У р о к 15
Культура и духовная жизнь общества
Цель: способствовать пониманию учащихся, что такое культура и каковы ее виды.
Тип урок: изучение нового материала.
Х о д у р о к а
П л а н:
1. Что такое культура.
2. Зачем нужна культура.
3. Много ли культур?
4. Массовая и элитарная культуры.
I. Работа по теме урока.
В связи с тем, что общество существует в природной среде и люди взаимодействуют друг с другом, это способствует формированию культуры.
– Что такое культура, как вы понимаете?
Культура – вся целесообразная человеческая деятельность в природной среде и ее результаты, доступные для восприятия другими людьми.
Культуру иногда называют «вторая природа», рассматривая ее в качестве ближайшего к обществу «слоя» природы, который люди видоизменяют и приспосабливают для удовлетворения своих разносторонних потребностей.
– Назовите все известные вам определения понятия «культура ».
– Как вы понимаете выражения «культурнаяжизньстраны », «дникультуры », «культурныйчеловек »?
Современное общество, как и мир, характеризуется культурным многообразием.
– Приведите примеры многообразия культур.
Элитарнаякультура – культура высшего уровня знатоков и специалистов в какой-либо области.
Массоваякультура – культура низкого уровня, рассчитанная на массу людей, не готовых или не желающих усваивать высшие образцы культуры в данной области.
Ряд видов культуры определяется в соответствии с особенностями той или иной человеческой деятельности – политическая, экономическая, правовая, религиозная, научная и другая культура.
– Как вы понимаете, что такое материальная и духовная культура?
Слово «культура » также используется для названия той или иной локальной (частной) культуры:
а) национальная культура;
б) культура отдельной социальной группы, слоя, сословия в обществе;
в) профессиональная культура сельского хозяйства, производства, управления, торговли;
г) этническая культура племени, народов, формируемая в процессе их исторического развития;
д) культура семьи;
е) культура личности.
– Что дает нам культура? Поразмышляйте по этому поводу. Напишите пятиминутное сочинение-эссе.
– Приведите примеры упадка культуры или возрождения ее.
Подтверждением легкоранимости и уязвимости культуры будет следующий материал. (см.: Обществознание: учеб. для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Ф. Никитин и др.; под ред. А. Ф. Ни-китина. – М., 2005. – с. 34–35.)
Главная функция культуры – сохранение и совершенствование опыта познания и действия людей во всех сферах жизни человека и общества в формах, доступных для потомков. Сохранение, простое воспроизводство культуры, а тем более ее развитие, совершенствование, требуют от общества не только постоянных усилий, но и мудрости.
Ценности материальной культуры – постройки, произведения искусства, книги – уничтожает время, они страдают во время стихийных бедствий и войн. Высокоразвитая цивилизация, создавшая немало культурных ценностей, может быть завоевана народами с более низким культурным уровнем. Так не раз случалось в истории, например во времена крушения Древнего Рима.
Разрушительное землетрясение может стереть с лица Земли современный город. Но богатства культуры гибнут и от деятельности самих людей. В периоды войн, смут, социальных конфликтов бывало так, что культуре наносился огромный урон. В III в. до н. э. китайский император Цзин Чи Ган приказал сжечь все книги в стране, кроме книг по сельскому хозяйству, медицине и черной магии, а ученых отправил на строительство Великой Китайской стены. Пропало множество текстов, в том числе почти все труды философа Конфуция (551–479 гг. до н. э.). В Александрии Египетской, в городской библиотеке было собрано более полумиллиона древних свитков и манускриптов со всего мира. Когда в 641 г. город завоевал калиф Омар, ими полгода топили городские бани. Как гласит история, калиф сказал, что содержание этих книг либо находится в согласии с Кораном, либо противоречит ему. Если оно находится в согласии, Коран обойдется и без них, а если оно противоречит ему, они вредны. Поэтому, решил калиф, да будут они уничтожены.
При социальном перевороте победившая сторона зачастую пытается провести «ревизию» национальной культуры с точки зрения своего представления о жизни общества. Так было в нашей стране после революции 1917 г. и после победы одной из сторон в Гражданской войне.
Цивилизованное общество осуществляет кропотливую деятельность по сохранению и накоплению культурных ценностей. Оно стремится осуществлять не просто воспроизводство, а расширенное воспроизводство культуры – увеличивать размеры своего культурного достояния, культурного богатства. Этому служат музеи, библиотеки, архивы, специальные службы охраны памятников истории и культуры. В каждом государстве, в том числе в России, существует национальное законодательство об охране памятников истории и культуры. Свою роль здесь играет и международное сотрудничество. В рамках одной из структур ООН – организации по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) – создан перечень объектов культуры, составляющих мировое культурное наследие, т. е. имеющих значение для всего человечества. Некоторым странам, у которых недостает средств для сохранения выдающихся памятников культуры на их территории, включенных в мировое культурное наследие, оказывается финансовая помощь.
Двумя взаимодополняющими сторонами воспроизводства и развития культуры в обществе являются понятия «культурная традиция», «культурная новация».
– Что, по вашему мнению, относится к понятию «культурная традиция»?
Записать слова-ассоциации.
– Что такое «культурная новация»?
Записать слова-ассоциации.
культурная традиция | культурная новация |
К культурной традиции относят устойчивые явления культуры, сохраняющиеся долгое время и воспроизводящиеся в новых и новых поколениях людей.
Культурнаяновация дает новый взгляд на то, как надо совершать ту или иную деятельность в обществе.
Факторы, влияющие на процесс воспроизводства и развития культуры:
а) духовное состояние, интересы и потребности людей в обществе;
б) глобальные мировые тенденции развития человеческой цивилизации.
– Вы, наверное, уже слышали понятие «глобализация культуры»? Объясните, что это такое.
В условиях глобализации культуры культурная политика всех суверенных государств строится на том, чтобы, усваивая передовые достижения материальной культуры других стран, одновременно бережно сохранять и развивать свою духовную культуру.
– На примере России покажите взаимодействие культурных традиций и новаций в воспроизводстве и развитии культуры.
Самостоятельная работа учащихся.
З а д а н и е.
Изучив раздел «Зачем нужна культура», выписать и пояснить основные функции культуры.
Функции культуры
1. Функция приспособления к окружающей среде.
2. Функция накопления, хранения и передачи культурных ценностей (позволяет человеку определить свое место в мире и, используя накопленные о нем знания, развиваться от низшего к высшему).
3. Функция целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека (культура создает ценности и ориентиры общества, закрепляет достигнутое и становится основой для дальнейшего развития).
4. Функция социализации (дает возможность каждому конкретному человеку усваивать определенную систему норм, ценностей и знаний, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества).
5. Коммуникативная функция (обеспечивает взаимодействие между людьми и общностями, способствует процессам интеграции и единства человеческой культуры).
Таким образом, культур а (в узком смысле) – та область творческой деятельности, которая связана с искусством.
Культура (в широком смысле) – совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания.
Оценка влияния культуры на жизнь людей:
1. Духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного человеческого опыта.
2. Культура является особой формой бытия, которая имеет свои пространственно-временные границы.
3. Культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности как отдельной личности, так и конкретного общества в целом.