Разновидности первичных жанров: ПЕСНЯ, ТАНЕЦ, МАРШ
Песни
Существует несколько типов деления песни на отдельные разновидности.
1. По авторству:
· Народная песня (автор – народ, поэтому особенность данной разновидности - вариационность):
- в отношении к обрядам:
o обрядовая (связанная с теми или иными обрядами, ритуалами):
Þ календарная [ колядка, веснянка, подблюдная песня и т.п.],
Þ семейная (ритуальная, символическая, заклинательная, величальная, сиротская, причитание: например, свадебная песня, похоронная песня и т.п.);
o внеобрядовая (не сопровождающая обряды, исполняемая на вечёрках, беседах):
- былина (описывающая деяния героев былин);
- лирическая (частая, протяжная песня);
- трудовая песня и песня неволи (например, песня бурлаков, песня гребцов и т.п., отдельно – рекрутская песня, солдатская песня);
- сатирическая;
- бытовая:
o колыбельная,
o хороводная и плясовая,
o игровая,
o любовная,
o семейная (например, детская – пестушка, потешка),
o шуточная (например, частушка);
- историческая (излагающая те или иные исторические события, часто военной тематики, позже, как вариант - политическая поэма);
- песня-наказ, песня-клятва, песня-благопожелание, песня-призыв, песня-лозунг, песня-плач, песня-игра, песня-протест, …
· Композиторская, или профессиональная песня (автор - профессиональный композитор).
· Авторская песня (автор – непрофессиональный музыкант):
- бардовская (поэтическая), туристская, самодеятельная.
2. По роду деятельности людей:
- крестьянская,
- фабрично-заводская,
- колхозная,
- рабочая,
- городская,
- духовная (церковная),
- светская;
- военная, армейская,
- партизанская,
- детская, в т.ч. пионерская,
- молодежная.
3. По тематической направленности:
- политическая песня,
- революционная песня, гимн;
- патриотическая песня (песня о Родине),
- песня о труде, профессии, роде занятия;
- песня о любви, счастье,
- песня о нелегкой доле, судьбе,
- песня о природе,
- …
4. По количеству исполнителей:
- сольная песня;
- коллективная песня (ансамблевая, хоровая):
o одноголосная,
o многоголосная;
- массовая.
5. По типу исполнения:
- вокальная (без сопровождения),
- вокально-инструментальная (с сопровождением).
- мужская,
- женская.
6. По драматургии:
- лирические и лирическо-бытовые (изображающие картины быта, природы, портретные, например, частая песня, протяжная песня, песня-плач),
- эпические [былина: героическая, новеллистическая, сказочная; дума; историческая песня],
- драматические.
7. По времени сочинения:
- древняя и античная (первобытная) песня,
- песня Средних веков (песни трубадуров, труверов, миннезингеров, например, пастурель, баллада, романс; историческая песня),
- песня эпохи Возрождения (например, мадригал, канцона, концонетта),
- песня эпохи Просвещения (в России – расцвет народной песни),
- песня XIX века,
- песня начала ХХ века,
- советская песня,
- современная песня (эстрадная песня, шансон, кантри, рок, рэп…).
8. По национальному признаку:
- русская и советская песня, включая песню разных народностей, населяющих Россию (татарская, мордовская, удмуртская, алтайская…),
- песня стран бывшего СССР (белорусская, украинская, молдавская, эстонская, латвийская, литовская, армянская, грузинская, азербайджанская, казахская, узбекская, туркменская, таджикская, киргизская…),
- европейская песня (финская, норвежская, шведская, английская, датская, польская, ирландская, немецкая, бельгийская, чешская, словацкая, французская, австрийская, венгерская, румынская, сербская, хорватская, итальянская, болгарская, португальская, испанская, греческая…),
- азиатская песня (японская, корейская, монгольская, китайская, афганская, иранская, индийская…),
- африканская песня (алжирская, ливийская, египетская….),
- австралийская песня,
- американская песня (канадская, песня США, мексиканская, кубинская, бразильская, аргентинская, чилийская…).
Форма песни
Песни чаще всего написаны в куплетной (строфической) форме, которая тесно связана с формой народной песни. В куплетной песне обычно музыка несколько раз повторяется, а текст меняется. Сам куплет состоит из запева и припева. В запеве каждый раз текст новый, в припеве остается прежний текст. Чаще всего запев исполняется солистом, припев – хором. Строение куплета бывает различным. Часто он представляет собой один период или двухчастную форму.
Разновидности первичных жанров
Марши
Марш (от marcher — идти) — жанр музыки, сопровождающей или рисующей стройные размеренные движения людей.
Музыкальные выразительные особенности марша: энергичный характер; размер 4/4 или 2/4; ритм - ясный, простой, чёткий; темп зависит от разновидности (например, похоронный марш часто более медленный, походный – более быстрый); лад обычно мажорный (кроме похоронного, где основной лад - минорный); в мелодии акценты на устойчивые звуки, в гармонии – опора на главные трезвучия лада (T, S, D).
Музыкальная форма инструментального марша чаще – 3-хчастная; песни-марши – куплетная.
Одна из классификаций маршей основана на двух основных их формах:
· прикладная форма - так называемые церемониальные марши – марши, сопровождающие конкретную церемонию (военный парад, спортивный праздник, свадебное торжество, погребальное шествие) или действия в конкретной ситуации:
- Военный марш (сопровождающий различные военные передвижения):
o строевой:
Þ церемониальный в значении парадный (прохождение войск на парадах),
Ø колонный,
Ø фанфарный;
Þ торжественный (сопровождение шествий);
o походный, или скорый (в обязательном темпе 120 шагов в минуту),
o встречный (для отдания воинских почестей);
(пример военного походного марша: Агапкин. Марш «Прощание славянки»)
- Свадебный марш (неторопливый, в мажорном ладу);
(пример свадебного марша: Мендельсон. Увертюра «Сон в летнюю ночь». Свадебный марш)
- Спортивный марш ( четкий, бодрый, мажорный);
(пример спортивного марша: Блантер. Футбольный марш)
- Юбилейный марш;
- Похоронный, или траурный марш (темп – медленный, основной лад - минор, средняя часть - трио – обычно мажорная);
(пример траурного марша: Госсек. Скорбный марш)
· стилизованная форма - так называемые концертные марши (а также марши, которые могут быть представлены самостоятельными произведениями и частями циклов).
В произведениях композиторов-классиков особо следует отметить сказочные марши – например, как части крупных музыкально-драматических произведений.
(пример сказочного марша: Глинка. Опера «Руслан и Людмила». 4 д. Марш Черномора;
Прокофьев. Опера «Любовь к трём апельсинам. 2 д. Марш)
Разновидности первичных жанров
Танцы разных народов
а) Танцы России и ближнего зарубежья:
1. Россия:
· Кам а ринская –танец-пляска: быстрый темп, весёлый характер, мажорный лад, размер две четверти.
(Пример – увертюра-фантазия М.И. Глинки «Камаринская»)
· Треп а к –мужской танец-пляска: быстрый темп; удалой характер, мажор, размер две четверти.
(Пример – трепак из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»)
· Кадр и ль
· Б а рыня
· Хоров о д
2. Украина:
· Гоп а к – украинский танец: подвижный темп, весёлый характер, мажор, размер – две четверти.
(Пример – гопак из оперы М. П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка»)
· Казач о к
3. Беларусь:
· Б у льба – в переводе «картошка» – белорусский танец-песня: быстрый темп, задорный характер, мажорный лад, размер 2/4. (Слова «Бульбы»: Из мешка бери картошку И питайся понемножку. Можешь есть её варёной И в мундире запечённой.)
· Ляв о ниха
· Крыжач о к
4. Молдова:
· Жок
· Молдавен я ска
5. Грузия:
· Лезг и нка – кавказский танец: стремительный темп, огненный, напористый характер (мужчины) чередуется с мягким, грациозным (женщины), острый ритм, размер – чаще шесть восьмых.
(Пример – лезгинка в числе Восточных танцев оперы Глинки «Руслан и Людмила»)
· Хор у ми – грузинский воинственный танец-пляска.
· Карт у ли
6. Татарстан:
· Ап и па
Б) Зарубежные танцы
7. Польша:
· Полон е з – польский танец-шествие: неторопливый темп, торжественный характер, равномерный ритм, размер 3/4. (Пример – полонезы Ф. Шопена, М. Огинского)
· Краков я к – польский танец: оживлённый темп, весёлый характер, синкопированный ритм, размер 2/4.
· Маз у рка – польский танец: подвижный темп, изящный характер, острый ритм, размер 3/4 с акцентом на третьей доле. (Пример – мазурки Ф. Шопена)
· М а зур
· Ку я вяк
· Об е рек
8. Австрия:
· Л е ндлер – крестьянский танец, предшественник вальса: неторопливый темп, спокойный характер, плавный ритм, размер – три четверти.
· Вальс – австрийский парный танец: встречается различный характер, темп; размер – три четверти.
(«Королём вальсов» считался И. Штраус)
9. Чехия:
· П о лька – чешский танец: подвижный темп; шутливый, бодрый характер, размер – две четверти.
(Пример – Полька М.И. Глинки, Полька С. Рахманинова)
· Ф у риант – чешский парный танец, один из предшественников вальса.
10. Испания:
· Сараб а нда – старинный испанский танец-шествие: медленный темп, траурный характер, равномерный ритм, размер – три четверти. (Пример – сарабанды из «Английских» и «Французских» сюит И.С. Баха)
· Болер о – испанский танец: подвижный темп, характерный ритм, размер – шесть, девять восьмых.
(Пример – Болеро М. Равеля)
· Х о та – испанский парный танец: быстрый темп, четкий ритм, подчеркнутый кастаньетами
(Пример – Арагонская хота М.И. Глинки)
11. Италия:
· Тарант е лла – итальянский танец: стремительный темп, весёлый характер под гитару и кастаньеты.
(Пример – Неаполитанская тарантелла Д. Россини)
· Сицили а на – старинный итальянский танец: неторопливый, с характерным ритмом.
(Пример – 1 ч. Сонаты для ф-но №11 Ля мажор В.А.Моцарта)
12. Норвегия:
· Х а ллинг – норвежский сольный танец с высокими прыжками, вращениями, переворотами: упругий, прихотливый ритм.
· Спр и нгданс (спрингар) – норвежский танец с подпрыгиваниями и притопами мужчин и мелкими шажками женщин: острый чеканный ритм.
· Г а нгар – норвежский парный танец: неторопливый, спокойный темп, торжественность и чинность.
(Часто использовались в творчестве Э. Грига)
13. Венгрия:
· Ч а рдаш
· Палот а ш (Часто использовались в творчестве Ф. Листа)
14. Франция
· Кур а нта – старинный французский парный танец: подвижный темп, равномерный ритм, размер – три четверти. (Пример – куранты из «Английских «и «Французских» сюит И.С. Баха)
· Мену э т – старинный французский парный танец с поклонами, реверансами: неторопливый темп, равномерный ритм, размер – три четверти. (Пример – менуэты И.С. Баха)
· Гав о т – старинный французский танец: сельский, в живом темпе, с четким ритмом.
(Пример – гавот из «Классической симфонии» С.С. Прокофьева)
· Бурр э – старинный французский танец дровосеков: весёлый, с притопываниями.
· Пасспь е – старинный французский танец.
· Ригод о н - старинный французский танец: подвижный, весёлый, 2-хдольный.
· Фаранд о ла – французский танец-хоровод: исполнялся под тамбурин и флейту.
(Пример – Фарандола в «Арлезианке» Ж.Бизе)
· Вольт – парный французский танец, один из предшественников вальса.
15. Англия:
· Ж и га – старинный английский танец матросов с прыжками: быстрый темп, весёлый характер, пунктирный ритм, размер – чаще три, шесть девять или двенадцать восьмых.
(Пример – жиги из «Английских «и «Французских» сюит И.С. Баха)
16. Шотландия:
· Экос е з – старинный шотландский танец: сначала умеренный и серьёзный, под аккомпанемент волынки, позже – быстрый, весёлый, 2-хдольный.
17. Германия:
· Аллем а нда – старинный немецкий танец: умеренный темп, торжественный характер, плавный ритм, затакт, размер – четыре четверти. (Пример – аллеманды из «Английских «и «Французских» сюит И.С. Баха)
· В а льцер – немецкий парный танец, один из предшественников вальса.
18. Америка:
· Фокстр о т
· Чарльст о н
· Рок-н-ролл
· Б у ги-в у ги
· Твист
· Шейк
18.1 Куба:
· Хабан е ра
18.2 Аргентина:
· Т а нго
18.3 Мексика:
· Р у мба
· Пав а на – старинный медленный танец, 4-хдольный
· Галь я рда – старинный танец с подпрыгиваниями, 3-хдольный
Обязательные танцы старинной сюиты: Аллем а нда, кур а нта, сараб а нда, ж и га
(Между сарабандой и жигой могут звучать мену э т, гав о т, бурр э, пасспь е, ригод о н и др.)