ПОЛОЖЕНИЕ
Об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и
Дистанционных образовательных технологий в МБУ ДО ДТДВ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок реализации в МБУ ДО ДТДВ дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (далее – ДООП) с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими документами:
− Закон РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (ст.16);
− приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ";
− приказ Минпросвещения Российской Федерации от 17.03.2020 г. № 104"Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации" с 30 марта по 12 апреля 2020 года".
1.3. Электронное обучение (далее ЭО) - организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Дистанционные образовательные технологии (далее ДОТ) - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
1.4. МБУ ДО ДТДВ вправе использовать ЭО и ДОТ при всех предусмотренных законодательством РФ формах получения дополнительного образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, практических занятий, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.
ДООП могут реализовываться в смешанном (комбинированном) режиме – в зависимости от специфики образовательных задач и представления учебного материала. Соотношение объема проведенных часов, практических занятий с использованием ЭО и ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется МБУ ДО ДТДВ в соответствии с образовательными программами с учетом потребностей обучающегося и условий осуществления образовательной деятельности.
ЭО и ДОТ могут использоваться при непосредственном взаимодействии педагогического работника с обучающимися для решения задач индивидуализации образовательного процесса.
1.5. МБУ ДО ДТДВ доводит до сведения участников образовательных отношений информацию о реализации ДООП или их частей с применением ЭО и ДОТ, обеспечивающую возможность их выбора.
1.6. ЭО и ДОТ обеспечиваются применением совокупности образовательных технологий, при которых частично опосредованное или полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и педагога осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных технологий обучения.
1.7. Основными элементами системы ЭО и ДОТ являются: образовательные онлайн-платформы; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype-общение; e-mail; облачные сервисы; электронные носители мультимедийных приложений к учебникам; электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности.
1.8. Формы ЭО и ДОТ, используемые в образовательном процессе, находят отражение в ра-бочих программах по соответствующим учебным дисциплинам. В обучении с применением ЭО и ДОТ используются следующие организационные формы учебной деятельности:
− лекция;
− консультация; − семинар;
− практическое занятие;
− самостоятельная внеаудиторная работа; − научно-исследовательская работа.
Цели и задачи
2.1. Основной целью использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий является предоставление обучающимся возможности освоения ДООП непосредственно по месту жительства или его временного пребывания (нахождения), а также предоставление условий для обучения с учетом особенностей психо-физического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся, обучение по индивидуальному учебному плану при закреплении материала, освоении новых тем по предметам и выполнении внеаудиторной самостоятельной работы.
2.2. Использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения способствует решению следующих задач:
− созданию условий для реализации индивидуальной образовательной траектории и персонализации обучения;
− повышению качества обучения за счет применения средств современных информационных и коммуникационных технологий;
− открытый доступ к различным информационным ресурсам для образовательного процесса в любое удобное для обучающегося время;
− созданию единой образовательной среды;
− повышению эффективности учебной деятельности, интенсификации самостоятельной работы обучающихся;
− повышению эффективности организации учебного процесса.
2.3. Основными принципами применения ЭО и ДОТ являются:
− принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем обучающимся возможности освоения ДООП непосредственно по месту жительства или временного пребывания;
− принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических, организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
− принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательного процесса с помощью информационно-образовательной среды;
− принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения учебных занятий с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения;
− принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время;
− принцип модульности, позволяющий использовать обучающимся и педагогическим работникам необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося; − принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений обучающихся.
2.4. Основными направлениями деятельности являются:
− обеспечение возможности применения в учебной деятельности ЭО и ДОТ;
− обеспечение исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
− обеспечение подготовки и участия в дистанционных конференциях, олимпиадах, конкурсах.
Участники образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ
3.1. Участниками образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ являются: обуча-ющиеся, педагогические, административные и учебно-вспомогательные работники МБУ ДО ДТДВ, родители (законные представители) обучающихся.
3.2. Права и обязанности обучающихся, осваивающие ДООП с использованием ЭО и ДОТ, определяются законодательством Российской Федерации.
3.3. Образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ организуется для обучающихся по всем направлениям учебной деятельности.
3.4. Образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ осуществляют педагогические работники, прошедшие соответствующую подготовку.
3.5. Педагогическим работникам, обучающимся, осуществляющим обучение с использованием ЭО и ДОТ, предоставляется авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам.
3.6. Педагогические работники, осуществляющие обучение с использованием ЭО и ДОТ, вправе применять имеющиеся электронные средства обучения или создавать собственные. Разработанные курсы должны соответствовать содержанию ДООП по направлениям деятельности.
3.7. Обучающийся должен владеть базовыми навыками работы с компьютерной техникой и программным обеспечением, базовыми навыками работы со средствами телекоммуникаций (системами навигации в сети Интернет, навыками поиска информации в сети Интернет, электронной почтой и т.п.).
3.8. Обучающийся должен иметь навыки и опыт обучения и самообучения с использованием цифровых образовательных ресурсов.