ФОНАЦИОННОЕ (РЕЧЕВОЕ) ДЫХАНИЕ




Фонационное же дыхание отличается от физиологического тем, что оно произвольно, вдох короче, а выдох, наоборот, замедленный, прерывающийся в связи с произнесением текста, а затем без паузы опять вдох. Звуковая речь возникает при преобразовании части кинетической энергии воздушных потоков в дыхательных путях в акустическую энергию, излучаемую в окружающее пространство. Основными способами создания акустических эффектов являются прерывание воздушной струи ритмически смыкающимися и размыкающимися голосовыми складками, ведущее к возникновению тональных звуков, или возбуждение шумовых звуков при протекании воздуха с достаточно большой скоростью через сужения, образуемые в том или ином месте по ходу верхних дыхательных путей. Для образования звука струя выдыхаемого воздуха должна встретить на своем пути сомкнутые и напряженные голосовые складки. В струе выдыхаемого воздуха, у голосовой щели, благодаря колебанию голосовых складок возникают волны сгущения и разрежения. Колебания воздуха и образуют звук (как выпускаемый толчками пар производит звук паровозного свистка).Работа дыхательного аппарата во время речи – «речевое дыхание», т.е. фонационное – подчиняется до определенных пределов тому конкретному материалу, который должен быть произнесен, и тому способу, тем особенностям как он должен быть произнесен (громко или тихо, быстро или в медленном темпе, с теми или иными ударениями и т.д.).Речевой выдох происходит в основном через рот, лишь небольшие порции воздуха при фонации некоторых звуков выходят через носовые отверстия. Вдохи во время речи коротки, но энергичны; объем воздуха, приходящийся на каждый цикл дыхания, несколько увеличивается, а частота дыхания резко падает. Важнейшим параметром, от которого существенно зависит громкость голоса, является давление воздуха под голосовыми складками. Дыхательные мышцы, мышцы гортани, глотки и полости рта работают в тесной взаимосвязи. Изменения в состоянии одного из звеньев этой системы отражаются на деятельности всего голосового аппарата.Какой же из типов дыхания (с точки зрения механизма, дающего человеку возможность пользоваться своим голосом) предпочтительнее? Общепризнанным типом дыхания при фонации обычно считается реберно-диафрагмальный, осуществляемый в основном за счет сокращения диафрагмы и расширения нижних ребер. Правда, систематические тренировки этого типа дыхания приводят подчас к набору излишнего воздуха. В работе над голосом это является одной из распространенных ошибок.

Советский врач-ларинголог Л.Д.Работнов предупреждал, что вдыхание большого количества воздуха при пении и речи бесполезно и даже вредно. Сильное раздувание легких ведет к развитию чрезмерного давления в бронхах и к расстройству легочного кровообращения. От этого может наступить приступ удушья и одышки, несмотря на достаточный запас кислорода в легких. При излишнем наборе воздуха может появиться головокружение. Это наблюдается в тех случаях, когда человек дышит очень интенсивно, –слишком много воздуха проходит через легкие, выдыхается чрезмерно много углекислого газа, и происходит обеднение крови этим важным для жизнедеятельности организма соединением.

В процессе голосообразования велико значение функции центральной нервной системы. Импульсы из отделов головного мозга передаются на стенки бронхов, которые, сжимаясь и расслабляясь, автоматически регулируют высоту подсвязочного давления, образуя безусловный рефлекс между режимом голосовых связок и гладкой мускулатурой бронхов. Таким образом, определяется норма бронхиального давления при фонации. На этот рефлекс в свое время указывал И.М.Сеченов.

Гладкая мускулатура бронхов непосредственно волевым импульсам не подчинена.Каждый оттенок звука требует различной степени подсвязочного давления на связки в зависимости от их напряжения. И все это бесконечное различие степени воздушного давления и работы голосовых складок взаиморегулируется. Это следует учитывать и не поручать регулирование дыхания при речевом тренаже произвольному давлению стенок грудной клетки, диафрагмы и т.д. Происходящее отсюда искажение нормального режима неизбежно приводит к отрицательным последствиям для голоса. В отдельности в речевом и певческом процессе нет ни звука, ни дыхания, есть звучащее дыхание. Приоритет в процессе создания звука принадлежит гортани и голосовым складкам – им должно быть подчинено все остальное, в том числе и дыхание.

Звучащее дыхание:

1. тонизирует нервную систему;

2. не ведет к перегрузке воздухом легких, не вызывает расстройства местного и общего кровообращения и потому не нарушает нормальной деятельности легких и сердечно-сосудистой системы;

3. не вынуждает голосовые складки непрерывно приспосабливаться к давлению воздуха на них;

4. максимально смягчает подсвязочное давление и совершается силами легких и бронхов при минимуме дыхательных движений грудной клетки;

5. не нарушает рефлекторной связи гортани и голосовых складок и внутрибронхиального давления;

6. требует минимальной затраты воздуха на звук при всех изменениях его по высоте и силе и потому не принуждает голосовые связки менять в процессе речи свой функциональный режим;

7. обеспечивает максимальные результаты деятельности дыхания и звука при минимальном напряжении мышц речевого аппарата;

8. не нарушает ритма и инерции дыхательных движений;

9. сохраняет в речевом и певческом процессе участие всех дыхательных мышц, межреберных мышц и диафрагмы в их естественной системной взаимосвязи при поддержке внутрибронхиального давления сокращением нижнего отдела брюшных мышц;

10. освобождает грудную клетку и всю верхнюю часть голосового аппарата от напряжения и, в частности, дает возможность максимального расширения глоточной полости, главной части верхнего резонатора;

11. ограничивает подачу на голосовые складки ничтожномалого количества воздуха, необходимого для их вибрации.

«Организация дыхания в данном направлении предохраняет голосовой аппарат от каких-либо повреждений и одновременно ставит его в максимально благоприятные условия.И только такой тип дыхания может считаться бесспорно правильным и единым для певцов, драматических артистов и лекторов. Всем перечисленным требованиям удовлетворяет нижнебрюшной тип дыхания (Злобин В. Физиология пения в профилактике заболеваний голоса певцов. Л., 1958)

Направленность дыхательного акта снизу вверх и участие в фонации нижней части брюшной полости были известны в глубокой древности, примерно в начале нашей эры, и имеют в восточной медицине почти двухтысячелетнюю давность. Так, в китайско-русском словаре знаменитого синолога, архимандрита Палладия и П.С.Попова, изданном в Пекине в 1888 году, читаем: «Дант Тянь – место под пупком. У буддистов –место от пупка вниз на 2,5 дюйма; оттуда начинается движение воздуха для произнесения слова, направляющегося вверх и ударяющего в семь пунктов: верхушку головы, десны, зубы, губы, язык, горло и грудь».

(Палладий, арх., Попов П.С. Китайско-русский словарь. Пекин, 1883. Т.2. С.38.)

В.А.Бронников в «Энографических очерках» (М., 1983) говорит, что японцы «во всех случаях при отработке навыков дыхания… рекомендуют обращать особое внимание на работу мышц нижней части живота. В древних восточных системах самотренировки, в частности в йоге, эта часть тела считается центром координации тела и духа. Во всяком случае, если напрячь

названные мышцы, то останавливается дыхание…

Профилактическое значение нижнебрюшного типа дыхания (точнее – нижнебрюшной поддержки давления в бронхиальной системе), как охраняющего голосовые складки от возникновения различных профессиональных заболеваний голоса, заключается, главным образом, в максимально смягченном воздействии его на гортань и голосовые складки, а также в том, что при правильной организации он охраняет исполнителя от излишнего напора воздуха – этой главной причины возникновения и развития почти всех профессиональных болезней гортани и голосовых складок.Термин «нижнебрюшной тип» принят условно. Под этим термином подразумевается сокращение при фонации мышц нижнего отдела брюшной стенки для поддержания подсвязочного воздушного дыхания в состоянии равномерности и постоянства.

* * *

Перед началом звучания мышцы нижней части живота слегка снизу нажимают на органы брюшной полости, последние – на диафрагму, диафрагма – на легкие, легкие – на воздух, находящийся в бронхах и трахее.

Таков механизм выдоха посредством передвижения вверх брюшных внутренностей, играющих роль буфера. Это легкое непрерывное давление продолжается до конца фразы. Мускулатура стенок и живота (за исключением его нижней части) произвольно напрягаться не должна. Данный тип дыхания осуществляется, главным образом, при помощи самостоятельного расширения и сужения бронхиальных стенок, благодаря чему исполнитель пользуется небольшим запасом воздуха. Дыхательные движения при этом происходят в основном внутри грудной клетки, вследствие чего стенки груди и живота остаются малоподвижными.При наличии мышечной поддержки дыхания снизу вся верхняя часть голосового аппарата – грудная, звуковая, полости резонанса и артикуляции – работает при минимальной затрате мышечной энергии и получает полную свободу действий; только тогда может быть достигнута координация движений голосовых складок, гортани, гладкой мускулатуры бронхов и нижнего отдела брюшных мышц, результатом которой является амплитуда дыхания и чистота звука. Преимущество этого типа дыхания: вдох происходит мгно-венно, незаметно не только для слушателя, но и для самого исполнителя; выдох – равномерный, плавный, длительный, дающий возможность широты звучания; максимально смягченное воздушное давление при фонации предохраняет голосовые складки от повреждений, голос получает эмоционально насыщенное звучание при минимальной затрате мышечной энергии и свободе всех частей голосового аппарата. Не следует упрощать освоение данного типа дыхания про-стым давлением внутрь нижнего отдела брюшных мышц: выявление и развитие его требует очень точной координации со звуком и резонансом. Процесс дыхания тесно связан с другими физиологическими процессами, происходящими в организме, т.к. изменения в од-ной из физиологических функций тут же отражаются на другой. Излишний набор воздуха при произвольном вдохе ведет к расстройству легочного кровообращения, нарушению мозговой деятельности и угнетению нервной системы. Усиленное дыхание вызывает ряд симптомов, которые ведут к потере сознания, если это дыхание затягивается. Чрезмерно глубокое дыхание приводит к различным заболеваниям легких, сосудов, нервной системы, желудочного тракта. Различна реакция центральной нервной системы на недостаток кислорода (при поверхностном дыхании). Могут иметь место как возбуждение, так и депрессия, бессонница, головные боли и т.п.Неумелое дыхание особенный вред приносит голосовому аппарату, т.к. способствует возникновению профессиональных заболеваний. Наиболее распространенное из них – фонастения (слабость голоса). Быстрая утомляемость, узелки на голосовых складках – все это результат замены в процессах голосообразования и дыхания автоматических движений произвольными, когда гортанные мышцы перенапрягаются или же недостаточно активны. У людей, не владеющих правильной техникой дыхания и форсирующих звучание, наблюдается повышение артериального кровяного давления.

Нередко можно увидеть, как у выступающих краснеет лицо, вздуваются вены на шее, учащается вдох. Это следствие повышенного внутригрудного и подсвязочного давления воздуха со стороны грудной стенки и брюшного пресса. Чрезмерное давление на голосовые складки происходит при наличии излишка воздуха в легких перед началом звукоподачи. Систематические тренировки и постоянный самоконтроль позволят избавиться от привычки произвольно набирать воздух.Перед началом тренировки (она должна проходить только в положении «стоя») следует обратить внимание на осанку, правильное положение тела, когда плечи опущены и слегка отведены назад, спина прямая, низ живота немного подтянут, мышцы шеи не напряжены.

Во время тренировок вдох производить носом, выдох – ртом. Преимущество носового дыхания в том, что воздух согревается, очищается, увлажняется. Постоянно дышать ртом вредно, это может привести к нарушению слуха, повышению внутричерепного давления, заболеваниям верхних дыхательных путей. Кроме того, такое дыхание сказывается и на качестве самого звука: появляется гнусавость, исчезают мелодичность и чистота звучания. Не говоря уже о том, что нарушается логическая стройность речи от непрерывного шумного добора воздуха.

Сила, красота, мелодичность голоса, как и его бедность, тусклость, резкость, зависят от того, правильно ли человек дышит.

Начинать тренировку дыхания следует с освобождения легких от воздуха. Для этого выдыхаем «на ПФ», как бы выбрасываем (но без напряжения) воздух – легкие опустошаются, нижнебрюшные мышцы живота подтягиваются внутрь и вверх.Следующее затем расслабление этих мышц влечет за собой вдох. Он бесшумный, плавный (воздух как бы вливается, а невтягивается). Достаточно расслабить мышцы живота, и вдох будет развиваться сам. Со временем появится ощущение, что воздух проходит вначале в живот, а затем распространяется в грудную клетку, заполняя ее всю до верха, а не наоборот.Затем следует выдох ртом. При этом мышцы нижней части живота снизу нажимают на органы брюшной полости, они – на диафрагму, диафрагма – на легкие и т.д. (Если приложить руку тыльной стороной ко рту, то почувствуем теплое дыхание.)Не пытаться выдыхать весь воздух. В легких обязательно останется небольшой запас воздуха, иначе следующий вдох будет очень шумным, а речь к концу выдоха – тусклой и «сдавленной».

Главная мышца выдоха – это брюшной пресс, создающий опору дыхания (вернее, поддержку дыхания).Опора дыхания связана с ощущением:– опоры корпуса (правильная осанка);– напряжения мышц брюшного пресса (нижнебрюшных мышц);

– свободы в области ротоглоточной полости;

– свободы в области грудной клетки;

– грудного резонирования во время звучания.

Правильно произведенный выдох должен:

– происходить без толчков, ровно, длительно;

– производиться с одинаковой легкостью в разичных положениях тела;

– сочетаться с работой артикуляционного аппарата.

Выполняя дыхательные упражнения, следует фиксировать расслабление и напряжение только нижнебрюшных мышц.

Все упражнения направлены на воспитание правильного

голосообразования; каждое выполняется при участии опре-

деленных мышечных групп, но без фиксации сознания на

их работе.

 

Напоминаем: преимущество носового дыхания в том, что воздух согревается, очищается, увлажняется. Дыхание же ртом может привести к нарушению слуха, повышению внутричерепного давления, заболеваниям верхних дыхательных путей. Кроме того, изменяется и качество звука: появляется гнусавость, исчезают чистота звучания и мелодичность. Шумный добор воздуха ртом мешает и восприятию логической стройности речи.

Начинать тренировку дыхания следует с освобождения легких от содержащегося в них воздуха. Для этого без напряжения как бы выбрасываем воз-дух, произнося сочетание из двух согласных – ПФ.

Нижнебрюшные мышцы живота подтягиваются внутрь и вверх, слегка нажимают снизу на органы брюшной полости, те – на диафрагму, которая, рас-слабляясь и увеличиваясь в размере, «выдавливает» воздух из легких. Сами легкие, сокращаясь, «под-талкивают» воздух, находящийся в бронхах и тра-хее. Не «выжимать» воздух из легких до конца, т.к. это ведет к сдавленному звуку и следующему за ним шумному вдоху.Расслабление мышц живота после выдоха влечет за собой вдох, производимый только носом. Вдох бесшумный, плавный (воздух как бы вливается, а не втягивается). Начинать тренировку следует, беря минимальное количество воздуха. Можно выпол-нять упражнение по команде педагога, который считает (вдох на счет 3 или 4-5), но лучше ставить действенные задачи, легко и естественно выполни-мые: вдох – уловить аромат одного цветка, выдох – обогреть руку ребенка и т.д.Вдохнув минимальное количество воздуха, выды-хаем его на каждый гласный отдельно, т.е. вдох, вы-дох на гласный У, закрыть рот; опять вдох, выдох на гласный Ы, закрыть рот и т.д. Во время выдоха воздушная струя направлена перед собой, а не вверх и не вниз. Артикуляция каждого гласного звука долж-на быть точной, но не утрированной, без напряжения. Выдох беззвучен, без сипа и шёпота. Главная мышца выдоха – это брюшной пресс, создающий опору дыхания (вернее – поддерж-ку дыхания). Со временем появляется ощущение, что воздух проходит вначале в живот, а затем распространяется в грудную клетку, заполняя ее всю до верха.Выполняя дыхательные упражнения, следует фиксировать расслабление и напряжение только нижнебрюшных мышц. Фиксировать, но не напрягать их искусственно.На одном выдохе создаем (артикулируем) несколь-ко гласных, т.е. выдох будет длительнее, а, следова-тельно, вдыхаем больше воздуха, чем на один глас-ный.

Не стоит увлекаться процессом длительного вдоха и выдоха. Говорящему важно умение добирать воздух бесшумно и неза-метно, а не произносить тирады из нескольких фраз на одном дыхании, которое, ослабевая, ухудшает и снижает достоинства голоса и речи в целом.Длительное «выдыхание» к концу всегда ослабевает, а, сле-довательно, звук (слово) не может быть ровным или усиливать-ся к концу фразы. Дышать (вдыхать) следует не редко и помногу, а часто и незаметно.

Согласные

Для создания согласных звуков необходима большая, чем для гласных, сила выдыхаемого воздуха, чтобы обойти или снять на его пути преграду в виде сомкнутых или сближенных органов речи. Согласные различаются по месту образования (губные, губно-зубные и т.д.) и по способу образования звука (взрывныеили смычные, продувные или фрикативные, т.е. щелевые).Смычные – язык, прижимаясь к зубам, деснам или альвеолам, образует с ними смычку, которую прорывает воздушная струя, и происходит взрыв. Если же язык, сближаясь с зубами, деснами, образует узкий канал, щель, через которую устремляется воздух, производя определенный шум, то эти звуки называются щелевыми. Так же, как и гласные, согласные должны быть «поставлены» на правильном выдохе. Поэтому необходимо ясно представлять, какие мышцы речевого аппарата участвуют в создании того или иного звука более активно, а какие менее.

 

Согласные П и Б.

Выдыхаемый при плотно сжатых губах воздух образует «взрыв». Губы размыкаются. Нижняя челюсть слегка опускается.

Звук П образуется размыканием сомкнутых губ без участия связок, звук Б – при сильнее сомкнутых губах, при более активном выдохе и участии голоса, а не только шума.

 

Согласные Т и Д.

Кончик языка прижимается к верхним резцам с внутренней стороны. Под напором выдыхаемого воздуха язык резко отталкивается от зубов на согласный Т и отрывается вниз на согласный Д.В процессе создания согласных Т и Д развивается сила и упругость языка.

 

Согласный Х.

Нёбная занавеска поднята. Выдох теплый, мягкий, перед собой. Не направлять силь-ную струю воздуха в нёбо, т.к. это способ-ствует появлению резкого гортанного звука.Согласный К. Быстрое размыкание задней спинки язы-ка и мягкого нёба. Выдох короткий, сильный.

 

Согласный Г.

Кончик языка упирается в нижние альвеолы, спинка языка сильно выгнута и касается границы твердого и мягкого нёба. Смыкание задней спинки языка с мягким нёбом при образовании согласного Г происходит ниже, чем при создании согласного К.

 

Согласный М.

Плотно сомкнутые губы размыкаются. Попробовать «мычать» с сомкнутыми губами, а затем «разорвать» их при помощи слабой воздушной струи. Направлять звук не в нос, а в губы, чтобы избежать гнусавости.

 

Согласный Н.

Кончик языка прижат к передним верхним зубам. Зубы и губы слегка приоткрыты. Воздух направлен не в нос, а на кончик языка.

 

Согласный Л.

Кончик языка у шеек верхних резцов. При твердом Л кончик языка не напряжен, корневая часть языка поднята. При мягком ЛЬ кончик языка напряжен, корневая часть опущена. Сильная струя воздуха, попадая на переднюю часть языка.прижимает ее к верхним зубам. Звук обра-

зовывается без «отрыва» языка, а затем «с отрывом».

 

Согласные В и Ф.

Верхняя губа приподнята, нижняя слегка подтянута к верхним резцам, верхние зубы обнажены. При согласном Ф струя воздуха выталкивается в отверстие между нижней губой и верхними зубами, попадая в верхнюю губу и в нос. При звуке В нижняя губа слегка прижимается к верхним зубам. Выдыхаемый воздух как бы просачивается между нижней губой и верхними зубами, образуя звук, напоминающий дребезжание натянутой струны виолончели. Струя воздуха не очень сильная.

 

Согласный Р.

Если согласный твердый – кончик языка поднят и вибрирует у альвеол, если мягкий – вибрация у шеек верхних резцов.

 

Согласный Ч.

Передняя часть языка прижата к альвеолам. Быстрый и сильный выдох «выбрасывает» звук вместе с воздушной струей сквозь мягко раскрытые губы. Звук короткий, без примеси гласного.

 

Согласный Ц.

Кончик языка приподнят. Сильный и короткий выдох направлен в щель между зубами на нижнюю губу и подбородок.

 

Сильный С.

Губы раскрыты, расстояние между зубами 1 мм, кончик языка приподнят, а спинка языка слегка выгнута, посередине языка – продольный желобок. Выдох очень сильный и протяжный, струя воздуха попадает на подбородок. Если звук С шепелявый или сюсюкающий, значит: язык либо появляется между зубами, либо опущен и упирается в нижние зубы, либо вялый. Если звук свистящий, то кончик языка следует немного опустить вниз.

 

Согласный Ш.

Губы свободно раскрыты, зубы обнажены, язык приподнят к альвеолам. Воздух попадает на нижние зубы, которые ощущают холод. Не выдвигать нижнюю челюсть, не опускать язык к нижним зубам (шепелявость), не направлять воздушную струю в верхнюю губу (подобие звука Ф).

 

Согласный Щ.

Передняя часть языка артикулирует ближе к зубной части нёба. Зубы не зажимать.Выдох сильный.

 

Согласный З.

Положение рта такое же, как при создании С. Выдох не очень активный. Кончик языка мелко вибрирует. Щель между зубами обязательна.

 

Согласный Ж.

Небольшое расстояние между обнаженными зубами. Язык приподнят к альвеолам, но не соприкасается с нёбом и зубами. Колебания выдыхаемого воздуха ощущаются на языке.

 

Отрабатывать чистоту и четкость произнесения согласных следует на сочетаниях из нескольких согласных и согласных с гласными. Артикулируя тот или иной согласный, мы тренируем определенные мышцы артикуляционного аппарата. Поэтому тренинг следует проводить в соответствии с особенностями аппарата, его индивидуальными отклонениями от нормы и недостатками. Больше уделять внимания тем упражнениям, которые укрепляют слабые, неразвитые мышцы.

Все артикуляционные упражнения способствуют к тому же снятию напряжения со связок (голосовых складок), полетности звучания, четкости и легкости произнесения согласных звуков, укрепляют нижнебрюшные мышцы, тренируют силу и подвижность диафрагмы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: