Открытки как вид издания в аспекте научных исследований




 

Первые исследовательские работы, выявляющие характерные особенности открыточной продукции, стали появляться уже в 1890-х годах, когда люди только начинали задумываться о значении открытых писем в контексте их времени. Так, например, в статье Н.Л. Шабельской «Новая отрасль художественной промышленности», написанной в 1899 году, рассматриваются различия европейских и российских открытых писем, оценивается их художественная ценность, а также делается вывод о том, что «открытка сослужит великую службу для просвещения народа в самом широком значении этого слова».

Н.Л. Шабельская особо выделяла образовательную функцию открытых писем: «Они [открытки], помимо своего обыкновенного, повседневного служения, представляют собою еще образовательное пособие по всем отраслям искусства и знания, так что, - забавляя они учат».

Данная статья является определённым прорывом в изучении открытых писем, поскольку благодаря ей становится понятно, что российская общественность начинает выделять открытки как специфический продукт культурной деятельности, достойный более пристального внимания.

Первое русское специализированное издание об открытках «Открытое письмо» издавалось Общиной св. Евгении с 1904 по 1906 год в Санкт-Петербурге. Журнал представлял собой иллюстрированную хронику открыток, которая ежемесячно печаталась в пользу Общины святой Евгении. В «Открытом письме» размещались различные статьи филокартической направленности. В одном из номеров журнала было опубликовано письмо Н.В. Некрасова (в дальнейшем министра Временного правительства), в котором он писал: «Не будучи собирателем почтовой карточки, как таковой, я воспользовался ею как вспомогательным орудием при изучении искусства, и мой опыт оказался весьма удачным… Маленький размер карточки нисколько притом не мешал ознакомлению с делом, а удачный опыт заставляет меня следить за выходом открыток с рисунками русских художников и постоянно их приобретать». Таким образом, Некрасов подчёркивает просветительную функцию открыток, отмечая их доступность в качестве опорного образовательного материала.

Также упоминания об особенностях открытых писем обнаруживаются в выпусках дореволюционной газеты «Вестник Российского Общества Красного Креста». Оригиналы статей не сохранились, однако, сам факт их существования позволяет отследить, как проявлялся интерес к этому новому (для того времени) виду печатной продукции.
Всплеск интереса к открытым письмам начался с 1920-х годов. Именно в это время в стране массово начали издаваться специализированные издания для коллекционеров, одним из которых стал журнал «Советский филателист». В начале своей деятельности в «Советском филателисте» помещались уставы ВОФ и его отделов (местных отделений), постановления ВЦИК и СНК по филателии, инструкции о порядке заграничного обмена, новости, рецензии на другие филателистические журналы, предупреждения о фальшивых марках, списки членов ВОФ и подписчиков на журнал и небольшое количество исследовательских статей. В 1925 году журнал сменил название на «Советский коллекционер», очевидно, с целью расширить свою читательскую аудиторию.

Начиная со второго номера «Советского коллекционера» от 1932 года в журнал вводится непостоянная рубрика под названием «Филокартия». За всё время её существования были опубликованы сочинения, посвященные особенностям коллекционирования рекламных, агитационных и других видов открыток. Особый интерес представляют статьи, в которых проводится анализ состояния открытых писем, и вносятся предложения по улучшению их качества.

В начале 1933 года «Советский коллекционер» закрылся в связи с недостаточностью материальной базы.

Открыточная продукция как самостоятельный объект изучения фигурирует и в статьях, касающихся истории русской почты. Наиболее известны в кругу филокартистов работы А. Острякова («Краткий очерк по истории всемирной и русской почты», 1924 г.), К. В. Базилевича («Почта в России в XIX веке», 1927 г.), А. К. Львова («Художественная открытка и краеведение», 1929 г.). В своих статьях исследователи настаивали на исключительной роли открытки в сфере почтового дела и краеведения.

В 40-50-х годах 20 века в связи с внешнеполитическими и экономическими факторами изучение открыток было приостановлено.

1960 год знаменуется новым всплеском интереса к изучению открытых писем в контексте советской культуры. Среди исследователей этого периода выделяются Николай Спиридонович Тагрин и Михаил Степанович Забочень.

В 1978 году издаётся научный монографический труд «Мир в открытке», в котором Тагрин отмечает полифункциональность открыток, анализирует их характерные особенности, содержание и место в социокультурном пространстве. Также данное издание богато иллюстрировано.

В своих исследованиях Забочень подробно описывает историю развития открыточной продукции в России, Украине, Белоруссии и за рубежом, даёт рекомендации по комплектованию, систематизации и хранению карточек, анализирует визуальное и текстовое наполнение карточек.

Данные исследователи оказали огромное влияние на изучение и развитие филокартии как науки. Имея объектом исследования собственные коллекции, они стремились, прежде всего, к популяризации открыток, а также к выделению филокартии как одного из основных источников социокультурного просвещения.

В продолжение одноимённого журнала 1925-1932 годов, с 1963 года возобновлён выпуск «Советского коллекционера». В ежегодном издании уже имеются постоянные рубрики, в том числе и филокартической направленности. В «Советском коллекционере» были напечатаны статьи таких исследователей, как Н. Тагрин, Э. Файнштейн, М. Забочень, А. Гдалин, И. Сарычев, Н. Бугаевич и др. Большинство статей носило исторический или ретроспективный характер. Чуть меньше исследователи затрагивали тему изображений, помещавшихся на лицевых сторонах открыток. Однако больший интерес представляют статьи, в которых освещаются проблемы советской открыточной продукции.

В настоящее время изучение открытых писем переживает один из сложнейших периодов в своем развитии. В 90-е годы ХХ века, в связи с социальными, экономическими, политическими изменениями, коллекционирование стало утрачивать популярность. Об этом свидетельствует относительно малое количество крупных исследовательских работ за данный период, а также падение тиражей специализированных печатных изданий (например, тиражи «Советского коллекционера» сократились почти в 8 раз). Однако в настоящее время наблюдается рост интереса к филокартии, филателии, нумизматике и другим видам собирания. Современные филокартисты и краеведы, пользуясь трудами советских ученых, выделяют новые роли и функции открыток в социокультурном контексте.

Одними из наиболее активных исследователей постсоветского времени являются А. Е. Родионова, А.Н. Ларина, Н.А. Мозохина.

В сфере специализированных изданий тоже произошли большие изменения. Например, журнал «Советский коллекционер» после 1991 года сменил своё название на «Коллекционер». Сборник традиционно соединяет в себе несколько рубрик, посвящённых различным объектам коллекционирования.

С начала 2000-х годов начали массово выходить научные журналы различных направленностей. Работы исследователей открыточной продукции публиковались в таких журналах, как «Клио», «Открытый мир», «Журнал любителей открыток» (ЖУК), «Филокартия», «ЖУЧОК», «Коллекция» и другие.

Также важным источником для изучения является журнал «Филокартия», выходящий в свет с 2015 года. Несмотря на небольшой тираж (всего 600 экз.), журнал пользуется популярностью у современных филокартистов и играет огромную роль в популяризации открытки.

О возрастающей роли открыток говорит и тот факт, что в Москве проходит специализированная выставка открытки «PostCardExpo», включающая в себя экспозиции, лекции на темы филокартии, презентации новых специализированных изданий, аукционы антикварных открыток.

Таким образом, в дореволюционный период изучение открыточной продукции только начинает развиваться. Ещё нельзя отметить каких-либо серьёзных исследований по данной теме, однако общественность уже начинает обращать внимание на открытки, отмечать их эстетические, образовательные и воспитательные функции. Исследование открыток достигло своего расцвета именно в советский период. Связано это, прежде всего, с активной популяризацией открыток со стороны государства и союза филокартистов. Возросла активность исследователей открыточной продукции, а также увеличилось число специализированных изданий. Открытка в советское время представлялась, прежде всего, как: кладезь исторической информации, эстетически насыщенный источник, элемент издательской продукции с обширным набором свойств и функций.

Открытка как объект изучения довольно популярна в настоящее время: активизируется процесс изучения и использования открыток, публикуются новые изобразительные источники, появляются научные и научно-популярные работы. После распада СССР появилась возможность объективного изучения дореволюционной иллюстрированной открытки, которая становится объектом изучения не только коллекционеров, но и историков, искусствоведов, музееведов, культурологов, филологов.


Список литературы:

1. Алексеев В. В. Образное и документальное отображение историческойреальности в изобразительных источниках / В. В. Алексеев // Проблемы источниковедения и историографии. Мат-лы II науч. чтений памяти ак. И.Д. Ковальченко. - 2000. - с. 297-301

2. Большой энциклопедический словарь [Текст]: в 2-х т. / Прохоров А. М., –М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. Т.2. – 511 с

3. Издания Общины святой Евгении [Текст]: альманах / – Санкт-Петербург: Русский музей, 2008. – 217 с.

4. Ильичёв, Л.И. Советская художественная почтовая карточка / Л.И. Ильичёв. - Санкт-Петербург, 1980.-288 с.

5. Комболин, Ю.И. Поздравительная открытка в России (конец XIX- начало XX века) / Ю.И. Комболин - Санкт-Петербург, 1994. - 192 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: