1. Предмет социальной психологии образования.
2. Социально-психологические особенности педагогических групп.
3. Характеристика структуры взаимоотношений в педагогической группе.
4. Процессы групповой динамики в педагогических группах.
5. Особенности сплоченности в педагогических группах.
6. Удовлетворенность педагогическим трудом как показатель сплоченности педагогического коллектива.
7. Социально-психологический микроклимат в педагогической группе, его диагностика, факторы, оказывающие влияние на его формирование.
8. Социально-психологические особенности учебных групп.
9. Этапы развития учебного класса как коллектива.
10. Диагностика уровня развития учебной группы.
11. Социально-психологические особенности общения в образовательной ситуации. Общение как реализация общественных и межличностных отношений.
12. Полифункциональность общения.
13. Структура общения.
14. Общение как коммуникация. Средства коммуникации.
15. Общение как перцепция. Специфика социальной перцепции.
16. Механизмы межличностного восприятия: идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия, стереотипизация, атрибуция.
17. Ошибки межличностного восприятия.
18. Общение как интеракция.
19. Связь общения с деятельностью.
20. Особенности взаимодействия в разновозрастных учебных группах.
21. Успевающие и неуспевающие ученики в условиях взаимовлияния.
22. Проблемы в сфере общения со сверстниками и взрослыми у младших школьников.
23. Специфика общения в группах подростков и старшеклассников.
24. Воздействие педагогов на учебные группы.
25. Обострение противоречий в учебной группе как воздействие, позволяющее стабилизировать социально-психологическую ситуацию в учебной группе.
26. Результаты стабилизации: повышение (или снижение) активности и сплоченности учащихся; влияния на группу учащихся с просоциальной (или асоциальной) направленностью; изменение индивидуальных и групповых ценностей учащихся.
27. Влияние индивидуальности педагога на личность учащегося.
28. Персонализация личности педагога.
29. Авторитет педагога как результат его персонализации.
30. Авторитет учителя в зависимости от возрастных характеристик учеников.
31. Личностная флексибельность (гибкость) и личностная ригидность (консервативность) педагога.
32. Проблемы личности в социальной психологии: социализация личности, социально-психологические качества личности, социально-психологическая компетентность личности и др.
33. Представление о социальных установках, перцептивной защиты, эффекте «ожиданий», когнитивной сложности личности.
34. Этапы вхождения личности в группу: адаптация, интеграция, индивидуализация. Личность в системе образовательного микросоциума.
35. Система образования (образовательный макросоциум) как основа социализации человека.
36. Социально-психологическая адаптация как адаптация к профессиональной группе.
37. Феномен «психического выгорания» и профессиональные деформации личности педагога.
38. Стрессоустойчивость как профессионально значимое качество личности педагога.
39. Коллективообразование. Группа как совокупный субъект деятельности, общения, взаимоотношений.
40. Структура группы. Социометрическая структура группы.
41. Положение личности в группе. Позиция, статус, роль.
42. Процессы групповой динамики: сплочение, лидерство, принятие групповых решений, групповое давление.
43. Сплоченность группы. Сплоченность как межличностная аттракция.
44. Сплоченность как ценностно-ориентационное и предметно-ценностное единство.
45. Лидерство. Дифференциация понятий: лидер и руководитель.
46. Стили лидерства и руководства.
47. Принятие групповых решений.
48. Дискуссия в процессе принятия группового решения, её результаты: «сдвиг к риску», поляризация, конвергенция.
49. Групповое давление.
50. Коллективистическое самоопределение и конформность, ее виды.
Деловая (ролевая) игра
Тема (проблема).
- Темы представлены в содержательном компоненте теоретического материала
2. Концепция игры Совместная деятельность группы обучающихся под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации (управленческой, экономической, психологической, педагогической и т.п.). Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи).
3. Представление оценочного средства в фонде: Тема (проблема) Содержательный компонент теоретического материала, например Раздел I. Введение в социальную психологию образования
4. Роли:
_______Учитель-ученик________
Роли (учитель-ученик). Студенты поочередно спрашивают друг друга по предложенным к темам терминам.
- Ожидаемый (е) результат (ы) знание основных терминов
Критерии оценки (соответственно показателям оценивания результатов обучения (по уровням) (таблица) и критериям и показателям оценки сформированности планируемых результатов обучения в рамках формируемых компетенций:
1. Когнитивный (знать):
- научность информации (глубина, полнота и системность знаний)
- психолого-педагогическая грамотность (глубина, полнота и системность знаний)
- глубина и системность содержания (глубина, полнота и системность знаний)
2. Деятельностный (уметь):
- логичность изложения (умение соблюдать логические последовательности)
- ясность и точность выводов (умение формулировать выводы)
- практико-ориентированность (умение использовать научную информацию в прикладных целях)
3. Поведенческий (владеть):
- самостоятельность суждений (владение приемами продуктивной самостоятельной мыследеятельности)
- следование нормам формально-логического стиля изложения (владение техникой формально-логического стиля)
- ясность, полнота и точность ответов на вопросы.