Кукольная сцена и её три измерения.




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Выпуск

Из серии «Создаём театр кукол своими руками»

УЛЬЯНОВСК 2008 г.

Две пьесы для петрушечного театра.

(Н.Симонович – Ефимова. Записки Пертушечника и статьи о театре кукол.

Басня Крылова «Крестьянин и работник»

Действующие лица:

Крестьянин – средних лет, лысый, хозяйственный. В коричневом армяке.

Работник – бледный

Медведь – большой, меховой, пушистый.

Реквизит: Топор из жести. Вилы. Декорации нет – сцена пустая.

Слова басни Жесты и движения кукол
Старик-крестьянин с Батраком Шёл, под вечер, леском домой, В деревню, с сенокосу, Крестьянин появляется снизу, слева. Появляется за ним батрак. Идут через сцену в направлении леса, дома.
И повстречали вдруг Медведя Нос к носу. Появляется снизу неожиданно и прямо перед Крестьянином Медведь, справа. Смотрят друг на друга.
Крестьянин ахнуть не успел, Как на него Медведь насел Подмял Крестьянина, Крестьянин пятиться, но Медведь обхватил Крестьянина. Борьба. Кружатся, раскачиваются вперёд и назад. Крестьянин валиться, Медведь на него. Крестьянин трижды встаёт, но каждый раз опять поддаётся силе Медведя.
Ворочает, ломает, И, где б его почать, Лишь место выбирает: Конец приходит Старику. «Степанушка родной, Не выдай, милой!» Из-под Медведя он Взмолился Батраку. Перекатываются по сцене. Крестьянин лежит лицом к верху. Медведь рычит ему в лицо. Крестьянин переворачивается. Стучит несколько раз рукой об пол, несколько раз. Медведь хватает его за руку и тискает её.
Вот, новый Геркулес, Со всей собравшись силой, Что только было в нём, Отнёс полчерепа Медведю топором И брюхо проколол ему железной Вилой. На руку Батрака за сценой надевается топор, и он ударяет три раза по лбу Медведя, который моментально затихает, лёжа на спине. Быстро берёт вилы и протыкает Медведя.
Медведь взревел И замертво упал: Медведь мой издыхает. Медведь подымается и падает ничком на другом конце сцены. Умирает.
Прошла Беда; Крестьянин встал, И он же Батрака ругает. Крестьянин встаёт, расправляется, осматривает Медведя, качает головой, разводит руками. Подходит близко к Батраку, гневно жестикулирует.
Опешил бедный мой Степан. «Помилуй, - говорит, - за что?» Крестьянин возвращается к Медведю, поднимает мёртвую его лапу, качает головой. Крестьянин оборачивается к батраку резко.
- «За что, болван!   Крестьянин близко подходит и бьёт Батрака по щеке рукой.
Чему обрадовался сдуру? знай колет! Трясётся от злости. Оборачивается к Медведю, нагибается над ним, как бы колет рукой, передразнивая батрака.
Всю испортил шкуру!» Тычет в Медведя, потом подходит к батраку и быстро, и долго, и звонко бьёт его по голове. Подходят оба к Медведю, берут его и уносят через всю сцену. Батрак – дрожа, хозяин – горестно качая головой над Медведем.

Всё действия мини-спектакля длиться 4 минуты.

СЦЕНАРИЙ ГНОМОВ

Действующие лица:

Старик – человек, борода и брови которого из белого меха надеваются вместе с черепом из папье-маше. Он в рубахе и жилете.

1-ый Гном – средних лет, лысый, голос высокий. В чёрном плаще и плюшевом жилете.

2-ой Гном – старик с жидкой бородой из белого меха, весь в красном (плащ и суконные башмачки). Голос низкий.

3-ий Гном – молодой, с огненно-рыжей бородой и хохлом из оранжевого меха. Плащ зелёный, шёлковый.

4-ый Гном – «доктор», в черной бархатной мантии, с меховым жёлтым воротником, белые манжеты, сам лысый, виски пушистые, похож на Андерсена. Умное и лучезарное выражение лица.

(размер кукол – пять вершков около 21 см.)

Реквизит: Деревцо с корнем; сумка через плечо для человека (в ней кисет, носовой платочек); «алмаз», склеенный из обломков зеркала (или гранёный кусочек стекла около 6 см.); верёвка; лесенка (27 см.)

За кукол играют два артиста, третий работает живым планом.

Пролог

Кукла конферансье или актёр: Сейчас будет пьеса про гномов. Вы знаете, кто такие гномы? Да, это маленькие человечки, которые живут внутри гор: там они работают, раздувают огонь, куют… А для начала послушайте музыку её сочинил про гномов знаменитый норвежский композитор Григ. Слушайте внимательно, вы уже в музыке сможете услышать как ходят гномы, как они водят хороводы…

(музыка Troldtog. E/ Grieg. op. 54 №3)

Когда первая часть (allegro moderato) окончена, занавес открывается.

Музыка продолжается (часть cantabile).

Справа спит старик (виден до пояса); слева – тощее деревцо. Музыка сонная. Вылезает снизу Гном в чёрном (прыгает, видит старика, пугается):

 

Теперь я узнал кто нашу гору ломал! Вот этот самый старик!

Хоть дряхлый на вид, а какой поднял гром! Вот у него лом.

И тачка нагруженная камнями, обломками с нашей горы,

Где мы, гномы, живём с давней, давней поры…

Братцы гномы, идите сюда! (нагибается к земле, стучит туда, подзывает рукой; говорит шёпотом) ОН здесь!

Гном в красном (вылезает ):

Старый, дряхлый, а мог какой наделать переполох!

Э, да он похож на меня: такая же седая борода!

Чёрный гном:

Да. Только пальцев у него, кажется, восемь.

Красный гном:

Давайте, мы его попросим к нам больше не ходить!

Чёрный гном:

Да, брать камни подальше где-нибудь такое.

Красный гном:

И оставить нашу гору в покое!

Чёрный гном:

Давайте считаться, кто будет с ним говорить!

Вылезает гном в зелёном плаще, с рыжей бородой (безмолвная роль). Все гномы становятся в ряд, в середине Красный Гном считает, касаясь каждого рукой, начиная с рыжего.

Красный гном:

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять,

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет –

Пиф, паф, ой, ой, ой,

Умирает зайчик мой.

(Рыжий гном отходит)

Чёрный гном (продолжает считать, начиная с другого):

Шатыр-батыр Губернатор,

Шапка плисовая,

Вся исписанная!

Я остался! Мне и говорить – я ведь самый ловкий!

Красный гном (обращается к Рыжему):

А знаешь, опутаем его сперва верёвкой, Давай верёвку.

Красный и Чёрный гномы становятся рядом и говорят, как бы вместе:

Он хоть большой, да один; а мы, гномы, маленькие, да нас много.

Что хотим, то и сделаем.

Вот, верёвку давай! Тащи сюда! Лестницу неси! Ставь на плечо! Тащи ещё! Запутывай за палец!

Ставят лестницу на согнутой руке старика, прислонив к лицу. Запутывают толстой верёвкой его руки, лезут по лестнице, как вдруг старик громко чихает. Лестница падает, гномы валятся и мигом прячутся около дерева, скорчившись друг за другом.

Старик (посапывает, шамкает): Сел отдохнуть да и уснул. Батюшки, кто же это меня запутал? (распутывается; обращается к детям) Э, э, э, да тут ребятишки. Это вы меня запутали? (дети кричат: «Нет!») А кто же, коли не вы? (Дети кричат: «Это гномы!») Какие гномы? (Дети: «Вот они!») Никаких гномов нет, глупости, и я не верю и вы не верьте, никаких гномов нет…

Гномы (встав перед стариком): Нет есть! Вот мы,

Старик (испугавшись): Да вы – чертенята!

Гномы: Нет, мы не чертенята.

Красный гном: Черти ведь не работают совсем.

Чёрный гном: И затем, глупостям учить у них одна забота…

Красный гном: А на нас лежит вся подземная работа. В горах это известно всем!

Гномы вместе (становясь в ряд):

Мы плавим на подземном огне металлы, раздуваем подземный огонь,

Мы скалы разбиваем! Всё с великим трудом!

(садятся и стучат враз по краю)

Мы работаем вот так, всей семьёю!

Добываем золото, медь, серебро,

Куём всё глубоко, глубоко под землёю

И приносим к себе в гору это добро.

Звучит музыка – гавод. Гномы танцуют четыре разные фигуры. Старик изумляется, смотрит, трогает их. На последней фигуре гномы подскакивают к нему и, обнявшись, смотрят.

Старик: И глазам не верю. И ушам не верю, - ну, уши-то у меня плохи, а глазам не верю.

Гном: Не веришь? не веришь А сейчас поверишь! Гоп (схватил его за бороду.)

Старик: Ух, оставь бороду-то, оставь! Да где мой костыль? Да уйди ты, окаянный! Да платок мой где? (отмахивается платком)

Гном схватил платок, вырвал и дразнит старика; все суетятся. Старик поймал наконец Чёрного гнома с платком и поднял в воздух. Актёр – кукловод быстро вынимает руку из куклы, пока она не отделилась от ширмы.

Старик: А, попался! Погоди, ты! Вот я тебя в сумку посажу, отнесу ребятишкам, играть будут.

Достаёт из сумки малиновый кисет и сажает гнома в кисет. Чёрный гном отбивается в его руке. Красный и Рыжий мешают всячески старику. Хватают за руку, за локоть, лезут отовсюду, тянут кисет, бьют его энергично своими маленькими ручками. Старик серьёзно с ними борется, откидывает, толкает, отрывает, и борьба продолжается довольно долго. Публика в это время тоже шумит, переживает. В тот момент, когда старик засадил-таки гнома в кисет и трясёт его на длинной зелёной тесёмке, Красный гном в отчаянии машет быстро в воздухе рукой, тянет кисет к себе, Зелёный помогает. Слышно такое, быстрое чиханье.

Старик: Эге, расчихался. У меня в кисете табак остался, вот он и расчихался.

Красный гном (тащит кисет к себе, потом падает на пол, машет одной ногой в воздухе): Ай – ай – ай, что случилось! Братец попал в беду! Сделай милость, дай я его уведу!

Старик: Ишь ты, уведу! Для того и ловил! Весь лоб мокрый. (Обтирается занавеской.) Я вот тебя сейчас прутом! (Выдёргивает деревцо с корнем, за корень держится четвёртый гном.)

Доктор: Я доктор, тоже гном. Я не позволю сажать товарища в сумку.

Старик: Это ты мне не позволишь? Ты – мне!

Красный гном берёт из его руки деревцо и бьёт старика по голове. Поднимается суматоха.

Старик (прячется за занавеску и кричит): Не буду, не буду! Да уйди ты, да уйди. Да где мой костыль.

Начинает ловить их с нетерпением и отчаянием. Те бесстрашно нападают со всех сторон. Совсем было одолели, но старик ухватил Красного гнома за колпачок и поднял в воздух. Начинается борьба в воздухе. Старик ловит поочерёдно всех гномов.

Старик: Погоди, он сейчас выглянет из земли, я его, как мыша, поймаю. (Ловит последнего, Рыжего) Ну, всех переловил! Фу, вспотел весь, вся лысина мокрая.

(Доктор уткнув голову в руки, пятясь, идёт по сцене). Опять вылез! Тебе чего? А? Чего тебе? (Доктор что-то пищит сквозь слёзы.) Ничего не слышно! (Подходит близко к старику, тот нагибается, чтобы услышать – доктор бьёт его по макушке рукой) Да ты не дерись. Говори толком, чего тебе? Погоди, поди сюда. (Берёт его нежно на руки, ласкает, гладит, прижав к себе) Ну, чего тебе?

Доктор (пищит очень громко): Отдай товарища!

Старик: Ну, отдам. Так бы и говорил, он мне и не нужен, товарищ-то. (Берёт сумку и шарит в ней рукой. Потом выворачивает и трясёт.) Стой, да где же товарищ? И кисет уволок. Ах ты, батюшки, кисет- то, кисет-то с табаком! Глядите-ка, он там не проходил, дети? Вон, вон, за скамейкой – то, нету? Ах ты, батюшки! Да лови его, лови, кисет-то главное дело.

Суматоха поднимается в театре. гномы ищут по сцене, смотрят по сторонам и вверх и вниз, дети двигают стульями, смотрят везде. Чёрный гном, закутанный в малиновый кисет, сидит сзади, на плече старика.

Дети: Да вот он, вот!

Старик: Де где?

Дети: За спиной-то у тебя, вон, сзади!

Старик поворачивается вокруг себя, гном оказывается спереди, сходит на сцену.

Чёрный гном: Я из сумки уже давно вылез… Чего я там буду сидеть? Ещё заразишься чем-нибудь … (дрожит)

Доктор: Здесь больно? (стучит по голове)

Чёрный гном (пищит): Повыше, пониже, поправей и полевей…

Доктор: Надо вас выслушать скорей. Лягте на правое плечо. Вздохните… Ещё. (выслушивает, выстукивает) Да, если нам к людям ходить, надо все болезни привить. Впрочем, у меня с собой пилюли, помогают в декабре и в июле.

Старик: Да вы, кажется, правда, правдышные? (тычет их пальцем.)

Доктор: Давайте, чтобы он поверил в нас.

Достанем ему из-под земли настоящий алмаз.

Мы все тайны земли знаем

Постучите здесь… там… ага, вот тут копаем.

Два гному уходят в землю, остальные смотрят вниз, им вслед.

Старик: У-гу-гу, куда ушли? (Гномы снизу глухо отзываются) Несут. Несут, уо-го-го… О, да какой алмаз-то, батюшки!

Гномы (вылезают с алмазом):

Ну вот, ты теперь к нам в гору не ходи.

Бери камни подальше где-нибудь такое

И оставь нашу гору в покое.

Старик (взял алмаз, любуется им, чиркает в воздухе): Да… только… может… это мне всё снится?

Гномы: Ах, какой несносный старикашка! Ведь вы видите нас, дети?

Дети: Да!

Гномы: Ну вот, теперь дети, мы к вам когда-нибудь приедем домой, вылезем из-под стола или из-под стула или приснимся!

Доктор: Я ведь доктор: как немного заболеете, я во сне и приду вас лечить.

Гномы: А теперь прощайте, кланяйтесь вашим родителям, Прощай и ты, старичок.

Музыка. Гномы обходят кругом и по одному скрываются под землю в том месте, где предполагается дыра. Старик смотрит на них, сопровождая прощальными жестами каждого уходящего.

ЗАНАВЕС (пьеса длиться семнадцать минут)

 

Кукольная сцена и её три измерения.

Для кукольного спектакля нужна особая сцена – актёра кукловода необходимо скрыть от глаз зрителей, поэтому нужна ширма.

Ширма отражает пространство, где находятся актёры-кукольники, и она же определяет границы пространства над ней, в котором живут, действую куклы.

Есть множество различных видов и типов ширм. Какому отдать предпочтение? Всё зависит от общих условий работы коллектива и от характера представлений, которые будут разыгрываться на этой ширме.

Если у коллектива есть постоянная площадка – следует взять более сложную конструкцию, если же коллективу приходиться выступать в разных местах – ширму надо делать мобильную, удобную для быстрого монтажа и демонтажа, лёгкую и компактную.

Один из классических вариантов простейших ширм:

Ширма делается из восьми деревянных рам, скреплённых петлями – навесками и обтянутых материей. В данном случае есть плюсы:легкость в транспортировке, переноске, быстрый монтаж и демонтаж и стоить она будет сравнительно не дорого, но есть и минусы: за этой ширмой могут расположиться ограниченное количество актёров 3-4 человека, занавеса нет, нет задника. Такого типа ширмы подходят для эстрадных номеров, но если вы приобретёте парочку штативов, то можете поставить и декорацию.

Если вам нужно увеличить размер ширмы, можно сделать дополнительную вставку – «раздвиньте ширму и тем удлините грядку. Можно вместо деревянных планок использовать дюралевые трубки, тем самым облегчить конструкцию. Вставляя трубки одну в другую (закрепляя их на шпильки), можно менять не только длину, но и высоту. Высота ширмы - 170 см, при условии, что в коллективе работают взрослые люди. В принципе, вы сами можете определить высоту – но надо считаться с фактическим ростом участников. Зрители не должны видеть головы актёров, но и завышать нельзя – актёрам трудно будет работать на вытянутой вверх реке, а зрители будут видеть только головы кукол.

Конечно же в коллективе могут быть люди самого разного возраста старайтесь к каждому подойти индивидуально: для очень высоких – тапочки или обувь без каблуков и на тонкой подошве, а на голову можно одеть плотно прилегающую шапочку чёрного цвета (или в цвет грядки); для участников коллектива с небольшим ростом обувь на толстой платформе с каблуком или приучить ходить на «котурнах».

Простую трёхстворчатую ширму можно несколько усложнить, укрепив на боковых створках продольную планку, на которой можно укрепить облегчённую декорацию из картона или тонкой фанеры. Но в данном случае ограничивается пространство – выйти из-за декорации или зайти за неё кукла не сможет, иначе как «нырнув» и «вынырнув», ведь если кукла одета на руку исполнителя и надо провести её сквозь декорацию (войти в дверь, зайти за дом или дерево) нельзя – рука кукловода наткнётся на перекладину. Если по ходу действия нужен куст, за которой прячутся, или забор, на которой залезают, то их лучше всего устанавливать на штативах. Нередко возникает необходимость сделать у ширмы «фон», чтобы выделить игровое пространство.

В таком случае к задним планкам ширмы можно прикрепить вертикальные стойки и соединить их перекладиной. На перекладину надевается матерчатый задник светло голубой, сероватый, светло-зеленый, похожий на небо или «воздух», чтобы куклы отчётливо выделялись на его фоне. Вся ширма тоже должна быть обтянута материей не яркой, без крупных узоров, то есть обтяжка должна быть спокойного, нейтрального цвета. Черный цвет – слишком мрачен, слишком светлая ткань – быстро пачкается, шёлк и бархат – утомляет глаз блеском. Лучший вариант - самые простые ткани (холст, дерюжка).

В любом спектакле важен момент выхода и ухода актёра.

Появление нового персонажа – это событие. Учитывая, что на данной ширме нет кулис - появление может быть из-за декорации. А если нет декорации? В таком случае кукла может только вынырнуть снизу. Но если действие происходит в комнате (скажем, на грядке стоит стол), то возникновение «из-под стола», «из-под земли» покажется нелепым… Проблему можно решить только поисками определённого режиссёрского решения.

Если это небольшой эстрадный номер, если место действия условно, то появление персонажа из-под ширмы и спуск за ширму воспримется совершенно естественно, как начало или конец номера.

Если место действия обозначено декорацией – например скамейка, где встречаются Он и Она, можно поднять и декорацию и кукол одновременно, и таким же способом опустить вниз по окончанию номера или действия.

Если по сюжету Он ждёт, а Она появляется с опозданием, то её появление из-под земли покажется странным, хотя в гротесковом номере такое появление может быть к месту. А если это не пародийный номер, то ей нужно подойти к скамейке откуда-то издали. Такое впечатление можно создать, если поставить скамью в одном углу ширмы, а она вынырнет в противоположном углу и пройдёт всю длину грядки, приближаясь к скамье. Если при этом есть возможность ярко осветить его на скамье, а противоположный угол ширмы затемнить, получится ещё лучше: она появиться из темноты и зрители не заметят, как это произошло.

Так же можно воспользоваться и глубиной заширменного пространства. Грядка срезает фигуру куклы тем сильнее, чем дальше находиться кукла от края ширмы. Отведите Её в глубь сцены и постепенно приближайтесь к грядке; зритель сперва увидит только макушку куклы, потом голову, плечи и т.д. Таким же образом можно сделать уход куклы – отдаляя её в глубину заширменного пространства от грядки.

Вы видите как тесно переплетаются элементы технические, обусловленные спецификой кукольной сцены – ширмы, с элементами чисто постановочными, режиссёрскими и даже актёрскими.

Можно подсказать и иное решение подобных задач: вы выступаете на сцене в клубе, где есть кулисы и занавес. Постарайтесь установить вашу ширму таким образом, чтобы сценический занавес вплотную подходил к задним краям боковинок ширмы – таким образом, у ширмы появляется портал. Теперь вы можете выводить кукол из-за занавеса-портала и так же их уводить.

При наличие сценического занавеса ширму можно устроить и так: положить на две стойки длинную перекладину и завесить материей.

Форму и конструкцию, систему смены декораций надо разрабатывать, исходя из задачи, которую ставит сама пьеса и режиссерского замысла.

Начав с самой простой ширмы и с самых простых постановок, вы захотите перейти к более сложным и почувствуете необходимость в более совершенной технической оснастке вашей ширмы. КУЛИСЫ! Кулисы без портала – это нелепо. Значит, нужен ещё и портал. Портал при наличии одной грядки будет служить кулисами. Если появиться портал, можно сделать и занавес. Это удобно, так как появляется возможность устанавливать декорации не на виду у зрителей. Дальше: ширма с одной грядкой не имеет глубины, вернее глубина фактически есть, но кукла не может далеко отойти от грядки, она перестаёт быть видна. Для создания иллюзии глубины существует так называемый план, то есть за первой грядкой на расстоянии 40-50 сантиметров устанавливается вторая грядка, несколько выше первой. Таких грядок-планов можно сделать и три, и четыре, причём каждая последующая выше предыдущей. Но для того чтобы работать на втором и третьем планах, нужно и актёров поднять на такую высоту, на какую второй и третий план поднят относительно передней грядки (для этого делаются специальные станки или подставки в виде ступенек лестницы). На каждом из этих планов можно крепить детали декорации, которые вместе с задником (гладким, фоновым или изображающим точное место действия – горы, лес, силуэт города) составят полное декорационное убранство сцены.

Рассмотрите рисунки – и вы поймёте, как всё это может выглядеть и какие откроются перед вами постановочные возможности.

Ширма с порталом и занавесом.

Ширма с тремя планами, задником и кулисами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: