Когда и где берет начало дуализм «душа—тело»?




Всегда ли люди верили в раздельное существование души и тела? Достался ли нам этот дуализм в наслед­ство от греческих досократиков? Являлся ли дуа­лизм изначально частью психологии? Тщательное изучение исторических документов свидетельствует о том, что на все эти вопросы мы должны ответить отрицательно. Наиболее ранние письменные источники, в кото­рых мы обнаруживаем следы психологических пред­ставлений, оставленные охотниками-собирателями, индоевропейцами, а также мыслителями Древнего Египта, Месопотамии, Иудеи и Китая, с очевиднос­тью свидетельствуют о том, что идея дуализма души и тела не является для человечества естественной данностью.

Если история сможет указать, где и когда возник психофизический дуализм, это будет доказательством того, что такой дуализм существовал не всегда и что он не является единственно возможной формой мышления. Исто­рия также предложит нам альтернативный взгляд, существовавший до возникновения психофизическо­го дуализма. И наконец, история может определить условия и источники возникновения дуализма души и тела, и это знание позволит нам судить о том, на­сколько совместим характер этих источников со ста­тусом психологии как науки.

Охотники-собиратели и пастухи. Среди племен, живущих охотой и собирательством, а также ското­водством, получило распространение представление о жизненной силе, которая может принимать форму дыхания, дыма, облака, тени, образа или видения и т. д. Одним из наиболее распростра­ненных ее форм было дыхание, и изображения ли­ний, идущих от носа и рта (людей и животных), в на­скальной живописи Франции и Испании, дают основания полагать, что это представле­ние восходит к ледниковому периоду, то есть суще­ствовало 15 или даже 30 тысяч лет назад.

Последний вздох павшего воина описывается в «Илиаде» как псюхе — слово, ставшее корней сло­ва «психология». Выражение «испус­тить дух» означало не только выдохнуть, но и уме­реть, то есть утратить свою жизненную силу. Анало­гичным образом само слово «дух» происходит от слова «дышать».

Представление охотников-собирателей, а также ранних земледельцев и скотоводов о жизненной силе существовало в двух вариантах (Нулткранс 1953; Бреммер, 1983). Один вид жизненной силы, практи­чески существующий независимо от тела, овладевал человеком в состоянии сна, обморока и экстаза. Его можно назвать «свободной силой» — бессмертной и после смерти тела способной прини­мать иные формы, в частности формы животных.

Другой вид жизненной силы был активным в то вре­мя, когда человек находился в бодрствующем состо­янии, и часто отождествлялся с дыханием. Мы мо­жем назвать его «телесной силой», ответственной за такие психологические функции, как мышление, чувства и восприятие

Древние охотники-собиратели, как правило, при­писывали этим видам жизненной силы способность воздействовать на природные явления — болезнь, удачу, обилие пищи, погодные условия, смену времен года, участь врага, формирование местных природ­ных условий, наличие источников воды и т. д. Эти анимистические силы превосходили силы человека, и потому воспринимались как сверхчеловеческие. Однако они были слабее природных сил, а потому не считались сверхъестественными, то есть выходящи­ми за пределы пространственно-временных измере­ний природного мира. За неимением более подходящего термина назовем этот образ мышления «натуралистическим анимизмом».

Анимизм - (от лат. anima, animus - душа, дух), 1) вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии; 2) форма первобытного мышления, приписывающего всем предметам душу.

Ранние и незападные цивилизации. В древнейшем государстве Месопотамии, Шу­мере, верховные божества были олицетворением природных сил. Высшими божества­ми являлись бог неба Эн, богиня земли Ки, и вселенский дух эн-ки ( «небо-земля»). «Владыкой ветра» был Энлиль, где эн озна­чает «владыка», а лиль — «ветер». Соответственно, это божество являлось также воплощением жизнен­ного дыхания и одушевленной материи. В этих пред­ставлениях отсутствует дуализм души и тела или физического и нефизического, как и в четырех моду­сах бытия жителей Месопотамии: удаче, судьбе, ви­тальности и индивидуальной телесности.

Сердце считалось средоточием большинства пси­хологических явлений для народов Месопотамии, Древнего Египта, Древнего Китая, Древней Греции, майя и других. В папирусах встречается изображение сердца на одной чаше весов и пера на другой, что символизи­рует суд справедливости, ожидающий человека по­сле смерти и определяющий его судьбу в потусторон­нем мире. Одним из модусов бытия у древних егип­тян был ба, тесно связываемый с дыханием и являвшийся носителем жизненной энергии в загроб­ной жизни. В период Нового Царства он изображался в виде птицы с человеческой голо­вой, иногда — вдыхающей в ноздри мумии. Забкар отмечает, что поскольку в древнееги­петской культуре не существовало дуализма, ба не рассматривался ни как внешняя, ни как внутренняя сущность, не являлся он и духовной силой, противо­поставляемой материальным силам. Для древних египтян мир животных, людей и богов представлял собой единую неразрывную целост­ность.

В Древнем Китае представление о богах было так­же вполне материалистическим. Они уподоблялись человеческим существам, хотя и наделялись значи­тельно большим могуществом, что в корне расходит­ся с западными представлениями о сверхъестествен­ном боге. В древнекитайской мысли признавались два типа жизненной силы, инь — пассивное начало, связываемое прежде всего с телом, а в особенности — с кровью, и ян — активное начало, основу которого составляет дыхание. В даосизме «чи» (= энергия) рассматривается как дыхание или жизненная сила Дао. Вместилищем многих психоло­гических функций считалось сердце, а психология носила название ксин-ли-ксю — «учение о правилах сердца». Хотя в традицион­ной китайской системе верований дуализм отсутствовал, он был привнесен в нее извне. Многие китайцы, обучавшиеся на Западе, перенесли понятие дуализма и на китайскую психологию. Буддизм, пришедший в Китай из Ин­дии, также привнес в китайскую мысль представле­ния о дуализме души и тела (Кио, 1976).

Индоевропейцы. Единая языковая семья, вероятно, зародившаяся в районе Черного моря около шести ты­сяч лет назад, распространилась на огромных простран­ствах от Индии до Европы, включая Исландию (а позднее и значительно дальше, вместе с европейской колонизацией). Индоевропейская языковая семья включает такие восточные языки, как бенгали, урду, фарси, хинди, и такие западные языки, как русский, ал­банский, греческий, французский, исландский, кельт­ский и английский. В языках, принадлежащих этой се­мье, запечатлены свидетельства ранних психологичес­ких представлений индоевропейцев.

Древнейшим индоевропейским письменным па­мятником считается «Ригведа». Хотя дата создания этого текста неизвестна, археологические находки, связываемые учеными с его авторами, относятся к историческому периоду около 5700 лет назад. «Риг­веда» представляет собой преимущественно собра­ние ритуальных гимнов, воспевающих красоту и ха­рактер природы. Боги «Ригведы» — это божества природных стихий, причем некоторые из них, как и в культуре Месопотамии, носят имена, соответству­ющие тем или иным природным явлениям.

Упоминаемые в «Ригведе» термины, относящиеся к нашей теме, хотя и немногочисленные, проливают свет на поставленные нами вопросы. Манас — слово, которое обычно переводится как «душа» или «дух», помещаемый авторами «Ригведы» в сердце, рассмат­ривается ими, однако, как функция всего тела и озна­чает лишь «мышление» или «мысль», но не разумную душу, противопоставляемую телу (Бхаве, 1960). Поведение ставится в связь с ды­ханием и другими органическими процессами и рас­сматривается как жизненная функция. Атман означа­ет дыхание или ветер. Таким образом, мы не находим в «Ригведе» следов психофизического дуализма.

Доклассическая Греция оставила нам великие эпи­ческие поэмы Гомера: «Илиаду» и «Одиссею». В этих памятниках мы снова находим богов, носящих те же имена, что и природные стихии, над которыми они господствуют (среди них Гея — Земля и Эрос — Лю­бовь), что указывает на неразрывную связь самой природы и жизненных сил, рассматривающихся как ее причинные элементы.

В своем президентском обращении к Американ­ской психологической ассоциации Флоренс Денмарк заявила, что первоначаль­ными значениями слова психе являлись «душа» и «дух», и что современная психология способна объединить неосязаемое с фи­зическим. Однако, как мы уже отмечали, у Гомера слово «псюхе » означало последний вздох, свободную силу, продолжавшую существование в потусторон­нем мире в форме тени, лишенной телесных ощуще­ний. Утрата псюхе означала прекращение земной жизни. В эпоху Гомера этот термин не имел четко вы­раженного психологического значения.

Используемые Гомером термины, которые действи­тельно имели психологические значение, служат для обозначения телесных функций:

Кардия функция сердца, чувство.

Менос), связываемый с импульсивными действиями и яростью, помещался в грудной клетке.

Френии, помещаемые в грудной клетке, в районе диафрагмы или в легких вблизи бьющегося сердца, обладают двумя различными характеристи­ками. Первая — созерцательная или интеллектуаль­ная функция аффективного типа, включающая такие эмоции, как благоговение, презрение, радость и чувство прекрасного. Вторая характеристика так­же является аффективной - исступленный, фа­натичный, неистовый, яростный, (ши­зофрения). Интеллектуальный характер френий нашел отражение в появившемся спустя многие века термине «френология» — название псевдонауки, ос­нованной на представлении о том, что очертания че­репа отражают индивидуальные психологические особенности человека.

Ноос (позднеенус) также располо­жен в грудной клетке и воплощает рациональную функцию жизненной энергии. Ноос выражает осознавание или мгновенное понимание чего-либо, как, например, нахождение способа разрешения проблемы. Спустя века Аристотель превратит нус в высшую функцию псюхе, которая, в свою очередь, яв­ляется первичной жизненной функцией всего орга­низма — «первой стадией актуальности естественно­го тела».

Фумос связан с импульсивными и ир­рациональными аффективными функциями, такими как радость, гнев, страх, печаль и жажда мести. В от­личие от свободной силы псюхе, фумос активен, ко­гда человек бодрствует. Фумос, этимологически свя­занный со словами «дышать» и «пар», обитает в грудной клетке или во френиях.

Поскольку кардия, менос, френии, ноос и фумос обитают в грудной клетке, сердце и легких и связа­ны с дыханием, мы можем предположить, что греки гомеровской эпохи считали телесные органы и фун­кции организма источниками аффективного и интел­лектуального поведения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: