ГЛАЗА ЗАКРЫВАЮТСЯ И ОТКРЫВАЮТСЯ




МЕХАНИКА ВНУТРИ ГОЛОВЫКУКЛЫ

 

Куклу можно заставить делать очень многое: «говорить» (откры­вать рот), открывать и закрывать глаза или вращать ими, подми­гивать одним глазом, высовывать язык; у собаки могут подни­маться и опускаться уши, у поро­сёнка двигаться нос-пятачок, хобот слонёнка может вращать­ся во все стороны, сгибаться, на­бирать воду и выпускать её фон­танчиком, и т.п.

Всё это достигается с помо­щью специальной механиза­ции внутри головы куклы. Сле­дует, правда, помнить и о том, что куклу нельзя перегружать механикой. Во-первых, излиш­няя механизация затрудняет работу актёра с куклой, а во-вторых, она может убить приро­ду куклы, превратить её в подо­бие живого существа. Например, великолепный механиза­тор кукол С.А. Рубанович, хоро­шо знавший природу куклы и её возможности, работавший ак­тёром в Ленинградском Боль­шом театре кукол, выполнил куклу лебедя для эстрадного номера. Трудно назвать то, чего не могла бы сделать эта кукла. Её головка поднималась и опус­калась, открывался клюв, шея была настолько гибкой, плас­тичной, что лебедь могла положить головку под крыло, клювом почистить пёрышки крыльев и хвоста. Вне эстрадного номера кукла была «живее» настоящего лебедя. Однако на ширме многое терялось. Даже хороший артист не мог использовать всех технических возможностей куклы, и в работе от многого пришлось отказаться, а кое-что переделать - упрос­тить. Кукле нужны свои, ку­кольные движения - яркие и выразительные.

Существует много способов механизации различных дета­лей головы куклы, рассказать обо всех просто невозможно. Каждый конкретный случай ме­ханизации зависит от тех требо­ваний, которые предъявляются кукле. То, что нужно одной, не подходит другой. Многое определяется скульптурой куклы, и пока не увидишь головку её в скульптуре, трудно подобрать оптимальный вариант. Значительно проще механизировать ту головку, в скульптуре которой художником изначально продумана и запрограммирована та или иная механика. Мы рассмотрим несколько способов механизации рта и глаз, которые в театральной практике встречаются чаще всего.

МЕХАНИЗАЦИЯ РТА

Рассмотрим один из вариантов открывания рта у куклы, когда верхняя губа остаётся неподвижной, а нижняя вместе с подбородком опускается вниз.

Головка куклы должна быть выклеена плотно и хорошо высушена. Желательно, чтобы папье-маше было проклеено марлей или тонкой тканью типа бязи. Это необходимо для прочности, т.к. папье-маше придётся резать, пришивать к нему проволоку, закреплять пружинки, резинки и т.д. На голове намечается линия рта и линия, по которой челюсть будет опускаться вниз. Характер второй линии зависит от конфигурации подбородка и формы головы, но в любом случае нужно стараться, чтобы зазор между подвижной челюстью и непод­вижной частью головы был ми­нимальным. Острым ножом по намеченной линии отрезается челюсть от головки и вырезается часть затылка, чтобы можно было свободно работать внутри головки.

Из проволоки сечением » от 3 мм выгибается дужка по внутренней стороне губы отрезанной челюсти. Сво­бодные концы проволоки хорошо бы оставить подлиннее. Закруг­лённым концом вставляем про­волоку в овал губы, протыкаем шилом дырочки в папье-маше с той и другой стороны проволоки на расстоянии 1 см и пришива­ем её к губе тонкой медной или любой другой мягкой проволо­кой. Шов зашпаклёвывается с обеих сторон мелкими опилками, замешанными на клее ПВА. От­метив на головке, где приблизи­тельно должна проходить ось (лучше ближе к затылочной час­ти), отмеряем это расстояние на прямых концах проволоки, при­шитой к челюсти. Откусываем лишнюю проволоку, а концы за­гибаем в виде колечек с внутрен­ним диаметром, чуть большим толщины оси, которая должна свободно входить в эти колечки, чтобы ось в них болталась.

Подчеркнём, что в изготовлении всех механик, в чёткости их работы категория чуть-чуть имеет огромное значение. Оба конца проволоки надо со­единить между собой П-образной скобочкой, изготовленной тоже из проволоки (можно меньшего диаметра). Скобочка прикрепля­ется полоской ткани, проклеен­ной клеем ПВА, или припаивает­ся как можно ближе к оси, так как к этой скобочке крепится жилка (с её помощью осуществляется от­крывание рта) и резинка или пру­жинка, которые возвращают че­люсть в исходное положение. По­этому, чем дальше скобочка будет удалена от оси, тем больше дол­жен быть рычаг, который тянет жилку, а это не всегда возможно. По закону физики (выигрывая в расстоянии, мы проигрываем в силе, и наоборот) резинка или пружинка, возвращающая челюсть в исходное положение, должны быть настолько сильны­ми, чтобы смогли это сделать, то есть, чем ближе скобочка, к кото­рой они крепятся, от оси, тем силь­нее приходится натягивать ре­зинку или пружинку. Оптималь­ное удаление скобочки с тягами определяется практически, доби­ваясь того, чтобы тяга, открыва­ющая рот, опускалась как можно меньше, и сила, затраченная на это, была минимальной. Необходимо найти точное положение оси, то есть те отвер­стия в головке, через которые дол­жна проходить ось с подвижной челюстью. Вставив челюсть в ис­ходное положение, берём отрезок прямой проволоки такого же диа­метра, как ось, но меньшего раз­мера, чтобы он мог войти внутрь головки. Продеваем его через от­верстия в концах проволок челю­сти и сдвигаем до отказа вправо или влево. Место соприкоснове­ния проволоки с папье-маше бу­дет искомой точкой для отвер­стия оси. Шилом протыкаем от­верстие, вынимаем проволоку, заменяющую ось, и через полу­ченное отверстие с внешней сто­роны куклы вставляем настоя­щую ось, которая затем должна пройти через колечки на проволоке, к которой пришита челюсть и, проделав ею второе отверстие в головке куклы, выйти наружу.

Обязательно нужно проверить, хорошо ли двигается челюсть, и если её где-то зажимает - подрезать ножом папье-маше. Затем вынуть ось, к П-образной скобочке в центре её привязать жилку для открывания рта и резинку или пружинку, для возвращения его в первоначальную позицию. Всё это проделывается снаружи, пока ось не закреплена, чтобы потом не пришлось монтировать это внутри головки куклы, что очень сложно, особенно если головки маленькие. Теперь пора поставить челюсть на место. А чтобы она находилась в нужном положении и не сдвигалась по оси в ту или другую сторону, необходимо поставить ограничители. Можно припаять шайбочки, использо­вать металлическую или полиэти­леновую трубочку, можно навить плотную спираль необходимой длины из мягкой проволоки. Окончательная сборка производится в следующем порядке: ось вставля­ется в подготовленное отверстие в голове, надевается шайбочка или трубочка, затем челюсть и вновь шайбочка или трубочка. Конец оси должен через второе отвер­стие выйти наружу головки. Кон­цы оси, выходящие наружу с той и другой стороны, по 15-20 мм загибают и закрепляют (пришивают) тонкой мягкой проволокой к папье-маше. Сверху их заклеивают тряпочкой или зашпаклевывают опилками с клеем ПВА.

Резинку или пружинку, прикрепленную к П-образной скобочке, следует закрепить в папье-маше в таком натяжении, чтобы не требовалось особого усилия тянуть за жилку, привязанную к той же скобочке и открывающую рот, а резинка или пружинка должны легко возвращать челюсть в исходное положение. Если этого не происходит, значит, слабо натя­жение резинки.

Второй вариант открывания рота аналогичен первому, разни­ца лишь в том, что открывается не вся челюсть, а только губа, кото­рая приводится в движение так же, как в предыдущем варианте. К верхней части нижней губы пришивается изогнутая проволока, концы которой загибаются круглогубцами в виде колечек, через которые будет проходить ось. Намечается карандашом то рас­стояние, на которое губа должна опускаться вниз, и эта часть выре­зается. Между губой (в закрытом состоянии) и подбородком образу­ется отверстие, которое необходимо замаскировать. Для этого лучше всего использовать простой трикотаж (он хорошо тянется). Вырезаем кусочек трикотажа, чуть большего отверстия, которое требуется закрыть. Верхний конец приклеиваем к губе, а нижний - по всему вырезу подбородка, слегка натягивая трикотаж, чтобы не было складок. Эту операцию проделывают лишь после того, как губа закреплена на оси. Процесс закрепления может быть таким же, как в первом варианте.


В третьем варианте механика рта несколько отличается от первых двух. Иногда требуется, чтобы рот куклы открывался широко, распахивался, как крышка шкатулки.

Челюсть отрезается по линии открывания рта. Желательно, чтобы линия под подбородком (на рисунке показа­на пунктиром), где должна прохо­дить ось, была прямой. В данном варианте наиболее простым спо­собом соединения челюсти с остальной частью головы является петельный. Вместо петли можно использовать полоску кожаного ремня или просто кусочек упругой кожи, как показано на рисунке. Соединение получается мягким и эластичным. Пружинка или ре­зинка, удерживающие челюсть в закрытом положении, крепятся непосредственно к челюсти, а с об­ратной стороны, примерно в том же месте, закрепляется жилка, с помощью которой рот открывается. Это простой способ, но не прак­тичный, поскольку он не создаёт жёсткости, устойчивости, ста­бильного положения рта в момент закрывания. Всё это обеспе­чивается, если изготовить шарнирное соединение из проволоки или использовать маленькую форточную петлю. Шарнирное соединение легко выгнуть из проволоки сечением 2-2,5 мм. Берём два куска проволоки. Конец одного зажимаем в тиски и вокруг него наматываем часть второго куска проволоки так, чтобы получилась плотная спираль (длина её зави­сит от ширины челюсти). С той и другой стороны спирали оставля­ем прямые концы проволоки дли­ной 60-100 мм и загибаем их в од­ном направлении. Концы той проволоки, на которую навита спи­раль, тоже загибаем в одном направлении. Получается проволоч­ный шарнир - петля (см. рисунок). Одна его часть пришивается к нижней плоскости челюсти, вто­рая, соответственно, к тому месту головы, от которой отрезана че­люсть. Сложив вместе обе полови­ны, намечаем место, куда необхо­димо пришить проволочные концы второй части шарнира.

Внут­ри головки (примерно, в точках А и Б - см. иллюстрацию) закрепляется резин­ка, которая удерживает челюсть в закрытом состоянии. Жилка кре­пится также в районе точки А, но с обратной стороны челюсти. Вари­ант простой и удобный, но тоже имеет свой недостаток. Жилка, при помощи которой рот открыва­ется, видна зрителю, даже если ос­новная часть её прячется в одеж­де куклы. Если возникает потреб­ность спрятать её, можно исполь­зовать следующий вариант меха­ники рта.

На ось - 1, которая пришивается на неподвижной части головы - 2, ставится валик - 3 с прикреп­ленной к нему челюстью - 4. Ре­зинка - 5 крепится, как в преды­дущем варианте: один конец на валике, а второй на папье-маше неподвижной части головы. Один конец жилки (тяги) закрепляется на том же валике - 3, но в проти­воположном направлении по отно­шению натяжения резинки. Вто­рой конец подвязывается к рыча­гу (иначе мы его назовем «курок»), который закреплён на ручке гапита или на ползунке.

Нажимаем пальцем на курок - рот открывается, отпускаем - возвращается в исходное положение за счёт натяжения резинки. Но необходимо помнить, что сила натяжения резинки и усилие, с которым приходится давить на курок, возрастают пропорционально уменьшению радиуса валика - 3. Следовательно, чтобы меньше затрачивать усилий на открывание рта, радиус должен соответствовать тяжести челюсти - 4, прикреплённой к нему, и силе натяжения резинки - 5.

 

ЛЕНТОЧНЫЙ РОТ

Нередко требуется механизировать рот куклы, у которой малень­кие губки, но она должна петь и раскрывать эти губки очень хоро­шо. В качестве варианта можно предложить "ленточный рот", который применяется для движе­ния вниз-вверх одной губы или двух одновременно. Принцип движения во всех этих случаях аналогичен.

 

Сначала в папье-маше головки вырезается нижняя губа. Затем берётся тонкая чёрная ленточка из плотной ткани или тонкой кожи. Размеры ленточки определяются размером головки куклы, шириной губ на ней, а также рас­стоянием, на которое должен рас­крываться рот. Один конец лен­точки прикрепляется к губе. На станке вытачиваются из дерева в виде катушечек два направляю­щих ролика (см. картинку), длина ко­торых должна соответствовать ширине ленточки. По центру в них надо просверлить отверстия, вста­вить из проволоки оси, выгнуть, как показано на схеме, и прикре­пить к папье-маше (иногда вместо деревянных роликов используют твёрдую полиэтиленовую трубку). Ко второму концу ленточки при­крепляется проволочная скобка в виде треугольника, к которому впоследствии крепится пружинка или резинка, удерживающая губу в верхнем положении.

В этом же месте, где приклеивалась к губе ленточка, закрепляется жилка (тяга), свободный конец которой нужно пропустить через отверстие, проделанное в шейке куклы и гапита.

Поставив губу на место и пропустив прикреплённую к ней ленточку между направляющими роликами, можно присоединить пружинку (или резинку) и закрепить её в натянутом состоянии в верхней точке головы. Сила натя­жения резинки или пружинки определяется практически. Аналогичным образом проделываются все операции, когда ставится один направляющий ролик (см. рисунок). Он же одновременно явля­ется блоком, по которому скользит ленточка, но уже не к верху, а вниз. Бывают случаи, когда в верхней части головки очень мало места для размещения пружинки или резинки, тогда стоит восполь­зоваться данным вариантом. Точка крепления пружинки может быть любой, например, в точках S (рисунок «а»)или S1, S2.

В практике механизации рта куклы бывает и такое: нет возможности внутри головы вытянуть ленту на ту длину, какую требует открывающийся рот. Тогда приходится воспользоваться системой барабана, наматывающего на себя ленту (рисунок «б»). Барабан вытачивается на станке или берётся обычная катушка из-под ниток. Так же, как и в предыдущих случаях к одному концу ленты прикрепляется вырезанная губа, а к ней жилка. Другой её конец проходит через направляющий ролик - 1 и крепится на бара­бане - 2 в точке S (рисунок «б»). На этом же барабане просверливается отверстие для жилки. Вставляют в отверстие жилку, закрепляют один конец узелком, наматывают на барабан 2-3 витка, а ко второму концу привязы­вают пружинку, которая свобод­ным концом крепится в удобной точке затылочной части головы куклы. Если для натяжения ис­пользовать не пружинку, а ре­зинку, можно обойтись без жил­ки, тогда резинку следует закрепить на барабане в том же отвер­стии, которое сверлили для жил­ки, а второй конец - в папье-маше затылочной части.

В исходном положении (рот закрыт, лента намотана на бара­бан) жилка размотана, пружин­ка (или резинка) в натянутом, но сжатом состоянии. В момент натяжения жилки губа опускается вниз, открывается рот, лента разматывается с барабана, а жилка с прикреплённой к ней пружинкой (или резинкой) нама­тывается на барабан.

Пружина (резинка) растягива­ется, барабан начинает вращать­ся и наматывает на себя ленту, губа возвращается в исходное положение, рот закрывается. Так, натягивая жилку (тягу) или от­пуская, приводим в движение губу, рот открывается или закры­вается. Комбинируя варианты, рассмотренные выше, можно механизировать верхнюю губу или даже обе - и верхнюю и нижнюю, как показано на рисунках.

Все приведённые варианты механизации рта куклы (не толь­ко ленточные, но и описанные в предыдущих разделах) могут быть использованы для любой системы кукол, исключая мимирующую и теневую.

В практике изготовления теат­ральных кукол, особенно эстрад­ных, встречаются и более сложные варианты механики рта. Многие, вероятно, помнят куклу конферансье из "Необыкновенного концерта" С.В. Образцова. Рот у этой куклы очень выразительный. Трудно забыть её кривую улыбку или, точнее, ухмылку, открытый смех, какую-то особую артикуляцию. Механика рта сложная: работают обе губы, открываясь и закрываясь, и меняется их ракурс, относительно ос­новной оси. За счёт этого и воз­никает богатство мимики. Дан­ный пример ещё раз убеждает, что конструкция куклы в значи­тельной мере определяет диапа­зон и своеобразие её выразитель­ных средств.

МЕХАНИКА ГЛАЗ

Механика глаз в кукле так же разнообразна, как и механика рта. В зависимости от того, что необходимо конк­ретной кукле, глаза могут двигаться вправо и влево, открываться и закрываться, вращаться, можно заставить дви­гаться один зрачок или зрачок оставить неподвижным, а зак­рывать его будет веко. Конеч­но, всегда возникает вопрос, нужна ли кукле вся эта механика? Стоит ли начинять её всевозможной механикой, усложнять и без того тяжкий труд актера-кукольника, которому приходится думать в момент создания сценического образа о разных рычагах, тягах, поворотных шайбах и т.д. Безусловно, всем куклам этого не требуется. Но иногда удачно найденное дви­жение глаз ярче, чем что-нибудь иное, подчеркивает характер персонажа и помогает актёру в создании цельного образа. Как помогают актрисе сыграть чув­ство смущения закрывающиеся глазки куклы! Можно, конечно, сыграть смущение и без таких глаз, но легкий наклон головы и медленно закрывающиеся вы­разительные глаза сделают это убедительнее. Вот почему и художнику и конструктору необхо­димо знать основные варианты механизации глаз. В дальней­шем, отталкиваясь от получен­ных знаний, легче придумывать новые способы необходимые той кукле, тому персонажу, который будет создаваться.

Нет необходимости рассмат­ривать все варианты механики глаз. Остановимся на нескольких основных.

1. Глаза закрываются и отк­рываются.

а) самый простой вариант, когда оба глаза расположены в одной плоскости и на одной оси;

б) глаза расположены в разных плоскостях и монтируются на разных осях под углом друг к другу.

2. Глаза двигаются вправо и влево.

3. Глаза вращаются.

4. Закрывается верхнее веко.

 

ГЛАЗА ЗАКРЫВАЮТСЯ И ОТКРЫВАЮТСЯ

 

В первую очередь рассмотрим один из вариантов механики закрывающихся и открываю­щихся глаз, когда оба глаза в од­ной плоскости и монтируются на одной оси. Требования к папье-маше головок кукол всегда одно и то же: быть лёгким, плотным и прочным. Сначала вырезаются ножом нарисованные на головке глазницы, затем затылочная часть, чтобы можно было свободно ра­ботать внутри головки. Штангенциркулем замеряется размер глаза. Глаза кукол могут быть круглыми, овальными, вы­тянутыми в высоту или в ширину, выпуклыми и т.д. Если глаза выпуклые, они должны по диа­метру соответствовать глазни­цам. Чем меньше выпуклость глаза, тем больше диаметр ша­рика. Глаза вытачивают на то­карном станке из дерева или плотного пенопласта. Глаза из пенопласта монтиро­вать проще. Предварительно заготавливается круглая палочка, которая будет служить стержнем для глаз. В пеноплас­товых заготовках, из которых должны вытачиваться глаза, просверливаются отверстия меньшего диаметра, чем только что выточенный стержень (если стержень 15 мм, то диаметр отверстия должен быть 12-13 мм). Пенопластовые заготовки дол­жны сидеть на стержне очень плотно, иначе из них трудно выточить нужную форму глаза. Сложно определить точное рас­стояние между глазами. Вот тут-то и проявляется удобство пенопластовых глаз, которые благодаря деревянному стержню можно сдвинуть в ту или иную сторону, если расстояние вначале определено неверно. Лишний конец стержня рекомендуем отпилить. В том слу­чае, когда глазки вытачивают­ся полностью из дерева, ошиб­ки в определении расстояния между ними быть не должно, ибо они не встанут в глазницы, и придется гантельку (глазки, выточенные вместе, напомина­ют форму гантели) распиливать и раздвигать на оси или сдви­гать, а то и вытачивать новые глазки. Поэтому при вытачива­нии глазок целиком из дерева надежней всего пользоваться шаблоном. Его легко изготовить из пластилина: взять палочку и на ней вылепить глазки необхо­димого размера и формы, и уже по этому пластилиновому шаб­лону выточить деревянный. Когда глазки выточены, необхо­димо просверлить для оси от­верстие сверлом, диаметр кото­рого должен быть чуть-чуть больше диаметра проволоки, используемой для оси. Глаза на оси должны свободно вращать­ся, но не болтаться. Чтобы отверстие было точно по центру, сверлить лучше с двух сторон, навстречу друг другу. Бывает, что длины сверла не хватает для сквозного отверстия, тогда мож­но воспользоваться проволокой, из которой делается ось: расплю­щить слегка один конец, зато­чить его и использовать как им­провизированное сверло любой длины, но предварительно необ­ходимо с той и с другой стороны просверлить, насколько воз­можно, настоящим сверлом. Для жилки и для резинки требуются еще два отверстия (просверлить их надо тонким сверлом 1-1,5 мм, как показано на рисунках).

 

После этого глаза вставляются в глазницы и наме­чаются отверстия для оси, если она будет выходить наружу. Если ось крепится (пришивает­ся) изнутри, концы её выгиба­ются по форме головки и при­шиваются мягкой проволокой, как мы это уже делали при ме­ханизации рта. Глаза в глазницах должны свободно вращаться, однако зазор между глазами и папье-маше должен быть минимальным. В том случае, когда ось неудобно крепить изнутри и возникает необходимость вывести её наружу, проделывают отверстия в папье-маше. Один конец проволоки, которая служит осью, надо загнуть 15-20 мм, второй вставить в отверстие папье-маше, пропустить через отверстия в глазах, лежа­щих в глазницах, и проткнуть отверстие в папье-маше с другой стороны. Кончик проволоки 15-20 мм, вышедший наружу, тоже нужно загнуть и пришить тонкой проволочкой, после чего замаскировать опилками, замешанными на клее, и заклеить тряпочкой или бумагой. После высыхания это место придется зашкурить. Чтобы глазки не «ёрзали» по оси, достаточно по­ставить с обеих сторон между глазами и папье-маше ограничители из полиэтиленовой тру­бки как это делается при механизации рта.

 

На одну ось можно смонтировать и разъединённые глаза, тогда появляется возможность закрывать то один глаз, то другой или оба вместе, но в этом случае они монтируются не­сколько по-иному.

Глаза нужной формы вытачи­ваются по отдельности. Так же просверливается отверстие для оси в каждом шарике. Надев их на проволочную ось и вставив в глазницы, замеряют расстоя­ние между глазами по линии оси и заготавливают нужной длины полиэтиленовую трубоч­ку или проволочную спираль. Трубочка ставится между глаза­ми, чтобы они чётко находились в глазницах и не сдвигались к центру. При необходимости та­кие же трубочки могут быть и на концах оси, как во втором вари­анте. В оба шарика ввинчиваются маленькие шурупы или вколачиваются маленькие гвоздики - ограничители, кро­ме того, необходимо вколотить сделанные из проволоки штыри, как показано на схеме.

На концах штырей должны быть колечки, к которым удобно закреплять жилку (тягу) и резинку или пружинку. Резинка или пружинка закрепля­ется в слегка натянутом состоянии, она удерживает глаз в от­крытом положении. Если потя­нуть за жилку, конец которой крепится на том же колечке штыря, что и резинка, глаз закроется. Но тянуть приходится кверху, а все рычаги управле­ния, как правило, располагают­ся на гапите или штоке в ниж­ней части - на ручке. Поэтому, чтобы изменить направление тяги, жилку необходимо пропустить через блок. Блок можно выгнуть из проволоки, надев на неё полиэтиленовую трубочку, чтобы жилка лучше скользила и не перетиралась. В качестве блока можно использовать деревянный брусочек из твёрдого де­рева. В брусочке просверлить отверстия (через которые должна проходить жилка), после чего его приклеивают к папье-маше в необходимом месте. Все на­правления движения тяг показаны на схеме.

Если глаза должны закрываться вместе, тяги соединяются в одну, если по отдельности, каждая тяга закрепляется на своем рычаге управления.

Мы рассмотрели три примера, когда оба глаза находятся на одной оси, но бывают случаи, и очень часто, когда глазницы расположены под углом друг к другу. В этом случае требуются разные оси. Всё проделывается как и в предыдущих вариантах, с той лишь разницей, что каж­дый глаз монтируется отдельно на своей оси. Глаз вытачивается с небольшой шейкой (10-12 мм в диаметре), на краю которой имеется бор­тик-ограничитель, чтобы жил­ка не соскакивала.

В шейке гла­за чуть выше оси просверлива­ется отверстие, где жилки и ре­зинки закрепляются навстречу друг другу. Жил­ку наматывают (пол-оборота или даже целый оборот) вокруг шейки глаза и направляют её вниз. При натяжении жилки глаз должен закрываться. Действие резинки направлено в противоположном направлении. Сила её натяжения опре­деляется практически.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: