Психологическое обеспечение тренировочной деятельности высококвалифицированных спортсменов




Тренировки высококлассных спортсменов направлены не столько на формирование, сколько на шлифовку мастерства, поддержание спортивной формы. Спортсмены высокой квалификации имеют, как правило, многолетний стаж занятий. Это уменьшает элемент новизны в тренировочной работе. Достигнутые в соревнованиях высокого ранга успехи укрепляют уверенность спортсменов в высоком уровне их мастерства. Это снижает у части элитных спортсменов интерес к его совершенствованию (Р.А.Пилоян, 1984).

Спортсмены высокого класса отлично знают свой вид спорта и собственные возможности. Поэтому предлагаемые тренерами программы подготовки не всегда принимаются ими безоговорочно. Не все элитные спортсмены соглашаются быть пассивными исполнителями указаний тренеров. Некоторые опытные спортсмены на определенном этапе спортивной жизни приходят к заключению, что больше не нуждаются в тренере и могут вести подготовку самостоятельно. Но далеко не всегда разрыв с тренером и проведение тренировок по собственному усмотрению ведет к росту достижений спортсменов или по крайней мере к сохранению высокого уровня соревновательных результатов.

Актуальной задачей психологического обеспечения тренировочного процесса является поддержание у атлетов мотивации самосовершенствования, установки на активный поиск резервов роста спортивного мастерства.

Серьезной психологической проблемой является характерная для многих видов спорта монотонность тренировочного процесса. Она вызывает состояние монотонии, которое проявляется в нарушении концентрации внимания, вялости, сонливости, потере интереса к работе. Другой реакцией на однообразие тренировок может быть состояние пресыщения.

Отрицательное влияние описанных состояний на эффективность тренировочного процесса объясняет большое внимание тренеров и психологов к их профилактике. Вероятность возникновения состояний монотонии и пресыщения уменьшается, если есть возможность разнообразить работу на тренировках, включать в нее эмоционально насыщенные игровые и соревновательные элементы. Проведение тренировочных сборов на разных базах также снижает однообразие в жизни и подготовке высококвалифицированных спортсменов. Но бывают ситуации, когда выполнение больших объемов не очень интересной однообразной работы оказывается обязательным и неизбежным. Для неустойчивых к монотонии спортсменов это становится дополнительной психической нагрузкой.

Как средство, помогающее переносить длительную однообразную работу, используется дополнительная сенсорная стимуляция (зрительная или слуховая), интеллектуальные и эмоциональные стимулы, дающие спортсменам новые впечатления. Полезным средством преодоления монотонии может быть удачно подобранная функциональная музыка (Ю.Г. Коджаспиров, 1987).

Острая конкуренция в спорте высших достижений побуждает спортсменов к поиску нетрадиционных средств улучшения спортивных результатов. Весомость материальных и социальных плодов спортивных побед является одной из причин стремления к ним любой ценой, в том числе с использованием недозволенных средств. Поэтому в большом спорте так остры проблемы, связанные с применением допинга. И психологическая служба не может оставаться в стороне от их решения, так как причины, по которым спортсмены применяют запрещенные препараты, связаны в значительной степени с их личностными установками.

Дж.Ченнел (1987) в работе, посвященной психологическим аспектам применения допинга, выделил две группы факторов, побуждающих спортсменов к этому. Во-первых, это неспортивные причины: любопытство, давление сверстников, стремление продемонстрировать юношескую независимость, поиск средств расслабления при психологическом дискомфорте. Вторую группу причин, побуждающих спортсменов к применению допинга, Дж.Ченнел характеризует как спортивную. Она сводится к желанию найти чудодейственные средства для улучшения спортивных достижений.

Побуждением к применению допинга у современных спортсменов становится сильная переоценка значимости спортивных достижений. Она возникает у спортсменов под влиянием тренеров, спортивных руководителей, семьи, средств массовой информации. Спортсмены в результате этих влияний начинают придавать победам большее значение, чем другим результатам занятий спортом: совершенствованию двигательных навыков, укреплению самооценки, личностному и социальному росту. Для многих спортсменов спортивные успехи становятся столь важным средством создания материального благополучия, укрепления социальной позиции, что они идут на применение запрещенных препаратов, даже зная о возможных опасностях для здоровья и жизни.

Спортсмены довольно часто применяют различные средства, снимающие психическое напряжение.

Основным средством борьбы с применением запрещенных препаратов в спорте высших достижений является допинг-контроль, непрохождение которого ведет к дисквалификации спортсменов.

Жесткие наказания за применение допинга дают свои плоды, но оказываются недостаточными для решения проблемы.

Спорт высших достижений характеризует публичность выступлений спортсменов, широкое их освещение в средствах массовой информации, престижность включения спортсменов в элитные команды. Вследствие этого расширяется круг социально-психологических факторов, влияющих на деятельность высококлассных спортсменов, вызывающих дополнительные психические нагрузки. Процесс становления молодого перспективного спортсмена как члена элитной команды далеко не всегда происходит просто и гладко. Даже высокие спортивные результаты, соответствующие самым жестким требованиям, не обеспечивают быстрого признания молодого атлета его более опытными коллегами.

Молодым спортсменам нужна помощь в период их адаптации в элитной команде. Трудности установления взаимоотношений со спортсменами основного состава этих команд могут быть связаны с несколькими обстоятельствами. Это и барьер, вызванный почтительным, а иногда просто благоговейным отношением молодежи к "великим" спортсменам, особенно, если они еще и старше по возрасту. Это и острота конкуренции внутри элитных команд. Это и свойственная элитным командам корпоративность, вследствие которой они не отличаются открытостью по отношению к новым спортсменам. Это и просто новизна социального окружения, принятого в элитной команде стиля общения, к которому молодым спортсменам нелегко сразу привыкнуть. Это и стремление молодых спортсменов к самоутверждению, из-за которого они сдерживают желание включиться в общение с более опытными спортсменами, боясь, что его расценят как слабость.

Социально-психологический дискомфорт может усилиться у молодых спортсменов трудностями, связанными с изменением режима тренировок, необходимостью приспособиться к стилю работы тренера сборной команды, который может отличаться от стиля их личного тренера. Проблемы, связанные с адаптацией в элитной команде, легче преодолеваются молодыми спортсменами, если они чувствуют психологическую поддержку со стороны тренеров, товарищей по команде. Обеспечение такой помощи является одной из задач психолога, работающего с элитной командой.

Заслуживает особого анализа позиция лидера элитной команды. Она дает спортсмену существенные преимущества, является привлекательной и высокозначимой. Лидеры являются объектом повышенного внимания. Им стремятся подражать во всем, даже в манере одеваться, вести себя. Их методы подготовки анализируются особенно тщательно и всегда вызывают глубокий интерес.

Ведущим спортсменам создаются в элитных командах наиболее благоприятные условия для подготовки. Часто в расчете на них строится тренировочный процесс, им уделяется больше внимания. И если в период становления спортсмена как лидера повышенное внимание его приятно удивляет, то постепенно он начинает его воспринимать как должное, естественное и обязательное. Отвлечения тренера на работу с другими спортсменами вызывают иногда у признанных лидеров ревность и недовольство.

Высокие притязания выдающихся спортсменов, в том числе на исключительное внимание тренера, действительно оправданы их незаурядными достижениями, уникальным талантом. Тем не менее они становятся почвой для конфликтов. Повышают вероятность конфликтов и высокие психические нагрузки спортсменов-лидеров. На них делается ставка во время соревнований. На них же ложится и основной груз ответственности за результаты выступлений команды. Это и увеличивает частоту ситуаций, когда лидеры становятся инициаторами конфликтов, когда они в резкой форме выражают недовольство партнерами по команде за их ошибки, тренерами за просчеты в подготовке, руководителями и администраторами за организационные неувязки (Ю.Л.Ханин, 1976).

Природная одаренность выдающихся спортсменов, достигнутый успех для части из них становится фактором, снижающим интерес к совершенствованию мастерства. Поддержание и укрепление у них мотивации самосовершенствования может стать для тренера непростой задачей.

Преимущества позиции лидера делают очень значимым для спортсменов ее сохранение. При современном уровне конкуренции в большом спорте это непростая задача. Не случайно среди спортсменов распространено мнение, что завоевать позицию лидера проще, чем ее удержать. Опасением за прочность лидирующих позиций объясняется рост тревожности у высококвалифицированных.

Таким образом, тренер, работающий с суперзвездой, имеет и преимущества, и определенные сложности. Суперзвезды помогают команде побеждать не только мастерством, но и авторитетом у соперников, что повышает престиж команды. Они побуждают всю команду лучше работать на тренировках и соревнованиях, оказываются, как правило, хорошими лидерами, хорошо действуют в напряженных ситуациях. Наличие в команде суперзвезд побуждает тренера совершенствовать свое мастерство, чтобы опережать их в понимании дела: только супертренер может воспитывать суперзвезд. Вместе с тем отмечаются трудности работы с суперзвездами: их склонность отстаивать свое мнение, даже если оно не совпадает с мнением тренера, подверженность "звездной болезни".

Преодолеть трудности работы с суперзвездами можно, если правильно построить общение с ними: не допускать чтобы звезды оказывались вне критики, внушить им чувство ответственности за команду и собственный вклад в ее успехи, убедить в необходимости развивать талант в процессе тренировок, не допускать, чтобы суперзвезды относились к себе слишком серьезно. Полезно для налаживания хороших отношений в команде, чтобы роли в команде были четко распределены, чтобы был ясен вклад каждого спортсмена в общий результат. Это исключит возможность возлагать ответственность за успехи и неудачи на одного-двух ведущих спортсменов.

Высокая психическая напряженность во время соревнований в спорте высших достижений, неизбежность контактов многих спортсменов, находящихся в состоянии эмоционального напряжения, заставляет обратиться к анализу явления эмоционального заражения. Под эмоциональным заражением понимается бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям (Г.М.Андреева, 1980). Эмоциональное заражение возникает не как результат осознанного восприятия какой-либо информации, а как передача определенного эмоционального состояния, психического настроя от одного человека к другому. В связи с тем, что эмоциональное заражение возникает в группе людей, эмоции многократно усиливаются, оказывая сильное влияние на поведение. Ярким примером эмоционального заражения является паника, возникающая, как правило, в ситуации неопределенности, дефицита информации.

В состояние, близкое к панике, может перерасти предсоревновательная тревога спортсменов (В.Параносич, Л.Лазаревич, 1977). Паника может выразиться у спортсменов в хаотической двигательной активности или, наоборот, в заметном торможении двигательной активности. Это создает впечатление, что спортсмены находятся в состоянии апатии, хотя на самом деле они испытывают парализующий активность страх, очень сильную тревогу. Возрастающая неуверенность, напряжение вызывает у части спортсменов стремление к большей взаимной близости в отношениях, потребность в психологической поддержке. Другая часть спортсменов, наоборот, стремится избавиться от груза групповых эмоций, что выражается в просьбах отпустить их перед ответственными соревнованиями домой или разрешить работать индивидуально.

Проявлением эмоционального заражения является сходство предстартовых состояний спортсменов и их тренеров (С.П. Чаталбащян, 1971). Вероятность передачи эмоций от тренеров к спортсменам может возрастать вследствие того, что, во-первых, тренеры меньше, чем спортсмены контролируют свои эмоции, а, во-вторых, спортсмены больше обращают внимание на эмоциональное состояние тренера, так как по нему они судят о своей готовности к выступлению в соревнованиях (Р. Мартенc, Д. Бертон, 1982).

Наличие в команде лиц, восприимчивых к эмоциям окружающих или способных индуцировать свои эмоции другим, должно быть в центре внимания психологической службы, обеспечивающей выступление спортсменов во время ответственных соревнований. Важно так организовать общение, чтобы исключить или по крайней мере ограничить контакты, вызывающие распространение и усиление нежелательных эмоций. С другой стороны, следует иметь в виду, что эмоциональное заражение может быть источником мобилизации сил команды как в условиях тренировок, так и во время соревнований.

Отличительной чертой жизни спортсменов в большом спорте является ее открытость для публики, постоянные контакты со средствами массовой информации. Они оказывают на жизнь спортсменов сильное и неоднозначное влияние. С одной стороны, газеты и телевидение делают спортсменов популярными. С другой стороны, они создают дополнительные источники психических нагрузок. Исследования показывают, что спортсмены относят контакты с журналистами к наиболее сильным стрессорам наряду с взаимоотношениями с соперниками, фанатами, судьями.

Средства массовой информации создают части спортсменов психические нагрузки уже тем, что привлекают к их жизни слишком большое внимание.

Спортсменов раздражает необъективность публикаций прессы, подверженность штампам и стереотипам при создании имиджа известных спортсменов.

Средства массовой информации могут оказать сильное влияние на психическое состояние спортсменов, особенно, в значимые моменты их жизни. Журналисты, освещающие крупнейшие спортивные события, стремятся донести до своей аудитории их драматизм и эмоциональный накал. Но, увлекаясь этой задачей, они не всегда анализируют влияние своих сообщений на спортсменов. И часто статья или репортаж становится каталогом негативных мыслей, выражающих сомнения спортсменов в своих силах, на подавление которых тратят столько сил тренеры и психологи.

Переживание значимости одного из главных стартов в жизни спортсменов, ответственности за результаты выступлений, предсоревновательное волнение вполне естественно. Даже самых эмоционально устойчивых и прекрасно подготовленных спортсменов в такой момент могут охватить сомнения в успехе. Поэтому так важна для них психологическая поддержка, информация, укрепляющая уверенность в себе, подчеркивающая значимость и плодотворность работы, выполненной в процессе подготовки к ответственному выступлению.

Особой проблемой является публичность соревнований в большом спорте. Исследования показывают, что существуют значительные индивидуальные различия между спортсменами по их реакции на присутствие и поведение зрителей. Для части спортсменов характерна ориентация на отношение к ним публики, нацеленность на общение с ней во время соревнований. Некоторые спортсмены предпочитают во время соревнований отстроиться от воздействий публики. Деперсонализированное восприятие зрителей, когда спортсмен стремится не замечать кого-то из присутствующих в отдельности, говорит о повышенной эмоциональной напряженности, о том, что реакции публики являются для спортсмена дополнительной психической нагрузкой (И.П.Волков, 1987; А.Л.меньщикова, 1985).

Многообразие социальных контактов высококвалифицированных спортсменов, возможность столкновения с ощутимым психологическим давлением, сложное переплетение в большом спорте сотрудничества и соперничества делает одной из задач психологической службы повышение социально-психологической компетентности спортсменов, профилактику психических перегрузок, связанных с общением.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: