Предпосылки Реформации в Германии




Биография

Мартин Лютер родился в семье Ганса Лютера (1459—1530) — крестьянина, работавшего на медных рудниках. После рождения Мартина семья переехала в горный городок Мансфельд, где отец стал зажиточным бюргером. В 1525 году Ганс завещает своим наследникам 1250 гульденов, на которые можно было купить поместье с землями, лугами и лесом.

В 1497 году родители отдали 14-летнего Мартина в францисканскую школу города Магдебурга. В 1501 году по решению родителей Лютер поступил в университет в Эрфурте. В 1505 году Лютер получил степень магистра свободных искусств (тривиум – гуманитарные науки: грамматика, диалектика, риторика; квадривиум – точные науки: арифметика, геометрия, астрономия, музыка) и начал изучать юриспруденцию. В том же году он вопреки воле отца поступил в августинский монастырь в Эрфурте.

В 1506 году Лютер принял монашеский обет (монашеское имя — Августин). В 1507 году рукоположен в священники.

В 1508 году Лютера направили преподавать в новый Виттенбергский университет. Там он впервые познакомился с работами блаженного Августина.

В 1511 году Лютера послали в Рим по делам ордена. Поездка произвела на молодого богослова неизгладимое впечатление. Там он впервые увидел развращённость римско-католического клира.

В 1512 году Лютер получил степень доктора теологии. После этого он занял должность преподавателя теологии.

Лютер кропотливо изучал Библию. Он не только преподавал, но и был смотрителем 11 монастырей. Он также проповедовал в церкви.

Лютер постоянно ощущал себя в состоянии неопределенности и невероятной слабости по отношению к Богу, и эти переживания играли большую роль в формировании его взглядов.

Лютер говорил, что он постоянно пребывает в состоянии ощущения греха. Пережив духовный кризис, Лютер открыл для себя иное понимание Посланий апостола Павла. Он писал: «Я понял, что Божественную праведность мы получаем посредством самой веры в Бога и благодаря ей, тем самым милостивый Господь оправдывает нас посредством самой веры». При этой мысли Лютер, как он сказал, почувствовал, что он родился вновь и через открытые врата вступил в рай. Представление о том, что оправдание верующий получает благодаря своей вере в милость Бога, Лютер разработал в 1515—1519 годах.

Реформаторская деятельность

Реформа́ция (лат. reformatio — исправление, превращение, преобразование) — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное, прежде всего, против средневековой католической церкви, против папства, и положившее начало протестантизму.

Её началом принято считать 31 октября 1517 года – публикацию «95 тезисов» Мартина Лютера. Концом Реформации считается подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.

Комплекс мер, предпринятых католической церковью для борьбы с Реформацией, получили название Контрреформации.

 

Предпосылки Реформации в Германии

Основной причиной Реформации стал внутренний кризис самой католической церкви. Реальная жизнь церкви явно противоречила христианскому вероучению.

Неприятие вызывали, прежде всего, растущие материальные запросы римской церкви. Все верующие платили десятину. Велась открытая торговля церковными должностями. Умение верхушки католической церкви находить всё новые и новые источники богатств казалось неисчерпаемым.

Самой распространённой формой извлечения доходов была продажа индульгенций — свидетельств об «отпущении» грехов. За деньги церковь готова была простить не только прошлые прегрешения, но и будущие, гарантируя верующим безнаказанность и фактически поощряя их жить во грехе.

Недовольство церковью разделяли практически все сословия: крестьян разоряла церковная десятина и посмертные поборы, продукция ремесленников не могла конкурировать с продукцией монастырей, которая не облагалась налогом, церковь расширяла свои земельные владения в городах, угрожая превратить горожан в пожизненных должников.

Всё это, а также огромные суммы денег, которые Ватикан вывозил из Германии, и моральное разложение духовенства, послужило поводом к выступлению Мартина Лютера.

 

18 октября 1517 года римский папа Лев X выпускает буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях «Оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира». Т.е. для покрытия расходов на строительство собора святого Петра в Риме.

Немалую роль в опубликовании тезисов сыграла личность монаха-доминиканца Иоганна Тецеля, который беззастенчиво торговал индульгенциями в Виттенберге, навязывая их, вымогая за них деньги, утверждая, что значение индульгенции превышает значение крещения.

Недовольство политикой Рима и практикой индульгенций наблюдалось и раньше, но они носили другой характер. Возглавленные гуманистами выступления против индульгенций рассматривали проблему с точки зрения человечности. Лютер же критиковал догмы, то есть затронул теологический аспект этой практики, который лёг на благодатную почву.

Начало реформации

Лютер взрывается критикой роли церкви в спасении души, которая выражается 31 октября 1517 года в 95 тезисах против продажи индульгенций. Тезисы были отправлены Лютером епископу Бранденбургскому и архиепископу Майнцскому, чтобы начать диспут.

По легенде – были вывешены Лютером 31 октября 1517 года на двери Замковой церкви в Виттенберге (административный центр княжества Саксония). Легенда о прибитых тезисах возникла уже после его смерти с легкой руки сподвижника Лютера, реформатора Филиппа Меланхтона. Яркий образ бунтующего монаха быстро запомнился и распространился. Он встречается и в средневековых гравюрах, и в современных фильмах, статьях и книгах.

Составляя свои 95 тезисов, Лютер собирался, собственно, лишь способствовать искоренению злоупотреблений внутри католической церкви. У него и в мыслях не было вступать в конфликт с Ватиканом, и уж тем более — учреждать собственную церковь. Именно поэтому записанные 31 октября 1517 года тезисы он не прибил к воротам храма в Виттенберге, как гласит предание, а разослал друзьям-теологам для обсуждения. Тогда он был еще не революционером, а простым священником, озаботившимся спасением душ своих прихожан.

95 те́зисов (Диспут доктора Мартина Лютера, касающийся покаяния и индульгенций) — документ, написанный Мартином Лютером с изложением критики богословия католицизма, в котором утверждал, что господствующая религиозная доктрина губит веру.

От этого документа отсчитывается начало Реформации и история протестантизма. Основной мотив и идея написания 95 тезисов — критика практики индульгенций и эксклюзивных прав римского папы прощать грехи, а также утверждение Священного Писания как единственного авторитета.

Содержание

В целом, 95 тезисов доктора Мартина Лютера показывают, что он ещё отождествляет себя с католичеством, выступает как поборник очищения веры от искажений и защитник римского папы от ложных исполнителей его повелений.

Лютер утверждает, что покаяние, к которому призывает Иисус Христос, не ограничивается таинством покаяния и отпущения, поскольку оно длится всю жизнь христианина и заканчивается только с вхождением в Царствие Небесное. Римский папа хочет и может прощать только те наказания, которые он наложил на человека либо своей властью, либо по церковному праву. Вместе с тем Лютер утверждает, что покорность священнику (который в его представлении — наместник Бога) — это условие прощения. Скептически Лютер относится и к уверенности человека в истинности своего покаяния и получении полного прощения.

Лютер признаёт в папе Римском действие Духа Святого и его заступничество за умерших. Через папу людям подаются Евангелие, «силы чудодейственные, дары исцелений». Лютер призывает не пренебрегать папским прощением и участием. Он оправдывает папу, считая, что нарушения исходят от священников и епископов, которые неправильно исполняют повеления папы Римского. В целом, Лютер пытается отделить свою критику злоупотреблений от критики в адрес папы римского.

Индульгенции

Индульге́нция (от лат. indulgeo, «помилование», «снисходительность») — освобождение от временного наказания за грехи, в которых грешник уже покаялся и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди, в частности разрешение от наложенной Церковью епитимьи.

Лютер в целом выступает против индульгенций, хотя признает их за малое благо, сетует, что так мало людей «по правилам покупают индульгенции». Индульгенции действуют только в случае нарушения внутрицерковных правил, спасение связано не с ними. Лишь произволение Бога ведает спасением (основа монергизма — альтернативная синергизму концепция, согласно которой человек спасается только благодаря действию благодати; идея божественного единоначалия в деле спасения). Цель индульгенций обретается не покупкой отпустительной грамоты, а искренним раскаянием и «всецелым умерщвлением плоти» до самой смерти.

Лютер утверждает приоритет Евангелия над индульгенциями. «Истинное сокровище Церкви, — пишет он, — это пресвятое Евангелие о славе и благодати Бога», которое Бог явил на кресте. В этом можно увидеть предпосылки развития протестантского принципа Sola Scriptura («только писание» — отношение к Библии как единственному источнику вероучения).

Лютер называет безумием упование на индульгенцию папы во всех случаях. В доказательство того, что индульгенции папы не обеспечивают загробного прощения, Лютер приводит утверждение, что если бы это было так, то папа по своей любви давно освободил бы из чистилища всех там пребывающих. Лютер также не считает строительство храма св. Петра оправданием для ввода индульгенций. В заключении Лютер приводит ряд логических противоречий, к которым приводит идея спасительности индульгенций.

 

Последствия

Слух о тезисах распространяется молниеносно, и Лютера вызывают в 1519 году на суд и, смягчившись, на Лейпцигский диспут, куда он является, несмотря на расправу с Яном Гусом, и в диспуте выражает сомнение в праведности и непогрешимости католического папства. Тогда папа Лев X предаёт Лютера анафеме; в 1520 году буллу проклятия на Лютера составил Пиетро из дома Аккольти.

Exsurge Domine [экссургэ доминэ] (букв. «Восстань, Господи!»; издана 15 июня 1520 года) — папская булла, осуждающая действия Мартина Лютера и угрожающая ему отлучением от церкви. Одна из отправных точек Контрреформации.

В 41 пункте данной буллы папа Лев X перечисляет список ошибок, несущих в себе «пагубный яд» и которые «чинят позор христианской религии и ущерб ортодоксальной вере», поэтому «ни при каких обстоятельствах их нельзя более терпеть или обходить вниманием». В этом же документе папа поддерживает действия верных ему германских правителей, проводящих политику «истребления немецких еретиков», а также положительно оценивает сожжение на Констанцском соборе (1414—1418 гг.) Иеронима Пражского (сподвижника Яна Гуса).

10 декабря 1520 года Лютер с группой немецких студентов во дворе Виттенбергского университета при огромном скоплении народа сжигает папскую буллу и другие канонические законы и в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» объявляет, что борьба с папским засильем является делом всего немецкого народа.

Из воззвания Мартина Лютера «К христианскому дворянству германской нации об исправлении христианства», 24 июня 1520 г.:

«Время молчания прошло, и время говорить настало». И «может быть, Бог все-таки захочет помочь Своей Церкви посредством мирян, поскольку духовенство, которому это более подобает, ни на что не обращает внимания». Ведь «все христианство пришло в ужасный упадок», а «деятельность папы противоречит Писанию». Глава христианской церкви «ведёт такой светский и пышный образ жизни, достичь и сравняться с которым не в состоянии никакой король, никакой император». В Риме — «купля, продажа, размен, обмен, суета, ложь, обман, грабёж, воровство, роскошь, блуд, подлость и пренебрежение Богом во всех видах, так что гнуснее не мог бы править и антихрист». Там никого «не беспокоит, что законно, а что незаконно, там думают лишь о том, что приносит деньги, а что — нет».

Поэтому «немецкая нация, епископы и князья должны сами позаботиться о христианстве и народе, который им вверен, чтобы управлять им и защищать его материальные и духовные блага». Германское «христианское дворянство должно выступить против папы как против всеобщего врага и разрушителя христианства». Оно должно «помочь немецкой нации вновь стать христианской и свободной от жалкого, языческого и нехристианского правления папы».

«И гораздо больше хочет Он, чтобы эта империя управлялась христианским немецким государем».

Здесь в дело вмешалась светская власть. Вновь избранный император Священной Римской империи Карл V вызвал Лютера на Вормский рейхстаг с целью убедить его отказаться от своих взглядов — подобно тому, как сто лет назад подобную попытку предпринял Император Сигизмунд в отношении Гуса.

Лютеру дали два дня, чтобы дать ответ на вопрос о том, готов ли он отречься. В конце второго дня Лютер, стоя перед императором, окружённым верховными светскими и духовными правителями Германии, заявил: «Поскольку Ваше величество и вы, государи, желаете услышать простой ответ, я отвечу прямо и просто. Если я не буду убеждён свидетельствами Священного Писания и ясными доводами разума — ибо я не признаю авторитета ни пап, ни соборов, поскольку они противоречат друг другу, — совесть моя Словом Божьим связана. Я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, потому что нехорошо и небезопасно поступать против совести. Бог да поможет мне. Аминь».

Лютера отпустили из Вормса, поскольку ему предварительно была выдана императорская охранная грамота, но 26 мая 1521 года был издан Вормсский эдикт, осудивший Лютера как еретика.

 

Второй этап Реформации

После Вормсского эдикта начались первые репрессии против сторонников Лютера. Так, в Нидерландах по наущению папского легата Джироламо Алеандера были сожжены два монаха, которые стали первыми мучениками Реформации.

Фридрих Мудрый решил не оставлять своего профессора без защиты. Для этого Лютер по пути из Вормса был похищен группой людей курфюрста, причём сам Фридрих не знал, где находится Лютер, дабы не лгать, если император Карл V его спросит об этом. Лютер был помещён в отдалённый замок Вартбург.

В замке Лютеру якобы являлся дьявол (или это было видение вследствие целого года почти полного одиночества), но Лютер приступил к переводу Библии на немецкий язык.

Вместе с этим выступление Лютера на Вормсском рейхстаге всколыхнуло широкие народные массы в Германии, которые исходя из своих сословных интересов по-разному трактовали учение Лютера.

В отсутствие Мартина в Виттенберге развернулось бюргерское движение, участники которого требовали немедленных радикальных преобразований, в частности осуждали католические мессы, одобряли ликвидацию монашеских обетов и выход монахов из монастырей, часто при этом выражая своё недовольство в форме погромов католических храмов. В противовес «телесному мятежу» Лютер предложил идею «духовного мятежа» (мирного пути Реформации), которая не получила широкой поддержки среди населения.

В 1525 году 42-летний Лютер связывает себя узами брака с 26-летней бывшей монахиней Катариной фон Бора. В браке у них родилось шесть детей.

У Лютера были веские основания надеяться на воплощение своей идеи «духовного мятежа»: имперское правление не запрещало реформаторские «новшества» окончательно и бесповоротно, перенося окончательное решение на будущий рейхстаг или церковный собор. Созываемые рейхстаги откладывали рассмотрение дела к созыву церковного собора, лишь запрещая Лютеру печатать новые книги.

Однако вслед за движением радикальной бюргерской группировки, сопровождающейся стихийными выступлениями народных масс, в стране произошло выступление имперского рыцарства, недовольного своим положением в империи. Очень быстро рыцарское восстание было подавлено, но оно показало, что стремления Лютера прийти к Реформации мирным путём уже не осуществятся. Доказательством этого стала разгоревшаяся вскоре Крестьянская война во главе с Томасом Мюнцером.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: