Упражнение 1
Речевой материал: СТОЛ, СТУЛ, ДИВАН, КРОВАТЬ, КРЕСЛО, ШКАФ
Инструкция: Я назову слова. Запомни и назови, чего не стало?
Упражнение 2
Речевой материал: ГЛАЗА, РУКА, ЖИВОТ, ЛИЦО
Инструкция: Запомни слова и назови, указав принадлежность (мой / моя / мои / моё)
Упражнение 3
Речевой материал: ДОМ, ОКНО, КОМНАТА, ЛИФТ
Инструкция: Запомни слова и назови, указав размер (большой / маленький)
Упражнение 4
Речевой материал: МЕХ, КОЖА, ШЕРСТЬ, ТРЯПКА
Инструкция: Запомни слова и назови, ответив на вопрос «Из чего сделано?» («Какой?»).
Упражнение 5
Речевой материал: ТИХО, ДАЛЕКО, НИЗКО, УЗКО
Инструкция: Запомни слова и назови, сказав наоборот (антонимы).
Упражнение 6
Речевой материал: ЕЛКИ, ИГРУШКИ, СНЕЖИНКИ, ХЛОПУШКИ
Инструкция: Запомни слова и назови, изменив множественное число на единственное.
Упражнение 7
Речевой материал: Я ГУЛЯЮ, Я ЧИТАЮ, Я ИГРАЮ, Я ПЬЮ
Инструкция: Запомни слова и назови, изменив первое лицо на третье (мы...).
Упражнение 8
Речевой материал: ДОРОГА, ДОМ, УЛИЦА, МАШИНА
Инструкция: Запомни слова и назови, ответив на вопрос «Что мы видели в окно?».
Упражнение 9
Речевой материал: ЛИСТ, ЦВЕТОК, КОРЕНЬ
Инструкция: Запомни слова и назови с числом 2.
Упражнение 10. '
Речевой материал: ЧАШКА, КАСТРЮЛЯ, НОЖ, ВИЛКА
Инструкция: Запомни слова и назови с числом 5.
Упражнение 11
Речевой материал: Стихотворение
Инструкция: О чем говорилось в стихотворении?
Упражнение 12
Речевой материал: ЗАЯЦ, ВОЛК, МЕДВЕДЬ, БЕЛКА
Инструкция: Запомни слова и назови детенышей (птенцов).
Упражнение 13
Речевой материал: ГАЛКА, СКВОРЕЦ, КУКУШКА, ВОРОНА
Инструкция: Запомни слова и назови, кто за кем прилетел?
IV С использованием мнемотехники.
Упражнение 1
Речевой материал: банан, апельсин, слива, арбуз, яблоко, киви
Инструкция: Я назову слово. Закрась кружок соответствующим цветом. По цвету вспомни исходные слова.
Упражнение 2
Речевой материал: клен, дуб, осина, рябина, каштан
Инструкция: Я буду называть слова. Почувствуй форму листьев с
закрытыми глазами (тактильные ощущения) и вспомни исходные слова.
Упражнение 3
Речевой материал: ПОМИДОР, РОЗА, МЯЧ, КОШКА
Инструкция: Я буду называть слово. Представь это слово и подбери к нему определения. Вспомни исходные слова.
Упражнение 4
Речевой материал: зеленый, твердый, веселый, деревянный
Инструкция: Я буду называть слово. Нарисуй, что ты представляешь,
услышав это слово. По своим рисункам вспомни исходные слова.
Упражнение 5
Речевой материал: САНКИ, ПТИЦА, КОРАБЛЬ, БОРЬБА
Инструкция: Я назову слово, изобрази действие, с которым
ассоциируется это слово. Вспомни исходные слова.
Упражнение 6
Речевой материал: 1) мост-река, луна-небо, зима-снег, цветок-букет
2) посуда-звон, диван-окно, лимон-карандаш, гора-треугольник
Инструкция: Назови, какая связь может быть между словами и
постарайся их запомнить. Я назову слово, а ты - пару к нему.
Упражнение 7
Речевой материал: РАССКАЗ
Инструкция: Будем запоминать рассказ.
Примечание: Сначала прочитать рассказ, а потом выделить главные мысли рассказа. Для этого нужно несколько раз задать два вопроса к тексту: о ком (или о чем) говорится вначале текста и что об этом говорится. После того, как ответишь на эти вопросы, их снова нужно задать: о ком (или о чем) говорится дальше и что об этом говорится. И таким образом до конца текста.
Упражнение 8
Речевой материал: СТИХОТВОРЕНИЕ
Инструкция: Будем заучивать стихотворение.
Примечание: Рекомендуется использовать так называемую "систему накопления". "Система накопления" основывается на теории, что способность запоминать и припоминать может увеличиваться от системы прогрессивных упражнений и частого обращения к запоминаемому материалу. Суть метода: берется какое-либо стихотворение, запоминается первая строчка (фраза) таким образом, чтобы было понятно значение каждого слова, точно запомнено место каждого слова (возможность повторить строку в обратном порядке). Таким же образом запоминается вторая строка. Затем необходимо опять повторить первую строку и после ее точного воспроизведения - вторую. Далее запоминается третья строка и т. д.
Прибавлением строк развивается способность запоминать (т. е. объем запоминания), постоянным повторением достигается возможность легко припоминать и. воспроизводить.
Данное упражнение может быть растянуто во времени, и постоянное его применение развивает не только долговременную память, но и волевые процессы.