ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВЛАДИМИРСКАЯ»




ИКОНОГРАФИЯ СПАСИТЕЛЯ

Несмотря на множество различных изображений Иисуса Христа, можно выделить следующие основные типы иконографии:

1.Спас Нерукотворный; 2. Спас Вседержитель - Пантократор;3. Спас на престоле; 4. Спас в силах; 5. Спас Эммануил;6. Спас Благое Молчание.

1. Спас Нерукотворный. Существуют два вида изображений образа Спаса Нерукотворного: Спас на убрусе и Спас на чрепии. Лик Спасителя изображён на убрусе – полотенце с завязанными в узлы верхними концами и пущенной по нижнему краю каймой.

Появлению этого образа мы обязаны Самому Спасителю – Его стремлению помочь исцелиться и обрести истинную веру правителю Осроены Авгарю V, поражённому самой отвратительной и заразной болезнью – проказой, охватывающей все кости и мозг, так что связки рук и ног теряют силу, телесные члены ослабевают и постепенно отпадают, на коже появляются язвы, всё тело покрывается струпьями.

Известны апокрифические письмо к Иисусу Христу царя Авгаря с предложением укрыться в Эдессе от преследовавших Его иудеев и ответ Спасителя, извещавшего о необходимости Его пребывания в Иерусалиме, по которому Он странствовал, исполняя Своё мессианское служение, проповедуя Истину и исцеляя слепых, глухих, хромых, расслабленных, прокажённых, оживляя умерших.

И хотя переписку эту относят к разряду апокрифических, однако при раскопках в Эфесе обнаружен в папирусах из Фаюма IV или V в., а также на древнейшем дверном косяке одного из домов текст письма Авгаря ко Христу и Его ответное послание. Списки текстов переписки царя Осроены Авгаря V и Иисуса Христа получила благочестивая паломница Сильвия от эдесского епископа в конце V в. Ответное послание Спасителя к Авгарю сохранил Евсевий Памфил в I книге «Истории».

Уверовав, что получит исцеление, увидев лик Спасителя, Авгарь направил в Иерусалим своего архивария и художника Ханнана с письмом, в котором просил Иисуса Христа прийти в Эдессы и исцелить его, а в случае отказа Спасителя посетить столицу Осроены (ныне Орфу или Рогаис) велел Ханнану написать образ Христа и доставить ему в Эдессы.

Встав на камень, чтобы яснее разглядеть окружённого людьми Иисуса, художник пытался запечатлеть Его лик. Заметив тщетность попыток Ханнана, Иисус велел подать Себе воды и, омыв лицо, взял полотенце и приложил к нему Свой лик. Так на полотенце (убрусе) запечатлелся Лик Спасителя – Иисуса Христа.

Спаситель передал архиварию царя убрус со Своим ликом и письмо, в котором сообщал, что должен исполнить то, на что послан, и по этой причине посетить Эдессы не может, обещая по исполнении Своей миссии послать к Авгарю одного из Своих учеников.

Получив изображение Иисуса Христа, царь Авгарь действительно излечился от недуга, однако на лице его оставались следы страшной болезни, исцелился от которой лишь после таинства крещения, совершённого над ним прибывшим в Эдессы апостолом Фаддеем по обретении им дара священства в Святую Пятидесятницу после крестной смерти и Воскресения Спасителя, давшего апостолу наказ посетить Авгаря.

Убрус с запечатлённым на нём ликом Иисуса Христа, по приказу царя Авгаря, для поклонения был приклеен «на доску негниющу» и укреплён в нише над городскими воротами, откуда прежде убрали находившегося там идола. Во время правления язычника - внука Авгаря - во избежание осквернения образа, икона с зажжённой перед ней лампадой была замурована епископом Эдессы в городской стене, где она находилась на протяжении четырёх столетий. Место её пребывания за это время было совершенно забыто.

Однако в 545г. бедственное положение осаждённой войсками персидского царя Хозроя Эдессы, побудило жителей отыскать чудотворный образ; и, по откровению эдесскому епископу Евлалию, обнаружено местонахождение иконы, где была разобрана кирпичная кладка и найден спрятанный там образ Спаса Нерукотворного на убрусе с горящей перед ним лампадой. Лик Спасителя отобразился и на закрывавшей икону черепице.

Жители коленопреклоненно молились об освобождении Эдессы перед образами Спаса Нерукотворного – и войска персидского царя Хозроя, внезапно сняв осаду, отошли от пределов города.

В Эдессе появился образ «Спас на чрепии» (черепице) – лик Христа, вокруг которого запечатлена черепичная кладка. Об этом образе известно лишь, что он находился в Иераполисе (Сирия), откуда, по преданию, императором Фокой был перевезён в 965 или в 968 г. в Константинополь.

Первая копия с иконы Спаса Нерукотворного была снята для передачи её царю Персии Хозрою, дочь которого была одержима бесом, оравшим, что не выйдет из неё, пока не привезут из Эдессы икону Спаса. Изографы, не желая расставаться со святыней, которую царь умолял прислать в бывшую столицу Персии Ктезифонт, сняли с неё копию и отправили царю. Однако, как сообщает византийский монах Евагрий Понтийский, едва послы с копией иконы появились в пределах Персии, бес вышел из девицы. Обрадованный, Хозрой в благодарность за освобождение дочери наградил послов и отправил копию обратно в Эдессы. С тех пор стали делать списки с иконы.

Подлинник иконы Спас Нерукотворный находился в Эдессе до 944 года, когда византийский император Роман Лакапин перевёз его в Царьград; в 1204 году образ, как предполагают, был захвачен крестоносцами и утерян во время кораблекрушения.

Спас Нерукотворный – один из любимейших образов на Руси. Все иконы Спаса Нерукотворного пишут с подлинника. По принятой в православии традиции 29 августа в память о перенесении в 944 г. иконы из Эдессы в Царьград совершается празднование иконы Спас Нерукотворный, прозванное в народе «полотняным Спасом», или «Третьим Спасом», выпадающим на попразднство Успения Пресвятой Богородицы.

Лик Иисуса Христа на иконах Спас Нерукотворный изображают спокойным, с открытыми очами, с длинными тёмными волосами и короткой, разделённой надвое бородкой. Его образ помещали над воротами городов и крепостей, на воинских знамёнах, с которыми шли в бой; пред Ним молились об исцелении от неизлечимых недугов и свирепствовавших эпидемий.

В отличие от православного иконописного канона, католический диктует написание лика страдающего Спасителя, в терновом венце, с подтёками крови на голове и часто – с прикрытыми глазами.

В католической традиции существует предание о нерукотворённом образе - «Плате Вероники» - платке, который Вероника якобы подала Спасителю во время восшествия Его на Голгофу. Видя, как Иисус, обливаясь кровавым потом, во исполнение римской традиции, несёт на себе орудие казни, влачит на иссечённой побоями спине тяжёлый крест, Вероника подала Ему платок, отерев лицо которым Спаситель вернул ей, но уже с запечатлённым на нём страдающим Своим ликом. Реликвия «Плат Вероники» хранится в соборе Святого Петра в Риме.

Икону Спас Нерукотворный, по молитвам к которой в изобилии совершались дивные чудеса (прозрение слепого, обошедшая город стороной эпидемия чумы) из Вятки 14 января 1647 г. по приказу царя Алексея Михайловича привезли в Москву и, торжественно встретив у Яузских ворот, внесли в Кремль через Фроловские ворота, в память об этом событии прозванные Спасскими. Первый список с иконы отправили в Вятку, а второй установили над Спасскими воротами. С тех пор внутренний нравственный закон предписывал при входе в Кремль через Спасские ворота земно кланяться, а мужчинам снимать головной убор.

По завершении строительства Спасо-Преображенского собора подлинник иконы 19 января 1647 г. крестным ходом был перенесён в Новоспасский монастырь, где пребывал до 1917 г., после бесследно исчез. В иконостасе Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря сохранился очень точный список с чудотворного Вятского образа Спаса Нерукотворного.

В 2010 г. иконописцем Дмитрием Винокуровым по найденной вятскими искусствоведами старинной репродукции был воссоздан точный список с чудотворной вятской иконы и 28 августа 2010 г. установлен в Спасском соборе города Вятки; в то же время на главной - Спасской - башне Московского кремля патриархом Кириллом был освящен обнаруженный на ней образ Спасителя.

 

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВЛАДИМИРСКАЯ»

Икона Божией Матери Владимирская принадлежит к иконографии Елеуса - Умиление. Богородица в материнском порыве приласкать и защитить своё возлюбленное Чадо, нежно прикасается щекой к щёчке Богомладенца.

Икона, по преданию, написана ещё при земной жизни Пречистой Девы апостолом и евангелистом Лукой на доске стола, за которым трапезовали Иисус Христос с Матерью и Иосифом обручником. Богородица благословила Свой Образ: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да пребудет с сею иконою». По слову Владычицы, всегда благодать пребывает с Её иконой, проявляясь в многочисленных чудотворениях.

В 450 г. при императоре Феодосии Младшем икона доставлена в Константинополь, а около 1131 г. Цареградским Патриархом Лукой Хризовергом отправлена на Русь в дар великому князю Киевскому Юрию Владимировичу Долгорукому. Поставленная близ Киева, в Девичьем монастыре Вышгорода, икона Богоматерь Умиление вскоре прославилась чудотворениями.

Одним из таких чудес явился выбор Богородицей места для пребывания иконы. Находясь в Девичьем монастыре Вышгорода, она не единожды оказывалась сошедшей со своего места и висящей на воздухе посреди храма. Потрясённый чудом, сын Юрия Долгорукого князь Вышегородский Андрей, отправляясь на правление в Суздаль, взял икону с собой. Недалеко от Владимира, на берегу реки Клязьмы, кони, вёзшие повозку с иконой, остановились - и никакая сила не могла сдвинуть их. Свежих лошадей, запряжённых, как подумали, вместо уставших, тоже не удалось сдвинуть с места. Пав на колени, князь Андрей молился перед образом. Сама Богородица явилась к нему в тонком видении и велела везти икону во Владимир. По месту пребывания в течение двух с половиной веков икона называется Владимирской, а возлюбленное Владычицей место, где остановилась повозка с иконой, названо Боголюбовым; там возведена каменная церковь. Князь Андрей по горячей вере своей прозван Боголюбским.

Икона сопровождала князя Андрея Боголюбского в его победном походе против волжских болгар в 1164 г.; уцелела 13 апреля 1185 г. во время страшного пожара, когда сгорел Владимирский собор, не была повреждена при разорении города ханом Батыем в 1237 г.

В 1395 г. по молитвам перед Пречистым Её Образом, Богородица защитила Москву от вторжения полчищ Тамерлана. Разоряя всё на своём пути, разорив Рязань и Елец, наводивший на всех ужас, считавшийся непобедимым Тамерлан подошёл к Москве, казна которой с 1380 г. существенно пополнилась, ибо после разгрома войск Мамая на поле Куликовом не платила дань орде. Однако жестокая сеча обескровила Русь, не успевшую восстановить свою боевую мощь.

Великий князь московский Василий Дмитриевич, тем не менее, спешно собрав рать, вышел навстречу прозванному Тамерланом Тимуру и стал с войском на берегу Оки у Коломны. Москва усердно молилась, взывая к Пречистой Деве о спасении града. По просьбе митрополита Киприана, икону Богоматери доставили из Владимира. До времени прибытия иконы на всех жителей Москвы наложен был строгий пост. Встреча (црк.сл. «сретение») произошла на Кучковом поле (ныне улица Сретенка), где во главе с митрополитом собрался народ, духовенство и княжеская семья. Перед иконой отслужили молебен и крестным ходом доставили в Успенский Собор Кремля.

Тамерлану в тонком видении явилась Величавая Жена в белых одеяниях в окружении ангелов с огромными мечами. Как объяснили мудрецы, это была Матерь русского Бога и Её грозное явление не предвещало захватчикам ничего хорошего. Простояв две недели под городом, Тамерлан ушел за пределы Руси и всю разрушительную мощь обратил против хана Тохтамыша – основного противника Москвы - и за два похода разгромил его окончательно.

В месте встречи (сретения) Владимирской иконы Божией Матери основан Сретенский монастырь и улица названа Сретенской. Память избавления Москвы от разорения полчищами Тамерлана празднуется 8 сентября по новому стилю.

Празднование иконы установлено и 6 июля – в память о защите Москвы от нашествия в 1480 г. золотоордынского хана Ахмата при Иоанне III и избавлении от монголо-татарского ига, и 3 июня – в память о поновлении иконы в 1514 г. и избавлении Москвы того же числа 1521 г. от нашествия казанских, крымских и ногайских татар и от вторжения в пределы Москвы хана Махмет-Гирея, пожегшего пригороды, но внезапно отступившего от города.

При очередном набеге татар на столицу царь Фёдор Иоаннович послал против них войска с иконой, сопроводив напутствием: «Завтра же молитвами Богородицы нечестивых не будет». По крепкой вере его и свершилось: после длившегося целые сутки упорного боя враг бежал от пределов Москвы.

Перед Владимирской иконой Божией Матери в Успенском Соборе Московского Кремля избирали предстоятелей Русской Православной Церкви, венчались на царство государи, приносили присягу на верность России, молились перед выступлением в поход.

В настоящее время одна из величайших святынь Русской Православной Церкви – икона Божией Матери Владимирская находится в домовом храме Государственной Третьяковской галереи, где её могут увидеть посетители и помолиться верующие. В особо торжественные дни икона крестным ходом переносится в Успенский Собор Кремля для совершения богослужения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: