Понятие и сущность приватизации федерального имущества.




СЛАЙД 3. Что такое приватизация государственного и муниципального имущества?

Приватизация государственного и муниципального имущества = возмездное отчуждение имущества, которое находится в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (ст. 1 ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ)

 

СЛАЙД 4. Кто может покупать государственное и муниципальное имущество? (ст.3 ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ)

⁃ физические и юридические лица за исключением:
1. государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений
2. юридических лиц, в уставном капитале которых доля РФ, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25%.
3. юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, которые включены в перечень государств и территорий (утв. Минфином РФ), предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения, офшорных зон, государств и территорий, которые не осуществляют раскрытие и предоставление информации о своих выгодоприобретателях (лицо, к выгоде которого действует клиент при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом), бенефициарных владельцах (физическое лицо, которое прямо или косвенно (через третьих лиц) имеет преобладающее участие более 25 % в капитале клиента) и контролирующих лицах);

 

СЛАЙД 5. Кем осуществляется приватизация федерального имущества?

Она осуществляется Правительством РФ в соответствии с их полномочиями в данной сфере в соответствии со ст. 6 ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ.

 

В соответствии с данным пунктом, чтобы реализовывать единую государственную политику в сфере приватизации Правительство РФ:

1) представляет Президенту РФ для утверждения предложения о формировании перечня стратегических предприятий и АО. Он включает:

федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), и АО, акции которых находятся в федеральной собственности и участие РФ, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ;

А также, о внесении изменений в данный перечень в части их состава (в том числе для их последующей приватизации (т. е преобразования в акционерные общества)), необходимости и степени участия РФ в АО

2) Утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период;

3) представляет в ГД отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год;

4) издает НПА по вопросам приватизации;

5) руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;

6) принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;

7) осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества;

 

Правительство РФ вправе наделить ФОИВ полномочиями на осуществление функций по приватизации федерального имущества. Данными полномочиями обладает федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), которое находится в ведении Минфина в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 N 491

 

СЛАЙД 6. В чем заключается сущность приватизации федерального имущества?

В первую очередь, сущность приватизации федерального имущества заключается в увеличении доходов (рентных платежей и иных неналоговых поступлений) бюджета от более эффективного использования государственного имущества и оптимизация расходов на управление им в интересах государства. В целом, это даёт возможность проводить политику снижения налогов на деятельность предприятий и является стимулом того, что значительная часть полученных доходов от использования имущества реинвестировалась вновь в национальную экономику, прежде всего в ее реальный сектор, а оставшаяся часть направлялась на поддержание и развитие государственного имущества.

Также сущность приватизации как структурного элемента единой государственной политики по управлению государственным имуществом, заключается в получении в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе отдачи от приватизации в форме расширения налогооблагаемой базы, создания дополнительных рабочих мест, наполнения отечественного рынка товарами и услугами российских товаропроизводителей, кардинального повышения эффективности функционирования всего народно - хозяйственного комплекса (Постановление Правительства РФ от 09.09.1999 N 1024)


СЛАЙД 7.

2. Программа приватизации федерального имущества и ее содержание

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества является перечнем федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций АО, долей в уставных капиталах ООО, иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем периоде.

Какова цель данной Программы?
1.Создать условия для эффективного управления федеральным имуществом, необходимым для выполнения государственных функций ОГВ в РФ, и отчуждение федерального имущества, востребованного в коммерческом обороте
2. Достичь оптимального состава и структуры федерального имущества путем сокращения доли государства в экономике, а также оптимизировать состав федеральных организаций, которые действуют в конкурентных секторах экономики;
3. Повысить эффективность продажи акций крупных компаний с государственным участием с целью создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также технологического развития экономики.

СЛАЙД 8.
На данном слайде представлена динамика источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в 2019-2023 гг. Можно заметить, что средства от приватизации являются иными источниками внутреннего финансирования дефицита ФБ. С 2019 года наблюдается тенденция к снижению данного показателя.

Поступления в 2021–2023 годах по ИФДБ в части поступлений средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности, без учета стоимости акций крупнейших компаний прогнозируются в объеме:

- в 2021 г. – 3 600 000,00 тыс. руб.;

- в 2022 г. – 3 600 000,00 тыс. руб.;

- в 2023 г. – 3 300 000,00 тыс. руб.


СЛАЙД 9. Что содержит и кем утверждается?

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества утверждается Правительством РФ на срок от 1 года до 3 лет.
Программа состоит из 2 разделов:
- раздел 1 содержит:
1. Основные направления и задачи приватизации федерального имущества;
2. Прогноз влияния приватизации на структурные изменения в экономике, в том числе в конкретных отраслях экономики;
3. Количественные характеристики имущества, а также с разбивкой по годам описание крупнейших объектов продажи и прогноз объемов поступлений в федеральный бюджет при продаже федерального имущества.
- раздел 2 содержит:
1. Перечни сгруппированного по отраслям экономики федерального имущества, приватизация которого планируется в плановом периоде, с указанием характеристики соответствующего имущества;
2. Сведения об АО, акции которых в соответствии с решениями Президента РФ и Правительства РФ подлежат внесению в уставный капитал иных АО;
3. Сведения об АО и федеральных государственных унитарных предприятиях, преобразуемых в АО, в отношении которых принимается решение об использовании специального права на участие РФ в управлении ими («золотой акции»).

 

СЛАЙД 10. Что включается в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества?
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31.12.2019 №3260-р в план приватизации включены:
1. Предприятия (организации), находящиеся в федеральной собственности, не относящиеся к субъектам естественных монополий и не являющиеся организациями оборонного комплекса;
2. Хозяйственные общества, учрежденные РФ, либо созданные путем приватизации данных федеральных государственных унитарных предприятий в рамках исполнения прогнозных планов (программ) приватизации федерального имущества на предыдущие плановые периоды;
3. Акции АО, переданные юридическими или физическими лицами на безвозмездной основе, выморочное имущество (т. е наследуемое имущество, на которое в силу определенных обстоятельств не могут претендовать или отказываются от получения наследники умершего);
4. Акции АО, поступившие в федеральную собственность в результате реорганизации хозяйственных обществ, по решению суда, по решению Правительства РФ либо приобретенные за счет средств федерального бюджета, но за исключением:
- организаций, которые включены в перечень стратегических акционерных обществ и стратегических предприятий, но будут включаться в план приватизации уже после принятия Президентом РФ решения
об уменьшении степени участия РФ в управлении стратегическими АО или решения об исключении данных предприятий из числа стратегических;
- миноритарных пакетов акций АО, которые находятся в собственности РФ, т.е тот размер пакета акций АО, который не позволяет РФ напрямую участвовать в управлении компанией.
- акций АО, который является дочерним обществом;
- организаций, зарегистрированных за пределами территории РФ;
5. Хозяйственные общества, федеральные государственные унитарные предприятия и имущество, составляющее государственную казну РФ (средства бюджета РФ и иное гос. имущество, не закрепленное за гос. предприятиями и учреждениями), приватизация которых не завершена в предыдущем плановом периоде;
6. Федеральные государственные унитарные предприятия, имеющие в настоящее время ограничения на приватизацию, в целях преобразования указанных предприятий в АО после снятия ограничений на их приватизацию.

СЛАЙД 11. Как разрабатывается прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на плановый период?
Разработка проекта прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на плановый период осуществляется в соответствии с:
- ежегодным посланием Президента РФ Федеральному Собранию РФ
, а также принятыми Президентом РФ решениями в сфере приватизации федерального имущества;
- с прогнозом социально-экономического развития РФ;
- программами и задачами, определенными решениями Правительства РФ (в том числе при подведении итогов приватизации федерального имущества за отчетный период) и иными решениями Правительства РФ.
Не позднее чем за 8 месяцев до начала очередного финансового года ФОИВ представляют в Правительство РФ или уполномоченный ФОИВ предложения о приватизации имущественных комплексов находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций АО, долей в уставных капиталах ООО, осуществляющих деятельность в соответствующей их компетенции отрасли экономики, иного федерального имущества.

Стоит отметить, что органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, федеральные государственные унитарные предприятия, а также АО и ООО, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности, иные юридические лица и граждане имеют право направлять в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти свои предложения о приватизации федерального имущества.

СЛАЙД 12. Каков порядок разработки Программы приватизации федерального имущества?
Минфин РФ представляет не позднее 15 февраля в Правительство РФ доклад об итогах исполнения программы в отчетном году, включая перечни федерального имущества, не приватизированного в отчетном году.

 

Не позднее 1 апреля Минфин РФ дает «Росимуществу» задание на разработку проекта программы на плановый период, которое подготавливается с учетом итогов приватизации федерального имущества за отчетный год, а также основных направлений приватизации федерального имущества на плановый период.

При подготовке проекта программы учитываются предложения, поступившие в «Росимущество» не позднее 1 мая ФОИВ, ОГВ субъектов РФ, органов местного самоуправления, федеральных государственных унитарных предприятий, а также АО, акции которых находятся в федеральной собственности, и ООО, доля в УК которых находится в федеральной собственности, иных ю/л и ф/л.

Не позднее 20 мая «Росимущество» направляет в федеральные агентства, осуществляющие функции по управлению государственным имуществом (отраслевые агентства), перечни подведомственных им федеральных государственных унитарных предприятий, а также АО и ООО, осуществляющих деятельность в соответствующей сфере, и иного имущества, подлежащих включению в проект программы, для согласования в установленном порядке.

 

Не позднее 10 июня согласованные перечни представляются отраслевыми агентствами в «Росимущество». При наличии разногласий по проекту программы «Росимущество» не позднее 20 июня проводит с отраслевыми агентствами согласительные совещания с участием представителя Минфина РФ.

Не позднее 30 июня согласованный проект программы представляется «Росимуществом» в Минфин РФ с приложением выписок из реестра федерального имущества и иных документов, перечень которых определяется этим Министерством.

А не позднее чем за 15 дней до определенной планом заседаний Правительства РФ даты рассмотрения на заседании Правительства РФ проект программы, согласованный с ФАС, представляется Минфином РФ в Правительство РФ

 

Далее программа размещается в течение 15 дней со дня утверждения Правительством РФ на официальном сайте.


СЛАЙД 13. Каковы основные направления гос. политики в сфере приватизации федерального имущества на 2020-2022 гг.?
РФ по состоянию на 1 января 2019 г. является собственником имущества 700 федеральных государственных унитарных предприятий и акционером (участником) 1130 хозяйственных обществ.
Исходя из перечня в Программе, наибольшее количество федеральных государственных унитарных предприятий сосредоточено в сферах растениеводства и животноводства, охоты и предоставление услуг в данных областях (140) и научных исследований и разработок (139), а наибольшее количество обществ, акции (доли) которых находятся в федеральной собственности, сконцентрированы в таких сферах как научные исследования и разработки (189), сферах архитектуры и инженерно-технического проектирования (105).
В 2020 - 2022 годах будет продолжена работа по отмене утративших актуальность ограничений на приватизацию определенных видов федерального имущества и дальнейшей оптимизации количества стратегических предприятий и АО в соответствии с решениями Президента РФ. В отношении таких организаций и имущества будут определяться наиболее приемлемые и экономически обоснованные способы управления и распоряжения, включая их приватизацию.

Кроме того, в целях создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития внутреннего фондового рынка, а также формирования дополнительных доходов федерального бюджета могут быть приняты отдельные решения о приватизации пакетов акций, имеющих высокую инвестиционную привлекательность.

Среди планируемых к приватизации в 2020-2022 гг. наибольшее количество федеральных государственных унитарных предприятий сосредоточено в сферах научных разработок (16), деятельность в области здравоохранения (19), а наибольшее количество обществ, акции (доли) которых планируются к приватизации, сосредоточены в сферах операций с недвижимым имуществом (29), опять же научных разработок (23).
В 2020 - 2022 годах планируется приватизировать 86 федеральных государственных унитарных предприятий, 186 АО и доли участия РФ в 13 ООО.
До 2022 года планируется также сокращение доли участия РФ в уставных капиталах АО «Современный коммерческий флот» (до 75 процентов плюс 1 акция), «Росспиртпром» (до 75 процентов плюс 1 акция), «Банк ВТБ» (ПАО) (до 50 процентов плюс 1 обыкновенная именная акция), «Кизлярский коньячный завод» (до 50 процентов плюс 1 акция).

Поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации федерального имущества без учета стоимости акций крупнейших компаний, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях экономики, ожидаются в 2020 - 2022 годах в размере 3,6 млрд. рублей ежегодно (в том числе за счет федерального имущества, приватизация которого не завершена в 2017 - 2019 годах).

СЛАЙД 14.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: