Формирование личности музыканта




В контексте педагогики и психологии музыкального образования, развитие личности в процессе обучения рассматривается под углом зрения развития мотивационно-потребностной сферы, музыкальных способностей и прежде всего музыкального слуха, чувства музыкального ритма, музыкальной памяти, музыкального мышления (В.Г. Ражников, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин и др.). В работах современных музыкантов-исследователей (Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева, В.И. Петрушин, В.Г. Ражников и др.) предпринята попытка выявления идеальных качеств личности музыканта, которые можно охарактеризовать через различные характеристики, присущие ей.

I. Личностные качества музыканта.

1. В первую очередь, музыкант как личность должен обладать музыкальностью, то есть воспринимает жизнь посредством музыки. Личность большого музыканта всегда разносторонняя. Особенность личности мастеров искусства также обычно связывается с талантом, музыкальной одаренностью, креативностью, трудолюбием, терпением, волей, эмпатийностью и повышенной требовательностью к себе.

1. Музыкальностькомплекс общих и специальных способностей, который включает в себя ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления, музыкальный слух, творческое воображение, эмоциональность. Сюда же входит чувство целого, то есть логики развития музыкальной мысли, образа – кульминации, ритмической акцентуации и пульсации, интонирования (Б.В. Асафьев [1], Б.М. Теплов, Г.С. Тарасов и др.).

1) По сути, это сложная интегральная способность, включающая музыкальный слух, музыкально-ритмическую способность, музыкальную память, музыкальное мышление, в том числе музыкальное воображение, эмоциональную отзывчивость на музыку. Музыкальность обеспечивает творческое восприятие и «переработку» (исполнение) музыки.

2) Опираясь на концепцию Б.М. Теплова, Н.А. Ветлугина характеризует музыкальность как комплекс способностей, своеобразно проявляющийся в различных видах музыкальной деятельности. В структуре музыкальности она выделяет: а) более общие музыкально-эстетические способности – эстетическое отношение, проявляющееся в восприятии, воспроизведении, представлении и творчестве, в форме динамики разнообразных чувств, творческого воображения, возникновения оценочного отношения; б) специальные – основные музыкальные способности (способность переживания, различения, представления, воспроизведения ладовысотных соотношений и музыкального ритма) и сенсорная основа.

3) По мнению В.В. Медушевского, показателями музыкальности выступают: возможность «интонационно мыслить или слышать жизнь в звуках», то есть улавливать смысл музыкальных интонаций. Сюда входит способность преобразовывать интонации (например, из вальса сделать марш, польку или представить себе стилевые превращения мелодии).

4) Музыкальность характеризует музыкальное мышление, которое может рассматриваться как: процесс постижения музыкального произведения личностью; способ мышления человека при его общении с музыкой как видом искусства; способ общения человека с миром при помощи музыки; как способ коррекции и самокоррекции психологических состояний (М.Г. Арановский и др.).

Необходимо отметить, что музыкальное мышление имеет творческий характер, поэтому деятельность не только композитора и исполнителя, но и слушателя не может быть нетворческой. Семантической структурной единицей музыкального мышления, по мнению Л.А. Мазеля, является музыкальный образ.

2. Музыкальная одаренность. 1) Музыкальная память как феномен музыкальной одаренности. Как правило, большинство выдающихся мастеров обладают не только выдающимися специальными способностями, но и целым рядом других, которые говорят о разносторонности их дарования. Уровень специальных способностей (по Спирмену) у выдающихся музыкантов неизмеримо выше по сравнению с уровнем рядовых музыкантов. Ярче всего феномен музыкальной одаренности проявляется в музыкальной памяти. 2) Главный показатель музыкальной одаренности – способность добиваться наивысших результатов за короткий отрезок времени и затем долго сохранять в сознании однажды уже достигнутый результат, воспроизводя его, когда надо во всем блеске и совершенстве.

3) Кроме этого, большинству музыкантов свойственна огромная заинтересованность во всем, что происходит в окружающем мире. Этот интерес сопровождается неустанным самообразованием, внутренне присущим великим людям стремлением к совершенству.

4) Своеобразие личности музыкально одаренных людей связано и со спецификой их мотивационной сферы, в том числе с наличием ярко выраженной эйфории, вдохновения, экстаза. Эти проявления характеризуются стремлением к переживанию поглощенности музыкальной деятельностью, ярко выраженной увлеченности, полной погруженности в нее, получения удовольствия от самого процесса занятий музыкой.

 

3. Эмпатийность. К качествам личности, интенсивно развивающимся в процессе общения с музыкой, может быть отнесена и эмпатийность (душевность, сердечность, способность к сопереживанию, к сочувствию, к установлению духовного контакта с людьми). Эмпатийность устанавливает сопричастность человека с миром и мира с человеком и проявляется через диалог (в том числе в процессе музыкальных занятий).

 

II. Личностное развитие и профессиональное становление музыканта у ученых и практиков нет единого взгляда на проблему. Существует два больших направления в данной области. 1. Наследственная обусловленность таланта. Одни ученые и практики считают, что талант музыканта (являющийся характерной особенностью его личности) имеет харизматическую природу и сущность. При этом личность музыканта как бы «не принадлежит сама себе» и формируется иррациональным способом, в связи с чем, любое «человеческое» вмешательство в данном контексте исключено. Согласно первому представлению, уровень творческой самореализации музыканта-исполнителя заложен исключительно «в генах». Путь развития музыканта – лишь постепенное развертывание генетической программы. Следовательно, задачей обучения является лишь овладение исполнительскими навыками, и задачей педагога является лишь «не мешать» талантливому ученику становиться творческой личностью. Разумеется, в контексте данных представлений нет места прицельной психологической работе по формированию личности музыканта-профессионала.

С этим же связано и представление о том, что музыкант – человек изначально «другой», «не от мира сего», которое прочно бытует как в музыкантской, так и в «немузыкантской» среде. Причина этого, отчасти, состоит в том, что процесс художественного творчества исторически окутан ореолом таинственности, и причастность к творческой профессии нередко налагает на человека этот ореол.

2. Развитие личности музыканта в процессе и результате различных активных социально-педагогических воздействий.

3. Эффективное формирование личности будущего музыканта в значительной степени зависит от осознания им целей и смыслов учения, от направленности взаимодействия на развитие мотивационно-потребностной, познавательной, эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков будущего специалиста. Этот процесс требует учета факторов, значимых для роста личности: опыта общения, характера взаимоотношений с другими музыкантами, педагогами; возрастных, индивидуально-психологических особенностей; социально-психологической ситуации в семье, а также социокультурной ситуации в регионе, стране, мире в целом.

III. Педагогическое сопровождение становления личности музыканта включает в себя различные формы подготовки музыкантов (индивидуальную, групповую), но ключевую основу становления музыканта занимает процесс исполнительской подготовки музыканта, протекающий в эмпирически уникальной индивидуальной форме обучения.

1. Индивидуальная форма исполнительской подготовки студента представляет дидактически уникальный педагогической процесс, способствующий интеграции системы межпредметных связей теоретических (теория и история музыки, гармония, полифония, анализ музыкальных произведений) и практических (сольное пение, хоровой класс, педагогическая практика) специальных дисциплин.

Совокупность педагогических условий индивидуальной формы профессиональной подготовки музыканта в исполнительском классе включает: метод художественно-дидактического анализа, метод художественно-эвристического (творческого) поиска, метод художественно-образных ассоциаций (сопоставлений, аналогий, сравнений).

2. Групповая форма подготовки музыканта может быть только дополнением к индивидуальной форме развития личности музыканта.

 

Необходимо отметить, что в процессе становления и развития личностно-профессиональных качеств музыкантов наблюдается определенная асинхронность. Определенные сензитивные периоды определяют психофизиологические основы становления и развития специфических личностно-профессиональных качеств будущего музыканта. «Пропущенный» сензитивный период осложняет подготовку профессионала музыканта и усиливает асинхронность.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что личность музыканта имеет определенные характерные особенности, а ключевым моментом в его развитии является профессиональная подготовка, вбирающая в многообразный арсенал форм и методов организации взаимодействия субъектов музыкально-образовательного процесса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: