Как запрашивать рекомендации




Технология и техника собеседований при найме торгового персонала (записки практика)

Увольнение сотрудника, это в любом случае ошибка его непосредственного руководителя. Часто, ошибку совершают еще на этапе найма. Как не ошибиться и набрать нужных сотрудников? Попробуем ответить на этот вопрос в данном материале.

Кто нам нужен?

Прежде чем переходить к системе отбора персонала при найме, давайте попробуем разобраться, что за люди нам нужны. Если посмотреть объявления о найме продавцов, то иной раз, складывается впечатление, что ищут генерального директора представительства западной компании. На самом деле, что бы избавиться от завышенных требований, осмотритесь, кто сейчас ваши наиболее успешные продавцы и что между ними общего. Как правило, характеристики носят достаточно общий характер. Сегодня даже часто не требуется специальное образование. Хотя на практике, мне повезло столкнуться с компанией, где продавцы должны были иметь ученую степень не менее кандидата медицинских наук. Это было связано с оборудованием, которое предлагала компания своим клиентам и организацией продаж. Но это редкое исключение, которое, простите за банальность, лишь подтверждает правило. Итак, что за характеристики нас интересуют в первую очередь:

  1. наличие жизненных целей;
  2. умение пользоваться компьютером (на определенном требуемом уровне);
  3. умение убеждать (убедительность).

Это наиболее важные критерии отбора продавцов, не более трех. Они не могут являться стандартом для любой компании, это пример. Хотя наличие жизненных целей или, по-другому, внутренней мотивации рекомендую ставить именно на первое место. У меня за время работы сформировался собственный рейтинг продавцов на основании достаточно странных признаков… Итак, на первом месте мы, мужчины. Не потому что мы не умеем продавать, когда надо еще как умеем. Но по большей части при управленческом давлении нам проще сменить место работы, где нас не будут нагружать, а платить столько же или больше. При нынешнем дефиците персонала это наиболее реальный сценарий. На втором месте – женщины. Наличие обеспеченного мужа не является препятствием на пути к успешным продажам для тех, кто понял, что такое успех и некоторая финансовая независимость. Женщины, как правило, больше ценят хороший коллектив и им тяжелее сменить место работы, плюс свойственное им упорство делают свое дело. На третьем месте… нет, не меньшинства, как это посмели предположить некоторые. Как не цинично, но это правда, наиболее часто мне встречались успешные продавцы среди матерей одиночек. Мужественные женщины, имеющие сильнейшую внутреннюю мотивацию, вот что их отличало от других.

Четыре «мягких» параметра можете сформулировать сами. «Мягкие», т.к. данные факторы желательны, но не являются обязательными при принятии решения о приеме на работу.

Естественно, что любой руководитель мечтает о сотрудниках с сильной внутренней мотивацией, опытных, настойчивых и т.д. Как распознать таких?

Собеседование

Цель собеседования для работодателя – узнать потенциально сотрудника максимально полно, минимизировать риски связанные с ошибками при найме. Продолжительность одного собеседования должна составлять не менее 30 минут, а всего кандидат должен пройти не менее трех собеседований. Такие достаточно жесткие условия по продолжительности связаны с определенными нюансами нашей психики, в том числе и с первым впечатлением. Интересно так же анализировать свои ощущения, как они меняются с каждым следующим собеседованием о конкретном кандидате. Эффект первого впечатления никто не отменял. Это самое стойкое впечатление о человеке, но отнюдь не всегда самое правильное и развеять его может только продолжительное общение. В одной из компаний, где мне довелось работать, продавцом работал молодой человек. О его приеме на работу ходила целая легенда. По всем формальным «жестким» и «мягким» критериям, он не должен был пройти даже первый тур собеседований. Но, тем не менее, был принят на работу и является более чем успешным продавцом. Руководитель отдела, который его интервьюировал, рассказывал про свои впечатления о кандидате: «В первые 15 минут собеседования, мне его хотелось прервать. Зачем терять время? Кандидат никак не подходит нам. Но корпоративные правила есть корпоративные правила[1] и я продолжил собеседование, делая его закончить как можно скорее. В процессе интервью, мое мнение постепенно стало меняться, так же раскрепощался и кандидат. Конечно, у меня были сомнения и после первого и второго интервью, на которое я его пригласил. Но уже к окончанию третьего все сомнения пропали. А ведь могли и упустить хорошего продавца!». Действительно, в наше время дефицита квалифицированного персонала, стоит внимательнее присматриваться к каждому потенциальному сотруднику.

Очень хорошо, когда собеседования проводят разные люди или парами. В этом случае можно обменяться мнениями о кандидате и предметно их обсудить. При ведении собеседовании парами, вопросы задаются сессиями. Один из интервьюеров имеет право задавать вопросы в течении 10-15 минут, второй в это время наблюдает со стороны, фиксируя на бумаге уточняющие вопросы, которые бы хотел задать. В этом случае сохраняется достаточно спокойная обстановка для кандидата. Техника перекрестного допроса или тактика «плохой полицейский – хороший полицейский» являются стрессовыми для кандидата. В настоящее время ведется дискуссия, насколько этично их применение. Выражу свою точку зрения, применять данные тактики стоит только в крайних случаях и, желательно, с участием опытного психолога – довести человека до срыва очень просто.

Обычно по вышесказанному мне задают три вопроса или скорее возражения.

  1. «Я могу сказать о человеке все через 10 минут общения с ним! Зачем так долго выбирать сотрудника?» Опытные руководители действительно могут многое сказать о человеке после непродолжительного общения. Но как правило ответы на конкретные вопросы о кандидате носят характер не фактов, а предположений и домыслов. В такой ситуации ошибиться достаточно просто – не домысливайте за кандидата, спросите его все что вас интересует. А ошибка с выбором, это ваша ошибка, которая приведет скорее всего к увольнению кандидата в скором будущем или его неуспешности в вашей компании.
  2. «3 часа на собеседование! Чем все это время заниматься?» Поверьте, что времени будет еще и мало, после того как ознакомитесь и станете применять на практике написанное ниже. Я познакомлю вас с рядом приемом и техник, которые позволяют «проявить» кандидата.
  3. «У меня нет столько времени, я занятой человек! Можно ли как то побыстрее?» Побыстрее нельзя, а вот сэкономить ваше драгоценное время помогут специалисты службы персонала или наиболее квалифицированные ваши помощники. Первое собеседование и просев кандидатов могут осуществить они. Вы так же можете присутствовать в течении минут 15-20 на втором собеседовании и полностью на финальном. Единственная просьба, что бы сотрудники службы персонала оценивали лишь личностные качества кандидата, а не его профессиональный уровень. Чаще всего они не могут сделать это квалифицированно и отсеивают перспективных кандидатов не справедливо. Задайте критерии, по которым может происходить отсев, но меньше самодеятельности с их стороны. Здесь всплывает в памяти пример, когда девушка рекрутер, только окончившая ВУЗ, отказала кандидату на должность коммерческого директора сославшись на невысокие профессиональные компетенции. Так и хочется спросить: «А судьи кто?»

Если говорить про быстрые собеседования, то мне удалось пару лет назад понаблюдать технику данных интервью на примере компании «Евросеть». Шли первые отборочные интервью на позицию управленца высшего эшелона управления компанией. Собеседование длилось пять минут и структура была примерно следующая:

  1. Кандидата просили в течении трех минут рассказать о себе и почему он может претендовать на данную позицию.
  2. Интервьюер задавал два-три вопроса кандидату по большей части уточняющего характера.
  3. Разрешал кандидату задать три любых вопроса.

Смыл и суть применения данных конкретных техник мы рассмотрим позже, скомпонованы они для таких быстрых интервью достаточно удачно. Но позволить их применять может только компания, к которой стоит очередь желающих работать квалифицированных специалистов. Остальным рекомендую повнимательнее присматриваться к каждому кандидату.

Прежде чем перейти к наполнению столь продолжительных собеседований смыслом, еще несколько коротких советов:

  1. Не судите о кандидате по резюме. Оно должно быть безусловно адекватным и отражать предыдущий опыт и компетенции продавцов. Но в настоящее время доступно столько примеров и инструкций по написанию резюме, что резюме кандидатов отражают только вкус последних. Так несколько раз при изучении резюме кандидатов у меня возникало два чувства: белая зависть и недоумение. Я завидовал тому количеству тренингов, семинаров, университетов, которые удалось посетить кандидату. В то же время возникало недоумение, почему я этого кандидата собеседую на работу, а не он меня? Где то это выливалось даже в небольшой комплекс моей неполноценности. J Но не надолго, первые 40 минут собеседования расставляли все на свои места.
  2. Приглашение на второе и третье собеседование, а так же вынесение решения не спешите делать. Пообещайте, что перезвоните на следующий день и сделайте это. Даже если кандидат вам не подходит не спешите с ответом. Тем более не спешите пригласить на второе собеседование, делайте это ближе к концу дня, создавайте интригу.
  3. Не обсуждайте размер заработной платы на первом собеседовании с кандидатом. От кандидата безусловно приветствуются вопросы «Сколько будут платить?» и «Что для этого я должен делать/ как смогу максимизировать свой доход?». Желательно именно сочетание этих вопросов, оно говорит о позитивном настрое на работу, а не просто получения вознаграждения. Размер заработной платы обсуждается уже по итогам третьего собеседования, как правило, при правильном поведении собеседования размер желаемого вознаграждения кандидата снижается на 20-30%. Соответственно, поинтересуйтесь желаемым уровнем оплаты и покажите, что вы приняли данную информацию к сведению.
  4. На все три собеседования в настоящее время у вас есть только 7 дней. Это примерно тот срок, когда действительно достойный кандидат готов ждать окончательного ответа от вас. В противном случае, при достаточно высоком уровне предложения работы для продавцов он примет предложение другой компании. Увеличение срока окончательного ответа приводит к резкому возрастанию числа отказов со стороны именно кандидатов. Пару лет назад, набирая продавцов в регионе нам не удавалось построить процесс проведения трех собеседований быстрее чем за 15 дней. Это привело к тому, что пятерых сотрудников мы искали четыре месяца. При сокращении цикла собеседований до 7-10 дней все вакансии были закрыты в течении двух недель.
  5. Собеседование, это не способ донести свои мысли кандидату. Собеседование это возможность узнать его, а, следовательно, необходимо больше слушать. Так присутствуя на собеседовании одной из московских компаний, я сделал вывод, что лучшая стратегия попасть на работу, это как можно больше молчать и кивать головой! По итогам такого собеседования, кандидат оставит приятное впечатление о себе (еще бы!), а так же имидж умного и понимающего сотрудника ему обеспечен. На самом деле, вам необходимо не менее 80% времени слушать что и о чем говорит кандидат. Так же противопоказано что либо доказывать кандидату. Даже если его точка зрения не совпадает с вашей, собеседование это не то место, где есть необходимость переубеждать. Просто примите к сведению и поинтересуйтесь, откуда такое мнение.

И помните, качественно проведенное собеседование это не только полная информация о реальных возможностях кандидата. Хорошее собеседование повышает мотивацию кандидата принять именно ваше предложение. Не единожды уже будучи сотрудниками, прошлые кандидаты заявляли мне примерно следующее: «У меня было примерно два одинаковых предложения о работе, но я принял ваше. Если вы так тщательно и на высоком уровне проводите собеседование, то это та компания, где есть чему поучиться. И все остальные процессы так же построены на высоком уровне».

Начало собеседования

Оценка кандидата начинается еще до вашей встречи с ним. Зафиксируйте время его прихода в ваш офис. Нормальным считается приход на собеседование за 5-15 минут до его начала. В то же время приход на собеседование более чем за 15 минут до его начала должен вызывать вопрос с вашей стороны. Такое бывает, конечно, редко, но тем не менее говорит об очень высокой заинтересованности кандидата в работе именно в вашей компании или его неадекватности. Приход заблаговременно на собеседование в моей практике выдал шпиона конкурирующей компании. В то же время опоздание на первое собеседование еще не о чем говорит. Важно, что бы это не повторилось на втором и третьем собеседовании. Если это произошло, будьте уверены, перед вами кандидат который страдает хроническим отсутствием контроля времени и опоздание это его стиль. Исправлять данные привычки в уже зрелом возрасте достаточно сложно, а иногда и практически не возможно.

Собеседование лучше проводить не на своем рабочем месте, а в комнате для переговоров, где вас не будут беспокоить коллеги и не будет необходимости отвлекаться. Сосредоточенность на кандидате и отсутствие переключения между задачами позволят вам не упустить нюансов. В то же время обстановка тихой переговорной комнаты более комфортна и для кандидата и располагает его к общению.

Начните собеседование с приветствия и «малого разговора» о погоде, футболе, хобби. Это позволит вам настроиться на более эффективное общение и через две – три минуты перейти к сути дела. Первым вопросом рекомендую использовать просьбу: «Расскажите, пожалуйста, в течении десяти минут о себе, все что считаете нужным и что позволяет судить о вас как о человеке и специалисте, который справиться с поставленными задачами.» Иногда кандидата надо подтолкнуть дополнительными вопросами или спровоцировать, заявив, что вам не удалось детально изучить его резюме и попросить его подробно пересказать свою биографию. Задача данного вопроса не только получить информацию о кандидате, но и проверить его управляемость. Для этого у вас перед глазами, так что бы вы могли не заметно контролировать время, должны находиться часы. Обычно я снимаю их с руки и кладу на стол. Под управляемостью будем понимать способность сотрудника корректировать свое поведение согласно получаемой обратной связи от руководства. Неуправляемые люди, это те про которых говорят «хоть кол на голове чеши, а они все равно по своему все будут делать». Наверняка среди ваших коллег есть такие. Среди них бывают высококлассные специалисты, но управлять (руководить) ими очень и очень сложно.

Не перебивайте кандидата, все что он говорит важно! Тем более, когда это его первый рассказ. Как правило, через заданных десять минут умолкают только 20% кандидатов. Остальных приходиться перебивать (все таки перебивать!) на 25 минуте монолога. При этом вам необходимо дать обратную связь кандидату, что он перебрал свое время и вы этим не очень довольны. Только не думайте, что вы напрасно потратили эти 25 минут. На самом деле, если вы внимательно слушали и помечали уточняющие вопросы на будущее, то смогли получить и ценную информацию и темы для последующих вопросов. Чем человек больше говорит, тем больше в его словах правды и ценной личной информации. На 40-вой минуте собеседования вы сможете проверить насколько человек способен воспринимать обратную связь. Попросите в течении пяти минут рассказать что либо или развернуто ответить на ваш вопрос. Повторная попытка более успешна для большинства кандидатов. В установленное время укладывается уже 70% кандидатов, что не так уж плохо.

Давайте сделаем небольшое отступление. Для эффективного ведения собеседования вам необходимо делать записи и пометки. Для облегчения и структурирования данного процесса рекомендую использовать следующие заготовки:

  1. Список требований в виде таблички к кандидату, где вы помечаете оценку кандидата по каждому критерию. Позволяет после собеседования сравнивать кандидатов не только на уровне нравиться/ не нравиться, но и в измеримой форме.
  2. Таблицу «сильные и слабые стороны/ возможности и угрозы» (смотри Таблицу 1). Не напоминает SWOT матрицу? Вообще то это она и есть. Позволяет структурировать замечания по кандидату.
  3. Матрица «может – хочет- управляем – безопасен» (смотри Таблицу 2). «Может » - насколько кандидат способен исполнять планируемые должностные обязанности с точки зрения имеющихся компетенций или приобретенных в будущем. Как правило, к нам приходят кандидаты, компетенций в настоящее время которых не достаточно. Соответственно, оценка так же является некоторым авансом и охватывает так же способность к обучению кандидата. «Хочет » - насколько мотивирован кандидат на выполнение предлагаемой работы и почему он хочет работать именно в вашей компании. Про «управляемость » мы уже говорили. А вот «безопасность » отражает возможность проблем с кандидатом при решении конфликтных ситуаций «сотрудник – наниматель», а так же насколько будущий сотрудник может контролировать свои действия и речь.

Оценивать кандидата вы можете как упрощенно при помощи символов «+» и «-«, так и используя пятибалльную систему оценки. Единственное рекомендую использовать смещенную шкалу оценок, что бы оценки более объективными:

    • «-2» - хуже некуда;
    • «-1» - плохо;
    • «0» - норма, среднее значение;
    • «+1» - лучше обычных показателей;
    • «+2» - великолепно!

Таблица 1. SWOT кандидата

Сильные стороны Слабые стороны
Возможности кандидата Угрозы

Таблица 2. Оценочная таблица кандидата

Хочет Может
Управляем Безопасен

Что касается пометок, то рекомендую использовать следующую систему знаков:

  • «?» - пометка, что есть вопрос. Вопрос записываем, что бы не забыть задать. Под пометкой оставляем место для записи ответа кандидата и обводим и вопрос и ответ.
  • «*» - некоторая пометка для себя, значение не высокое.
  • «!» - что то важное о кандидате.

Записи рекомендую сохранять не только до момента приема кандидата на работу, но и так же можно подшивать в его личное дело. Естественно, что на каждом последующем собеседовании ваши записи с прошлого должны быть всегда под рукой для выявления нестыковок и незаданных вопросов.

Наполнение всех трех собеседований должно быть примерно следующим (смотри Таблицу 3):

Таблица 3. Наполнение собеседования

Время Действие Комментарий
  0-5 минута собеседования «Малый разговор» Позволяет подстроиться собеседникам друг под друга, расположить к открытой и откровенной беседе
  5-20 минута собеседования Рассказ кандидата Пересказ своей биографии или опыта прошлой работы и т.д. Если вы проводите второе или третье собеседование, то попросите рассказать более детально в течении 10 минут опыт работы на том или ином рабочем месте. Или если появляется второй интервьюер, рассказать то, что кандидат рассказывал в предыдущий раз вам. Позволяет так же выявлять несоответствия в рассказах кандидата.
  20-30 минута собеседования Вопросы, тесты, кейсы и т.д. Произвольное наполнение из общего арсенала интервьюера
  30-35 минута собеседования Кандидат задает вопросы Дайте возможность задать вопросы кандидату
  35-45 минута собеседования Вопросы, тесты, кейсы и т.д. Произвольное наполнение из общего арсенала интервьюера
  45-50 минута собеседования Рассказ кандидата / Блиц Попросите в течении пяти минут рассказать кандидата о свеем опыте работы или действий в той или иной ситуации. Так же можно это время использовать под блиц ответов – вопросов. Попросите кандидата отвечать на ваши вопросы не более чем одним коротким предложением. Позволяет так же выявить управляемость,контролирует ли кандидат свою речь. Для интервьюера это возможность проверить правильно ли он понял кандидата и прояснить позицию по тем или иным вопросам.
  50-55 минуты собеседования Уточнения Интервьюер окончательно проясняет оставшиеся у него вопросы. Кандидату позволяется отвечать более развернуто чем в случае с блиц-опросом.
  55-60 минута собеседования Вопросы кандидата Возможность кандидату задать интересующие его вопросы

В начале собеседования обращайте внимание так же на одежду и аксессуары кандидата. Они вам расскажут, насколько реальны прошлые заработки кандидата. Но что более важно, соответствует ли его стиль и имидж в одежде декларируемому кандидатом и требованиям вашей организации. Кандидат лицо вашей компании и если на собеседовании он одет неаккуратно или безвкусно, будьте уверены, в повседневной работе все будет гораздо хуже. Если кандидат чувствует себя неуверенно в парадном костюме, значит он не так часто его носит и очень заинтересован в получении данной работы. Для вас это возможность понять, что по стоимости сотрудника можно торговаться в будущем и задаться вопросом, в чем причина такой заинтересованности. Задавайте вопросы, то что называется в лоб: «А почему вы так сильно заинтересованы в работе именно в нашей организации?».

К обязательным элементам собеседования относятся следующие:

  • «Что вы знаете о нашей компании?». Хороший продавец, как правило, идя на собеседование постарается узнать о вашей компании как можно больше. Неоднократно у меня бывали случаи, когда кандидаты владели конфиденциальной информацией о компании, которой, как я считал, владеет только высшее руководство компании. С одной стороны это положительно характеризовало кандидата: идя к клиенту на встречу, он будет стараться собрать максимально полную информацию о нем, что позволит эффективно продавать. С другой, озадачить службу безопасности каналами утечки данной информации из компании.
  • «Почему вы хотите работать именно в нашей компании?» Прояснив данный вопрос можно лучше понять мотивацию кандидата, а так же сэкономить на материальной мотивации.
  • Вопросы кандидата к вам. Как правило, кандидат интересуется именно тем, что его интересует и позволяют судить о глубине интереса к будущему месту работы. По вопросам можно судить об опыте кандидата, проблемам с которыми он столкнулся в прошлом и т.д. Отсутствие вопросов со стороны кандидата свидетельствует об отсутствии интереса к будущему месту работы и негативно характеризуют кандидата.
  • «Как вы себя видите через три – пять лет? Кто вы и чем занимаетесь? Чего вы хотите в жизни? И чего вам не хватает в настоящее время?». Настоящий продавец должен иметь цель, ему должно чего то не хватать, то что называется «немного голодным». Мотивирует только неудовлетворенная потребность. В случае отсутствия таких потребностей, продавец никогда не станет успешным на конкурентном рынке.[2]

Если ответ кандидата вас не удовлетворил, был расплывчатым и очень общим, задавайте дополнительные вопросы до тех пор, пока не добьетесь однозначно удовлетворяющего вас ответа с точки зрения информации.

Вопросы интервьюера

Основной инструмент интервьюера – это вопросы. Именно вопросы позволят вам заполнить большинство предлагаемых таблиц и оценить кандидата.

В первую очередь мы должны выяснить способности и соответствие продавца. Сделать это можно задав следующие вопросы:

  • Почему вы выбрали профессию продавца?
  • Почему вам нравиться продавать?
  • За все время вашей работы в торговле, что вам лучше удавалось: обслуживание клиентов или освоение новой территории?
  • Что для вас самое сложное или неприятное в работе продавца?
  • Что вам кажется наименее привлекательным (как вариант, наиболее привлекательным) в описании предлагаемой должности?
  • Почему, как вам кажется, вам удаются продажи? и т.д.

Следующим этапом необходимо выяснить готовность продавца выполнять свои обязанности и опытность. Прояснить данные факторы мы можем при помощи следующих вопросов:

  • Расскажите о каком-нибудь случае, когда вы переработали (по количеству продаж и установленной норме)? Почему это вам удалось?
  • Как часто вы готовы делать больше, чем обязаны?
  • Приведите пример вашей инициативы в нестандартной ситуации?
  • Опишите типичный рабочий день.
  • Из каких компонентов состоит ваша работа и сколько времени приходиться на каждый из них?
  • Расскажите о каких либо долгосрочных планах и путях их осуществления?
  • Какие качества вы считаете наиболее важными для работы продавца?
  • Чему вы научились за время работы?
  • Почему люди приобретают товар или услугу? И т.д.

Способность проникать на рынок и неукротимость истинного продавца:

  • Какой процент ваших звонков – предложений приводит к полезной презентации товара?
  • Приходилось ли вам завоевывать новую территорию для работодателя?
  • Как вам удается случайного покупателя превратить в постоянного?
  • Какова была ваша самая серьезная продажа?
  • Какой из своих способностей в плане развития сбыта вы особенно гордитесь?
  • Расскажите о ситуации, когда, не смотря на все старания, вас постигла неудача в торговле. Как вам удалось с этим справиться?
  • Какие три препятствия вы встречаете чаще всего?
  • Расскажите о самой трудной продаже.
  • В каких случаях покупатели действительно испытывают ваше терпение?

Одними из наиболее важных критериев отбора кандидата являются успешность и безопасность.

В личных делах офицеров военно–морского флота США есть графа «успешность». И если в ней записано, что офицер неудачник, ему никогда не доверят командование даже буксиром, не смотря на весь послужной список. Так и с продавцами, мне неоднократно приходилось сталкиваться с хорошими ребятами, но самые интересные сделки у них постоянно срывались по различным причинам. Успешность это фактор психологический, как человек относится к неудачам и своему прошлому опыту. Выяснить данный фактор достаточно просто. Для начала выяснить, какова самая главная на его взгляд ошибка/ неудача в жизни. Затем спросите о причинах. Как правило успешные люди ищут причины в себе и стараются их исправить или учесть в следующий раз. У неудачников виновато внешнее окружение, а отнюдь не они. Успешность кандидата значительно важнее опыта. При отборе продавца в одну из компаний, один за другим шли два кандидата. Первый 32-летний мужчина более 7-ми лет проработавший в различных, в том числе и очень уважаемых компаниях на позиции продавца и по всем формальным признакам оптимально подходивший мне. Второй, молодой 22-х летний молодой человек, только после ВУЗа и имеющий 8 месяцев опыта работы. Обоим я задал один и тот же вопрос: «Как вы считаете, что является самым значимым вашим профессиональным достижением?». Ответ опытного продавца звучал примерно так: «Я всегда продавал примерно столько же, сколько и все мои коллеги! Это я считаю главным моим профессиональным достижение». Молодой человек же ответил следующим образом: «Даже и не знаю, мало пока проработал. Разве что после трех месяцев работы на прошлом рабочем месте я побил предыдущий рекорд продаж и практически каждый месяц его поднимал на новый уровень». Как вы думаете, кого я взял на работу?

Безопасность это еще один из факторов который должен присутствовать в обязательном порядке. Какие признаки небезопасного кандидата?

  1. Пришел со своей клиентской базой и считает это своим серьезным конкурентным преимуществом. Будьте уверены, через какое то время он будет предлагать уже вашу клиентскую базу новому работодателю.
  2. Был уличен в воровстве или злоупотреблении служебным положением.
  3. Были угрозы работодателю со стороны кандидата при решении конфликтных ситуаций.
  4. Не контролирует свою речь, без особых сомнений разглашает конфиденциальную информацию с предыдущих мест работы. Исправить это поведение не возможно и в дальнейшем кандидат будет так же охотно делиться вашими секретами с клиентами, друзьями и будущими работодателями.

Фальшивый найм на работу часто использую компании для проведения разведывательных действий по отношению к конкурентам. У кандидата стремящегося получить новое место окончательно падают защитные барьеры и он охотно отвечает на любые вопросы интервьюера. В качестве примера приведу случай, когда сотрудник одного из Интернет провайдеров Москвы практически без наводящих вопросов с моей стороны, по собственной инициативе рассказал о:

    • Суммах «откатов» и технологии их вручения;
    • Объектах, где компания имеет «заинтересованных» лиц принимающих решения;
    • Схемах выплаты «серой» части заработной платы и ухода от налогов;
    • Размере заработных плат в компании и многое другое!

После того как он перешел на личности руководителей и стал рассказывать о их личной жизни и количестве любовниц, я его прервал. Мне не хотелось знать так много. И такие случаи, когда приходится останавливать кандидатов не единичны.

Искреннее уважение заслуживают кандидаты, которые в ответ на острые вопросы не спешат с ответом, обдумывая все его последствия. А на особо острые вопросы не отвечают, ссылаясь на коммерческую тайну. Искренне жаль, что таких мало!

Тест на продавца

Вопросы и ответы, безусловно, полезны и нужны. Но как проверить кандидата в действии? Для этого есть достаточно простой тест под рабочим названием «продать ручку». Многие читатели сталкивались с ним. Для тех кто не знает, привожу условия: кандидату выдается некий предмет, например, ручка (может быть маркер, часы, ежедневник и т.д.). Называется цена предмета и его базовые характеристики. Предмет продажи не может обладать никакими не существующими в реальности характеристиками[3], не может быть подарен или обменен – он должен быть только продан в течении 5-ти минут интервьюеру. Дайте кандидату две-три минуты подумать над своей линией поведения при продаже.

Несколько инструкций для интервьюера:

  • Не проявляйте лишнего упорства, ведите себя как обычный покупатель. Задают вопрос – отвечайте (если открытый вопрос, то развернутый ответ; закрытый вопрос, то ваш ответ «да»/ «нет»/ «не знаю»), обманывают – указывайте возмущенно на данный факт, прерывают – злитесь.
  • При монологе кандидата расписывающего ручку более полутора минут, начинайте терять зрительный контакт: смотрите за спину продавца, в свои записи, на часы и т.д.
  • При монологе кандидата более 3-х минут начинайте его атаковать: «Да что вы мне втюхиваете ручку?»

Кандидат находится в стрессовой ситуации и ведет себя ровно так же, как вел бы себя в реальной ситуации продажи, это его запрограммированные действия. Этот факт был проверен не единожды на многочисленных собеседованиях, тренингах и реальных ситуациях. Соответственно, вы получаете объективный взгляд на его навыки и технику.

Продать ручку вам смогут, как показала статистика, лишь два кандидата из десяти. Это стандартная версия теста. Но есть и его продолжение, его разработал и познакомил меня с ней коллега по одной из компаний Сергей Ржеутский.

Продолжение теста позволяет протестировать обучаемость и упорство продавца. Предложите кандидату поменяться ролями и теперь вы ему продаете ручку. Сделать на самом деле это достаточно просто: задайте вопрос «А почему бы вы все таки купили эту ручку? В какой ситуации? Для чего?»[4]. Ваша задача получить как можно больше информации задавая вопросы и точно зная потребности «покупателя» продать ему свой товар – классика продаж. В 99% случаев кандидат «покупает» ручку. Потренируйтесь только изначально на коллегах, друзьях и т.д., что бы не попасть в неудобную ситуацию на собеседовании. Затем предложите кандидату повторить попытку продать вам ручку. Некоторые отказываются, не хватает куража и настырности, пасуют перед вызовом. А вот те четверо из десяти кто «продаст» вам ручку со второй попытки не только обладают настойчивостью, но еще и легко обучаемы и умеют проникать в суть техник продаж. Т.е. без лишних комментариев уловили суть вашей техники продаж и смогли ее правильно воспроизвести.

Если говорить об обучаемости, то это важная характеристика для продавца и позволяет быстро осваивать новую продукцию и/или техники продаж. Что бы выявить, насколько человек способен обучаться можно задать ряд вопросов:

  • Как часто вы посещаете семинары, тренинги и т.д.?
  • Когда вы закончили учиться?
  • Какой навык вы приобрели последним и когда?

Как запрашивать рекомендации

Жизнь нас научила запрашивать рекомендации. Как-то принял на работу сотрудника. Единственным смущающим фактором была частая смена мест работы. Кандидат объяснил это, что не ценят такого специалиста, компании с низким уровнем менеджмента и т.д., что соответствовало тем временам. Через пару месяцев фактически словили его за руку при попытке через достаточно хитрую схему «увести» оборудования на достаточно серьезную сумму. Кражу удалось предотвратить, а сотрудник пропал. После контактов с коллегами из других компаний оказалось, что на всех предыдущих местах работы, после пару месяцев трудовой деятельности он в качестве выходного пособия банально обворовывал компании. Но по разным причинам, данные факты не придаются огласке. И сотрудники покидают компании по договоренности с руководством с великолепными характеристиками. Если человек не был наказан на прошлом месте злоупотреблений, то продолжит свою деятельность и на новом. В описанном случае, мы проинформировали коллег из нашей отрасли о том, что из себя представляет данный кандидат.

Из опыта запроса рекомендаций часто приходится сталкиваться, что объективную информацию получить крайней проблематично. На хорошего сотрудника злятся и стараются отомстить ему за уход плохими рекомендациями. Воры наоборот получают великолепные характеристики, т.к. предавать гласности данные факты некоторые считают унижением собственного достоинства. Как выйти из данной ситуации подсказал случай в лице моей бывшей коллеги Натальи.

В один прекрасный день мне позвонила бывшая коллега. В компании, где мы работали, я занимал руководящую позицию, а она работала в службе персонала. По работе нам часто приходилось пересекаться, т.к. я курировал часть новых направлений, куда активно набирали персонал. Кроме обмена новостями, Наталья попросила дать отзыв на одного из моих бывших подчиненных, что вызвало мое крайнее удивление. «Наталья, - сказал я, Вы же знаете, что Костя со мной работал не в одной компании и он не просто человек, с которым я работал, но и хороший товарищ. Как Вы думаете, какие характеристики я ему могу дать? Это вопросы для «галочки», что бы отчитаться перед руководством?». Тем не менее Наталья попросила ответить на ее вопросы, обещав все разъяснить в конце нашего разговора. Я был крайне заинтригован. Наталья задавала вроде бы заурядные вопросы, а я на сколько мог объективно отвечал. Закончив расспросы Наталья попыталась распрощаться, но я помнил о ее обещании. «Я не слушала, что Вы говорили. Я слушала как Вы говорили!» - достаточно просто пояснила свой подход Наталья. Все гениальное просто, в очередной раз утвердился я. Когда Наталья задавала вопрос:

- А Костя хороший специалист?

- Пожалуй, один из лучших в отрасли, - отвечал быстро и уверенно я.

- А насколько Костя хорош как руководитель?

- Ну… ммм… хороший человек, прошел хорошую школу… - начинал неуверенно отвечать я. М



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: