Основы психологии и педагогики. Психические процессы




Чувства также относятся к эмоциям, однако они характеризуются более сложными и устоявшимися отношениями, в отличие от временных эмоциональных переживаний, и включают в себя целую гамму различных эмоций. Чувства являются самыми длительными и устойчивыми эмоциональными переживаниями с ярко выраженной предметной направленностью. В психологии существует разделение чувств на три основные группы, это моральные, интеллектуальные и эстетические чувства.

Моральные чувства основаны на нравственной оценке своих собственных поступков и поступков других людей. К ним относятся чувство долга, дружба, любовь, чувство ответственности и другие. Интеллектуальные чувства основываются на удовлетворении познавательных потребностей, таких как любознательность, овладение новыми навыками и прочих. Эстетические чувства связаны с удовлетворением эстетических потребностей. К ним можно отнести чувство прекрасного и возвышенного или наоборот безобразного и низменного.

Поведение человека обусловлено мотивационными процессами, которые заключаются в возникновении определенных внутренних побудителей. Мотивация заключается в актуализации потребностей человека, что вызывает напряжение в психике и возникновение мотивов. Потребностями называется нужда человека в чем-либо. Человеческие потребности разделяются на потенциальные и актуализованные, духовные и материальные, социальные и биологические, просоциальные и асоциальные, индивидуальные, групповые и общественные, здоровые и нездоровые, ведущие и второстепенные, устойчивые и неустойчивые, реальные и иллюзорные.

По А.Х. Маслоу потребности классифицируются следующим образом. Физиологические потребности это естественные потребности организма, такие как жажда, голод, половое влечение и прочее. Потребности в безопасности это необходимость чувствовать защиту, избавление от страха и агрессивности. Потребности в принадлежности к любви это необходимость в принадлежности к человеческой общности, нахождение в окружении людей. Потребность уважения заключается в одобрении и признании другими людьми. Познавательные потребности это знания, умения, понимание и исследование. Эстетические потребности включают в себя гармонию, симметрию, порядок и красоту. Потребность в самоактуализации заключается в реализации собственных идей, целей, способностей, развитии личности. Последняя потребность в данной иерархии является наивысшей.

А.Х. Маслоу, основываясь на вышеизложенной классификации потребностей, создал собственную теорию мотивации, по которой любой индивид после удовлетворения своих низших потребностей неминуемо стремится удовлетворить и потребности более высокого уровня. Как внутренние побудители удовлетворения потребностей индивида мотивы в различных ситуациях могут переживаться в виде различных психических явлений, осознанных или неосознанных.

Существуют мотивы одобрения, достижения цели, избегания неудач, мотивы власти, альтруистические мотивы и прочие. На психическое состояние и поведение человека могут оказывать влияние сразу несколько различных мотивов. Это состояние называется полимотивированностью. Мотивы могут вступать в противоречие и борьбу между собой, что называется мотивационным конфликтом. На разрешение этого конфликта непосредственное влияние оказывает доминирующее мотивационное возбуждение нервной системы человека.

По принципу доминанты, который сформулировал А.А. Ухтомский, в определенный момент времени превалирующим является именно тот мотивационный процесс, в котором состоит наибольшая потребность.

Психические процессы, в основе которых лежат волевые усилия человека, называются волевыми процессами. Это осознанное регулирование собственного поведения, связанное с преодолением как внутренних, так и внешних препятствий, с направлением всех усилий на выполнение поставленных перед собой целей. Человек мобилизует всю свою волю для принятия решений, выбора целей, совершения необходимых действий для преодоления всех препятствий, возникающих на его пути.

Волевые процессы могут быть как простыми, непоколебимо ведущими к цели и не требующими борьбы мотивов при принятии решений, так и достаточно сложными. Сложные волевые процессы можно условно разбить на следующие этапы: осознание цели и стремление для ее достижения, осознание своих возможностей, появление мотивов, борьба мотивов и выбор возможностей, принятие решения о последующих действиях и, наконец, осуществление принятого решения.

Помимо волевых действий человек совершает и другие действия, часто почти не связанные с контролем со стороны сознания и не нуждающиеся в приложении волевых усилий, такие как автоматические и инстинктивные. По характеру протекания волевых процессов определяют необходимые волевые качества личности. Это самообладание, целеустремленность, самостоятельность, настойчивость, решительность, инициативность, энергичность исполнительность.

Психические процессы взаимосвязаны с психическим состоянием человека. Психическое состояние является относительно устойчивым в определенный момент времени уровень психической активности человека. По динамичности оно занимает некое промежуточное место между психическим свойством и психическим процессом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: