ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПЕДАГОГА




2.1 Теоретические основы профессиональной этики.

(сл. 13) Термин «этика» (от греч. «этос» - «место пребывания» - человеческое жилище, логово, гнездо; позднее приобретает нормативный оттенок – начинает обозначать устойчивое явление, которое выступает в качестве образца, т.о. начинает усматриваться взаимосвязь между человеком и местом и характером его проживания.

Аристотель от слова «этос» образовывал прилагательное «этический» - особый класс качеств, который характеризует совершенное состояние человека (мужественный, умеренный, щедрый). Т. О. Этика – совокупность добродетелей и область знаний, которая изучает человеческие добродетели.

ЭТИКА – философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность и определяющая присущие данному обществу принципы человеческого общения.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА – этические принципы и нормы поведения людей в рамках конкретной трудовой деятельности, обусловленное спецификой данной профессии.

В научной литературе аналог профессиональной этики – ТРУДОВАЯ ЭТИКА, ДЕЛОВАЯ ЭТИКА, КОРПОРАТИВНАЯ ЭТИКА, РОЛЕВАЯ ЭТИКА.

Понятие ТРУДОВАЯ ЭТИКА с одной стороны более широко, чем профессиональная, т.к. включает особенности поведения в сфере трудовой деятельности в целом. Трудовая этика обусловлена национальной ментальностью, религиозными установками. С другой стороны понятие трудовой этики можно рассматривать как более узкое, как поведение человека в определенных временных рамках рабочего дня. (НО этому противоречит этичное поведение врача вне работы, когда он все равно обязан оказать помощь).

Понятие ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ более многозначно, чем понятие профессиональной этики – это совокупность принципов людей, занятых во всех сферах деятельности, а не конкретно отдельной профессии (близко к широкому понятию «трудовой этики»).

Понятие КОРПОРАТИВНАЯ ЭТИКА и РОЛЕВАЯ ЭТИКА относятся к понятию профессиональной этики как частное к общему – это моральные стандарты отдельных организаций, трудовых коллективов или конкретных людей (руководитель, менеджер, подчиненный), занимающих определенную социальную или административную нишу.

Представители каждой профессии выполняют определенные социальные функции, которая определяется средой общения, характером взаимоотношений. Каждая профессия имеет ряд своеобразных ситуации, которые требуют морального выбора, наиболее типичные ситуации приводят к выработке профессиональной этики или профессиональной морали.

(сл. 14) В понятие ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ВХОДИТ:

1. уровень профессионализма;

2. качество профессиональной деятельности;

3. характер взаимоотношений между коллегами;

4. принципы взаимоотношений с людьми, на удовлетворение интересов которых направлена профессиональная деятельность;

5. взаимоотношения с другими корпорациями;

6. ситуации морального выбора.

 

2.2 Объект и предмет профессиональной этики педагога

(сл. 15) Объектом изучения этики является мораль.

Мораль (от лат. moralis - нравственный,mores-нравы) - это система норм и принципов, которые возникают из потребностисогласования интересов индивидов друг с другом и обществом (классом, социальнойгруппой, государством), направлены на регулирование поведения людей всоответствии с понятиями добра и зла и поддерживаются личными убеждениями,традициями, воспитанием, силой общественного мнения.

Нравственность - термин славянскогопроисхождения, почти полностью совпадающий по смыслу с понятиями"мораль", "этика"; однако уже с древних времен этикурассматривали как учение о морали, нравственности.

Мораль - явление историческое, онаизменяется и развивается в ходе общего прогресса человеческого общества, но вовсе времена критерием моральных норм выступают категории добра, зла, честности,порядочности, совести (моральные нормы: Не убий! Не укради! Не прелюбодействуй!Не пожелай имущества ближнего своего). Мораль охватывает почти все сферы жизни- экономику, политику, право и др. С помощью морали согласуется поведениеличности с интересами общества, преодолевается противоречие между ними,регулируются межличностные общения.

“Золотым правилом” морали, известным сдревнейших времен, является следующее:

“(не) поступай по отношению к другим так,как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе”.

Педагогическая этика - раздел профессиональной этики, изучающий сущность и содержание, особенности педагогической морали, обосновывает п категории, нормы, принципы, функции в процессе педагогической деятельности

Предметом педагогической этики являются особенности проявления морали в сознании, поведении, профессиональной деятельности педагога и его отношениях с учениками, родителями и коллегами

 

2.3 Основные функции этики педагогической работы

(сл. 16) Педагогическая этика выполняет присущие ему социальные функции, однако существуют различные взгляды ученых на их определения. Российский ученый Леонид Архангельский (1925-1982) выделяет три основные функции: гносеологическую, регулятивную, гуманистическую (воспитательную). Другие ученые добавляют интегрируемых, ценностную и мотивирующую.Современный русский ученый Александр Титаренко отмечает взаимодействия регулятивной, воспитательной познавательной, оценочной-императивной, ориентационной, мотивационной, коммуникативной и прогностической функций, а Л. Шевченко характеризует как важнейшие эмпирико-описательную, теоретико-философскую и нормативную.

Большинство современных этиков (А Гусейнов, Р Апресян, А Зеленкова, В Малахов) основной функцией морали считают регулятивную. В. Писаренко и И. Писаренко в ее структуру относят следующие функции: нормативно--учредительную, моральной регламентации, морального субординации и морального координации. Вместе они обеспечивают регуляцию поведения и отношений людей во всех сферах общественной жизни. Личность постоянно усваивает нормы, принципы общения и поведения, приобретает определенного отношения к себе, другим людям, коллектива и общества. Усвоение общественного опыта, овладение установками, нормами в педагогической деятельности является не только основой регулирования социальных отношений, но и инструментом, средством педагогического труда. Педагогическая мораль специфически регламентирует отношения учителя с коллегами, учениками и их родителям и эта регламентация перерастает в присущую педагогической сфере субординацию. Ведь стиль общения и поведения педагога с коллегами не всегда уместен во взаимоотношениях с учащимися и их родителями. Нормы и правила субординации, координации нравственного опыта, поведения учителя частично определены в официальных документах.

К общим функциям педагогической морали относятся:

1 Гносеологическая (познавательная) функция морали. Она проявляется в том, что мораль дает человеку новые знания о мире и одновременно является формой общественного сознания. Нравственная деятельность в педагогической сфере обоснуется прежде всего на общих нравственных воззрениях, нормах, оценках и ориентациях. Однако в педагогической деятельности в большей мере воплощается программируемая способность морального сознания. Настоящий педагог и весь педагогический коллектив не ограничиваются познанием прошлого и настоящего морали, социальной деятельности.

2 Ценностно-ориентационная функция морали. Она заключается в том, что человек оценивает события, явления и поведение других людей с точки зрения смысла человеческой жизни с помощью определенной системы ценностных ориентаций. В педагогической морали эта функция реализуется по-разному. Любая педагогическая деятельность должна быть морально ориентированной, ведь ее результат имеет большую социальную ценность и направлен на воспитание морально ости учащихся. Реализация идей педагогической морали обеспечивает формирование ценностных ориентаций на моральную деятельность и совершенствования нравственных отношений между индивидами.

3 Воспитательная функция морали. Моральные уставы, нормы, оценки, стимулы и нравственные ориентиры, направленные на воспитание нравственной личности ученика. Педагогическая мораль требует от учителя особого уровня воспитанности. Его внутренний мир, манера поведения и привычки должны быть подчинены принципам, нормам и правилам, которые аккумулированы в педагогической среде и осуществляют воспитательное воздействие и на самого учителя.

Кроме общих, педагогическая мораль имеет специфические функции.К ним В Писаренко, И Писаренко относят:

1 функция педагогической корректировки. Суть ее заключается в том, что в действия, поступки, деятельность учителя и учащихся вносят определенные поправки (методами внушения, моральной оценки и самооценки). Продуктивный метод д групповой психокоррекции разработала и внедрила в педагогическую практику современная украинская ученый Тамара Яценко. С ее помощью в процессе активного социально-познавательного обучения осуществляется коррекции системы отношений путем воздействия на основные структурные компоненты личности (познавательный, эмоциональный и поведенческий).

2 функция опережающего влияния. Согласно ей учитель должен влиять на деятельность и взаимоотношения учеников, предотвращая отклонения от моральных норм и правил. Педагог должен оценивать свою деятельность как с позиций современности, так и с позиций будущего.

3 функция воспроизведения нравственных знаний. Она проявляется в том, что педагогическая мораль не только охватывает устоявшийся комплекс знаний о морали, но и постоянно обогащается новыми.

4 функция выработки иммунитета против моральных искажений. Предусматривает защиту нравственности личности от различных факторов и явлений: интенсивных модернизаций процессов; некритического заимствования из извне и принудительного применения экономических и политических моделей; разрушения базовых ценностей христианской культуры и экспансии нетрадиционных религий манипулирования с помощью СМИ общественногосознания (дезинформация, демонстрация натуралистических сцен жестокости, убийств, насилия, разврата; целенаправленное навязывание асоциальных и противоправных эталонов поведения и стилей жизни за сче к предоставлению информации о формах и способах существования преступного мира и т.д.) Педагогическая мораль должна противостоять аморальным явлениям на всех уровнях: индивидуальном, коллективном, национальном и общем.

 

2.4 Виды профессиональной этики.

(сл. 18) Каждому роду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствуют определенные виды профессиональной этики.Виды профессиональной этики можно структурировать по 2 срезам: горизонтальному (моральные требования формируются в зависимости от профессии) и вертикальному (в зависимости от тех функции, которые выполняет работник в рамках своей профессии – руководитель, администратор, служащий). Основными видами профессиональной этики на горизонтальном уровне являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, и конечно же патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности), верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине. На вертикальном уровне можно выделить:1. этику руководителя – разновидность профессиональной этики, связанная с деятельностью высшего эшелона руководства; в ее рамках остро ставится проблема лидерства.2. Управленческая (административная) этика – совокупность морально-нравственных принципов, которые необходимо соблюдать управленческому аппарату; ее тесно связывают с деятельностью администраторов, старших менеджеров и гос.служащих. В рамках управленческой этики рассматриваются аспекты этики делового общения и нормы служебного этикета. Этические нормы должны разумно сочетать общественные, государственные и корпоративные интересы.3. этика служащего – этика служебной карьеры. Главная моральная проблема – выбор стратегии и тактики карьерного роста. Карьерный рост должен осуществляться только за счет профессионализма и личных деловых качеств работника.

 

2.5 Принципы профессиональной этики

(сл. 19) Общие принципы профессиональной этики

· приоритет общественных интересов надличными; представитель любой профессии является членом общества, следовательно, общественные интересы, общепринятые нормы морали – основа профессиональной деятельности;· добросовестная профессиональная деятельность: компетентность, добросовестность, воздержание от деятельности, которая входит за пределы обязанностей. Добросовестность подразумевает открытое признание своих ошибок и незамечание ошибок своих коллег;· соблюдение законности, включая неукоснительное соблюдение действующего законодательства, пресечение любых фальсификации;· честное взаимодействие с коллегами: откровенный обмен информацией, недопущение публичных негативных оценок своих коллег, проявление альтруизма в отношении профессиональных навыков и знаний;· справедливость: включает в себя корректность исполнения профессиональных обязанностей, отказ от личных амбиций, предвзятых оценок и несправедливого отношения. Частные принципы профессиональной этики



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: