РУДНЕНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Рабочая тетрадь
для практических работ
по специальности
1203000 «Организация перевозок и управление движением на железнодорожном транспорте»
по предмету: «Организация и управление движением на железнодорожном транспорте»
студента группы Д-15-ОП и УДЖТ
_____________________________________________
(Фамилия, имя)
2017-2018 учебный год
ВВЕДЕНИЕ
Уважаемый студент!
Рабочая тетрадь предназначена для выполнения практических работ по предмету «Организация и управление движением на железнодорожном транспорте». С целью систематизации и закрепления теоретических знаний на 3-4 курсах предусмотрено выполнение практических работ в количестве 40 часов. Практические работы завершают теоретическое усвоение материала по определенной теме, а также являются подготовкой к итоговому контролю.
Рабочая тетрадь содержит контрольные вопросы для подготовки к работе, последовательность выполнения практических работ, необходимые формулы и пояснения к ним, рисунки, таблицы или их заготовки для экономии времени, а также примеры выполнения наиболее сложных заданий и необходимые приложения. Это поможет Вам успешно выполнить все практические работы, курсовые и дипломный проекты, а также осуществить подготовку к ОУПП.
Предлагается:
1. Посещать практические уроки по расписанию.
2. Выполнять практические работы в последовательности:
2.1 перед уроком практической работы повторить теоретический материал;
2.2 на уроке ответить на контрольные вопросы;
2.3 выполнить работу в настоящей рабочей тетради;
2.4 сделать заключение по проделанной работе;
2.5 защитить работу.
Практическую работу выполняйте самостоятельно. Обращайтесь к преподавателю в ходе практической работы в том случае, когда все попытки найти ответ не удаются.
Если Вы не справились с практической работой или отсутствовали на уроке, выполните работу в день дополнительных занятий.
Критерии оценки выполнения практических работ:
5 (отлично) Работа выполнена аккуратно, без ошибок в часы занятий, не требует дополнительного времени на завершение. Студент использует знания, полученные на занятиях, без дополнительных пояснений. Владеет теоретическим материалом и профессиональной терминологией.
4 (хорошо) Работа выполнена в часы занятий аккуратно, но имеются недочеты или 1 ошибка. С дополнительными пояснениями студент использует знания, полученные на занятиях. При защите работы студент допускает отдельные неточности в ответах, владеет профессиональной терминологией.
3 (удовлетворительно) Работа требует дополнительного времени на завершение, выполнена с ошибками. Студент применяет теоретические знания на практике с дополнительными пояснениями преподавателя; допускает ошибки в профессиональной терминологии и затрудняется в ответах.
2 (неудовлетворительно) Работа выполнена не верно, небрежно, не завершена. Студент не способен использовать теоретические знания по данной дисциплине, работа не защищена.
Очень надеюсь, что материалы данной рабочей тетради помогут Вам в учебном процессе.
Желаю успехов!
МОНИТОРИНГ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ практ. рабо-ты | Продол-житель-ность, час. | Тема практической работы | период выполне-ния | Оцен-ка защи-ты | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Решение маневровых задач | 5 семестр | ||||
Планирование работы со сборным поездом на опорной промежуточной станции | 5 семестр | ||||
Составление технологических графиков работы горки. Определение перерабатывающей способности сортировочной горки | 5 семестр | ||||
Итого за 5 с. | |||||
Организация дальнего и местного пассажирского движения | 6 семестр | ||||
Итого за 6 с. |
Практическая работа №1
Тема: Решение маневровых задач
Цель: приобретение навыков расчета продолжительности основных операций маневровой работы, обеспечивающих самостоятельное выполнение курсового проекта.
Последовательность выполнения работы:
1) Ответь на контрольные вопросы (устно):
- Что такое маневры?
- Что такое рейс? Из чего он состоит?
- Какими бывают полурейсы?
- Что такое маневровый состав?
- Перечисли виды маневров?
- Назови способы расформирования составов?
- От чего зависит продолжительность полурейса?
- Какой поезд называют сборным?
- Какие требования согласно ПТЭ необходимо выполнять при формировании составов?
- В чем заключается формирование сборного поезда?
2) Рассчитай время занятия горловины прибывающим и отправляющимся поездом (задача 1);
3) Рассчитай время на расформирование состава с вытяжного пути (задача 2);
4) Рассчитай технологическое время на формирование сборного поезда, накапливаемого на одном пути (задача 3);
5) Определи технологическое время на окончание формирования одногруппного состава из вагонов, накапливаемых на одном пути при расстановке вагонов по ПТЭ (задача 4);
6) Определи технологическое время на перестановку состава из парка сортировки в приемоотправочный парк (задача 5);
7) Сделай заключение по произведенным расчетам;
8) Защити работу.
Таблица 1.1
Исходные данные (по последней цифре шифра студента)
№ варианта* | Полезная длина ПО путей, м | Уклон путей | Число отцепов в составе поезда | Среднее число расцепок | Число промежуточных станций на участке | Длина горловины, м Lгорл | Расстояние от разделительной стрелки до предельного столбика парка приема, м, l1 | Расстояние от разделительной стрелки до предельного столбика парка сортировки, м, l2 | Серия маневровых локомотивов |
1,5 | 0,3 | ЧМЭ-3 | |||||||
2,0 | 0,4 | ТЭМ-5 | |||||||
2,5 | 0,3 | ТЭМ-2 | |||||||
3,0 | 0,2 | ЧМЭ-3 | |||||||
2,0 | 0,4 | ТЭМ-5 | |||||||
2,5 | 0,3 | ТЭМ-7 | |||||||
1,5 | 0,2 | ТЭМ-2 | |||||||
3,0 | 0,4 | ТЭМ-2 | |||||||
2,5 | 0,3 | ЧМЭ-3 | |||||||
2,0 | 0,2 | ЧМЭ-3 |
*Выдели маркером строку своего варианта.
Задача 1
Рассчитай время занятия горловины прибывающим и отправляющимся поездом (рис. 1, 2).
Задача 2
Рассчитай продолжительность расформирования состава из 50 вагонов на вытяжном пути (маневры производятся серийными толчками).
Задача 3
Рассчитай технологическое время на формирование сборного поезда, накапливаемого на одном пути.
Задача 4
Определи технологическое время формирования одногруппного состава из вагонов, накапливаемых на одном пути при расстановке вагонов по ПТЭ.
Задача 5
Определи технологическое время на перестановку состава из парка сортировки в ПО парк
(рис. 3).
При решении задач используются обобщенные формулы для расчета норм различных видов маневровой работы. Введенные коэффициенты учитывают основные особенности, влияющие на продолжительность маневров, и позволяют быстро найти время, потребное для выполнения различных маневровых операций.
Выполнение работы:
Решение задачи 1. Расчет времени занятия горловины прибывающим и отправляющимся поездом (рис. 1.1, 1.2)
Расчет выполняется для четной горловины, а для нечетной горловины принимается то же время следования грузовых поездов на зеленый огонь.
1.1 Занятие горловины прибывающим поездом:
Время занятия горловины прибывающим поездом определяется по формуле:
, (1.1)
где – расстояние, проходимое поездом по прибытию на станцию;
V – скорость, с которой прибывает поезд (40 км/ч);
– время на восприятие сигнала светофора машинистом (0,05 мин).
l вос l блок l горл
Рисунок 1.1 Путь следования поезда на станцию
Расстояние, проходимое поездом по прибытию на станцию определяется по формуле:
, (1.2)
где – полезная длина приемоотправочных путей на станции (по исходным данным);
– длина блок-участка (1000 м);
–длина горловины (по исходным данным);
–длина поезда:
, (1.3)
где m – число вагонов в составе поезда (50 вагонов);
–длина вагона (15 м);
–длина локомотива (30 м).
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
1.2 Занятие горловины отправляющимся поездом:
Рисунок 1.2 Путь следования поезда по отправлению
, (1.4)
, (1.5)
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Ответ:______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Решение задачи 2. Расчет времени на расформирование состава с вытяжного пути, если маневры производятся серийными толчками
Время на расформирование определяется по формуле:
, (1.6)
где А, Б – нормативы времени, зависящие от способа сортировки вагонов, уклона вытяжного пути, типа локомотива (А – приходящиеся на один отцеп, Б – приходящееся на один вагон расформировываемого состава, приложение 1);
– число отцепов, на которые делится состав при расформировании (по исходным данным);
–число вагонов в составе (50 вагонов);
– продолжительность осаживания вагонов после расформирования состава, мин.:
(1.7)
____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Ответ:______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Решение задачи 3. Расчет технологического времени на формирование сборного поезда, накапливаемого на одном пути
Продолжительность формирования сборного поезда состоит из затрат времени на сортировку и сборку вагонов:
(1.8)
Продолжительность составляющих операций:
; (1.9)
(1.10)
при , (1.11)
где – число станций, на которых производится работа сборного поезда на участке, т.е. число групп формирования (по исходным данным).
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Ответ:______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Решение задачи 4. Расчет продолжительности формирования одногруппного поезда
, (1.12)
где В, Е – нормативные параметры, выражающие затраты времени, значения которых зависят от числа расцепок в местах несовпадения осей автосцепок в местах несовпадения осей автосцепок и постановки прикрытия (приложение 2);
– затраты времени на сцепление вагонов и подтягивание состава к предельному столбику, мин.:
(1.13)
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Ответ: ______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Решение задачи 5. Расчет времени на перестановку состава из парка в парк (рис. 1.3)
, (1.14)
где a, b – нормативы времени на полурейсы заездов перестановок составов и групп вагонов, мин. (приложение 3; по условиям профиля включения тормозов при маневрах не требуется);
– постоянная величина (1-1,5).
П
С |
Рисунок 1.3 Схема расположения парка приема и парка сортировки
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Ответ: ______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Заключение:__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Практическая работа №2
Тема: Планирование работы со сборным поездом на промежуточной станции
Цель: закрепить знания о планировании и организации работы со сборным поездом на промежуточной станции.
Последовательность выполнения работы:
1) Ответь на контрольные вопросы (устно):
- Каково назначение промежуточной станции?
- Что представляет собой сборный поезд?
- Какие операции выполняются со сборным поездом на промежуточной станции?
- Что должно быть предусмотрено на промежуточной станции до прибытия на нее сборного поезда?
- Кто отвечает за документы и маневровую работу со сборным поездом?
- Каким локомотивом выполняется маневровая работа со сборным поездом на промежуточной станции?
- Каковы обязанности главного кондуктора?
2) Рассмотри схему промежуточной станции (рис.2.1).
3) Изучи рассмотренный пример 2.1 по составлению плана маневровой работы со сборным поездом и установлению технологического времени его стоянки на промежуточной станции (рис. 2.1).
4) Составь самостоятельно план маневровой работы со сборным поездом и установи технологическое время его стоянки на данной промежуточной станции - реши задачу №2.1 по образцу примера 2.1 (решение оформи в таблице 2.3).
5) Построй график обработки сборного поезда по образцу (рис. 2.2) в соответствии с решением задачи 2.1.
6) Реши задачу №2.2 (решение оформи в таблице 2.4).
7) Сделай заключение по работе.
8) Защити работу.
Рисунок 2.1 Схема промежуточной станции
Пример 2.1
Составить план маневровой работы с четным сборным поездом и установить технологическое время его стоянки на промежуточной станции (рис. 2.1). Исходные данные: от сборного поезда требуется отцепить 5 вагонов, находящихся в головной части, и подать их на погрузочно-выгрузочный путь 6. На этом пути находится 7 вагонов к прицепке в головную часть поезда. Маневры выполняет поездной локомотив. Время на пробу тормозов после маневров 10 мин; на проход главным кондуктором 100 м – 1 мин; на осмотр одного вагона – 0,16 мин; на перекрытие концевых кранов – 0,12 мин; на разъединение и подвешивание рукавов – 0,12 мин; на расцепку вагонов – 0,06 мин.
Средняя длина одного вагона равна 15 м, локомотива 35 м. Расстояние между центрами переводов стрелок 17 и 19 принять равным 50 м, от контрольного столбика до центра перевода 40 м и от центра перевода до стыка рамного рельса – 15 м.
Решение:
Четный сборный поезд принимается на путь 4. С отцепленной группой вагонов, стоящей в голове состава, поездной локомотив, используя вытяжной путь 7, производит маневры. Общее время на маневры складывается из времени на выполнение отдельных полурейсов.
Время на один полурейс перестановки вагонов с пути на путь
tпр = a + bmc, (2.1)
где a и b – нормативы времени (a – время в мин. на передвижение локомотива;b – время в мин. на передвижение одного вагона маневрового состава),приведены в приложении 3;
mc– число вагонов в маневровом составе.
Длина каждого полурейса определяется исходя из заданных расстояний и числа вагонов в маневровом составе.
Длина 1-го полурейса. Сборный поезд по прибытии на станцию должен остановиться, не доезжая 30 м (не менее) до контрольного столбика, так как отцепляется от него 5 вагонов, а прицепляется 7. Длина 5 вагонов и локомотива равна 15⋅5+35 = 110 м. Расстояние от контрольного столбика до стыка рамного рельса стрелки 17 равно 40+15 = 55 м. Длина 1-го полурейса равна 30+55+110= 195 м.
Длина 2-го полурейса от стыка рамного рельса стрелки 17 до стоящих на расстоянии 15 м от контрольного столбика на пути 6 вагонов равна 15+50+40+15 = 120 м.
Длина 3-го полурейса с пути 6 за стрелку 17 будет больше длины 2-го полурейса на длину 7 вагонов 120+15⋅7 = 225 м.
Длина 4-го полурейса: 15+40+30+110=195 м.
Длина 5-го полурейса: 35+40+15=90 м.
Длина 6-го полурейса: 15+50+40+75+10=190 м.
Длина 7-го полурейса: 10+40+50+15=115 м.
Длина 8-го полурейса: 15+40+35=90 м.
Таблица 2.1
План работы и расчет времени на маневры
Наименование полурейса | Длина полурейса, м | Число вагонов | a | b | Время полурейсов, мин |
1-й. Следование с отцепленными вагонами с пути 4 за стрелку 17 2-й. Следование на путь 6 3-й. Следование с пути 6 в направлении пути 7 за стрелку 17 4-й. Следование на путь 4 для прицепки к составу 7-ми вагонов 5-й. Следование с пути 4 за стрелку 17 6-й. Следование на путь 6 для отцепки вагонов 7-й. Следование локомотива с пути 6 за стрелку 17 8-й. Следование локомотива на путь 4 | - - | 0,9 0,81 1,0 0,9 0,72 0,9 0,81 0,72 | 0,018 0,016 0,034 0,030 0,014 0,018 - - | 0,99 0,89 1,41 1,26 0,79 0,99 0,81 0,72 | |
Итого время | 7,86 | ||||
Дополнительное время | 2,88 | ||||
Итого продолжительность маневров |
В таблице 2.1 приведен план работы со сборным поездом и расчет времени на маневры. Общее время маневров составляет 7,86 мин. Кроме времени на передвижение, при маневрах следует учесть дополнительное время:
- на проход главным кондуктором (перед выполнением 1-го полурейса) к месту отцепки вагонов. Если кондуктор находится на локомотиве, а отцепляется 5 вагонов, то расстояние прохода с учетом длины локомотива равно 15⋅5+35 = 110 м. Время прохода составит 0,01⋅110 = 1,1 мин;
- на перекрытие концевых кранов – 0,12 мин, разъединение тормозных рукавов и их подвешивание – 0,12 мин, и расцепку вагонов – 0,06 мин. Всего 0,3 мин;
- на осмотр прицепляемой группы вагонов (перед 3-м полурейсом), равное 0,16⋅7 = 1,12 мин;
- на отцепку вагонов, оставляемых на пути 4 (перед 5-м полурейсом), - 0,06 мин;
- на перекрытие концевых кранов, разъединение тормозных рукавов и отцепку локомотива от вагонов, оставляемых на пути 6 (перед 7-м полурейсом), - 0,3 мин.
Дополнительное время при маневрах 1,1+0,3+1,12+0,06+0,3=2,88 мин. Итого продолжительность маневров 7,86+2,88 ≈ 11 мин.
На рисунке2.2 представлен график обработки сборного поезда. Технологическое время его стоянки на промежуточной станции составляет 25 минут.
Операция | Время, мин | ||
0 10 | |||
Получение от главного кондуктора документов на отцепляемые вагоны и ознакомление с планом маневров Маневры по отцепке и прицепке групп вагонов Прицепка локомотива и проба тормозов Получение от дежурного по станции документов на прицепляемые вагоны, проход к составу и отправление | |||
Итого: |
Рисунок 2.2 Пример графика обработки сборного поезда
Выполнение работы:
Задача 2.1
Таблица 2.2
Исходные данные по вариантам
Вариант/данные* | От сборного поезда требуется отцепить | К сборному поезду требуется прицепить |
вариант 1 | ||
вариант 2 | ||
вариант 3 | ||
вариант 4 | ||
вариант 5 | ||
вариант 6 | ||
вариант 7 | ||
вариант 8 | ||
вариант 9 | ||
вариант 10 |
В первом, втором, пятом и шестом полурейсах тормоза включены, в третьем и четвертом – выключены.
*Остальные данные использовать из примера 2.1.
Решение:
Таблица 2.3
План работы и расчет времени (задача 2.1)
Наименование полурейса | Длина полурейса, м | Число вагонов | a | b | Время полурейса, мин |
Итого время | |||||
Дополнительное время | |||||
Итого продолжительность маневров |
Операция | Время, мин | ||
0 10 | |||
Получение от главного кондуктора документов на отцепляемые вагоны и ознакомление с планом маневров Маневры по отцепке и прицепке групп вагонов Прицепка локомотива и проба тормозов Получение от дежурного по станции документов на прицепляемые вагоны, проход к составу и отправление | |||
Итого |
Рисунок2.3 График обработки сборного поезда
Задача 2.2
Составить план маневровой работы с нечетным сборным поездом (40 вагонов). Отцепляемые 5 вагонов находятся в голове состава и должны быть поданы на погрузочно-выгрузочный путь 6. Убираемые с этого пути 7 вагонов прицепляют в голову состава. Остальные данные приведены в примере 2.1. Для определения коэффициента b иметь в виду, что в 1, 2, 3, 6 и 7-ом полурейсах тормоза включены, а в 4 и 5-м – выключены.
Решение:
Таблица 2.4
План работы и расчет времени(задача 2.2)
Наименование полурейса | Длина полурейса, м | Число вагонов | a | b | Время полурейса, мин |
Итого время | |||||
Дополнительное время | 3 мин. | ||||
Итого продолжительность маневров |
Заключение:____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №3