Асфальтобетонные слои используют для устройства капитальных и облегченных усовершенствованных покрытий на дорогах І-ІІІ категорий.
Прочность асфальтобетонных покрытий в значительной мере определяет прочность одежды в целом, ровность и шероховатость покрытия. Свойства материала в значительной мере определяют свойства асфальтобетонных слоев и технологию их устройства. Чем больше вязкость вяжущего, тем больше больше температура смеси должна быть в период укладки и уплотнения слоя и тем больше времени нужно для уплотнения.
В зависимости от прочности каменных материалов в асфальтобетоне выбирают тип катков. При выборе типа катка выходят из необходимости уменьшения дробления камня при укатке.
Для приготовления асфальтобетонных смесей используют минеральный порошок, который получили в результате мелкого помола известковых, доломитовых и доменных шлаков.
Количество минеральной части и ее гранулометрического состава в значительной мере определяют свойства асфальтобетона. На свойства асфальтобетона также оказывает влияние свойства песка, минерального порошка и органического вяжущего.
Технологический процесс устройства асфальтобетонных слоев включает следующие основные операции: приготовление асфальтобетонной смеси на АБЗ; подготовка основания; транспортировка смеси на место строительства; укладка асфальтобетонной смеси; уплотнение.
Асфальтобетонная смесь к месту работы доставляется автомобилями-самосвалами. Дальность транспортирования должна быть такой, чтобы температура горячего и теплого асфальтобетона на месте укладки была не ниже допустимой. Необходимо иметь в виду, что смесь остывает тем медленнее, чем больше ее масса в кузове автомобиля.
Укладку асфальтобетонной смеси проводят с помощью самоходных асфальтоукладчиков. Укладчики обеспечивают толщину укладки смеси от 5 до 15 см с заданным поперечным уклоном и предварительное уплотнение смеси. Уплотняющее действие асфальтоукладчиков незначительное и равно 3-5 проходам легкого катка.
Температура асфальтобетонной смеси до момента начала укладки должна быть для горячих смесей с поверхностно-активными добавками не ниже 115˚С, и для теплых смесей не ниже 50˚С.
Смесь из автомобиля-самосвала выгружают в приемный бункер укладчика. При движении укладчик распределяет смесь по основанию, частично уплотняя ее.
Во время укладки следят за качеством асфальтобетонного слоя. В случае обнаружения дефектов-разрывов, заусениц, раковин, их исправляют вручную мелкозернистой асфальтобетонной смесью.
Через сито просевают смесь из бункера укладчика, высыпают ее на дефектное место и хорошо выравнивают с помощью гребков и гладилок.
Таблица 3.3. Технологическая карта на устройство двухслойного асфальтобетонного покрытия.
№№ проце-ссов | Обоснование производитель-ности СНиП | Наименование технологических процессов с указанием применяемых машин | Единицы измерения | Состав бригад | Произво-дитель-ность | Сменный объём работ | Потребное количество маш.-смен |
Расчет | Транспортировка крупнозернистой асфальтобетонной смеси автомобилями-самосвалами ЗИЛ-555 на расстояние 19км. | т | водитель | 4,45 | |||
Е17-6 т.3 п.1 | Укладка крупнозернистой смеси слоем толщиной 7см и шириной 8м асфальтоукладчиком ДС-1 | т | машинист 6р-1 | 0,55 | |||
Е-17-3 п.18 | Укатка крупнозернистого асфальтобетона самоходными катками ДУ-31А за 8 проходов по одному следу | 100 м2 | машинист 6р-1 | 21,3 | 7,45 | 0,35 | |
Е17-3 п.16 | Укатка крупнозернистого асфальтобетона самоходными катками ДУ-29 | 100 м2 | машинист 6р-1 | 15,2 | 7,45 | 0,49 | |
Расчет | Транспортировка мелкозернистой асфальтобетонной смеси автомобилями-самосвалами ЗИЛ-555 на расстояние 19км. | т | водитель | 3,17 | |||
Е17-6 т.3 п.1 | Укладка мелкозернистой смеси слоем толщиной 5см и шириной 8м асфальтоукладчиком ДС-1 | т | машинист 6р-1 | 0,49 | |||
Е-17-3 п.18 | Укатка мелкозернистого асфальтобетона самоходными катками ДУ-31А за 8 проходов по одному следу | 100 м2 | машинист 6р-1 | 19,7 | 7,45 | 0,38 | |
Е17-3 п.16 | Укатка мелкозернистого асфальтобетона самоходными катками ДУ-29 | 100 м2 | машинист 6р-1 | 13,1 | 7,45 | 0,57 |
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СРАВНЕНИЕ ВАРИАНТОВ ВЫБОРА ОПТИМАЛЬНОГО СОСТАВА МДО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ПОКРЫТИЯ ИЗ МЕЛКОЗЕРНИСТОГО АСФАЛЬТОБЕТОНА
Оптимальные составы МДО выбирают на основании технико-экономического сравнения вариантов технологии или выбранных дорожно-строительных машин по таким показателям: себестоимость С, грн/м3 (т, м2), выработка на одну машино-смену В, м3 (т, м2).
Себестоимость работ определяют из зависимости
де С – расчетная стоимость машино-смени;
М – принятое количество машин, шт;
К1 – коэффициент, который учитывет увеличение стоимости производства работ за счет накладных затрат, К1 = 1,11
Vзм – сменный темп отряда, м3 (т, м2)
УСм·М – стоимость машино-смен по варианту, грн.
Выработку на одну машино-смену определяют по формуле
Таблица 4.1. Состав МДО для строительства слоя мелкозернистого асфальтобетона.
Наменование работ | Наименование машин | Единицы измерения | Источник обоснования | Количество рабочих | Количество машин в зависимости от сменного темпа | Расчетная стоимость машино-смен, грн | Стоимость машино-смен, грн | Общие технико-экономические показатели | |
себестоимостьС, грн/м3 | выработка В, м3 | ||||||||
Мелкозернистый асфальтобетон 1 вар. | ДС-39А | маш-см | Часть Х | 58,56 | 58,56 | 2,47 | 15,67 | ||
ДС-1 | маш-см | 24,64 | 24,64 | ||||||
ДУ-31А | маш-см | 44,64 | 89,28 | ||||||
ДУ-29 | маш-см | 60,4 | 60,4 | ||||||
Дорожные рабочие | чел. | ||||||||
Мелкозернистый асфальтобетон 2 вар. | ДС-39А | маш-см | Часть Х | 58,56 | 58,56 | 2,66 | 15,67 | ||
ДС-94 | маш-см | 46,4 | 46,4 | ||||||
ДУ-31А | маш-см | 44,64 | 89,28 | ||||||
ДУ-29 | маш-см | 60,4 | 60,4 | ||||||
Дорожные рабочие | чел. |
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА
Контроль качества является важной частью технологии строительства, он направлен на обеспечение высокого качества работ, выполнения технологических норм и правил, обеспечения минимальных трат ресурсов. Контроль сопровождает каждую технологическую операцию.
В дорожном строительстве выделяют три вида контроля: входной, операционный, приемочный.
Входной контроль проектно-сметной документации предусматривает проверку ее комплексности и качества. Качество проектных решений проверяют соответственно инструкций о последовательности проведения экспертизы проектов и смет на строительство (СН 213-73).
Входной контроль материалов подразделяют на качественный и количественный. Качественный контроль проводят путем лабораторных исследований в соответствии с действующими государственными стандартами не позднее 36 часов с момента получения материалов, с регистрацией результатов в журналах входного контроля. Количественный контроль предусматривает контроль качества и количества полученных материалов при их получении с регистрацией в тех же журналах.
Операционный контроль – контроль технологического процесса выполнения строительных работ, который выполняют параллельно с исполнением технологических операций. Основными задачами операционного контроля качества выполнения работ является и обеспечение требуемого уровня качества строительства дорог; своевременные проявления причин возникновения дефектов при выполнении работ и принятия методов по их устранению; повышение личной и коллективной ответственности исполнителей и инженерно-технического отдела за качество выполнения дорожно-строительных работ. Операционный контроль качества выполняют в соответствии со схемами операционного контроля качества на производство дорожно-строительных работ.
Схемы операционного контроля качества должны содержать: эскизы конструкций с указанием допустимых отклонений по СНиП; перечень операций, выполнение котрых должен проверять производитель работ или мастер; ведомости про состав контроля, установленный на основании требований норм и рабочих чертежей (как и чем должна проводиться проверка, наименование измеритеьных приборов, инструментов); сроки проведения контроля (когда и как часто проверяется); перечень операций, контролируемых при участии строительной лаборатории, геодезической службы и специалистов, которые занимаются контролем отдельных видов работ; перечень скрытых работ, подлежащих сдаче представителям технического надзора заказчика. Схемы операционного контроля являются основным рабочим документом при выполнении операционного контроля. Журнал операционного контроля ведется в соответствии со схемами операционного контроля.
Лабораторный контроль существует для определения соответствия строительных материалов, изделий, конструкций, строительно-монтажных работ требованиям нормативно-технической и проектной документации, а также контроля выполнения технологических режимов. Лабораторный контроль выполняют при входном контроле поступающих строительных материалов, изделий и конструкций, операционном контроле строительно-монтажных работ, приемочном контроле, а также инспекционных проверках качества. Результатом лабораторного контроля является заключение про качество материалов, изделий, конструкций и строительных работ.
Геодезический контроль предусматривает инструментальную проверку правильности выполнения строительных работ в соответствии с геометрическими параметрами проекта и требований норм, отбраковывание выполняемых работ при нарушении допускаемых отклонений геометрических размеров.
Оценка качества и приемка законченных работ и объектов выполняется в соответствии с требованием проектов, СНиП, ТУ по установленной номенклатуре показателей качества. Среди них: объем производства продукции высшей, первой и второй категории качества в процентах от общего объема продукции; процент объектов, сданых в эксплуатацию с оценками «отлично» и «хорошо»; средний балл качества по конструктивным элементам.
Таблица 5.1. Контроль качества устройства песчаных и песчано-гравийных слоев оснований и покрытий (операционный).
Операция | Состав контроля | Кто контролирует | Средство контроля | Время контроля |
Подготови-тельные работы | Отметки продольного и поперечного профиля земляного полотна, уклон, ровность основания | Прораб | Теодолитом, нивелиром, мерной лентой | В процессе подготови-тельных работ |
Качество уплотнения земляного полотна | Лаборатория | Лабораторный | До вывозки материалов | |
Вывоз и распределе-ние матери-алов | Порядок разгрузки и перемещения материалов, качество планировки, толщину слоя до уплотнения, шири-ну слоя | Мастер | мерной лентой | В процессе вывоза и распределения матери-алов |
Прикатка слоя | Схему укатки и количество проходов катка | Мастер | визуально | В процессе укатки |
Вывоз и распределе-ние клинца | Качество клинца | лаборатория | лабораторный | До вывоза клинца |
Количество и размерное распределение клинца | Мастер | Расчетом потребности | В процессе работ | |
Уплотнение и увлажне-ние слоя | Качество увлажнения материалов, схему укатки, поперечный профиль, уклон, ровность, толщину слоя после укатки | Мастер | Нивелиром, трехметровой рейкой, щупом | В процессе выполнения работ |
Качество уплотнения | лаборатория | лабораторный | После укатки |
Таблица 5.2. Контроль качества асфальтобетонных смесей (операционный).
Операция | Состав контроля | Кто контролирует | Средство контроля | Время контроля |
Устройство боковых упоров | Положение боковых упоров | Мастер | нивелиром, мерной лентой | В процессе выполнения работ |
Подготовка нижележа-щего слоя | Плотность, ровность, поперечные уклоны, чистота поверхности | Мастер | Трехметровая рейка, нивелир | В процессе выполнения работ |
Устройство подгрунто-вочного основания | Температура вяжущего | Мастер | термометр | В процессе выполнения работ |
Равномерность распределения вяжущего | Визуально | |||
Прием и укладка асфальтобе-тонной смеси | Наличие паспорта смеси | Мастер | Термометр | В процессе выполнения работ |
Температура смеси | ||||
Толщина слоя до укатки | Щуп | |||
Ровность поверхности, уклоны, качество стыков | Трехметровая рейка, ниве-лир | После 2-3 проходов катка | ||
Уход за основанием | Обеспечение движения транспорта по всей ширине покрытия | Мастер | визуально | Не менее 10 суток |
ОХРАНА ТРУДА
Комплекс мереприятий по охране труда при строительстве дорожных одежд слагается из соблюдений требований промышленной санитарии, техники безопасности и противопожарной техники.
Основные производственные вредности:
- воздействие неблагоприятных метеорологических факторов (солнечная радиация, высокая или низкая температура воздуха, высокая относительная влажность воздуха). Результаты – тепловые удары, заболевания сердца, обморожение;
- влияние отравляющих веществ, проявляющееся при работе с дегтями, смолами, при напличии испарений бензина и др. Результаты – отравление, кожные болезни;
- воздействие пыли, проявляющееся при разгрузке цемента, извести, размельчения грунтов, обработке их минеральными вяжущими и др. Результаты – заболевания дыхательных органов;
- влияние шума и воздействие вибрации. Результаты – нарушение нервной системы, глухота.
Для устранения этих вредностей предусматриваются следующие мероприятия.
При воздействии неблагоприятных метеорологических условий: в жаркую погоду переносят рабочие смены на прохладные часы суток, на машинах устраивают навесы, вводят водные процедуры; в холодный период года предусматривают периодические обогревы, теплую спецодежду.
При работе в среде с отравляющими веществами и в пыльной среде применяют индивидуальные средства защиты – респираторы, марлевые повязки, а при необходимости и противогазы.
При повышении шума выше допустимого уровня используют различного вида наушные противошумы.
Для устранения вредного воздействия вибрации пользуются индивидуальными средствами – обувью на толстой пористой резиновой подошве, погашающей колебания, рукавицами с ватной или поролоновой прокладкой, резиновыми ковриками.
Вследствие нарушения требований техники безопасности на строительстве дорожных одежд могут возникать различные случаи травматизма. Перечень мероприятий, предупреждающих травматизм, сводится к обеспечению конструктивной прочности и устойчивости дорожных машин, созданию нормальной освещенности, соблюдению допустимых скоростей движения машин, обеспечению электробезопасности при работе с машинами и механизмами.
Рабочие места и транспортные средства необходимо оборудовать средствами пожаротушения в соответствии с инструкциями по пожарной безопасности.
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Строительство автомобильных дорог оказывает значительное влияние на окружающую среду. В результате возведения земляного полотна, строительства мостов изменяется ладшафт местности; строительство водоотводных сооружений, выемок, разработка резервов изменяют протекание гидрологических процессов; вырубка лесов, корчевание пней, срезка кустов, нарушение почвенно-растительного слоя в границах полосы отвода вдоль всей автомобильной дороги, в местах разработки карьеров также действует на гидрологические, геокреологические, биологические и биохимические процессы; строительство жилых зданий, производственных предприятий дорожно-строительной отрасли, эксплуатации котельных, приготовление асфальтобетонных смесей приводят к ликвидации растительности, а заселение местности – к резкому уменьшению в прилегающих районах количества животных и растений.
После окончания геодезических, строительных, изыскательных и других работ организации, которые их выполняют, обязаны собственными силами и за счет своих средств привести использованные земли в состояние, которое является пригодным для ведения сельского хозяйства. Восстановление следует проводить в ходе работ или в течение месяца после окончания работ, но не в период промерзания грунта.
При приемке построенной дороги и ее сооружений в эксплуатацию следует провести проверку правильности и экономного использования отведенных земель.
Экономное использование земель при строительстве жилищно-хозяйственных объектов (управление дороги, мотели, АЗС и др.) проверяют по СНиП ІІ-60-65 «Планирование и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов».
Особое внимание при контроле за ходом строительных работ следует обратить на соблюдение норм по применению технологических процессов машин, оборудования, транспортных средств, которые снижают вредные выбросы и отходы в воздух и грунт. Временно отведенные под строительство сельскохозяйственные земли или лесные угодья должны быть рекультивированы.
Передачу землевладельцам обновленных земель оформляют актом. Рекультивацию проводят за счет пользователей земли, а в смете на строительство дороги предусматривают необходимые средства.
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК
1. Сиденко В.М., Батраков О.Т. «Технология строительства автомобильных дорог» ч.ІІ - К: Вища школа, 1970 г.
2. Любченко В.О., Коркушко Н.М. – Методичні вказівки до курсового проекту “Технологія і організація будівництва дорожнього одягу автомобільних доріг”. ХАДІ.
3. Зинченко В.Н., Титарь В.С. – Методические указания по выбору основных машин для строительства автомобильных дорог в курсовых проектах и дипломных проектах. Х: ХАДИ, 1994 г.
4. ЕНиР. Сборник Е17. Дорожные работы. Строительство автомобильных дорог. М: Стройиздат, 1989 г.
5. ЕНиР. Сборник Е20. В2. Ремонтно-строительные работы. Автомобильные дороги и искусственные сооружения. М: Стройиздат, 1984 г.
6. ДБН В.2.3-4-2000. Автомобильные дороги. Нормы проектирования. Киев, ГосДорНИИ 2000 г.