Порядок пользования метацентрическими диаграммами первого и второго типа?
1 тип: От значения осадки проводим горизонтальную линию до пересечения с вспомогательной линией, затем от полученной точки проводим 2 вертикальные прямые до пересечения с линиями графика Zmи Zc, от полученных точек проводим 2 горизонтальные линии до пересечения с вертикальной осью графика и определяем показания.
2 тип: От значения осадки проводим горизонтальную линию до пересечения с 2 линиями графика Zm и Zc, затем от полученных точек проводим 2 вертикальные линии до пересечения с горизонтальной осью графика и определяем показания
Справка: Zm-аппликата метацентра
Zc- аппликата центра величины
Zg- Аппликатацентратяжести
АППЛИКАТА – расстояние от данной точки до плоскости проекций. На чертеже размер длины такого расстояния откладывают от точки О на оси координат Z и называют координатой Z этой точки.
Изменение начальной поперечной остойчивости при перемещении груза по вертикали
Рассмотрим теперь изменение начальной поперечной остойчивости. Ввиду того, что форма погруженного в воду корпуса судна и форма площади ватерлинии не изменились, положение Ц.В. и поперечного метацентра (т. m) при перемещении груза по вертикали остается неизменным. Перемещается только Ц.Т. судна из точки G в точку G1. Отрезок GG1 может быть найден с помощью выражения:
GG1= Plz /D
Если до перемещения груза поперечная метацентрическая высота была h, то после его перемещения она изменится на величину GG1. В нашем случае изменение поперечной метацентрической высоты ∆h = GG1 имеет отрицательный знак, т.к. перемещение Ц.Т. судна по направлению к поперечному метацентру, положение которого, как мы установили, остается неизменным, уменьшает метацентрическую высоту. Следовательно, новое значение поперечной метацентрической высоты будет:
h1 = h - Plz /D
Очевидно, что в случае перемещения груза вниз перед вторым членом правой части уравнения новой метацентрической высоты h1, должен быть поставлен знак плюс (+).
Справка: GG1-перемещение Т.Ц. из точки G в точку G1.
Р - Вес груза
h -Метацентрическая высота (h1 = h – (P ∙ lz) / D)
Особенность определения метацентрической высоты при перемещении груза по вертикали
GG1 = P ◦ lZ / D
Для определения нового положения Ц. Т., т.е. аппликаты Z G1 точки G1, воспользуемся выражением (1) и подставим вместо отрезка GG1 разность аппликат Z G1 - Z G2. Тогда получим:
Zg1 = Zg + (P ◦ lz) / D
lz-расстояние, на которые перемещен груз P
Зависимость изменения поперечной остойчивости судна от его водоизмещения
На палубу судна принят груз весом Р, Ц.Т. которого расположен в ДП на расстоянии Zр от основной плоскости. До приема груза судно имело водоизмещение D и осадку Т. После приема груза водоизмещение судна стало D1 = D + Р, а осадка Т1 = Т + ∆Т. При приеме груза меняют положение все три точки, характеризующие поперечную остойчивость; центр величины - из-за изменения осадки судна, а, следовательно, и формы погруженного в воду объема корпуса судна; центр тяжести - вследствие изменения нагрузки судна, а поперечный метацентр - вследствие изменения формы площади ватерлинии и объема, погруженной в воду части корпуса судна.
Метацентрическая высота, характеризующая остойчивость судна, вследствие всех названных причин, получит следующее изменение:
∆h = P / (D+ P) × (T + ∆T/2 - h - Zp)
Новое значение поперечной метацентрической высоты после приема или снятия (расходования) груза будет:
h1 = h ± ∆h = h ± P / (D+ P) × (T ± ∆T/2 - h - Zp)
Здесь знак плюс соответствует приему груза, знак минус - его снятию (расходованию).