ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО КОМАНДИРА




СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Москва

1988 г.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Строевая подготовка, являясь составной частью боевой подготовки, оказывает влияние на все стороны жизни и деятельности войск. Она закаляет волю воинов, способствует со­блюдению воинского порядка и укреплению дисциплины, совершенствует умение воинов владеть своим телом, развивает наблюдатель­ность, чувство коллективизма и исполнитель­ность.

Без правильно поставленного строевого обучения трудно добиться четких действий воинов в современном бою.

Самое пристальное внимание вопросам строевой выучки должно уделяться в военных училищах, школах прапорщиков и мичманов, учебных подразделениях.

Основой подготовки личного состава под­разделения к совместным действиям был, есть и остается строй. Он вырабатывает у воинов способность быстро, точно и единодушно ис­полнять волю командира. Строевая подготов­ка основана на глубоком понимании военно­служащими необходимости четких, быстрых и сноровистых действий при выполнении прие­мов в составе подразделения.

Строевая выучка дисциплинирует военно­служащих, вырабатывает у них быстроту и

четкость действий при вооружении и на тех­нике, а также способствует приобретению на­выков, которые необходимы на занятиях по тактической, огневой, специальной подготов­ке и по другим предметам обучения.

Строевая подготовка включает: одиночное строевое обучение бел оружия и с оружием; строевое слаживание отделений (расчетов, экипажей), взводов, рот (батарей), батальо­нов (дивизионов) и полков при действиях в пе­шем порядке и па машинах; строевые смотры. Строевое обучение проводится на плановых занятиях и совершенствуется при всех постро­ениях и передвижениях, на всех других заня­тиях и в повседневной жизни.

В учебном пособии обобщен опыт строевого обучения подразделений Сухопутных войск. Разумеется, в практике работы командиров обучение и воспитание составляют единый процесс и всегда взаимосвязаны. Следова­тельно, в процессе строевого обучения подчи­ненных командир должен постоянно вести воспитательную работу, направленную па привитие высокой дисциплины и исполнитель­ности.

Излагая в учебном пособии закономернос­ти, принципы, правила и методы строевого обучения, авторы стремились показать их при­менительно к учебным занятиям и повседнев­ной жизни. Вместе с тем надо иметь в виду, что данное пособие не ставит, да и не может ставить своей целью дать советы или рецеп­ты на все случаи жизни. Это сделать и не­возможно, так как ни в одной книге нельзя предусмотреть всех тех случаев, с которыми встречается каждый командир в работе по строевому обучению и воспитанию "подчинен­ных.

Для овладения методическим мастерством решающее значение имеют умение командира анализировать свои успехи и неудачи, резуль­таты каждого занятия, систематическая ра­бота командира над понижением своих зна­ний. Вот почему было бы желательно, чтобы командиры, опираясь на рекомендации дан­ной книги, настойчиво совершенствовали свое мастерство в обучении подчиненных строевой подготовке.


 

Глава 1 ОСНОВЫСТРОЕВОГО ОБУЧЕНИЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Строевая подготовка является самостоя­тельным предметом обучения военнослужа­щих в системе боевой подготовки и органиче­ски входит во многие другие предметы обуче­ния, оказывая влияние на развитие знаний, умений, навыков и психологической устойчи­вости, необходимых личному составу в совре­менном бою. Поэтому в основу строевого обу­чения положены руководящие принципы со­ветской педагогики.

Высокая строевая выучка офицеров, пра­порщиков и сержантов* имеет решающее зна­чение в достижении успехов в строевой под­готовке, в умении образцово выполнять пре­дусмотренные Строевым уставом приемы и методически правильно обучать подчинен­ных.

Командиру недостаточно ила деть высоким методическим мастерством, хорошей теорети­ческой подготовкой и практическими навыками, ему важно еще уметь активизировать по­знавательную деятельность своих подчинен­ных, а этого можно достичь повышением ка­чества строевого обучения, воспитанием у вои­нов творческого мышления и оказанием по­мощи в овладении наиболее рациональными приемами в ходе обучения,

Командир должен постоянно помнить, что основы обучения лучше всего закладывать с первых дней учебы. Именно в это время вы­рабатывается, а затем превращается » при­вычку определенный порядок в изучении стро­евых приемов, а также действий с оружием и на технике.

Известно, что пределы человеческого no-знания относительны, поэтому необходимо до­биваться того, чтобы подчиненные не стесня­лись сегодняшнего незнания (неумения). Ведь порицания заслуживает не тот, кто, не зная, ищет ответы и знания, а тот, кто не знает, а делает вид, будто знает.

Усвоение —это понимание плюс запомина­ние, а овладение знаниями —это усвоение плюс применение знаний на практике.

В обучении очень важно указать известное с неизвестным, теорию с практикой, устанав­ливать наиболее эффективные фирмы и мето­ды строевого обучения.

Очень важно также, чтобы каждое строевое занятие проводилось на фоне сравнимости ре­зультатов с повышением духа состязательно­сти. Это создает необходимые- предпосыл­ки к быстрому усвоению изучаемого мате­риала.

Каждое строевое занятие должно являться новой ступенью о деле совершенствования строевой выучки нонетов и подразделений. Глубина полученных при этом знаний и проч­ность навыков во многом зависят от умело выбранных методой обучения и тренировок, проводимых в ходе занятий. Интенсивность, непрерывность действий войной с полным на­пряжением сил — вот требования, предъявля­емые к строевым занятиям сегодня.

Практика покапывает, что высокий уровень строевой выучки военнослужащих может быть достигнут:

целеустремленным и правильным планиро­ванием строевой подготовки, четкой организа­цией и методически правильным проведением всех занятий;

сознательным изучением и последующим со­вершенствованием приемов каждым военно­служащим в строгом соответствия с требова­ниями Строевого устава;

регулярным проведением инструктажей, инструкторско-методических, показных и плано­вых занятий по строевой подготовке;

совершенствованием навыков в строевом обучении на всех занятиях, при построениях и передвижениях в повседневной жизни;

самостоятельными тренировками военно­служащими строевых приемов;

постоянным контролем и высокой требова­тельностью со стороны командиров всех сте­пеней к выполнению положений Строевого ус­тава всеми военнослужащими.

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО КОМАНДИРА

 

В процессе учебной и воспитательной дея­тельности командир, с одной стороны» высту­пает как педагог и воспитатель, а с другой — как командир с высокой идейной убежден­ностью, профессиональным мастерством, по­казывающий личный пример высоконравст­венного поведения, добросовестного отноше­ния к делу, воинскому долгу.

Поэтому проблема педагогического мастер­ства командира — это в первую очередь про­блема самовоспитания.

Анализ педагогической деятельности пока­зывает, что командиры должны обладать большим диапазоном качеств, которые можно свести в следующие основные группы: идей­но-политические, морально-боевые, военно-профессиональные, организаторские, нравст­венные и педагогические,

Командир отделения должен уметь найти главное в работе, наладить напряженную творческую деятельность каждого военнослу­жащего с учетом индивидуальных особеннос­тей, психического состояния и настроения, в способности заражать энергией обучаемых, задавать бодрый деловой тон в их деятельно­сти, в умении поддержать высокую учебную дисциплину, вызвать стремление к соревнова­нию.

Современная молодежь— люди с больши­ми духовными запросами, эрудированные, с разносторонними интересами, Чтобы удовлет­ворить их любознательность к запросы, командиру важно быть высококультурным че­ловеком, находиться в курсе всего нового.

Учебно-воспитательная работа — дело твор­ческое; каждая педагогическая ситуация тре­бует своего особого решении. Эффективной она может быть, если командир обладает та­кими качествами, как педагогическая наблю­дательность и воображение, педагогическое мышление и такт.

Педагогическая наблюдательность — это способность целеустремленно и систематичес­ки изучать объект своего учебно-воспитатель­ного воздействия, по внешним, часто малоза­метным признакам видеть особенности внут­реннего мира обучаемых, все изменения, происходящие в личности военнослужащего, умение своевременно подметить и разгадать причины и мотивы всяких перемен в его учеб­ной деятельности и поведении.

Педагогическое воображение — способ­ность запрограммировать личность обучаемо­го и предвидеть последствия воспитательных
воздействий, умение спланировать для дальнейшей работы направления психологического воздействия и правильно установить факторы,
влияющие на учебную деятельность военно­служащих.

С педагогическим воображением тесно свя­зано педагогическое мышление, которое пред­полагает умение командира своевременно и глубоко анализировать свою деятельность и действия обучаемых, выделять основные зве­нья в работе, устанавливать связи и обобщать отдельные факты.

Педагогический такт представляет собой сложное профессиональное качество, которое характеризуется чувством меры, особой целе­сообразностью всего того, что делает коман­дир, гибкостью различных методой, средств и приемов педагогического воздействия.

Педагогический такт слагается из следую­щих основных признаков:

уравновешенности, самообладания, делово­го тона;

умения слушать обучаемых;

серьезности подхода к ответам на постав­ленные военнослужащими вопросы;

простоты в обращении, исключающей, од­нако, панибратство и фамильярность;

принципиальности и настойчивости без уп­рямства;

внимательности и чуткости к обучаемым;

юмора без унижения личности военнослу­жащего;

скромности в личном поведении.

Успех обучения во многом зависит от доказательности и логичности действий команди­ра, его способности вовлечь обучаемых в ин­теллектуальную работу, т. е. заставить ду­мать и действовать вместе.

Командир через свою речь и личные дейст­вия должен уметь передать подчиненным все ценное, накопленное практикой, передовой наукой в данной области и полученное в ре­зультате собственного опыта.

Педагогическая техника — это комплекс на­выков, умений и приемов, с. помощью которых командир достигает максимальной эффектности применяемых методов педагогического воздействия.

Педагогическая техника включает:

навыки и умения в организации учебных за­нятий и различных воспитательных меропри­ятий;

приемы выразительного показа команди­ром своего отношения к тем или иным дейст­виям и поведению обучаемых;

умение владеть речью;

способность изучать и учитывать морально-психологические особенности обучаемых;

умение создавать различные педагогические ситуации воспитательного воздействия на обу­чаемых, в том числе со стороны коллектива;

владение техническими средствами обуче­ния, умение правильно их использовать;

педагогический контроль и учет обученности и воспитанности военнослужащих, выпол­нение ими требований уставов.

Педагогическое мастерство связано с глу­боким знанием командиром целей и задач обучения.

Мастерство командира определяется: умением передавать знания в наиболее до­ступной форме обучаемым;

способностью добиваться прочной связи те­оретических знаний с практическими действи­ями и формировать на этой основе необходи­мые навыки, умения и качества личности во­еннослужащего;

умением интересно, последовательно и ло­гично излагать учебный материал, использо­вать различные приемы активизации познавательной деятельности обучаемых, прививать им навыки учебного труда и умственной дея­тельности;

способностью целеустремленно и квалифи­цированно решать в процессе обучения воспи­тательные задачи, вытекающие из специфики учебной дисциплины н обучаемого контин­гента;

твердыми навыками в использовании тех­нических средств обучения.

Помимо решения учебных задач командир в процессе обучения ведет воспитательную ра­боту с военнослужащими. Для достижения высокой ее эффективности он должен:

иметь четкое представление о целях, зада­чах и содержании идейно-политического, во­инского, нравственного, эстетического, физи­ческого и правового воспитания военнослужа­щих;

всесторонне изучать особенности личности воспитуемых и факторов, влияющих на ее формирование;

твердо знать принципы, методы, этические и правовые нормы и правила воспитания, осо­бенности их реализации в конкретных услови­ях деятельности подразделения;

уметь творчески применять па практике знания военной педагогики и психологии, во­инской этики, требований уставов, инструк­ций, приказов;

учитывать особенности воспитуемых, наст­роения, мнения и традиции воинских коллек­тивов, быть способным установить правиль­нее взаимоотношение с воспитуемыми;

постоянно совершенствовать систему прие­мов и средств воспитательного воздействия.

Способность командира к педагогическому творчеству является одним h:j центральных звеньев в его деятельности. Она позволяет ко­мандиру с максимальной эффективностью, ка­ждый раз no-новому и педагогически обосно­ванно применять н учебно-воспитательном процессе методы и формы обучения и воспи­тания, профессиональные знания, навыки и умения, свои личные качества.

Решающую роль в развитии педагогическо­го творчества командира играет практическая деятельность. Как заметил А. С. Макаренко, нельзя научиться искусству воспитания и обу­чения, как и всякому другому искусству, толь­ко по книгам. Как бы человек ни был талант­лив, какими бы хорошими ни были учебные пособия, но если он не будет самостоятельно учиться на практическом опыте, на положи­тельном примере, то никогда не будет хоро­шим педагогом.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: