Ближнего и Дальнего Востока




ЛЕКЦИЯ № 7.

Воспитание и обучение в древнейших государствах

Ближнего и Дальнего Востока

Студент должен иметь представления: О зарождение воспитания в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока

Студент должен знать: Основные позиции педагогики того времени

Студент должен уметь: разбираться в предпосылках зарождения педагогики

План изучения темы:

1. Воспитание в рабовладельческом строе

2. Воспитание в Древней Месопотамии

3. Школа и воспитание в Древнем Египте

4. Воспитание в Древней Индии

5. Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае

1. Воспитание в рабовладельческом строе

Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе древних цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока, зарождение которых относится к 5-му тысячелетию до н. э.

Уже в эпоху позднего неолита в разных регионах мира стали появляться симптомы разложения первобытной формации. Этот процесс был многовековым, исторически длительным. Разновременность возникновения новых общественных структур приводила к тому, что наряду с новыми формами организованной социализации подрастающего поколения сохранялись и старые формы воспитания.

В древнейших государствах, пришедших на смену архаичным союзам племен, воспитание и обучение детей осуществлялось по преимуществу в семьях. В эпоху, переходную от общинно-родового строя к рабовладельческой формации, в древнейших цивилизациях, возникших в регионах Ближнего и Дальнего Востока, сохранялись и постепенно видоизменялись старые традиции семейного воспитания. Прерогативы патриархальной семьи в воспитании были закреплены еще в таких документах древнейших государств Ближнего и Дальнего Востока, как Законы Хаммурапи в Вавилоне (1750 до н. э.), книга Притч иудейского царя Соломона (начало 1-го тысячелетия до н. э.), индийская Бхагавадгита (середина 1-го тысячелетия до н. э.) и др.

Постепенно естественным путем вместе с укреплением государственных структур в целях специальной подготовки чиновников, жрецов, полководцев, администраторов начал складываться и новый социальный институт — школа.

Школа и воспитание в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока развивались под воздействием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Хотя хронологически эти цивилизации не совпадали, тем не менее, им были присущи сходные структуры, в том числе в сфере воспитания и обучения. Эта общность — следствие того, что возникновение школ пришлось на переходную эпоху — от общинно-родового строя к рабовладельческому. Типологичность этого явления подтверждается тем, что древние цивилизации, несмотря на то, что они существовали изолированно друг от друга, имели при этом принципиально общее в сфере воспитания и обучения.

Убедительным аргументом в пользу признания такой типологичности служит история древних цивилизаций Южной Америки, возникших в 3-2-м тысячелетиях до н. э.: никак не связанные с остальным миром, они выработали опыт обучения и воспитания, сходный с опытом древнейших цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока.

В эпоху, переходную от общинно-родового строя к рабовладельческому, происходили глубинные перемены в практике воспитания и обучения: качественно изменялись способы передачи культурного наследия предков от взрослых к детям. В эту эпоху как бы завершался дописьменный период истории, когда речь и пиктографическое (рисунчатое) письмо как главные способы передачи информации (приблизительно с 3-го тысячелетия до н. э.) стали дополняться собственно письменностью — клинописной и иероглифической.

Возникновение и развитие письменности — важнейший фактор развития школы. При переходе от пиктографического письма к логографии, передающей не только общее содержание речи, но и членение ее на отдельные слова (древнеегипетские и китайские иероглифы, шумерская клинопись), письмо превращается в сложную технику, которая требовала специального обучения. Дальнейшее развитие письма, связанное с появлением сначала слогового (в древней Ассирии), а затем фонетического (в древней Финикии) письма, привело к упрощению обучения грамоте и тем самым к увеличению «производительных возможностей» школы. Отделение умственного труда от физического, начавшееся уже на исходе первобытной истории, вызвало к жизни появление новой специальности — учителя.

Школа и воспитание в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока развивались в логике эволюции конкретно-исторических культурных, нравственных, идеологических ценностей. Человеческая личность формировалась в рамках жестких социальных регулятивов, обязанностей и личной зависимости. Идея человеческой индивидуальности в регионах Востока была развита крайне слабо.

Личность как бы растворялась в семье, касте, социальной группе, государстве. Отсюда и упование на жесткие формы и методы воспитания.

Закономерно, что своим возникновением первые школы в древнейших восточных цивилизациях обязаны служителям культов, ибо религия была носителем идеалов воспитания. Вместе с тем возникновение школ в конечном счете являлось ответом на определенные экономические, культурные, политические запросы общества. По мере социального развития такие запросы менялись, а с ними изменялись сфера, содержание и методы обучения и воспитания.

Главными очагами обучения и воспитания в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока были, несомненно, семья, церковь, государство. Семья, однако, не была в состоянии обеспечить общество необходимым числом людей, сведущих в чтении, письме, законах, что требовалось для чиновничьего аппарата. Подготовка таких людей стала главной задачей особых учебно-воспитательных учреждений, создававшихся служителями культов и светской властью.

В течение весьма длительного времени обучение и воспитание носили крайне рутинный характер. Мучительным и длительным был процесс обучения грамоте из-за весьма сложной системы письма. Содержание образования было крайне скудным и узкоспециальным, закрепляя за человеком определенные общественные положение и функции.

К 1-му тысячелетию до н. э. постепенное развитие ремесел, торговли, известное изменение характера труда, рост городского населения способствовали некоторому расширению круга людей, которым было доступно школьное обучение и воспитание. Помимо аристократии и служителей культа учениками школ становились постепенно дети состоятельных ремесленников и торговцев, однако абсолютное большинство населения обходилось по-прежнему лишь семейным воспитанием.

Школа, возникнув как определенный итог движения общества, обладала относительной независимостью в своем развитии и со своей стороны, будучи стимулом прогресса, влияла на общественную эволюцию. Так, школа письма, возникнув как ответ на необходимость закрепить результативность передачи опыта поколений, позволяла, в свою очередь, давать обществу возможность двигаться вперед без значительных потерь из опыта прошлого, что было неизбежно в дописьменный период.

Школу и воспитание в древних цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока следует рассматривать как нечто относительно цельное и как итог специфического развития каждой из этих цивилизаций, обладавших устойчивыми особенностями в сфере воспитания.

На смену первобытно-общинному строю пришла другая общественная формация – рабовладельческий строй. Основными классами являлись рабы и рабовладельцы. К V тыс. до н. э. во многих древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока (Двуречье, Египет, Индия, Китай) появлялись первые организованные формы воспитания и образования, которые учитывали как культурно-религиозные традиции, так и социально-экономические, географические и мн. др. факторы. И хотя хронологически периоды развития этих цивилизаций не совпадают, тем не менее, всем им были присущи сходные черты, характеризующие процесс воспитания и обучения подрастающего поколения.

Новый социальный институт, школа, стал активно развиваться во всех древних государствах Ближнего и Дальнего Востока в связи с укреплением государственных структур и возникшей в этой связи необходимостью специальной подготовки чиновников, жрецов, воинов. Педагогические прерогативы семейного воспитания уже не отвечали насущным социокультурным, политическим и экономическим потребностям общества.

Но, несмотря на то, что к I тыс. до н.э. в государствах Древнего Востока постепенно был расширен круг людей, которым было доступно школьное обучение и воспитание, тем не менее, абсолютное большинство населения по-прежнему оставалось безграмотным и обходилось лишь семейным воспитанием и обучением.

Достойное образование стало уделом лишь избранных каст и являлось залогом личного успеха, значительного карьерного роста и процветания. В тоже время воспитание приобрело жесткий, авторитарный характер, а обучение письму требовало много времени, терпения и сил, было крайне сложным (не каждый мог его освоить) и носило рутинный характер.

2. Древняя Месопотамия – родоначальница всех восточных культур.

В течение трех тысячелетий на ее территории были образованы такие государства как Ур, Урук, Лагаш, Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, которые обладали достаточно стабильной и развитой культурой. Здесь успешно развивались науки: астрономия, математика, агротехника, процветали искусства, были созданы оригинальная письменность и система музыкальной записи. В древних городах Месопотамии разбивали парки, бульвары, проводили искусственные каналы, воздвигали мосты, комфортабельные дома и библиотеки.

Возникшие в 3200 г. до н. э. в междуречье Тигра и Ефрата государства (Шумер) и существовавшие здесь вплоть до 100 г. до н. э., другие древние государства, такие как Вавилон и Ассирия, обладали достаточно-стабильной и жизнестойкой культурой. Здесь успешно развивались астрономия, математика, агротехника, были созданы оригинальная письменность, система музыкальной записи, получили развитие различные искусства. В древних городах Месопотамии, например, были разбиты парки, бульвары, проведены искусственные каналы с мостами, воздвигнуты комфортабельные дома для знати. В центре каждого города возвышалось культовое здание — башня (зиккурат). Почти в каждом городе были и школы.

Эти школы возникли за 3 тысячи лет до н. э. как результат развития хозяйства и культуры, увеличения потребности в грамотных людях — писцах. Писцы на социальной лестнице стояли достаточно высоко. Первые школы для их подготовки в Междуречье назывались «домами табличек» (по-шумерски «эдубба»). Название им дали таблички из глины, на которые наносилась клинопись. Первые таблички явно школьного характера относятся к 3-му тысячелетию до н. э. Письмена вырезались деревянным резцом на сырой табличке, которую затем обжигали. В начале 1-го тысячелетия до н. э. писцы стали пользоваться деревянными табличками: их покрывали тонким слоем воска, на котором выцарапывались письменные знаки.

Первые дома табличек были небольшими учреждениями с одним учителем. В обязанности учителя входило управление школой и изготовление табличек-моделей, которые ученики переписывали в таблички-упражнения и заучивали. Обучение было платным. Размер платы зависел от авторитета учителя. Основным методом воспитания являлся пример старших. В основе методики обучения лежало простое, многократное повторение и механическое запоминание. Однако постепенно стали применяться и иные методы обучения: беседы учителя с учеником, разъяснение учителем трудных слов и текстов. В круг изучаемых предметов первых эдуббов, помимо чтения и письма, входили такие дисциплины как – история, география, геология, ботаника, математика, медицина, мифология, право, музыка, пение, литература, танцы и др.

Первые эдуббы возникли, очевидно, в писцовых семьях. Затем появились дворцовые и храмовые «дома табличек». Воссоздать картину этих школ позволяют клинописные глиняные таблички, являющиеся материальным свидетельством развития цивилизации в Двуречье. Десятки тысяч таких табличек обнаружены в развалинах дворцов, храмов и жилищ. Таковы, к примеру, таблички из библиотеки и архива г. Ниппура. Среди первоисточников следует отметить, прежде всего, хроники и анналы, например летописи Ашшурбанипала (668-626 до н. э.). Древние тексты помогают судить об уровне культуры и образования.

К подобным текстам можно причислить, скажем, законы царя Вавилона Хаммурапи (1792-1750 до н. э.), законы Ассирии второй половины 2-го тысячелетия до н. э. Учащиеся эдуббы жили дома. Постепенно эдуббы приобретали автономию. В основном школы были небольшими с одним учителем; в его обязанности входило управление школой и изготовление новых табличек-моделей, которые ученики заучивали, переписывая их в таблички-упражнения. В крупных «домах табличек» имелись особые учителя письма, счета, рисования и пр. В крупных эдуббах мог быть также специальный управитель, следивший за порядком и дисциплиной.

Обучение в школах было платным. Плата могла быть высокой и зависела от авторитета учителя. Чтобы заручиться дополнительным вниманием учителя, родители делали ему подношения.

Вначале цели школьного обучения выглядели как узко утилитарные: подготовка необходимых для хозяйственной жизни писцов. Позднее эдуббы стали постепенно превращаться в центры культуры и просвещения. При них возникли крупные книгохранилища, например Ниппурская библиотека во 2-м тысячелетии до н. э., Ниневийская библиотека в 1-м тысячелетии до н. э.

Складывавшуюся школу как образовательное учреждение питали традиции патриархально-семейного воспитания и одновременно ремесленного ученичества. Семейно-общинный уклад школы сохранялся без особых изменений на протяжении всей истории древних государств Междуречья. Семья при этом играла главную роль в воспитании детей. Как следует из «Кодекса Хаммурапи», отец отвечал за подготовку сына к жизни и был обязан передать ему свое ремесло.

Основным методом воспитания в семье и школе являлся пример старших. В одной из глиняных табличек, где содержится обращение отца к сыну, отец призывает своего сына-школьника следовать благим образцам сородичей, друзей, мудрых людей.

Учеба и быт в школах организовывались на манер большесемейной общины. Возглавлял эдуббу «отец»; учителей именовали «братьями отца». Ученики делились на старших и младших «детей» эдуббы.

Обучение в эдуббе рассматривалось прежде всего как подготовка к ремеслу писца. Ученикам надлежало научиться профессионально изготовлять глиняные таблички, освоить систему клинописи. За годы учения ученик должен был изготовить полный комплект табличек с предусмотренными текстами.

На протяжении всей истории «домов табличек» фактически универсальными приемами обучения в них являлись заучивание и переписывание. Урок (мугубба) состоял в запоминании табличек-моделей и их копировании в табличках-упражнениях.

Сырые таблички-упражнения корректировал преподаватель. Позже иногда применялись упражнения типа диктантов.

В основе методики обучения лежало, таким образом, простое, многократное повторение, механическое запоминание столбцов словарных слов, терминов, текстов, задач и их решений. Однако применялся и метод разъяснения учителем трудных слов и текстов. Использовался и метод диалога-спора, причем не только с преподавателем или учеником, но и с воображаемым предметом. Как правило, ученики делились на пары и под руководством учителя доказывали, утверждали, отрицали и опровергали.

О том, каким был уклад школы и каким хотели видеть этот уклад в Междуречье, говорят найденные на развалинах столицы Ассирии — Ниневии таблички «Восславление искусства писцов». В них говорилось: «Истинный писец не тот, кто думает о хлебе насущном, а кто сосредоточен на своем труде». «Прилежание, — продолжает автор «Восславления...», — выводит ученика на «дорогу богатства и благополучия».

Один из клинописных документов (около 2 тыс. до н. э.) позволяет восстановить учебный день школьника, обучавшегося в эдуббе. Вот что в нем говорится: «Школьник, куда ты ходишь с первых дней?» — спрашивает учитель. «Я хожу в школу», — отвечает ученик. «Что ты делаешь в школе?» — «Я делаю свою табличку. Ем завтрак. Мне задают устный урок. Мне задают письменный урок. Когда занятия кончаются, я иду домой, вхожу и вижу моего отца. Я рассказываю отцу о моих уроках, и отец мой радуется. Когда я просыпаюсь утром, то вижу свою мать и говорю ей: скорее дай мне мой завтрак, я иду в школу: в школе надзиратель спрашивает: «Почему ты опаздываешь?» Испуганный и с бьющимся сердцем я вхожу к учителю и кланяюсь ему почтительно».

Обучение в «домах табличек» было сложным и трудоемким. На первом этапе школяр учился читать, писать, считать. При овладении грамотой следовало запомнить множество клинописных знаков. Далее ученик переходил к заучиванию поучительных историй, сказок, легенд, приобретал известный запас практических знаний и умений, связанных с расчетами строительства различных сооружений, составлением торговых, правовых и других деловых документов. Прошедший обучение в «доме табличек» становился обладателем своего рода интегрированной профессии, приобретая различные знания и умения.

Программа обучения была преимущественно светской. В школах изучались два языка: аккадский и шумерский. Последний в первой трети 2-го тысячелетия до н. э. перестал быть средством общения и сохранялся лишь как язык науки и культов. Основным предметом обучения являлся шумерский язык. В зависимости от дальнейшей специализации будущим писцам давались знания в области грамматики, математики и астрономии.

Как следует из документов того времени, выпускник эдуббы должен был хорошо владеть письмом, четырьмя арифметическими действиями, искусством певца и музыканта, умением выносить разумные, основанные на законах решения, разбираться в ритуале жертвоприношений. Он должен был также уметь измерять поля, делить имущество, разбираться в тканях, металлах, растениях, понимать профессиональный язык жрецов, ремесленников, пастухов. Возникшие в Шумере и Аккаде школы в виде «домов табличек» претерпели затем определенную эволюцию. Постепенно они становились самостоятельными культурными центрами. Сама школа создала и особую учебную литературу, обслуживавшую учебно-воспитательный процесс. Первые методические пособия — словари и хрестоматии — появляются в Шумере за 3 тысячи лет до н. э. В них включались фольклорные поучения, назидания, наставления, облегчавшие обучение клинописной грамоте.

В период расцвета древнего Вавилонского царства (первая половина 2-го тысячелетия до н. э.) ведущую роль в деле образования и воспитания стали играть дворцовые и храмовые школы, которые располагались в культовых зданиях — зиккуратах, имели много помещений, включая библиотеку и комнаты для занятий писцов. Комплексы библиотека-школа именовались «домами знаний».

В древнем Вавилонском царстве с распространением знаний и культуры в средних социальных группах появляются частные учебные заведения. О распространении грамотности свидетельствовал тот факт, что с указанного времени на различных документах появляются подписи торговцев и ремесленников.

Своего расцвета эдуббы достигли в ассирийско-нововавилонский период — 1-е тысячелетие до н. э. В связи с развитием хозяйства, культуры, усилением процесса разделения труда в Древней Месопотамии среди писцов усилилась специализация, отразившаяся и на характере обучения в школах. В содержание обучения входили занятия философией, литературой, музыкой, историей, геометрией, правом, географией.

Ассирийско-нововавилонский период отмечен появлением эдубб для девушек из знатных семей; здесь их обучали письму, религии, истории, математике. В этот период продолжало распространяться обучение при библиотеках, особенно в Ассуре и Ниппуре. Писцы этих библиотек занимались сбором и записями табличек на различные темы. Об объеме их работы свидетельствует библиотека царя Ашшурбанипала (VI в. до н. э.), где найдено до 24 тыс. таких глиняных табличек.

В ассирийско-нововавилонский период особое внимание уделялось обучению математике. Наиболее образованные люди той эпохи были знакомы с логарифмами, извлечением квадратного и кубического корней. Высокого уровня достигло врачевание, которому обучали по пособиям, где содержались сведения о диагнозе и способах лечения многих болезней. Медицина изучалась как искусство врачевания и как отрасль магико-религиозных культов.

Первые дома табличек были небольшими учреждениями с одним учителем. В обязанности учителя входило управление школой и изготовление табличек-моделей, которые ученики переписывали в таблички-упражнения и заучивали. Обучение было платным. Размер платы зависел от авторитета учителя. Основным методом воспитания являлся пример старших. В основе методики обучения лежало простое, многократное повторение и механическое запоминание. Однако постепенно стали применяться и иные методы обучения: беседы учителя с учеником, разъяснение учителем трудных слов и текстов. В круг изучаемых предметов первых эдуббов, помимо чтения и письма, входили такие дисциплины как – история, география, геология, ботаника, математика, медицина, мифология, право, музыка, пение, литература, танцы и др.

3. Школа и воспитание в Древнем Египте

Первые сведения о школьном обучении древних египтян также восходят к III тыс. до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка в мир взрослых. Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. На первый план в воспитании выдвигались аскетизм и строгое послушание. В логике такого идеала шло обучение и воспитание. Мальчикам и девочкам уделялось одинаковое педагогическое внимание. Однако в школу отправляли лишь мальчиков из привилегированных сословий.

Школа в древнем Египте возникла как семейный институт. Обучение имело целью подготовку к профессии в зависимости от видов деятельности семей. Чиновник или жрец обучал сына, который впоследствии должен был сменить его в той или иной должности. Приобретение грамотности, в частности профессии писца, рассматривались как залог социального благополучия.

Школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучение в них начиналось с пяти лет. Вначале ученики писали на глиняных черепках, коже и костях животных. Позже появляется бумага (папирус) и становится основным писчим материалом. В ряде школ обучали математике, географии, астрономии, медицине, языкам других народов, физическим и военным упражнениям, правилам поведения и этикету. Но главное чему должна была научить школа – это умение слушать и слушаться, что нередко достигалось физическими наказаниями.

Школьным девизом были слова, записанные в одном из древних папирусов: «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал». Приобретение образования требовало немало труда. Занятия в школе начинались рано утром, а заканчивались поздним вечером. Чтобы достичь успеха, школьники должны были жертвовать мирскими радостями и безропотно подчиняться наставнику как своему отцу, чей абсолютный авторитет был освящен многовековыми традициями. Например, для овладения грамотой ученику требовалось запомнить не менее 700 иероглифов, научиться беглому, упрощенному и классическому письму.

Особое место в системе образования Древнего Египта занимали царские (дворцовые) школы, где дети высшей знати учились вместе с детьми фараонов и их родственниками. В таких школах особое внимание уделялось переводу на живой язык древнейших текстов.

Среди наиболее значимых и почитаемых наук в Древнем Египте была астрономия. Она играла огромную роль в жизни древних египтян и служила связующим звеном между земным и небесным мирами. С помощью астрономических знаний жрецы предсказывали различные природные явления и катаклизмы (засуху, разливы Нила, песчаные бури, солнечные затмения), управляли общественным мнением и умами людей, предугадывали судьбу человека, помогали сельскому хозяйству и мн. др. То место, которое отводилось астрономии в Древнем Египте, не имеет равных в истории других цивилизаций. Египетские жрецы были единовластными обладателями астрономических знаний и пользовались у фараонов безграничным расположением.

В эпоху Нового царства (V в. до н. э.) В Древнем Египте появляются первые школы для врачевателей. В этих школах был накоплен колоссальный опыт лечения и диагностики многих болезней, издавались труды и учебные пособия для врачевателей, то есть для тех, кто выбрал лечение людей своей профессией.

4. Воспитание в Древней Индии

История Древней Индии распадается на две главные эпохи: дравидско-арийскую (до VI в. до н. э.) и буддистскую (с VI в. до н. э.). Культура дравидских племен — коренного населения Индии до первой половины 2-го тысячелетия до н. э. — соответствовала уровню культуры первых государств Двуречья. Здесь воспитание и обучение детей носило, условно говоря, семейно-школьный характер, причем роль семьи была первостепенной.

Школы в долине Инда появляются, скорее всего, в доарийский период в городах Хараппской культуры, существовавшей в 3-2-м тысячелетиях до н. э. и тесно связанной с Древней Месопотамией. Более тысячи печатей с надписями на своеобразном письме, глиняные чернильницы для письма на пальмовых листьях — вот и все, что сохранилось в качестве памятников культуры и образования от тех времен.

Во 2-1-м тысячелетиях до н. э. на территорию Индии вторглись арийские племена. Из отношений между основным населением и завоевателями-ариями возник строй, позднее получивший название кастового. Все население Древней Индии делилось на четыре касты, или варны. Потомки ариев составили три высшие касты: брахманов (жрецов), кшатриев (воинов) и вайшьи (крестьян-общинников, ремесленников, торговцев). Четвертой — низшей — кастой являлись шудра (наемные работники, слуги, рабы). Наибольшими привилегиями пользовалась каста брахманов. Кшатрии, будучи профессиональными военными, участвовали в походах и сражениях: в мирное время они находились на содержании государства. Вайшьи относились к трудовой части населения. Шудры не имели никаких прав, а только одни обязанности. Наиболее жалкое положение занимали потомки дравидов — так называемые парии. Кастовый строй наложил специфический отпечаток и на развитие воспитания в Древней Индии.

Важным фактором воспитания в Древней Индии была религиозная идеология. Вплоть до VI в. до н. э. здесь господствовал брахманизм; позднее на его основе развивался индуизм. В VI в. до н. э. возникает оппозиционное религиозное течение — буддизм.

К середине I тыс. до н. э. в Древней Индии сложилась определенная традиция семейно-общественного воспитания. На первой ступени семейного воспитания систематического обучения не предусматривалось.

До VI в. до н. э. воспитание и обучение в Индии основывались на идее, согласно которой каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества, чтобы стать органическим членом своей касты. У брахманов ведущими качествами личности считались праведность и чистота помыслов; у кшатриев — мужество и смелость, у вайшьи — трудолюбие и терпение, у шудры — покорность и безропотность.

Глобальными целями организованного воспитания к середине 1-го тысячелетия до н. э. были физическое развитие — закаливание, умение управлять своим телом; умственное развитие — ясность ума и разумность поведения; духовное развитие — способность к самопознанию.

Считалось, что человек рожден для насыщенной, исполненной счастья жизни. У детей высших каст воспитывали такие качества, как любовь к природе, чувство прекрасного, самодисциплина, самообладание, сдержанность. Идеалом нравственного поведения считались содействие общему благу, отказ от поступков, которые идут во вред такому благу.

Образцы воспитания черпались, прежде всего, в сказаниях о Кришне — божественном и мудром царе-воине и пастухе. В этих сказаниях («Бхагаватапурана») дано подробное описание семейно-общественного воспитания у индоариев. Так, эпический Кришна воспитывался первоначально среди ровесников в совместных играх и труде. Позднее родители отдали его в учение мудрому брахману. Здесь он вместе с товарищами усердно изучал веды и по истечении шестидесяти четырех дней сделался знатоком разнообразных искусств и умений, овладев «всей людской ученостью».

Идеал древнеиндийского воспитания раскрыт в образе Рамы — одного из героев «Махабхараты» — эпоса народов Индии. Для индусов Рама являлся образцом совершенного человека, эталоном высшей воспитанности. Вот каким предстает Рама: «Никто не мог сравниться с царевичем в силе и отваге, и всех превзошел Рама ученостью, и воспитанием, и мудрым разумением. Исполненный добродетелей, он никогда не кичился и не выискивал пороков у других. Чистый душою, он был приветлив и кроток в обращении, незлобен и прямодушен, почтителен со старшими. Постоянно в часы отдыха он упражнялся в воинском искусстве, он вел полезные беседы с умудренными возрастом, наукою и опытом мужами. Он знал веды и веданги, законы и обычаи, был красноречив и рассудителен, и он никогда не уклонялся с пути долга».

Образцом древнеиндийской дидактической литературы можно считать «Бхагавадгиту» — памятник религиозно-философской мысли Древней Индии, содержащий философскую основу индуизма (середина 1-го тысячелетия до н. э.). «Бхагавадгита» была не только священной, но и учебной книгой. Она написана в форме беседы ученика с мудрым учителем. В образе учителя предстает Кришна, в образе ученика — царский сын Арджуна. Попадая в затруднительные жизненные ситуации, ученик ищет совета у учителя, получает разъяснение, выходя в итоге на новый уровень познания и поступков. Обучение строилось в виде вопросов и ответов. Учитель-Кришна преподавал в следующей логике: сначала излагал новое знание в целостном виде, затем подходил к нему с разных сторон. Суть методики обучения, как следует из «Бхагавадгиты», заключалась в том, что перед учеником непрерывно ставились цели определенной деятельности с постепенным их расширением и углублением, чтобы побуждать Арджуну к самостоятельному поиску истины, вооружая его для этого верными методами и приемами. Процесс обучения сравнивался со сражением, побеждая в котором Арджуна поднимался к совершенству.

Воспитание и обучение в Древней Индии соответствовали укладу жизни того времени. В содержание повышенного образования входили: поэзия и литература, грамматика, философия, математика, астрономия. Такое содержание образования являлось весьма широким для своего времени. Можно заметить в этой связи, что, например, в Древней Индии высокого развития достигла математика. Именно здесь были введены ноль и счет с помощью десяти знаков — цифр, заимствованных затем арабами, а от них — европейцами.

К середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии сложилась определенная воспитательная традиция. На первой ступени воспитания — в семье — систематическое обучение не предусматривалось. Для представителей трех высших каст оно начиналось после особого ритуала посвящения во взрослые — «упанаяма». Непрошедшие «упанаяму» презирались индоарийским обществом; они лишались права иметь супругом представителя своей касты, получать дальнейшее образование. Так осуществлялся контроль за результатами семейного воспитания.

Порядок обучения у специалиста-учителя во многом строился по типу семейных отношений: ученик считался членом семьи учителя и помимо овладения им грамотой и обязательными знаниями привыкал к правильному поведению в семье.

Сроки «упанаямы», содержание дальнейшего образования не были одинаковыми для представителей трех высших каст. Для брахманов «упанаяма» начиналась в 8-летнем возрасте, кшатриев — в 11-летнем, вайшья — в 12-летнем. Наиболее полной была программа образования у брахманов; занятия для них состояли, прежде всего, в пересказах вед, развитии навыков чтения и письма, изучали поэзию, литературу, грамматику, философию, математику, астрономию.

У кшатриев и вайшья была сходная, но сокращенная программа; кроме того, дети кшатриев приобретали знания и навыки в военном искусстве, а дети вайшья — в сельском хозяйстве, ремеслах и пр.

Некоторые из получивших такое образование, которое могло длиться восемь лет, затем углубляли его еще 3-4 года, занимаясь в доме учителя или с домашним преподавателем.

Прообразом высшего образования можно считать составленные по особой программе занятия, которым посвящали себя немногие юноши. В этом случае они посещали известного своими познаниями учителя — гуру («чтимый», «достойный») либо участвовали в собраниях и спорах ученых мужей. Вблизи городов возникали так называемые лесные школы, где вокруг гуру-отшельников собирались их верные ученики.

Специальных помещений для учебных занятий обычно не было, обучение происходило на открытом воздухе, под деревьями. Были и своего рода семейные школы, где все взрослые мужчины посвящали себя обучению молодежи. Поначалу эти учителя не получали какого-либо вознаграждения за свой труд, подарки учителю имели скорее символическую, чем реальную ценность. Основным способом компенсации за обучение была помощь учеников семье учителя по хозяйству.

Новый период в истории древнеиндийского воспитания начинается в середине 1-го тысячелетия до н. э. В это время происходят существенные изменения в экономической и духовной жизни древнеиндийской цивилизации. Возникает новая религия — буддизм, идеи которой отразилась и на воспитании.

Буддийская традиция обучения имела своим истоком просветительскую и религиозную деятельность Будды, или Шакьямуни (623-544 до н. э.). Согласно преданию Будда в юности был огражден от всяких тревог, проводя все свободное время во дворце. Он был окружен музыкой, состязаниями и развлечениями. Однажды мальчик подсмотрел тяготы и лишения простой жизни за пределами дворца и решил отправиться в долгий путь странствий и просветления. В результате долгих странствий и размышлений Будда становится гуру в лесной школе около города Бенареса.

Будда считался существом, достигшим высшего совершенства. Согласно буддизму, главной задачей воспитания является совершенствование души человека, которую необходимо избавить от мирских страстей через процесс самопознания и самосовершенствования. А вершиной совершенствования является состояние нирваны, полной отрешенности от внешнего мира. Нравственными идеями буддизма стали: братская любовь, милосердие, запрет на убийство живых существ, честность, умеренность и другие, которые со временем изменили программу и содержание древнеиндийского образования.

В религии буддизма он — существо, достигшее состояния высшего совершенства. Будда выступал против монополизации религиозного культа брахманами и за уравнение каст в сфере религиозной жизни и воспитания. Будда проповедовал непротивление злу и отказ от всех желаний (нирвана). По преданию, свою просветительскую деятельность Будда начинал в «лесной школе» близ г. Бенареса. Вокруг него — учителя-отшельника собирались группы добровольных учеников, которым он проповедовал свое учение.

Буддизм уделял большое внимание отдельной личности, подвергая сомнению незыблемость принципа неравенства каст и признавая равенство людей по рождению. Поэтому в буддийские общины принимались люди любой касты. Согласно буддизму главной задачей воспитания является совершенствование человека, душа которого должна быть избавлена от мирских страстей через самопознание, самовоспитание и самосовершенствование.

В процессе познания (поиска знания) буддисты различали три стадии: первоначальная (предварительная), стадия сосредоточенного внимательного усвоения, закрепление (окончател



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: