Тема 12. Нормативные документы по организации технологических процессов ТО и ремонта автомобилей.
Одним из важнейших принципов рациональной организации ТО и ремонта автомобилей является применение обоснованных н ормативов выполнения профилактических и ремонтных работ.
В технической эксплуатации существуют нормативы:
· периодичности ТО,
· трудоемкости ТО и ремонта,
· продолжи-
· тельности ТО и ремонта,
· а также ресурса до капитального ремонта.
Основополагающим нормативным документом, регламентирующим планирование, организацию и содержание ТО и ремонта автомобилей, определение ресурсов, является «Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» (далее – Положение).
В современных условиях контроль качества выполнения нормативных положений по ТО и ремонту автомобилей обеспечивается благодаря существующей системе сертификации производственно-технической базы (ПТБ) и полноте услуг по бслуживанию и ремонту. Нормативное регулирование для субъектов на рынке транспортных и сервисных услуг осуществляется системой лицензирования.
Для оперативного учета изменений конструкций автомобилей и условий их эксплуатации в Положении предусматриваются две части.
В первой части содержатся основные положения по организации ТО и ремонта подвижного состава. В данной части устанавливаются:
система и виды ТО и ремонта, а также исходные нормативы, регламентирующие их; классификация условий эксплуатации и методы корректирования нормативов;
принципы организации производства ТО и ремонта в АТП;
типовые перечни операций ТО и другие основополагающие материалы.
Вторая часть (нормативная) включает конкретные нормативы по ряду базовых моделей автомобилей и их модификациям. С целью объективного учета изменения выпускаемых автомобилей помодельно (отечественного производства) данная часть разрабатывается и дополняется с периодичностью 3–5 лет в виде отдельных приложений к 1-й части.
Нормативы ТО и ремонта, установленные Положением, относятся к определенным условиям эксплуатации, называемым эталонными. За эталонные условия принята работа базовых моделей автомобилей, имеющих пробег от начала эксплуатации в пределах 50–75 % от нормы пробега до капитального ремонта, в условиях эксплуатации I категории в умеренном климатическом районе с умеренной агрессивностью окружающей среды. При том предусматривается, что ТО и текущий ремонт выполняются на предприятии, имеющем ПТБ для обслуживания 200–300 автомобилей, составляющих не более трех технологически совместимых групп.
При работе в иных, отличных условиях эксплуатации изменяются безопасность и долговечность автомобилей, а также трудовые и материальные затраты на обеспечение их работоспособности. Поэтому нормативы ТО и ремонта корректируются.
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА АТП
Задачи инженерно-технической службы АТП
Инженерно-техническая служба (ИТС) – одно из главных функциональных подразделений организационной структуры управления АТП.
Задачи ИТС:
1. Целесообразное планирование использования подвижного состава и деятельности АТП, обеспечивающее бесперебойное выполнение плановых заданий автомобильных перевозок, ритмичную работу производственных зон, участков и отделений АТП, планомерную отправку автомобильной техники в ремонтные предприятия, максимальную долговечность и наиболее рациональное применение подвижного состава.
2. Непосредственное совершенствование организации ТО и ремонта подвижного состава, направленное на сокращение простоев автомобильной техники в ТО и ремонте, повышение качества и снижение себестоимости ремонтно-профилактических работ, повышение культуры производства, улучшение сохраняемости автомобилей.
Важные мероприятия, проводимые ИТС, относятся:
· кооперирование, концентрация, специализация производства по ТО и ремонту автомобилей;
· совершенствование форм организации труда исполнителей ремонтно-профилактических работ;
· внедрение современной технологии и корректирование действующих режимов ТО и ремонта подвижного состава с целью сокращения объема работ и увеличения периодичности их выполнения;
· внедрение комплексной системы управления качеством ТО и ремонта автомобильной техники по техническому состоянию;
· совершенствование структуры и содержания плана внедрения новой техники, механизации и автоматизации трудоемких производственных процессов, технической диагностики, современных методов и средств, облегчающих запуск двигателей при низких температурах;
· дальнейшее развитие и эффективное использование производственного потенциала АТП и др.;
· обеспечение своевременной отправки автомобилей в КР и получение их из авторемонтных предприятий в установленном порядке.
3. Разработка и проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, предпосылок к ним и нарушений регулярности движения из-за отказов и неисправностей автомобильной техники или неправильной ее эксплуатации. Обеспечение безопасности дорожного движения – одна из важнейших задач технической службы.
4. Обеспечение технически грамотной эксплуатации подвижного состава:
· выбор оптимального режима работы двигателя, систем и агрегатов и технически правильное их использование на различных режимах движения;
· достижение максимальной экономической эффективности каждого рейса.
5. Организация технической учебы и контроля технической подготовки водительского, ремонтно-профилактического и инженерно-технического составов. Обеспечение высокого
уровня производственной дисциплины инженерно-технического состава, водителей и ремонтно-обслуживающих рабочих предприятия. Высокий уровень технической подготовки личного состава – одно из важнейших условий успешной работы АТП.
6. Внедрение научной организации труда в производство, нормирование труда и разработка прогрессивных нормативов трудоемкости ТО и ремонта подвижного состава. Контроль технического состояния производственного имущества, уточнения перечня контрольно-диагностического и другого технологического оборудования.
7. Организация материально-технического снабжения.