно было устанавливать от одной квартиры, начиная с 01.01.2015 года. И лишь позднее началось введение мер, которые были нацелены на то, чтобы любым способом запретить гражданам ставить теплосчётчики.

 

С огромным уважением к Вам

В. Г. Митенев



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: