кандидат исторических наук




Дом горного начальника

 

Златоустовский городской краеведческий музей – старейший на Урале. Он основан в 1825 году. Музей располагается в здании с богатой историей. Оно было построено в конце XVIII века, здесь жили купцы Лугинины, горный начальник Павел Аносов, останавливался поэт Василий Жуковский. Сегодня это памятник архитектуры федерального значения.

 

История особняка начинается с заводчика Лариона Ивановича Лугинина. Он принадлежал к известной купеческой династии. В середине XVIII века они владели мануфактурами по изготовлению парусного материала, затем занялись горной промышленностью на Южном Урале. В конце 1760-х годов Ларион Лугинин приобрел Саткинский и Златоустовский заводы, а в 1770-е годы построил Миасский. Купцы торговали со многими европейскими странами, Китаем, Персией, государствами Средней Азии.

 

Дворец Лугинина

В конце жизни Ларион Лугинин обосновался на Златоустовском заводе. В 1783 году он затеял возведение дома для себя и своей семьи. В 1785 году строительные работы были закончены. Однако заводчику не пришлось в нем жить. Он скончался 31 октября 1785 года в возрасте 65 лет. Наследникам купец оставил свыше 330 тысяч десятин, состояние в 2 миллиона 477 тысяч рублей и «дворец».

В Челябинском областном архиве среди документов Златоустовского горного округа сохранилось подробное описание дома, сделанное в 1801 году:

«Каменныой дом построенной в 1785 году, состоящей по течению реки Ая на левой стороне у конца горы Уреньги. Спереди оного дома от восточной стороны и вокруг зделана каменная ограда с поставленными между столбов чугунными решедчитыми балюстрами длиною с площади 62-х сажен 1-го аршина. Посередине оной с площади на 3-х саженях каменные ворота из 4-х каменных столбов, составляющие вокруг оных столбов снизу для прочности укреплены нарочно отлитые балюструнным видом чугунные рамы. Над воротами зделаны полукруглые своды и сверх оных положены надвратные плоские доски, подбиты карнизами и выкрашены зеленою краскою…

Против упомянутых ворот в паралель ограды посредине двора выстроен на каменном фундаменте из кирпича двухэтажны корпус длиною 18 1/2 шириною 9 вышиною до крыши 4 сажени во оном. Расположение покоев в нижнем этаже с лицевою стороны от ворот с площади зделано с подъездом на обе стороны крыльцо наслоно чугунными досками с кирпичною стенкою с выкладенными на ней тремя столбами, на которых утвержден от второго этажа балкон с перилами и выстоновленными балюстрами от переднего крыльца…»

И так далее на нескольких десятках страниц подробно описан внешний облик особняка, покои и внутреннее убранство двухэтажного каменного дома с мезонином, садом, огородом, оранжереей, конюшней и прудом (вода в водоем доставлялась деревянными трубами из горного источника).

В строительстве своего «дворца» Ларион Лугинин руководствовался традицией дворянских усадеб, для которых были свойственны обширные хозяйственные постройки, выполненные в едином градостроительном комплексе, где каждый элемент находился в четком соподчинении с другими. Здесь уже прослеживается сформировавшаяся горнозаводская традиция: главный фасад особняка должен иметь нарядный вид и обязательно выходить на заводскую площадь. Мезонин, балкон, колонны и центральное крыльцо придавали зданию помпезный и величественный вид.

 

Картины французских женщин

«Дворец» был богато обставлен. В доме насчитывалось 24 иконы, девять зеркал (из них два больших в золотых рамах), шесть часов. По стенам дома было развешано более пятидесяти живописных картин: портреты императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II, Лариона Лугинина (три портрета, один – в золоченой раме), а также «Женщина с чашкою», «картины французских женщин», «французских цветов», три изображения «рыбы талменя» и прочее. Кроме того, в описи указано 54 различных печатных изображений, также размещенных на стенах дома. Среди них – ландкарты Российской империи и театров военных действий, Сибирской губернии и дороги до Бухары, было здесь и пять репродукций Земного шара.

Меблировка дома состояла из шкафа, бюро, конторы, комодов красного дерева, буфетов, столов (ломберный, шахматный, круглые и прочие), многочисленных кресел, более сотни стульев. Разнообразная посуда – деревянная, фарфоровая, яшмовая, чугунная, оловянная, медная, серебряная, хрустальная – была расставлена по буфетам.

 

Перестройка

В 1799 году Златоустовский завод стал казенным, а с 1811 года – административным центром одноименного горного округа. «Дворец» Лугинина превратился в резиденцию горного начальника. В 1820-е годы здание перестроили по проекту архитектора Михаила Малахова.

Михаил Павлович Малахов (1781–1842) – один из основоположников уральской архитектурной школы классицизма. Он родился в семье мелкопоместного дворянина. В 1801 году окончил Императорскую академию художеств. В течение пяти лет он работал помощником архитектора на строительстве Казанского собора, медико-хирургической академии, лекционных театров в Санкт-Петербурге. С 1805 года Михаил Малахов служил архитектором в Оренбурге, а в 1815 году перебрался в Екатеринбург, где позднее стал архитектором Уральского горного правления. По его проектам возведены комплексы промышленных зданий в Каменском, Нижне-Исетском, Кыштымском заводах, Ново-Тихвинский женский монастырь в Екатеринбурге, здание городской управы в Тюмени, завершено строительство дворца Расторгуева-Харитонова в Екатеринбурге и Белого дома на Кыштымском заводе.

В 1830-х годах в ходе формирования в Златоусте центральной площади города участок перед домом горного начальника был сокращен, снесли ограду с павильонами. В 1831–1847 годах в особняке жил ученый-металлург, геолог Павел Петрович Аносов. Здесь он работал над новым методом получения высококачественных сталей, разрабатывал технологию производства булата и изготовления из него холодного оружия.

13 марта 1903 года перед домом горного начальника произошла «Златоустовская бойня». В тот день на площади собралось около пяти тысяч человек. Конфликт вылился в открытое столкновение: из толпы раздалось несколько выстрелов, ранивших помощника исправника и жандармского унтер-офицера, бастующие начали бить стекла в окнах и ломать двери, уфимский губернатор Николай Богданович дал команду открыть огонь. В числе убитых и раненых кроме рабочих оказались дети, женщины и случайные прохожие. Всего было убито 23 человека, 22 умерло от ран в больнице и заводском госпитале, 41 человек получили тяжелые ранения.

В 1920-х годах здание приобрело современный вид: был разрушен балкон по главному фасаду. С 1933 года дом горного начальника занимает Златоустовский городской краеведческий музей.

 

Николай Антипин,

кандидат исторических наук



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: