Чайковский. «Пиковая дама». Избранные сцены. Елецкий – Дмитрий Хворостовский




С синего фона обложки смотрит узнаваемая игральная карта с Дамой Пик в турецком тюрбане – такие карты были у нас в ходу в советское время, помню, как брали их в поезд или на пляж. Эта запись открывает на «Делосе» серию оперных монтажей с целью втиснуть все произведение в один диск. Хозяйка фирмы подчеркивает в сопроводительной аннотации, что Great Scenes Series в корне отличается от привычных Highlights стремлением передать развитие драмы, но во всяком случае микст «Пиковой дамы» противоречит этим утверждениям. В хронометраж одного диска не вместились весьма важные для развития драмы фрагменты да и просто популярные шлягеры – такие, как, например, дуэт Лизы и Полины или Пастораль. В образе Елецкого Хворостовский, как всегда, на своем месте и на сей раз в звездной компании Елены Образцовой, Сергея Ларина, Елены Прокиной и Василия Герело. Елецкий – одна из знаковых ролей артиста, и сегодня благородный князь возмужал вместе с Хворостовским: это уже не столько красиво поющий и любующийся своим лирическим тембром юноша, сколько страстный мужчина и глубоко страдающий драматический баритон, перешедший на более темные краски. Правда, развернуться особо негде – кроме козырной арии «Я вас люблю», в исполнении Хворостовского вы найдете на диске лишь несколько фраз Елецкого в финальной сцене.

 

Верди. Арии

По собственному признанию Хворостовского, ему всегда было скучно петь бельканто. С младых ногтей у артиста имелась стратегия и тактика планомерного освоения драматического репертуара. Главным композитором его жизни стал Джузеппе Верди, а образы Родриго ди Поза и Жермона так же прочно слились с его творческим обликом, как Онегин, Елецкий или Дон Жуан. Путеводной звездой всегда сиял Риголетто, и этот Рубикон он перешел впервые в 2000 году в Москве в «Новой опере» под управлением Колобова и вскоре после этого в Хьюстоне. Долго сдерживал себя, чтобы не петь «Трубадур» и «Бал-маскарад», но в прошлом сезоне наконец позволил себе выйти на сцену своего любимого «Ковент Гардена» графом ди Луна, а Ренато должен петь в нынешнем – в чикагской «Лирик Опера». После Риголетто баритону, как говорится, не страшно уже ничего, и на подходе у Хворостовского Симон Бокканегра, эпохальная роль, за которую брались преимущественно героические баритоны на возрасте.

Вердиевский сборник «Делоса» почти целиком состоит из фрагментов драматических партий. Хворостовский осваивает новые пространства и впервые прикасается к новым для себя героям: Яго («Отелло»), Станкар («Стиффелио»), Дон Карло («Эрнани»), Набукко, Ренато, а также закрепляет свое представление об уже спетых на сцене Риголетто, ди Луна и Франческо («Разбойники»). Чувствуется, что Верди – самый любимый репертуар певца, и сегодня он предстает в нем зрелым мастером на вершине возможностей. Здесь всё на высшем уровне – нечеловеческая музыкальность, технически безупречный вокал, прекрасный итальянский стиль и язык. Но это не новость – Хворостовский нас к этому приучил. Неожиданностью стала типология его новых персонажей – злодеев-узурпаторов и коварных завистников, философствующих правителей и страдающих отцов.

К пущей радости вокаломанов на диске нет ни одной увертюры – все время отдано Хворостовскому.

 

Passione di Napoli. Неаполитанские песни

В детстве он обожал как поют неаполитанские песни Карузо, Тито Скипа и Марио Ланца и тоже хотел петь тенором, но стал самым известным русским баритоном. Сделать неаполитанскую программу Хворостовский мечтал давно, уверенности ему придавал тот факт, что неаполитанские песни с большим успехом исполняли не только тенора, но и великие баритоны прошлого – Титта Руффо, Тито Гобби и Джино Бекки.

Перечислять программу диска бессмысленно – это полный джентльменский набор неаполитанских песен, без которых мы не можем представить нашу жизнь: от «Санта Лючии» и «Скажите, девушки…» до «Вернись в Сорренто» и «Моего солнышка». Хворостовский не пытается актерствовать и быть до неузнаваемости разным в каждом новом треке – он просто поет свою любовь к этой упоительной музыке. Причем, поет на неаполитанском диалекте, который тщательно осваивал не без помощи своей жены Флоренс, итальянки по происхождению. Но не ждите от этого диска одних лишь сладостей, красот и отдохновения – Хворостовский не был бы Хворостовским, если бы доставил вам столь легкое удовольствие. Возможно, его по-гамлетовски мощная рефлексия заставит вас еще раз задуматься о бренности бытия. Будем надеяться, что этим раздумьям не помешают более чем спорная оркестровка и грубоватый оркестровый помол.

 

I Met You My Love – «Явстретил вас». Старинные русские романсы

Четвертый из пяти новых дисков Хворостовского посвящен его отцу, инженеру-химику и певцу-любителю, благодаря которому в их доме всегда звучала хорошая музыка – Александр Степанович очень любил петь старинные русские романсы в кругу семьи. Любовь к романсу передалась и сыну, но именно в этой сфере артиста ожидало первое профессиональное испытание – один из его первых творческих проектов в Москве в начале 90-х, моноспектакль «Дорога» завершился сокрушительным фиаско из-за неудачной режиссуры. «Земную жизнь пройдя до половины», Хворостовский, подобно герою романса «Гори, гори, моя звезда», вновь обратился к заветной теме. С обложки смотрит красавец-мужчина: серебристые волосы, красная рубаха, все тот же знакомый проницательный и проникающий взор – и дымчатый профиль таинственной незнакомки Флоренс на заднем плане.

Темой диска можно считать вечный сюжет о жизни, любви и смерти. «Я встретил вас», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Только раз», «Ночь светла», «Я помню вальса звук прелестный», «О, если б мог выразить в звуке», «Не пробуждай воспоминаний», «Утро туманное» - каждая из этих фресок ложится отдельной главой в повесть о странствиях человеческой души в поисках счастья. Страшным memento mori звучит в точке золотого сечения баллада Булахова на стихи Мея «В поле широком» - и потом уже невозможно отделаться от ощущения этой жути…

Как часто старинный русский романс поется пошло и вульгарно, с ложным надрывом или дешевым мелодраматизмом, и еще чаще – как часть ресторанного обихода. Хворостовский производит решительную дезинфекцию жанра и поет старинный романс как настоящую классику. Нежно и деликатно. Изысканному впечатлению способствуют приятные аранжировки Евгения Стецюка и удачный симбиоз звучания камерного симфонического оркестра с квинтетом народных инструментов (домра, гусли, баян, бас-балалайка, синтезатор). На пользу диску даже то, что он записан почти спонтанно, всего за три дня – что называется, «на одном дыхании» – но именно это, как показалось, и усиливает концентрацию личностной ауры артиста на «единицу звучания».

«Я встретил вас» - царский подарок певца всему миру. Думается, Хворостовский всей своей жизнью заслужил право представительствовать от лица русской культуры и знакомить с ее потайными страницами людей, не говорящих по-русски.

 

«Где же вы теперь, друзья-однополчане…» Песни военных лет

Эти песни – наша биография, наша боль, наша память. Когда-то Людмила Гурченко почувствовала, что настал момент вспомнить о них. Сегодня, много лет спустя, это сделал Дмитрий Хворостовский, причем с русскими военными песнями благодаря ему теперь познакомится весь мир. И это, конечно, поступок гражданина и патриота, а не только певца. Как сегодня петь эти песни: каким голосом, в какой манере? Вот что больше всего тревожило артиста. В России богатые и разнообразные традиции исполнения песен военной поры. Кто-то пел их без голоса, одной душой – как Бернес или Шульженко, кто-то, как Кобзон, – с глянцевым советским пафосом, но ни то, ни другое не подходило нашему герою. Хворостовский нашел свое – и это надо обязательно услышать, поскольку это что-то совершенно новое и неповторимое.

* * *

Все записи (кроме «Военных песен», работа над которыми шла на «Мосфильме») осуществлены в Большом зале Московской консерватории, славящемся своей акустикой. И аккомпанируют Хворостовскому тоже русские оркестры. Под управлением Орбеляна «Русская Филармония» и Камерный оркестр России играют где-то лучше, где-то хуже, но, как минимум, это не мешает слушать голос и наслаждаться инструментальной фразировкой певца, хотя в прелюдиях, проигрышах и кодах, басы бухают немилосердно – особенно это раздражает на неаполитанском диске. Более тонко дирижирует Верди Марио Бернарди, признанный оперный и симфонический дирижер из Канады. О том, что окружает Хворостовского на новых дисках, можно спорить с переменным успехом до бесконечности, но бесспорно одно – певец подобного ранга достоин лучшего аккомпанемента, но в том, видимо, и состоит эксперимент.

Андрей ХРИПИН



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: