Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:
· обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
· создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
· уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
· развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.
Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.
Основной перечень преференций для субъектов малого предпринимательства выглядит так:
1. Налоговые льготы. Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) позволяют работать на сниженной налоговой ставке. С 2016 года региональные власти вправе дополнительно снижать налоги на ЕНВД (с 15% до 7,5%) и на УСН (с 6% до 1%).
2. На УСН (доходы минус расходы) возможность снижать ставку с 15% до 5% существует уже не первый год. Кроме того, с 2015 по 2020 годы индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные после вступления в силу регионального закона о налоговых каникулах, вправе в течение двух лет вообще не платить налог на режимах ПСН и УСН.
3. Финансовые льготы. Это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных субсидий, выдаваемых в рамках общероссийской программы, действующей до 2020 года. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию (до 500 тысяч рублей).
4. Административные льготы. Здесь имеются в виду такие послабления, как упрощённый бухучёт и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры. При участии в госзакупках действует специальная квота для представителей малого бизнеса – не менее 15% совокупного годового объёма закупок государственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них. При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные гарантийные организации.[4]
О необходимости поддержки МСБ можно услышать почти в каждом выступлении первых лиц страны. Так, основной задачей на 2017 г. в сфере развития экономики Президент РФ Владимир Путин назвал общую макроэкономическую стабильность. В том числе важно оказать поддержку малому и среднему бизнесу, «включая финансовые инструменты для обеспечения предпринимательских инициатив и притока инвестиций». Причём имеются в виду инвестиции не только частные (отечественные и иностранные), но и государственные, подчеркнул президент.
Согласно Стратегии развития малого и среднего предпринимательства (МСП) до 2030 г., поставлена цель увеличить долю МСП в ВВП страны с 20 до 40 %. Для этого необходимо обеспечить ежегодный прирост доли минимум на 1%.[5]
Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.[7]
Заключение
Значение малого и среднего бизнеса велико, в этом смысле их следует рассматривать совместно. Известно, что современный крупный бизнес не столько создает новые рабочие места, сколько сокращает их путем автоматизации и компьютеризации производства, оптимизации управления. Малые и средние фирмы, напротив, способны создавать миллионы новых рабочих мест. Это критически важно для страны, где безработица, особенно в некоторых регионах, остается серьезной проблемой. К тому же малые и средние предприятия обычно ориентированы на удовлетворение массового спроса на товары широкого потребления, а значит, именно они способны помочь в решении проблемы инфляционной неустойчивости российской экономики.
Список использованной литературы
1. Интернет-сайт dic.academic.ru «Академик» / Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. – М.: Дело. Л.И.Лопатников.2003 -https://economic_mathematics.academic.ru/2438/%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D1%8B%D0%B9_%D0%B8_%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81
(дата обращения 18.09.2017);
2. Интернет-сайт «Википедия» (Свободная энциклопедия) - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE (дата обращения 18.09.2017);
3. Интернет-сайт ppt.ru (Петербургский правовой портал) / публикация «Малый предприятия в 2017 году – какие компании попадают в эту категорию» от 24.01.17 - https://ppt.ru/malie-predpriyatia (дата обращения 19.09.2017);
4. Интернет-сайт regberry.ru (Бесплатный онлайн-сервис регистрации ООО и ИП) / «Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2017 году» - https://www.regberry.ru/malyy-biznes/subekty-malogo-predprinimatelstva-kriterii-otneseniya (дата обращения 18.09.2017);
5. Журнал «Бизнес России» РСПП Телеком/ «Малый и средний бизнес: 40% ВВП России к 2030 году?» - А. Кондратьев;
6. Интернет-сайт «Институт экономики и права И.Кушнира»/ «Основы бизнеса» И.В. Кушнир / «Преимущества и недостатки малого предпринимательства» (дата обращения 18.09.17);
7. Интернет-сайт «КонсультантПлюс»/ Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 26.07.2017) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения 19.09.17).