Россия при Екатерине Великой (1762-1796)




Первые годы царствования Екатерины Алексеевной

Родилась София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская 21 апреля (2 мая) 1729 года в тогда немецком городе Штеттин. В 1744 году российской императрицей Елизаветой Петровной вместе с матерью была приглашена в Россию для последующего сочетания браком с наследником престола великим князем Петром Фёдоровичем, будущим императором Петром III и её троюродным братом. 21 августа (1 сентября) 1745 года в шестнадцатилетнем возрасте Екатерина была обвенчана с Петром Фёдоровичем, которому исполнилось 17 лет и который являлся ей троюродным братом. Первые годы совместной жизни Пётр совершенно не интересовался женой, и супружеских отношений между ними не существовало.

Она пришла к власти насильственным путем, после переворота гвардейцы лишили жизни свергнутого супруга.

Преемственность политики Петра III:

-подтвердила указ 3 июля 1762 г., повелевавший крестьянам находиться в беспрекословном повиновении помещикам,

-оставила в силе указ Петра III о запрещении владельцам мануфактур покупать крестьян,

-оставила в силе указ об упразднении Тайной розыскных дел канцелярии. Политическим сыском стали ведать Тайные экспедиции при Сенате и при Сенаторской конторе в Москве.

В 1764 г. состоялось открытие Смольного института благородных девиц.

«Просвещенный абсолютизм» – явление общеевропейское, составившее закономерную стадию государственного развития многих стран Европы.

Проводниками этой политики были и шведский король Густав III, и австрийский император Иосиф II, и прусский король Фридрих II, и российская императрица Екатерина II.

Этот вариант государственной политики возник под непосредственным влиянием идей французского Просвещения XVIII века (Вольтер, Монтескье, Дидро, Ж.Ж. Руссо и др.). Просветители внесли огромный вклад в развитие представлений о государстве и обществе.

Идеи просветителей:

1. Наука – является новой важнейшей ценностью цивилизации, что престиж и благополучие государства определяется тем, какое место в нем занимает наука. В средние века огромную роль в жизни человека играла религия. Во второй половине 17 века – прогресс естественных наук. Наука стала религией для просветителей. По-мнению просветителей, четким научным языком можно объяснить не только законы развития вселенной, но и описать процессы функционирования общества, создать оптимальную модель организации общества и государства.

2. Вера в прогресс – поступательное движение, развитие от примитивных к более совершенным формам организации общества (Средневековый менталитет – статичная модель общества). Западная цивилизация – эталон.

3. Теория естественного права – люди от рождения имеют одинаковые и естественные – равные права (свобода, равенство, право на собственность).

4. Идея общественного договора. Государство возникает в результате общественного договора, то есть разделения функций между членами сообщества (одним предназначена функция производительного труда, другим – функция управления и защиты общества от врага и т.п.). Природа власти, государства – договорная (раньше – божественное происхождение власти), соответственно, если власть нарушает условия договора, она может быть сменена. В основе отношений между государством, обществом и личностью должны лежать нормы права, гарантирующие человеку неотчуждаемые или естественные права. (Естественные права должны быть гарантированы законом). Функции государства – защита естественных прав человека. Следовательно, возникал вопрос: «Как оградить граждан от произвола и злоупотребления власти?».

5. Концепция разделения властей (Локк и Монтескье). Если власть сосредоточивает все три функции, то превращается в абсолютного монополиста, навязывающего свою волю обществу. Необходимы четкие, непересекающиеся функции трех ветвей власти. Но возникли новые вопросы: Какая из ветвей важнее: Как они должны взаимодействовать: Как соотносятся их функции? В Северной Америке зародилась идея создания системы «сдержек и противовесов», которая придала концепции разделения властей гибкость и динамизм, а в конце XVIII века легла в основу конституции США. Ветви власти дополняют или сдерживают друг друга.

Идеи просветителей ставили под сомнение разумность и незыблемость тех основ, на которых покоилось феодальное общество (абсолютная монархия, сословный строй). Эти идеи были близки новому классу – классу буржуазии, открыто боровшемуся за свое экономическое и политическое господство. В результате в ряде стран (Англии, Франции и др. европейских государствах, где активно развивалась промышленность) произошли буржуазно-демократические революции, лозунгом которых были идеи Просвещения.

Просветители умеренного крыла – Монтескье, Вольтер, Д^Аламбер призывали к эволюционной, без потрясений, смене общественно-экономических отношений. Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах. Достижение свободы, равенства, братства философы видели в деятельности просвещенных монархов-мудрецов на троне, которые пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. В этих условиях наиболее дальновидные государственные деятели стали стремиться к укреплению основ абсолютной монархии путем ликвидации наиболее устаревших атрибутов строя. («Союз монархов и философов», соглашение «между абсолютной государственностью и рационалистическим просвещением», Н.М. Карамзин). Это возможно было осуществить в более отсталых странах, где феодализм имел еще твердую опору.

Это была попытка реформировать абсолютизм, приспособить его к изменившимся условиям, поставить на службу монархии некоторые из идей просветителей без угрозы для трона. Это переход к государству нового времени – самодержавному, но с просвещенным монархом (выдвигает определенные требования к царям).

Просвещенный абсолютизм – политика, порожденная временем разложения феодальной системы и вызреванием в её недрах капиталистических отношений, нацеленная на устранение мирными средствами устаревших феодальных порядков путем либерализации просвещенным монархом социально-экономической и культурной жизни. Главный принцип – декларирование соблюдения закона.

Политика означала лавирование между интересами различных сословий для укрепления позиций дворянства. Просвещенный абсолютизм, с одной стороны, проводил политику в интересах дворянства, с другой стороны, способствовал дальнейшему развитию капиталистических отношений.

Екатерина: «У меня было два хороших учителя: несчастье и уединение». Увлекалась чтением книг. Она переплавила свои знания, книжный опыт в политику.

В начале 60-х гг. 18 века она заложила принципы реформирования власти и общества.

  1. Провести реформы, но, чтобы они не коснулись самодержавия. Самодержавие – опора. Необходимо, чтобы самодержец был образованный и тогда все будет в порядке.
  2. Приспособить к России идеи Просвещения (комплекс прав и привилегий граждан). Она это сделала.

Первый опыт такой попытки – Наказ (свои идеи она почерпнула из трудов западноевропейских мыслителей).

Правовым обоснованием политики просвещенного абсолютизма (первым опытом реализации идей просвещения) стал «Наказ » (1765-1767 гг.) - руководство (документ, содержащий представления Екатерины о государственном переустройстве России, в основе которого лежали идеи просвещения) для будущего зак. собрания (идеи Монтескье и др.).

- Самодержавие – лучшая, единственно приемлемая форма правления для России (огромная территория) Во главе государства должен стоять просвещенный монарх, самодержавное государство, но с просвещенным монархом. Просвещать общество может только просвещенный монарх. Задача просвещенного монарха дать обществу законы, которые не сможет нарушить даже он сам. Просвещенный монарх не может проявить себя как деспот, тиран. Власть просвещенного монарха ограничивается пределами им установленными. Нет никакого выхода, кроме самодержавия. Если дать власть Сенату, они начнут обогащаться, использовать ее в своих корыстных целях. «Не нужно оппонировать власти, пока я у власти, я не позволю себе тирании, – говорила Екатерина». Раз принятое решение не должно быть переменено. Самодержавие – хранилище законов, гарантия неизменности политического курса. Екатерина верила во всемогущие законы и всепреодолевающие законопослушание. Екатерина считала, что в России многое плохо из-за несовершенства законодательства и связанного с этим плохого управления страной.

- главное – законы, провозглашалось равенство всех граждан перед законом. Это противоречило российской действительности; в стране – сословная структура общества. Под равенством перед законом понимала, что власть, осуществляя свою политику в отношении сословий, будет исходить из закона, установленного просвещенным монархом, т.е власть в своей деятельности должна следовать букве закона по отношению ко всем сословиям (для каждого сословия должны быть установлены права и привилегии, обязанности, которые должны быть законодательно оформлены, которые власть не должна нарушать). Под правовым государством понимала государство, в котором соблюдается принцип законности. Екатерина считала, что еще рано вводить равенство, поскольку в России никто не имеет прав, а только обязанности. Каждая социальная группа имела права фактически, но не юридически, они не закреплены в законе. Сразу вводить равенство в стране, где понятие правовое положение, правовой статус отсутствует, рано. Создание правового государства в котором существуют сословные структуры общества и определены права и обязанности подданных друг к другу, закрепленные в законе (Стремилась создать такие сословные группы, которые могли бы слиться, чтобы в последующем эти права объединить, сделать их равными). Самодержавие само ставит себе препятствие. Не реализовано до сих пор: нет правового государства, имеет место пренебрежение законами.

-Крепостное право осуждала, но понимала, что отменить его невозможно. Можно только улучшить положение крестьян.

-укрепить путем законов личную свободу дворян, расширить права городов

-усилить органы самоуправления отдельных сословий.

-развитие торговли и промышленности, земледелия

-запрещались пытки, наказание за умысел, содержание под стражей подозреваемого, вина которого не доказана

-провозглашение веротерпимости

-необходимость просвещения народа

Задачи политики просвещенного абсолютизма

-установление четких законов, регламентирующих положение сословий

-необходимость соблюдения закона

-просвещение народа

 

«Наказ» стал инструкцией для работы Уложенной комиссии (1767-1768 гг.). Фактически это был представительный орган, в котором участвовали все сословия, кроме крепостных. «Наказ» требовал свода законов либерального толка, а комиссия оказалась консервативной (купечество требовало себе дворянских привилегий – права владения крепостными крестьянами, монополии горожан на занятие торговлей, освобождение от телесных наказаний). Попытка Екатерины создать новый свод законов оказалось неудачной.

Три позитивных результата деятельности Уложенной комиссии:

-выявлены потребности общества. В дальнейшем законодательстве были учтены многие претензии, высказанные дворянством и горожанами.

-деятельность комиссии способствовала распространению идей французского Просвещения

-укрепление положения Екатерины на троне. Уложенная комиссия присвоила Екатерине титул Мать Отечества. Это был своего рода акт коронации императрицы представителями всех сословий страны.

Сделан шаг к разделению властей. Суд был отделен от администрации и полиции и получил самостоятельное значение. Создана разветвленная система судов. Во главе судебных учреждений в губернии стояли две палаты – Уголовного и Гражданского суда. Было три сословных суда: для дворян – Верховный земский суд, для горожан – Губернский магистрат, для свободных (непомещичьих) крестьян – Верхняя земская управа. Существовал мирской суд.

Указ 1764 г. недвижимые и движимые имения черного и белого духовенства подлежали секуляризации. Секуляризация церковных и монастырских земель. Потеряв собственность, церковь попала в зависимость от государства и вынуждена была проявлять в отношении к нему гораздо больше лояльности.

Значение секуляризации:

- Церковь утратила свою экономическую самостоятельность и окончательно была подчинена государству

-улучшение положения бывших монастырских крестьян (получили название экономические)

-пополнение казны.

Административные реформы. Цель: централизация, усиление административного контроля за населением страны, укрепление абсолютизма. 1775 г. ликвидация казачьего управления на Дону и упразднение Запорожской Сечи – центра казачьей вольности. Страна разделена на губернии и уезды. Создано 50 губерний (от 300 до 400 тыс. жителей), в уезде – 30-40 тыс.

Реформа Сената. Разделен на 6 департаментов. Лишен права издавать законы и превращен в судебно-надзирательный орган. Закрыты некоторые коллегии (камер-, мануфактур-, Берг-, юстиц-коллегия, коллегия экономики) и Главный магистрат.

В 1765 г. открытие Вольного экономического общества. Цель: помочь помещикам рационально организовать хозяйство, приспособить его к рыночным отношениям.

В 1762 г. упразднена монополия в торговле и промышленности.

Правительство организовывало специальные банки, выдававшие ссуды помещикам и заводчикам для восстановления хозяйства на крайне выгодных условиях – ссуду они получали сроком на 10 лет под заклад вотчин и заводов, причем в течение первых трех лет из 1%, а остальных семи лет из 3% годовых.

Со временем монопольное положение мануфактуриста на внутреннем рынке (предоставление промышленнику монопольных прав на производство какого-либо изделия, таможенный тариф 1724 г.) привело к застою, стало тормозом для развития промышленности. Правительство Екатерины II предоставило условия для свободной конкуренции внутри страны и лишило отдельных промышленников их привилегий. Вместе с тем оно не отказалось от покровительства русской промышленности в целом. Тариф 1796 г. запрещал ввоз кожевенных изделий, чугуна, изделий из железа, полотен и др. Манифестом 1775 г. была объявлена свобода предпринимательства. Манифест 1775 г. провозглашал свободу открытия предприятий, т.е они могли вступить в строй без разрешения правительственных инстанций и без регистрации их в учреждениях. В течение 1762-1764 гг. были отменены монополии на торговлю смолой, на производство обоев, сусального золота и серебра, объявлена свобода рыбных, тюленьих и табачных промыслов и свобода открывать сахарные заводы.

1785 г. Жалованная грамота городам: введение городского самоуправления, деление горожан на 6 разрядов (городские обыватели (владельцы недвижимости), купцы (делились на три гильдии), ремесленники (объединены в цехи), иногородние и иностранные гости, «именитые граждане» (люди свободных профессий и предприниматели), прочие). Нет увеличения гражданских прав горожан, но они освобождались от телесных наказаний. Право собственности на имущество священно – ни один воевода не может таскать за бороду, запрещено телесное наказание купцов 1 и 2 гильдии. Лишение чего-то только через суд. Освобождение верхушки купечества от подушной подати, телесных наказаний и замена рекрутской повинности денежным взносом. Купцы, владевшие капиталом свыше 500 рублей, освобождались от подушной подати (для таких купцов устанавливался сбор в размере 1% с капитала), в дальнейшем от рекрутской повинности при условии уплаты за каждого рекрута 360 рублей.

Манифестом 1765 г. Екатерина отказалась от проверки владельческих прав на землю, за помещиками оставлялись земли, которыми они владели к 1765 г.

1785 г. Жалованная грамота дворянству. В ней определены права и привилегии, предоставляемые дворянству.

1. Подтверждалось их право на свободу в выборе занятий: служить государству или не служить.

2. Они освобождались от податей, рекрутской повинности, постоя в дворянских домах войск, телесных наказаний.

3. Свое дворянское достоинство отныне они могли передать жене (если она не была дворянкой) и детям.

4. Дворянство становилось особой корпорацией.

5. Дворянство получило исключительное право делать представления через губернаторов императрице о своих пожеланиях.

6. Подтверждалось исключительное право дворянства на владение населенными имениями.

7. Владения объявляются частной собственностью, расширяются размеры права ч.с.

 

Таким образом, Жалованная грамота дворянству предоставляла дворянину обширные личные права, право сословного самоуправления и возможность влиять на местную правительственную администрацию.

Как можно охарактеризовать положение дворян после получения Жалованной грамоты? В советской историографии предоставлением дворянам Жалованной грамоты рассматривалось как увеличение произвола дворянства, их полной вседозволенности, усиление крепостного права. Либеральные историки считают, что грамота – это признание за дворянством гражданской свободы и гражданских прав. Чтобы сделать возможным переход к либеральной системе, необходимо было создать правовой статус для отдельных сословий, в который входило бы признание субъективных гражданских прав. Дальнейшая историческая задача состояла в том, чтобы расширить эту гражданскую свободу на все новые группы населения. Подготовила проект сельского положения (личная свобода, свободное занятие земледелием, право собственности, выборы сословного суда) о нижнем роде людей для свободных, а потом распространить на крепостных. Грамота это начало формирования гражданского общества в России. Вместе с тем Екатерина пыталась освободить крестьян (монастырские крестьяне становились свободными). Леонтович, что неразрешимость проблемы раскрепощения крестьян в 18 веке заключалась в том, что до Екатерины в России вообще не существовало статуса свободного гражданина. Жалованная грамота дворянам создавала предпосылки для этого.

Окончательное оформление сословного общества произошло в период правления Екатерины II в XVIII в. Был положен сословный принцип в основу всего местного управления и судопроизводства.

Преследование А.Радищева, Н.И. Новикова.

Церковная политика.

Секуляризация владений духовенства и связанное с нею дело ростовского митрополита Арсения Мацеевича, провозглашение веротерпимости, прекращение политики насильственной христианизации и преследование инаковерующих. Петр III разрешил старообрядцам свободное богослужение. С 1764 г. от двойной подати освобождались старообрядцы, не чуравшиеся «таинств церковных от православных священников». Екатерина разрешила сооружать мечети и открывать медресе, готовившие кадры мусульманского духовенства.

Итоги правления Екатерины II противоречивы:

С одной стороны в её правление произошло усиление абсолютной монархии, крепостной зависимости, сословного деления общества.

Вместе с тем были реализованы некоторые задачи, направленные на реализацию политики просвещенного абсолютизма:

-созыв Уложенной комиссии

-реформа Сената

-принятие Жалованной грамоты городам

-принятие Жалованной грамоты дворянству

-проведение реформы образования, открытие новых учебных и воспитательных учреждений

-поощрение книгоиздательства и научной деятельности

-создание Вольного экономического общества

-либерализация экономической политики (объявлена свобода предпринимательства, отмена монополий на ряд товаров)

Екатерина проводила политику по укреплению принципа законности в государственной деятельности, даровала не только дворянству, но и купечеству личные права. Реформы Екатерины были более гуманнее для подданных (без насилия). Для ее правления характерна либерализация методов управления государством в соответствии с передовыми идеями того времени.

Но законность не распространялась на самодержавие, самодержавие вне поля законности. Отсутствие законодательного оформления власти самодержца – ахиллесова пята.

Попытки решить проблемы за счет проведения отдельных реформ в рамках просвещенного абсолютизма не могли привести к желаемым результатам. Преобразования устраняли наиболее жесткие и устаревшие проявления «старого порядка», расширяли возможности для общественного прогресса. Но в то же время эти реформы расшатывали основы сложившегося политического и социального устройства, и что наиболее важно сознания людей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: