Задачи практики
Выработать у магистрантов:
1. умение слушать, фиксировать и анализировать работу преподавателей и магистрантов;
2. умение планировать занятия, проводить занятия по профильным/ не профильным предметам в соответствии с предъявляемыми требованиями.
3. умение организовать индивидуальную работу по предмету.
4. умение проверять и исправлять письменные работы учащихся, оценивать их.
Место практики в ООП магистратуры и в системе педагогических практик университета. Педагогическая практика магистрантов данного направления подготовки и данного профиля является одной из трех обязательных практик, проводится на 1 курсе во втором семестре.
Содержание практик магистрантов определяется целями комплексного ознакомления с опытом ведущих ученых и преподавателей и нормативными актами системы высшего профессионального образования, а также целями формирования базовых навыков ассистентов профессорско-преподавательского состава при подготовке, проведении и проверке письменных контрольных работ (в формах аналитических вопросов по требуемой тематике, тестовых заданий и проч.) или при подготовке и проведении практических занятий. В отличие от педагогической практики аспирантов, практики магистрантов не предполагают полноформатного участия в учебно-научном процессе и являются студенческой (т.е. не подтвержденной дипломом, допускающим возможность преподавания в высшей школе) формой работы.
В ходе педагогической практики студент-магистрант приобретает знания структуры образовательного процесса в системе высшего профессионального образования, овладевает умениями проектирования содержания, планирования, организации и анализа этого процесса; активизирует свои теоретические знания; формирует профессионально-профильные умения и исследовательские навыки, способствующие его самоопределению в качестве преподавателя, а также личностную и профессиональную готовность к осуществлению научно-педагогической деятельности в области филологии.
Продолжительность практики: 4 недели, трудоемкость 3 зачетных единиц, или 127 часов.
Требования к первоначальному уровню подготовки обучающегося. Магистрант, приступающий к педагогической практике, должен обладать компетенциями, сформированными в ходе освоения профильных, психолого-педагогических и методических дисциплин на ступенях бакалавриата и магистратуры.
Права и обязанности магистрантов-практикантов
Магистрант-практикант должен своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики. В том числе:
— организовывать профессионально-ознакомительную деятельность по изучению системы высшего образования на основе последних достижений научной мысли и современных методов и технологий;
— реализовывать требуемую аналитическую работу с позиций актуальных подходов к преподаванию специальных профильных дисциплин и решению междисциплинарных проблем;
— способствовать достижению общих целей гуманитарного образования в современной высшей школе;
— проводить мониторинг уровня подготовки обучающихся;
— совершенствовать свои представления о возрастной психологии и о психологии участников учебного процесса;
— вести необходимую документацию.
Магистрант-практикант имеет право:
— по всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращаться к руководителю магистерской программы, кафедральному (групповому) руководителю практики, заведующему выпускающей кафедрой, администрации института и университета;
— обсуждать с лекторами и преподавателями научную, образовательную и психолого-педагогическую проблематику прослушанных лекций и посещенных практических занятий;
— разрабатывать с преподавателями тематику и содержание контрольных работ и/или практических занятий в актуальных для избранной дисциплины формах, а также обсуждать полученные результаты;
— вносить предложения по совершенствованию содержания и организации практики;
— участвовать в конференциях и совещаниях по практике, проводимых в университете;
— пользоваться библиотекой, виртуальным хранилищем электронных ресурсов, специализированными кабинетами и находящимися в них учебно-методическими пособиями.
Каждый магистрант обязан выполнять необходимые виды работы, предусмотренные программой практики, вести документацию (дневник практики, включающий в себя анализ посещенных лекций и практических занятий, занятий и консультаций группового руководителя, внеаудиторной работы и др.), составить итоговый отчет.
Практикант подчиняется правилам внутреннего распорядка и требованиям Устава образовательного учреждения, выполняет распоряжения администрации и руководителей практики. В случае невыполнения требований, предъявляемых практиканту, он может быть отстранен от прохождения практики.
Магистрант, отстраненный от практики, или магистрант, чья работа в период практики была признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план данного семестра. По решению руководителя магистерской программы и кафедрального (группового) руководителя практики, утвержденному ученым советом института, магистранту может быть назначено повторное прохождение практики без отрыва от учебных занятий в университете.