Президент как политический лидер




 

В современной России отчетливо проявляются две главные тенденции, во многом изменяющие представления о лидерстве. Эти тенденции - институциализация и профессионализация лидерства.

Институциализация руководящих функций отражается в понятии формального лидерства. Оно представляет собой приоритетное влияние определенного лица на членов организации, закреп­ленное в ее нормах и правилах и основывающееся на положении в общественной иерархии, месте в ролевых структурах. Неформальное лидерство характеризует субъективную способность, готовность и умение выполнять роль лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны членов группы. Оно основывается на авторитете, приобретенном в результате обладания определенными личными качествами.

В политике формальный, институциональный аспект является ведущим. В современном обществе, как писал еще Л. Фейхтвангер, “власть даже пустого человека наполняет содержанием”.

Поэтому наибольший удельный вес в политическом лидерстве современной России продолжает принадлежать административно-политической элите (высшему персоналу государственно-административных органов).

Слово “лидер” в переводе с английского (leader) означает “ведущий”, “руководящий”.

Лидером можно стать либо в известной степени случайно-интуитивно угадав интересы широких слоев, совпав своим духовным складом с их потребностями, либо целенаправленно - выявив, исследовав эти интересы. Чем сложнее политическая и социальная жизнь, тем более вероятен второй путь.

Политическое лидерство представляет собой постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на общество, организацию или группу.

Политическое лидерство существует на трех социальных уровнях, где оно выполняет различные функции.

. Лидерство на уровне малой группы, объединенной политическими интересами Оно представляет собой механизм интеграции групповой деятельности, в котором лидер направляет и организует действия группы, предъявляющей к личности лидера определенные требования: способность принимать решения, брать на себя ответственность, находить оптимальный способ удовлетворения группового интереса и др.

. Лидерство на уровне политических движений, связанных общностью политических интересов, основанной на одинаковом социальном статусе, а не узкогрупповых интересах, как в первом случае. В этом отношении лидерство представляет собой способ адекватного выражения интересов части населения, поддерживающей данного политика. Фигура лидера служит символом определенной социальной позиции, с ней связывают свои интересы носители обыденного сознания.

. Лидерство как способ организации власти в условиях существования разделения властей, дифференциации социальных слоев на основе экономического положения и соответствующего самосознания. Политическое лидерство предполагает взаимное удовлетворение интересов как лидера, так и “ведомых”, т.е. ориентация на социальное партнерство входит в систему политических ценностей общества.

В малых группах, основанных на непосредственных контактах их членов, институциализация лидирующих позиций может не происходить Здесь на первый план выдвигаются индивидуальные качества личности, ее способность объединить и повести за собой группу.

В крупных объединениях, эффективность коллективных действий которых требует четкой функционально-ролевой дифференциации и специализации, оперативности управления и жесткости подчинения, институциализация и формализация (официальное закрепление) лидирующих позиций, придание им сравнительно больших властных полномочий обязательны

В последнее время доминируют классификации лидеров по стилю поведения. Можно выделить пять политических стилей по степени доминирования тех или иных качеств.

Параноидальный политический стиль. Ему соответствует тип лидера, которого можно обозначить термином “хозяин”. Такой личности свойственны подозрительность, недоверие к другим, сверхчувствительность к скрытым угрозам и мотивам, постоянная жажда власти, контроля над другими людьми. Представителями параноидального политического стиля могут считаться И.В. Сталин, Иван Грозный.

Демонстративный политический стиль. Он характерен для типа лидера, которого можно назвать “артист”, поскольку он всегда “играет на публику”. Его отличает любовь к демонстрациям, он охвачен страстным желанием нравиться, постоянно привлекать к себе внимание. Во многом его поведение, политические действия зависят от того, нравится он другим, любим он толпой или нет. Вследствие этого он достаточно “управляем”, предсказуем, может потерять бдительность, наслушавшись льстецов. Однако он может лишиться самообладания, столкнувшись с критикой в свой адрес. К подобному стилю лидерства можно отнести А.Ф. Керенского, Л.Д. Троцкого, В.В. Жириновского.

Компульсивный политический стиль обычно характерен для лидера, собирательный образ которого можно обозначить термином “отличник”. Ему свойственно почти навязчивое желание делать все наилучшим образом, независимо от возможностей. Стиль его поведения характеризуют напряженность, отсутствие легкости, гибкости, маневра. Он постоянно озабочен, мелочен, слишком пунктуален, догматически подходит ко всем инструкциям, правилам, что нередко служит причиной конфликтов во властных структурах. Типичным представителем такого политического стиля можно считать Л.И. Брежнева.

Депрессивный политический стиль олицетворяет “соратник”. Лидер этого типа не способен играть ведущую роль и потому пытается объединиться с теми, кто реально может “делать политику”. Он не имеет четкого политического курса, устойчивых подходов к решению возникающих проблем. Политическую реальность он воспринимает настороженно и пессимистически, обнаруживая слабость и политическое безволие. К подобным лидерам можно отнести императора России Николая II.

Шизоидальный политический стиль тесно связан с депрессивным. Его представляет лидер-“одиночка”. Самоизоляция и само­устранение его от участия в конкретных событиях имеют более отчетливый характер. Подобное изменение политического стиля было свойственно политической биографии В. И. Ленина (до революции 1917 г. - “одиночка”, а после нее добавились черты “хозяина” и “артиста”).

Однако следует заметить, что выделенные как “идеальные” указанные политические стили встречаются достаточно редко, скорее они выступают как тенденции.

В концептуальной презентационной матрице (табл. 2.1.) представлены четыре 3-х персональных цикла, в которые включены: три последних русских императора, Генеральные Секретари КПСС и Президенты России, причем преемнику Путина отведено вполне определенное место. И именно это позволяет нам в дальнейшем объективизировать процесс перехода власти от В.В. Путина к его преемнику.

 

Таблица 1.1.

3-х персональные циклы РЕФОРМАТОР РЕАКЦИОНЕР НЕУДАЧЛИВЫЙ РЕФОРМАТОР
Позднеимперский цикл Александр II Освободитель Александр III Благословенный Николай II Кровавый
Первый советский цикл В.И. Ленин И.В. Сталин Н.С. Хрущев
Второй советский цикл Л.И. Брежнев Ю.В. Андропов М.С. Горбачёв
Постсоветский цикл Б.Н. Ельцин В.В. Путин Д.А. Медведев

Источник: Фурман Д. Операция «преемник» // Коммерсант-Власть. - 2010. - № 44. -С. 63.

 

Функции лидеров в конкретном обществе зависят от степени зрелости его экономической, политической, культурной сфер, от уровня культуры населения, от характера (типа) политического режима и, наконец, от индивидуальных качеств самого лидера. Граждански зрелое общество с высокой степенью раз­деления социальных и политических ролей и функций замет­но сокращает возможности доступа к лидирующим позициям политикам-непрофессионалам, что нередко происходит в традиционных и переходных обществах.

Среди общезначимых функций лидеров выделим следующие:

) интегративную: объединение и согласование различных групп интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом;

) ориентационную: выработку политического курса, отражаю­щего тенденции прогресса и потребности групп населения;

) инструментальную: определение способов и методов решения поставленных перед обществом задач;

) мобилизационную: инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения;

) коммуникативную: обеспечение устойчивых форм политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами и слоями;

) функцию гаранта справедливости, законности и порядка (от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод личности).

Чем политическое лидерство современной России отличается от политического лидерства в других странах?

Главная особенность в процессе формирования современного политического лидерства в России заключается в том, что оно, с одной стороны, приобрело некоторые черты, характерные политическим лидерам демократических государств, а с другой - унаследовало черты, свойственные лидерам номенклатурной системы.

Таким образом, можно с определенностью сказать, что институт президента в России развивается стабильно, крепнут его правовые и социальные основы, в отличие от других институтов политической жизни России - Правительства и Парламента.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: