СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Москва
1988 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Строевая подготовка, являясь составной частью боевой подготовки, оказывает влияние на все стороны жизни и деятельности войск. Она закаляет волю воинов, способствует соблюдению воинского порядка и укреплению дисциплины, совершенствует умение воинов владеть своим телом, развивает наблюдательность, чувство коллективизма и исполнительность.
Без правильно поставленного строевого обучения трудно добиться четких действий воинов в современном бою.
Самое пристальное внимание вопросам строевой выучки должно уделяться в военных училищах, школах прапорщиков и мичманов, учебных подразделениях.
Основой подготовки личного состава подразделения к совместным действиям был, есть и остается строй. Он вырабатывает у воинов способность быстро, точно и единодушно исполнять волю командира. Строевая подготовка основана на глубоком понимании военнослужащими необходимости четких, быстрых и сноровистых действий при выполнении приемов в составе подразделения.
Строевая выучка дисциплинирует военнослужащих, вырабатывает у них быстроту и
четкость действий при вооружении и на технике, а также способствует приобретению навыков, которые необходимы на занятиях по тактической, огневой, специальной подготовке и по другим предметам обучения.
Строевая подготовка включает: одиночное строевое обучение бел оружия и с оружием; строевое слаживание отделений (расчетов, экипажей), взводов, рот (батарей), батальонов (дивизионов) и полков при действиях в пешем порядке и па машинах; строевые смотры. Строевое обучение проводится на плановых занятиях и совершенствуется при всех построениях и передвижениях, на всех других занятиях и в повседневной жизни.
В учебном пособии обобщен опыт строевого обучения подразделений Сухопутных войск. Разумеется, в практике работы командиров обучение и воспитание составляют единый процесс и всегда взаимосвязаны. Следовательно, в процессе строевого обучения подчиненных командир должен постоянно вести воспитательную работу, направленную па привитие высокой дисциплины и исполнительности.
Излагая в учебном пособии закономерности, принципы, правила и методы строевого обучения, авторы стремились показать их применительно к учебным занятиям и повседневной жизни. Вместе с тем надо иметь в виду, что данное пособие не ставит, да и не может ставить своей целью дать советы или рецепты на все случаи жизни. Это сделать и невозможно, так как ни в одной книге нельзя предусмотреть всех тех случаев, с которыми встречается каждый командир в работе по строевому обучению и воспитанию "подчиненных.
Для овладения методическим мастерством решающее значение имеют умение командира анализировать свои успехи и неудачи, результаты каждого занятия, систематическая работа командира над понижением своих знаний. Вот почему было бы желательно, чтобы командиры, опираясь на рекомендации данной книги, настойчиво совершенствовали свое мастерство в обучении подчиненных строевой подготовке.
Глава 1 ОСНОВЫСТРОЕВОГО ОБУЧЕНИЯ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Строевая подготовка является самостоятельным предметом обучения военнослужащих в системе боевой подготовки и органически входит во многие другие предметы обучения, оказывая влияние на развитие знаний, умений, навыков и психологической устойчивости, необходимых личному составу в современном бою. Поэтому в основу строевого обучения положены руководящие принципы советской педагогики.
Высокая строевая выучка офицеров, прапорщиков и сержантов* имеет решающее значение в достижении успехов в строевой подготовке, в умении образцово выполнять предусмотренные Строевым уставом приемы и методически правильно обучать подчиненных.
Командиру недостаточно ила деть высоким методическим мастерством, хорошей теоретической подготовкой и практическими навыками, ему важно еще уметь активизировать познавательную деятельность своих подчиненных, а этого можно достичь повышением качества строевого обучения, воспитанием у воинов творческого мышления и оказанием помощи в овладении наиболее рациональными приемами в ходе обучения,
Командир должен постоянно помнить, что основы обучения лучше всего закладывать с первых дней учебы. Именно в это время вырабатывается, а затем превращается » привычку определенный порядок в изучении строевых приемов, а также действий с оружием и на технике.
Известно, что пределы человеческого no-знания относительны, поэтому необходимо добиваться того, чтобы подчиненные не стеснялись сегодняшнего незнания (неумения). Ведь порицания заслуживает не тот, кто, не зная, ищет ответы и знания, а тот, кто не знает, а делает вид, будто знает.
Усвоение —это понимание плюс запоминание, а овладение знаниями —это усвоение плюс применение знаний на практике.
В обучении очень важно указать известное с неизвестным, теорию с практикой, устанавливать наиболее эффективные фирмы и методы строевого обучения.
Очень важно также, чтобы каждое строевое занятие проводилось на фоне сравнимости результатов с повышением духа состязательности. Это создает необходимые- предпосылки к быстрому усвоению изучаемого материала.
Каждое строевое занятие должно являться новой ступенью о деле совершенствования строевой выучки нонетов и подразделений. Глубина полученных при этом знаний и прочность навыков во многом зависят от умело выбранных методой обучения и тренировок, проводимых в ходе занятий. Интенсивность, непрерывность действий войной с полным напряжением сил — вот требования, предъявляемые к строевым занятиям сегодня.
Практика покапывает, что высокий уровень строевой выучки военнослужащих может быть достигнут:
целеустремленным и правильным планированием строевой подготовки, четкой организацией и методически правильным проведением всех занятий;
сознательным изучением и последующим совершенствованием приемов каждым военнослужащим в строгом соответствия с требованиями Строевого устава;
регулярным проведением инструктажей, инструкторско-методических, показных и плановых занятий по строевой подготовке;
совершенствованием навыков в строевом обучении на всех занятиях, при построениях и передвижениях в повседневной жизни;
самостоятельными тренировками военнослужащими строевых приемов;
постоянным контролем и высокой требовательностью со стороны командиров всех степеней к выполнению положений Строевого устава всеми военнослужащими.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО КОМАНДИРА
В процессе учебной и воспитательной деятельности командир, с одной стороны» выступает как педагог и воспитатель, а с другой — как командир с высокой идейной убежденностью, профессиональным мастерством, показывающий личный пример высоконравственного поведения, добросовестного отношения к делу, воинскому долгу.
Поэтому проблема педагогического мастерства командира — это в первую очередь проблема самовоспитания.
Анализ педагогической деятельности показывает, что командиры должны обладать большим диапазоном качеств, которые можно свести в следующие основные группы: идейно-политические, морально-боевые, военно-профессиональные, организаторские, нравственные и педагогические,
Командир отделения должен уметь найти главное в работе, наладить напряженную творческую деятельность каждого военнослужащего с учетом индивидуальных особенностей, психического состояния и настроения, в способности заражать энергией обучаемых, задавать бодрый деловой тон в их деятельности, в умении поддержать высокую учебную дисциплину, вызвать стремление к соревнованию.
Современная молодежь— люди с большими духовными запросами, эрудированные, с разносторонними интересами, Чтобы удовлетворить их любознательность к запросы, командиру важно быть высококультурным человеком, находиться в курсе всего нового.
Учебно-воспитательная работа — дело творческое; каждая педагогическая ситуация требует своего особого решении. Эффективной она может быть, если командир обладает такими качествами, как педагогическая наблюдательность и воображение, педагогическое мышление и такт.
Педагогическая наблюдательность — это способность целеустремленно и систематически изучать объект своего учебно-воспитательного воздействия, по внешним, часто малозаметным признакам видеть особенности внутреннего мира обучаемых, все изменения, происходящие в личности военнослужащего, умение своевременно подметить и разгадать причины и мотивы всяких перемен в его учебной деятельности и поведении.
Педагогическое воображение — способность запрограммировать личность обучаемого и предвидеть последствия воспитательных
воздействий, умение спланировать для дальнейшей работы направления психологического воздействия и правильно установить факторы,
влияющие на учебную деятельность военнослужащих.
С педагогическим воображением тесно связано педагогическое мышление, которое предполагает умение командира своевременно и глубоко анализировать свою деятельность и действия обучаемых, выделять основные звенья в работе, устанавливать связи и обобщать отдельные факты.
Педагогический такт представляет собой сложное профессиональное качество, которое характеризуется чувством меры, особой целесообразностью всего того, что делает командир, гибкостью различных методой, средств и приемов педагогического воздействия.
Педагогический такт слагается из следующих основных признаков:
уравновешенности, самообладания, делового тона;
умения слушать обучаемых;
серьезности подхода к ответам на поставленные военнослужащими вопросы;
простоты в обращении, исключающей, однако, панибратство и фамильярность;
принципиальности и настойчивости без упрямства;
внимательности и чуткости к обучаемым;
юмора без унижения личности военнослужащего;
скромности в личном поведении.
Успех обучения во многом зависит от доказательности и логичности действий командира, его способности вовлечь обучаемых в интеллектуальную работу, т. е. заставить думать и действовать вместе.
Командир через свою речь и личные действия должен уметь передать подчиненным все ценное, накопленное практикой, передовой наукой в данной области и полученное в результате собственного опыта.
Педагогическая техника — это комплекс навыков, умений и приемов, с. помощью которых командир достигает максимальной эффектности применяемых методов педагогического воздействия.
Педагогическая техника включает:
навыки и умения в организации учебных занятий и различных воспитательных мероприятий;
приемы выразительного показа командиром своего отношения к тем или иным действиям и поведению обучаемых;
умение владеть речью;
способность изучать и учитывать морально-психологические особенности обучаемых;
умение создавать различные педагогические ситуации воспитательного воздействия на обучаемых, в том числе со стороны коллектива;
владение техническими средствами обучения, умение правильно их использовать;
педагогический контроль и учет обученности и воспитанности военнослужащих, выполнение ими требований уставов.
Педагогическое мастерство связано с глубоким знанием командиром целей и задач обучения.
Мастерство командира определяется: умением передавать знания в наиболее доступной форме обучаемым;
способностью добиваться прочной связи теоретических знаний с практическими действиями и формировать на этой основе необходимые навыки, умения и качества личности военнослужащего;
умением интересно, последовательно и логично излагать учебный материал, использовать различные приемы активизации познавательной деятельности обучаемых, прививать им навыки учебного труда и умственной деятельности;
способностью целеустремленно и квалифицированно решать в процессе обучения воспитательные задачи, вытекающие из специфики учебной дисциплины н обучаемого контингента;
твердыми навыками в использовании технических средств обучения.
Помимо решения учебных задач командир в процессе обучения ведет воспитательную работу с военнослужащими. Для достижения высокой ее эффективности он должен:
иметь четкое представление о целях, задачах и содержании идейно-политического, воинского, нравственного, эстетического, физического и правового воспитания военнослужащих;
всесторонне изучать особенности личности воспитуемых и факторов, влияющих на ее формирование;
твердо знать принципы, методы, этические и правовые нормы и правила воспитания, особенности их реализации в конкретных условиях деятельности подразделения;
уметь творчески применять па практике знания военной педагогики и психологии, воинской этики, требований уставов, инструкций, приказов;
учитывать особенности воспитуемых, настроения, мнения и традиции воинских коллективов, быть способным установить правильнее взаимоотношение с воспитуемыми;
постоянно совершенствовать систему приемов и средств воспитательного воздействия.
Способность командира к педагогическому творчеству является одним h:j центральных звеньев в его деятельности. Она позволяет командиру с максимальной эффективностью, каждый раз no-новому и педагогически обоснованно применять н учебно-воспитательном процессе методы и формы обучения и воспитания, профессиональные знания, навыки и умения, свои личные качества.
Решающую роль в развитии педагогического творчества командира играет практическая деятельность. Как заметил А. С. Макаренко, нельзя научиться искусству воспитания и обучения, как и всякому другому искусству, только по книгам. Как бы человек ни был талантлив, какими бы хорошими ни были учебные пособия, но если он не будет самостоятельно учиться на практическом опыте, на положительном примере, то никогда не будет хорошим педагогом.