Ребенок.
У любого перекрёстка
Вас встречает светофор,
И заводит очень просто
С пешеходом разговор.
Воспитатель:
Встречайте нашего маленького помощника Светофорчика.
Светофорчик: Ребята! Где стоят светофоры?
Дети: На наиболее оживлённых перекрёстках.
Светофорчик: Для чего ставят на дорогах светофоры?
Дети: Они регулирует движение транспорта и пешеходов.
Светофорчик:
Светофор добр не всегда
Кто подскажет мне
Когда?
Изменив в окошке свет,
Говорит:
Прохода нет?!
Дети: Когда горит красный свет.
Светофорчик:
А когда скажите мне,
Изменив свой цвет в окне,
Светофор нам говорит:
- Скоро будет путь открыт?!
Дети: Когда горит жёлтый.
Светофорчик: Что обозначает этот свет? (Дети рассказывают о жёлтом свете светофора)
Свет зеленый на пути –
Значит, можете идти!
Свет зеленый – каждый знает –
Вам дорогу открывает!
Светофорчик: И что тогда делают пешеходы?
Дети: Они переходят улицу.
(песня Огоньки)
Светофорчик: А вы, ребята, знаете, какие машины могут свободно проехать при зелёном сигнале для пешехода?(ответ детей)
Ребенок: Вы сразу их узнаете по тревожному громкому сигналу, который они издают, и синим или жёлтым маячкам на крыше. Это машины скорой медицинской помощи, милиции, пожарной охраны и аварийной службы, они спешат спасти людей, попавших в беду, поэтому на дорогах для них всегда “зелёный свет”. И если, переходя дорогу по зебре, ты увидел вдали такие машины, остановись и пропусти их. Не беги и не пугайся.
Светофорчик: А теперь я проверю, какие вы внимательные пешеходы. Я проведу с вами игру “Светофор”. Правила простые:
- если я покажу красный сигнал, вы делаете шаг назад,
- Если жёлтый – стоите на месте,
- Если зелёный – делаете один шаг вперёд. (КЖЗКЖЗКЖЗ)
Воспитатель: Спасибо тебе, Светофорчик, садись к ребятам и послушай, что они ещё про тебя знают.
Ребенок: Первый светофор появился в 1868 году в Англии в Лондоне. А в нашей стране первый светофор установили в1929 году в Москве. (Слайд 3.) Светофор был похож на часы с круглым циферблатом, разделённым на секторы красного, жёлтого и зелёного цвета. Стрелку-указатель регулировщик поворачивал вручную. Потом появились электрические светофоры, которые действуют и сейчас, хотя внешне они и изменились. Но всегда цвета в светофоре идут в таком порядке: для лучшей видимости наверху размещён красный сигнал как самый важный и опасный, потом жёлтый, а внизу – зелёный.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему выбраны именно эти цвета?
Ребенок: Красный цвет хорошо виден в темноте, тумане. Красный цвет- сигнал опасности, сигнал тревоги. Он самый заметный, виден издалека, его трудно спутать с другим. Поэтому он выбран для самого строгого сигнала, запрещающего движение.
Ребенок: Желтый цвет также хорошо заметен в любую погоду. В тумане его можно принять за красный. Но все равно он будет предупреждать водителя.
Ребенок: Зеленый цвет нельзя спутать с красным или желтым. На светофорах есть козырьки, чтобы сигналы были хорошо видны при ярком солнечном свете.
Ребенок: Бывают чрезвычайные ситуации, или когда светофор не работает по какой-нибудь причине. Кто помогает соблюдать правила движения?(ответ детей)
Здесь на посту в любое время
Дежурный - ловкий постовой,
Он управляет сразу всеми
Кто перед ним на мостовой.
Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.
(Выходит инспектор ГИБДД)
Инспектор ГИБДД: Добрый день, ребята! Как называется предмет у меня в руках? (Жезл). Для чего он нужен?
- Ещё у регулировщика есть свисток. Как вы думаете, для чего он нужен? (Регулировщик показывает предметы). (Дети отвечают.)
- Для лучшей видимости часто применяется жезл или диск с красным сигналом. Для того чтобы в темное время суток жесты регулировщика были видны, используют специальный жезл с подсветкой внутри или световозвращающее покрытие. Сигнал свистком служит, чтобы привлечь внимание участников движения: водителей транспортных средств и пешеходов.
- Ребята, а вы знаете знаки дорож.движ.? Давайте поиграем в игру «Угадай знаки»
Инспектор ГИБДД: Молодцы! Вы хорошо справились. Желаю вам быть грамотными пешеходами и всегда соблюдать правила дорожного движения.
(Инспектор занимает своё место).
Воспитатель: Волк, ты понял, как важен светофор и как важно знать дорож. движение? Будешь выполнять его сигналы?
Волк:
Нужно слушаться, бесспорно
Указаний светофора.
Нужно правила движенья
Выполнять без возраженья!
Воспитатель: Дорожные знаки имеют свою историю. Послушайте ребят.
Ребенок. Самые старые из всех дорожных знаков - указатели расстояний, люди устанавливали каменные столбы, чтобы пометить дорогу; на перекрёстках ставили каменные или деревянные кресты, строили часовни.
Ребенок: Более 300 лет назад в России появились высокие столбы на дороге через каждую версту (1 км 67 м) их стали называть верстовыми. Позднее стали устанавливать столбы на перекрёстках и делать на них надписи, куда какая дорога ведёт. Дороги, на которые ставили столбы, стали называть столбовыми, а на второстепенных дорогах столбов не было.
Ребенок: Раньше каждая страна имела свои дорожные знаки. Попытка ввести единые дорожные знаки была предпринята в Париже. Были приняты четыре международных дорожных знака, эти знаки имели символы, которые почти полностью соответствуют современным дорожным знакам.
Появляется Незнайка
Незнайка: Привет, ребята! Чем это вы тут занимаетесь?
Дети: Повторяем правила дорожного движения
Незнайка: Я тоже хочу с вами. Я много чего знаю и могу даже вас научить чему-нибудь.
Воспитатель: Ну, тогда присоединяйся к нам, мы как раз говорим о светофоре.
Незнайка: Ой, у меня их вон сколько. Хотите я вам всем подарю по светофору. /достает карточки светофоров с перепутанными сигналами. Один светофор правильный/.
ИГРА «НАЙДИ ПРАВИЛЬНЫЙ СВЕТОФОР»
Воспитатель: Незнайка, а ты знаешь, что у светофора есть помощники? Может догадаешься о чем я говорю?
Незнайка: Нет!
Дети: Это дорожные знаки.
Незнайка: Знаю, знаю! У меня и знаки разные есть.
/достает из сумки математические знаки =, +, - /
Воспитатель: Да нет же, дорожные знаки.
Незнайка: ну положите их на дорогу, вот вам и дорожные будут!
Воспитатель: Ничего ты не понял, Незнайка. Лучше послушай, что могли бы рассказать знаки о себе, если бы ожили.
Выходят дети с дорожными знаками. (Отгадывание загадок.)
1.В городские наши дебри
Забежали чудо – зебры.
Зебра не лягнет копытом,
Зебра не мотнет хвостом,
Растянулась любопытным
Через улицу мостом. (Пешеходный переход)
2.На дорогах пешеходам
Стало проще с переходом.
Под землею даже площадь
Перейти гораздо проще. (Подземный переход)
3.Затихают все моторы
И внимательны шоферы,
Если знаки говорят:
“Близко школа!”, “Детский сад!” (Дети)
4.Где увижу знак такой.
Поверну-ка лучше я,
Чтобы не стряслось со мной
Никакого случая. (Движение пешеходов запрещено)
Воспитатель: Ну что, Незнайка, запомнил что-нибудь?
Незнайка: Кое что запомнил./пытается повторить/
Воспитатель: Придется тебе серьезно заняться изучением дорожных знаков, иначе ты можешь попасть в беду.
Незнайка: Я обязательно выучу!
Игра
1. Какая часть улицы предназначена для пешеходов;
а) мостовая,
б) тротуар,
в) велосипедная дорожка?
2. Как пешеходы должны ходить по тротуару:
а) придерживаясь середины,
б) придерживаясь левой стороны,
в) придерживаясь правой стороны?
3. При каком сигнале светофора можно переходить улицу:
а) при красном,
б) при жёлтом,
в) при зелёном?
4. При каком положении регулировщика можно начинать переход:
а) если он стоит к вам боком с вытянутой от плеча к плечу рукой,
б) если он стоит к вам лицом,
в) если он стоит к вам спиной?
Игра “Это я, это я, это все мои друзья!”
Незнайка читает стихи, дети отвечают “Это я, это я, это все мои друзья!” или молчат.
Незнайка: Кто из вас идёт вперёд только там, где переход?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья.
Незнайка: Кто летит вперёд так скоро, что не видит светофора?
Дети молчат
Незнайка: Кто из вас идя домой, держит путь по мостовой?
Дети молчат
Незнайка: Знает кто, что красный свет - это значит – хода нет?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья.
Незнайка: Спасибо вам ребята большое. Я сегодня многому научился. Мне пора к своим друзьям. До свидания. Незнайка уходит.
Светофорчик:
Будьте, дети, осторожны!
Уважайте каждый знак!
Знаки – важные дорожные –
Компас взрослых и ребят.