Всероссийская олимпиада школьников по экологии
Уч. г.
Муниципальный этап
Класс
Время на выполнение заданий – 120 мин.
Задание 1. Выберите один правильный вариант ответа из четырёх возможных. Правильный ответ – 1 балл. Общая экология | |||||||||||
1. | Влажность воздуха относится к: а) Биотическим факторам среды б) Абиотическим факторам среды в) Антропогенным факторам среды г) Тропогенным факторам среды | ||||||||||
2. | Растения, способные переносить высокое содержание солей в почве, называются: а) Гликофиты б) Галофиты в) Гелофиты г) Глаукофиты | ||||||||||
3. | Количество рождённых особей в популяции, приходящихся на одну взрослую особь, называют: а) Рождаемостью б) Максимальной рождаемостью в) Удельной рождаемостью г) Экологической рождаемостью | ||||||||||
4. | К унитарным организмам можно отнести: а) Дуб обыкновенный б) Губку в) Подосиновик г) Сельдь-черноспинку | ||||||||||
5. | Термин «экосистема» ввёл: а) Э. Геккель б) Э. Зюсс в) В. И. Вернадский г) А. Тэнсли | ||||||||||
6. | Какие из типов экологических пирамид могут быть «перевернутыми»: а) Численности б) Биомассы в) Энергии г) Информации | ||||||||||
7. | Климаксом называют: а) Сукцессии, вызванные изменением климата б) Циклически изменяющиеся сообщества в) Начальная стадия сукцессий г) Завершающая стадия сукцессий | ||||||||||
8. | Пирогенные сукцессии возникают в результате действия: а) Наводнения б) Пожара в) Урагана г) Землетрясения | ||||||||||
9. | Первоочередными задачами Красных книг являются: а) Сохранение цитологического разнообразия б) Сохранение генетического разнообразия в) Сохранение экосистемного разнообразия г) Сохранение видового разнообразия | ||||||||||
10. | Наиболее строгим режимом охраны отличается: а) Национальный парк б) Заказник в) Охранная зона заповедника г) Заповедник | ||||||||||
Прикладная экология и охрана природы | |||||||||||
11. | Существенных изменений в природном сообществе не произойдёт, если: а) вид - эдификатор будет заменён набором видов; б) произойдёт постепенная смена доминирующих видов; в) вид-эдификатор будет вытеснен другим эдификатором; г) один вид заместит другой, не являющийся доминирующим | ||||||||||
12. | Около 80% всех видов животных и растений обитают: а) на берегах тропических морей; б) в экваториальных дождевых лесах; в) в бореальных лесах и альпийских лугах; г) в смешанных лесах умеренной зоны | ||||||||||
13. | В большинстве промышленно развитых стран выбросы загрязняющих веществ в атмосферу уменьшились или стабилизировались за счёт того, что в основу планирования природоохранной политики был положен принцип: а) «платит тот, кто загрязняет»; б) «природа знает лучше»; в) «все должно куда-то деваться»; г) «всё связано со всем» | ||||||||||
14. | Веществами, загрязняющими гидросферу, которые выпадают с атмосферными осадками, являются: а) серная и азотная кислоты; б) фенолы, ядохимикаты и углеводороды; в) синтетические поверхностно активные вещества; г) соли органических кислот. | ||||||||||
15. | В течение последнего столетия увеличение спроса на пресную воду было вызвано в том числе: а) увеличением количества гидросооружений (ГЭС и др.); б) сокращением количества дождевых тропических лесов; в) расширением речного и морского судоходства; г) расширением и интенсификацией поливного земледелия | ||||||||||
Задание 2. Определите правильность представленных ниже утверждений (ответ «да» или «нет»). Правильный ответ – 1 балл, обоснование ответа – 1 балл, максимально – 2 балла. | |||||||||||
16. | Многовидовые популяции встречаются в природе крайне редко. | ||||||||||
17. | Гигрофиты – сочные растения с сильно развитой водозапасающей паренхимой. | ||||||||||
18. | Некоторые виды могут состоять только из одной популяции. | ||||||||||
19. | Основными продуцентами в биосфере являются хемотрофы. | ||||||||||
20. | Все растения – автотрофные организмы. | ||||||||||
21. | Самым крупным отрядом живых организмов являются жесткокрылые (жуки). | ||||||||||
22. | Агроценозы отличаются упрощённой структурой. | ||||||||||
23. | Рекреационное значение лесов заключается в том, что он служит для роста и накопления строительного материала. | ||||||||||
24. | Деятельность организмов определяет состав атмосферы, почв и поверхностных вод. | ||||||||||
25. | Основной причиной исчезновения Аральского моря является забор воды на орошение. | ||||||||||
26. | Трофические связи в биоценозе возникают, когда особи одного вида питаются особями другого вида. | ||||||||||
27. | Уменьшение площади листьев способствует их морозостойкости. | ||||||||||
28. | Гомойотермные животные в сравнении с пойкилотермными имеют большие потребности в пище и воде. | ||||||||||
29. | Популяции одного вида полностью генетически изолированы друг от друга. | ||||||||||
30. | Ксенобиотики – это микроорганизмы, участвующие в очищение водоемов от антропогенного загрязнения и способные питаться вредными веществами. | ||||||||||
Задание 3. Установите соответствие между приведенными терминами (или примерами) и их толкованием (определением). За каждое правильное соответствие – 0,5 баллов, максимально – 2 балла | |||||||||||
31. | 1. Мезотроф ________ 2. Стенофаг ________ 3. Фаготроф ________ 4. Герпетобионт________ | а) Организм, имеющий узкую пищевую специализацию б) Организм, обитающий на поверхности почвы и в подстилке. в) Организм, с умеренными потребностями в питательных веществах. г) Гетеротроф, поедающий другие организмы | |||||||||
32. | Подберите по два примера для каждой экологической группы птиц: а) лапы водоплавающих птиц _ б) лапы лесных древесных птиц __ в) лапы хорошо бегающих птиц __ г) лапы хищных птиц __ | ||||||||||
| |||||||||||
Задание 4. Обоснуйте свой ответ с объяснениями | |||||||||||
33. | Что представляют собой функциональные группы организмов в природных экосистемах и в чем проявляется участие функциональных групп организмов в биосфере? Объясните роль каждой из них в структуре биосферы.
А) растения, животные, грибы и бактерии формируют состав биосферы;
Б) продуценты, консументы и редуценты участвуют в круговороте веществ биосферы;
В) различные виды функциональных групп организмов образуют пищевые цепи и способствуют круговороту веществ в биосфере
Оценка решения задачи
|
Вопросы с 1 по 15 – по 1 баллу – максимально 15 баллов
Вопросы с 16 по 30 – по 2 баллу (всего 15 вопросов) – максимально 30 баллов
Вопросы с 31 по 32 – определение соответствия – максимально 4 балла
Вопрос 33 – системная задача с обоснованием верных и развернутых ответов с объяснением – максимально 6 баллов