Литературное чтение 2 класс
Развернутое тематическое планирование
Количество учебных недель: 34 Количество часов: 136
№ п/п | Тема урока | Дидактическая модель урока | Средства обучения, элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Виды деятельности учащихся | Страницы учебника | Дата | |
Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) | |||||||
О нашей Родине (5 часов) | ||||||||
Ф. Савинов «О Родине». | Урок изучения нового материала | Создание условий для наблюдения за изменением тона и рифмой. Определение авторской точки зрения. Понятие «рифма». Понятие «стихотворение» (жанр) | уметь правильно называть стихотворение; уметь выражать свое отношение к произведению, героям, автору; уметь различать жанры произведений о Родине. | Личностные УУД: У обучающегося будут сформированы: – положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение»; – основы для эмоционального переживания художественного текста; – начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах (родной дом, родители, малая Родина, ответственность за родных, свое дело; забота о других, смелость как преодоление страха, верность в дружбе); – эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отраженной в художественных произведениях; – понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений. Обучающийся получит возможность для формирования: – интереса к чтению как особому способу изображения действительности; – мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности; – основы для эмоционального переживания и осознания основной мысли художественного текста; – эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений доступных жанров и форм; – любви к родному дому, малой Родине; – представлений об оценке литературного героя произведения по его поступкам; – первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки; – стремления к успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД Обучающийся научится: – принимать алгоритм выполнения учебной задачи; – менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи; – участвовать в обсуждении плана выполнения заданий; – работать со словарем и с материалом предварительного чтения; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их; – ориентироваться в принятой системе значков. Обучающийся получит возможность научиться: – осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы; – соотносить внешнюю оценку и самооценку; – самостоятельно работать с учебником во внеурочное время; – корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла; – выполнять самостоятельную работу по Хрестоматии и в тетради по литературному чтению; – выбирать книги для внеклассного чтения. Познавательные УУД Обучающийся научится: – читать тексты, понимать их содержание, выделять и сравнивать основные части текста; – пользоваться словарями учебника, материалом Хрестоматии; – воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения; – сравнивать художественный и научно-популярный тексты. Обучающийся получит возможность научиться: – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; – видеть особенности народного и авторского текста, в том числе с учетом представления о подробности в художественном изображении; – осознавать роль названия произведения; – понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения; – сочинять небольшие тексты на заданную тему. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: – участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; – реализовывать потребность в общении со сверстниками; – проявлять интерес к общению и групповой работе; – воспринимать мнение собеседников; – следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности; – действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией. Обучающийся получит возможность научиться: – корректировать действия участников коллективной творческой деятельности; – понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников; – эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника. | Знакомится с разножанровыми произведениями о родине. Работает со стихотворениями Ф. Савинова, И. Никитина, С. Романовского, выполняет задания, моделирует обложки. Работает над выразительностью чтения стихотворений о Родине. Слушает народную песню «Березонька». Сравнивает произведения:выделяет общее и различия. | С. 3-5 | ||
И. Никитин «Русь». | Урок формирования первоначальных предметных умений | Сравнение стихотворения о Родине. Работа над выразительностью чтения. Понятие «диалог» «Тон» автора. Логическое ударение. | Уметь различать жанры произведений о Родине. Уметь самостоятельно работать с отрывком из стихотворения: читать, моделировать обложку. Учить выразительно читать, работать с памяткой. | Сравнивает стихотворения о Родине. Работает над выразительностью чтения. Развивает умения слышать тон автора, выразительно читать стихотворение. | С.6-7 | |||
С.Романовский «Русь». | Урок первичного предъявления новых знаний | Определение эмоционального состояния героев. Чтение «про себя» Обогащение словаря: Родина, Отечество, Отчизна, Русь, Россия, русичи, русские,россияне. | учить читать молча (про себя – первичное чтение), самостоятельно определять тему и жанр произведений, моделировать обложку. | Читает молча «про себя». Определяет эмоциональное состояние героев. | С. 8-9 | |||
С. Романовский «Слово о русской земле». | Литературное слушание | Сравнение рассказа и стихотворения. Моделирование. Введение понятий «летопись», «летописец». | уметь правильно называть стихотворение; уметь выражать свое отношение к произведению, героям, автору; уметь различать жанры произведений о Родине. | Слушает произведения. Сравнивает произведения по жанру: рассказ, стихотворение. Объясняет слова летописца, летописи. Работает с книгой: название, обложка, иллюстрация, тема, жанр. | С. 10-13 | |||
С. Прокофьев «Родина». | Беседа | Создание условий для отработки навыка чтения вслух, «про себя», выразительного чтения. Определение тона и темпа чтения. Сравнение иллюстраций к стихотворениям о Родине. Дополнительное чтение. Н. Рубцов «Россия, Русь – куда я ни взгляну…» | уметь правильно называть стихотворение; уметь выражать свое отношение к произведению, героям, автору; уметь различать жанры произведений о Родине. | Читает стихотворение вслух и молча (про себя), работает над выразительным чтением. Определяет тон и темп чтения. Сравнивает стихотворения о Родине. | С.14 | |||
Народная мудрость (устное народное творчество) (7 часов) | ||||||||
Произведения фольклора. Народная песня «Я с горы на гору шлa...». | Урок решения практических задач | Сравнение разных малых фольклорных форм. Введение понятий «фольклор», «загадка» | уметь различать жанры фольклора и выделять их особенности; работать со статьёй рубрики «Обрати внимание», проверять свой читательский опыт. | Работает со статьёй «Обрати внимание» в учебнике, проверка читательской эрудиции – работает со схемой «Фольклор». Воспринимает на слух текст песни, моделирует обложки, читает вслух и молча, выразительное чтение. Работает с русской хороводной песней «Я посею, я посею…»; слушает, читает, определяет ритм чтения, передает ритмический рисунок. | С. 15-16 | |||
Дополнительное чтение «Я посею, я посею» Загадки. | Урок применения предметных умений | Создание условий для формирования представлений и понятий о былинах, былинных сказах, былинных героях. Обучение умению составлять план былины | уметь различать жанры фольклора и выделять их особенности; работать со статьёй рубрики «Обрати внимание», проверять свой читательский опыт. | С. 17 | ||||
Былина. «Как Илья из Мурома богатырем стал» | Литературное слушание | Создание условий для формирования умения анализировать былины: повторы, напевность, особенности языка. Выполнение творческой работы: сочинение «продолжения былины». Составление рассказа «Илья Муромец – былинный герой». | уметь различать жанры фольклора и выделять их особенности; работать со статьёй рубрики «Обрати внимание», проверять свой читательский опыт. | Слушает литературное произведение. Работает над осознанностью восприятия. Отвечает на вопросы по содержанию прослушанного произведения. | С.18-24 | |||
Былина «Три поездки Ильи Муpoмцa». | Урок применения предметных умений | Создание условий для формирования умения анализировать былины: повторы, напевность, особенности языка. Выполнение творческой работы: сочинение «продолжения былины». Составление рассказа «Илья Муромец – былинный герой». | уметь различать жанры фольклора и выделять их особенности; уметь выделять признаки былины (былинного сказа); знать образы былинных героев. | Слушает литературное произведение. Работает над осознанностью восприятия. Отвечает на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Выполняет задания по содержанию прочитанного. Умеет выразить свое отношение к герою. | С. 25-29 | |||
Малые жанры фольклора. Шутка, считалка, потешка, пословицы. | Урок решения учебных задач | Обучение выразительному чтению диалога – шутки. Создание условий для выделения при чтении главных слов, определения темпа и тона чтения. Учить объяснять смыл пословицы, сравнивать различные фольклорные жанры. Понятия: «шутка», «считалка», «прибаутка», «потешка», «пословица». | уметь различать жанры фольклора и выделять их особенности. Понимание роли чтения. Овладеть основными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. | Работает с шутками, потешками, считалками, пословицами: читает, выполняет задания. Самостоятельно читает, учится толковать пословицы. Выразительно читает диалог (шутки). Выделяет при чтении главные слова, определяет темп и тон чтения. Читает считалки. Объясняет смысл пословиц. Сравнивает различные жанры фольклора. | С.30-34 | |||
Обобщение по теме: Народная мудрость (устное народное творчество) | Урок обобщения и систематизации | Обобщение по теме: выполнение заданий в учебнике и тетради. Умение применять полученные знания. | уметь различать жанры фольклора и выделять их особенности; представлять самостоятельно прочитанные книги: правильно называть, аргументировать выбор книги, читать выразительно одно из произведений; учить самостоятельно выполнять задание (решать учебные задачи) в тетради. | Осознанно читает, умеет работать с информацией текста. Выполняет презентацию самостоятельно прочитанных книг – правильное название, аргументация выбора книги, чтение одного из произведений или отрывка. Читает вопросы и ищет ответы в изученном разделе учебника. Выполняет самоконтроль и самооценку. | С.35 | |||
Стартовая диагностика | Диагностический урок | Определение уровня остаточных знаний по изученным в первом классе темам. | Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Выполняет диагностические задания. Работает по инструкции. | ||||
О детях и для детей (20 часов) | ||||||||
А. Барто «Катя». Дополнительное чтение. Б. Заходер «Перемена». | Урок изучения нового материала | Выразительное чтение. Упражнения: определение задачи, тона, темпа чтения. Выделение рифмующихся слов. Создание условий для в выявления авторской точки зрения, высказывания своей точки зрения. Учить сравнивать произведения о детях. | уметь правильно называть произведение (книгу); делить текст на части; определять главную мысль произведения. | Знакомится с произведениями современных писателей. Работает с произведениями: читает по частям, объясняет заголовок, выполняет задания в учебнике и тетради, выявляет главную мысль. Самостоятельно читает, беседует, выполняет задания в учебнике. Читает по ролям. Высказывается о героях произведения. Творческая работа: придумывает веселые истории о героях. | С.36-37 | |||
С. Баруздин. «Стихи о человеке и его словах» Дополнительное чтение А. Рубцов «Ступенька» | Урок формирования первоначальных предметных умений | Сравнение произведений С.Баруздина. Определение их темы. Понятия: «юмор», «герой литературного произведения» (персонаж). | уметь правильно называть произведение (книгу); делить текст на части; определять главную мысль произведения; учить наизусть стихотворение по алгоритму. | С.37-38 | ||||
С. Баруздин «Как Алешке учиться надоело» | Урок первичного предъявления новых знаний | Обучение пересказу по иллюстрациям к произведению. Подбор пословиц к произведению. | уметь правильно называть произведение (книгу); делить текст на части; определять главную мысль произведения; учить наизусть стихотворение по алгоритму. | Личностные УУД: У обучающегося будут сформированы: – положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение»; – основы для эмоционального переживания художественного текста; – начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах (родной дом, родители, малая Родина, ответственность за родных, свое дело; забота о других, смелость как преодоление страха, верность в дружбе); – эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отраженной в художественных произведениях; – понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений. Обучающийся получит возможность для формирования: – интереса к чтению как особому способу изображения действительности; – мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности; – основы для эмоционального переживания и осознания основной мысли художественного текста; – эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений доступных жанров и форм; – любви к родному дому, малой Родине; – представлений об оценке литературного героя произведения по его поступкам; – первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки; – стремления к успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД Обучающийся научится: – принимать алгоритм выполнения учебной задачи; – менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи; – участвовать в обсуждении плана выполнения заданий; – работать со словарем и с материалом предварительного чтения; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их; – ориентироваться в принятой системе значков. Обучающийся получит возможность научиться: – осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы; – соотносить внешнюю оценку и самооценку; – самостоятельно работать с учебником во внеурочное время; – корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла; – выполнять самостоятельную работу по Хрестоматии и в тетради по литературному чтению; – выбирать книги для внеклассного чтения. Познавательные УУД Обучающийся научится: – читать тексты, понимать их содержание, выделять и сравнивать основные части текста; – пользоваться словарями учебника, материалом Хрестоматии; – воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения; – сравнивать художественный и научно-популярный тексты. Обучающийся получит возможность научиться: – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; – видеть особенности народного и авторского текста, в том числе с учетом представления о подробности в художественном изображении; – осознавать роль названия произведения; – понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения; – сочинять небольшие тексты на заданную тему. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: – участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; – реализовывать потребность в общении со сверстниками; – проявлять интерес к общению и групповой работе; – воспринимать мнение собеседников; – следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности; – действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией. Обучающийся получит возможность научиться: – корректировать действия участников коллективной творческой деятельности; – понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников; – эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника. | Работает с произведением до чтения – поиск фамилии автора и заголовка, правильное называние произведения (фамилия автора и заголовок). Читает по частям, озаглавливает, прогнозирует развитие событий. Сравнивает произведения С. Баруздина. Определяет тему. | С.38-44 | ||
Е. Пермяк «Смородинка». Дополнительное чтение С. Михалков «Прогулка» | Литературное слушание | Формирование навыков работы с текстом: деление на части, составление плана. Понятие «рассказ». | уметь правильно называть произведение (книгу); делить текст на части; определять главную мысль произведения. | Читает молча (про себя). Работает с текстом: деление на части, составление плана. Целостное восприятие произведения – слушает произведения, выполняет задания в учебной хрестоматии и тетради. Моделирует обложки и сравнивает её с готовым образцом. Сравнивает произведения Е.Пермяка и С.Михалкова: заполняет таблицы в тетради или на компьютере. | С.44-47 | |||
Н. Носов «Заплатка» Дополнительное чтение Н. Носов «На горке», П. Воронько «Мальчик Помогай» | Дискуссия | Создание условий для определения главной мысли рассказа. Подбор пословиц на тему «Труд, трудолюбие». | читать произведение вслух, по частям, выражать своё отношение к произведению и его героям; моделировать обложку, сравнивать с образцом; объяснять смысл пословицы, соотносить её с главной мыслью рассказа. | Слушает рассказ Н.Носова. Работает с текстом (задания в учебнике и тетради). Определяет главную мысль (что хотел сказать автор). Самостоятельно работает с новым произведением (по желанию): первично читает молча, моделирует обложки, выполняет задания. | С.47-51 | |||
Г. Сапгир «Рабочие руки» тест Нанайская народная сказка «Айога» | Урок решения практических задач | Создание условий для определения главной мысли рассказа. Подбор пословиц на тему «Труд, трудолюбие». | читать произведение вслух, по частям, выражать своё отношение к произведению и его героям; моделировать обложку, сравнивать с образцом; объяснять смысл пословицы, соотносить её с главной мыслью рассказа. | Слушает сказку, выражает свое мнение о поступках героев. Работает в парах: читает диалог матери и Айоги, матери и соседской девочки. | С.51-52 | |||
И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Л. Толстой «Страшный зверь» | Урок применения предметных умений | Формирование представлений о понятиях «басня», «баснописец», «мораль». Сравнение поэтической и стихотворной басни. | уметь правильно называть произведение (книгу); делить текст на части; определять главную мысль произведения. | Работает с басней, её структурой и формой (стихотворная или прозаическая). Выразительно читает басни. Литературоведческие понятия: басня, баснописец, мораль. Сравнивает басни И. Крылова и Л.Н. Толстого. | С.53-56 | |||
М. Зощенко. «Самое главное» Дополнительное чтение Я. Аким «Жадина» | Литературное слушание. | Развитие умения задавать вопросы к тексту. | Уметь правильно называть произведение (книгу); делить текст на части; определять главную мысль каждой части и произведения в целом. | Слушает художественное произведение, анализирует эмоциональную реакцию на произведение (сопереживание и понимание мотивов героев произведения). Читает рассказ вслух и по частям, составляет план под руководством учителя. Самостоятельно работает с новым произведением – читает вслух и молча, выполняет задания в учебной хрестоматии и в тетради. | С.57-64 | |||
В. Сутеев «Кто лучше?» Дополнительное чтение В. Осеева «Волшебная иголочка» | Слайд-викторина | Обучение пересказу по картинному плану. Упражнение в просмотровом чтении. | уметь правильно называть произведение (книгу); делить текст на части; определять главную мысль каждой части и произведения в целом. | Работает с новым произведением до чтения – чтение фамилии автора и заголовка, объяснение заголовка. Читает молча, отвечает на вопросы и подтверждает ответы словами из текста. Читает по ролям (работает в группах). Первично читает сказки по абзацам под руководством учителя, выполняет задания в учебной хрестоматии и в тетради. | С.64-66 | |||
Произведения о детях и для детей А. Митта. «Шар в окошке» Е. Пермяк «Две пословицы» | Урок изучения нового материала | Обучение самостоятельному чтению рассказа. Организация беседы по содержанию. Обучение выразительному чтению. | уметь правильно называть произведение (книгу); делить текст на части; определять главную мысль каждой части и произведения в целом. | Самостоятельно работает с новым произведением – читает молча, моделирует обложку. Обсуждает нравственное значение поступка друзей Коли. Делит рассказ на части по готовому плану в учебнике. Целостное восприятие произведения – слушает чтение учителя, отвечает на вопросы, выполняет задания в учебнике и в тетради. Понимает и объясняет духовно-нравственный смысл пословиц в сказке. Слушает стихотворение, объясняет позицию автора. Выражает собственную точку зрения. | С.66-71 | |||
Сказки для детей Л. Пантелеев «Две лягушки» | Урок формирования первоначальных предметных умений | Сравнение жанров (сказка, рассказ, басня). Сочинение сказки о лягушках. Создание условий для обучения детей пересказывать текст по готовому плану. | уметь делить текст на части; определять главную мысль каждой части и произведения в целом. | Восприятие произведения – слушает чтение одноклассников, отвечает на вопросы в учебнике, дополняет ответы. Читает по абзацам. Подробно пересказывает сказку (памятка 5). Слушает чтение одноклассников и одновременно следит по тексту. Выразительно читает. | С.72-74 | |||
Произведения и книги о детях. В. Беспальков «Совушка» | Урок первичного предъявления новых знаний | Формирование представлений о литературных (авторских) сказках. | уметь делить текст на части; определять главную мысль каждой части и произведения в целом. | Первичное восприятие сказки. Изучающе читает вслух по частям, отвечает на вопросы и подтверждает ответы словами текста. Самостоятельно выполняет задания в тетради, проверяет и оценивает свою работу. Работает с рубрикой «Книжная полка». Перечисляет книги детских писателей, изученные произведения, характеризует героев этих произведений. | С.74-79 | |||
Произведения В. Сутеева для детей. В. Сутеев «Снежный зайчик» | Урок комплексного применения знаний. | Обучение пересказу от имени одного из героев. Сравнение сказок и рассказов В. Сутеева. | уметь делить текст на части; определять главную мысль каждой части и произведения в целом. | Читает рассказ В. Сутеева «Снежный зайчик» по частям, составляет план. | С.80-85 | |||
Русская народная сказка. «У страха глаза велики» | Урок решения учебных задач | Формирование умению работать с текстом сказки: выделение созвучий и повторов, наблюдения за изменением темпа чтения. Работа с иллюстрацией к тексту. Понятие «сказка», «бытовая сказка», «народная сказка». | уметь находить и обосновывать повторы, осознавать прочитанное, читать, учитывая заданный темп. | Повторяет способ слушания сказки, учится применять его. Учится задавать вопросы по тексту. Знакомится с произведением до чтения (название, структура текста, иллюстрации). Слушает сказку. Читает молча. Читает текст по абзацам вслух. Выполняет задания в учебной хрестоматии. Сравнивает бытовую сказку с волшебной. | С.86-87 | |||
Дополнительное чтение «Царевна - лягушка» | Урок слушания | Сравнение жанров (сказка, рассказ, басня). | уметь находить и обосновывать повторы, осознавать прочитанное, читать, учитывая заданный темп. | Повторяет способ слушания сказки, учится применять его. Учится задавать вопросы по тексту. | С.87-88 | |||
Сказки зарубежных писателей. Братья Гримм«Маленькие человечки» | Урок применения предметных умений | Чтение сказки, выполнение заданий под руководством учителя. Сравнение сказок (народная и авторская), определение темы. | уметь находить и обосновывать повторы, осознавать прочитанное, читать, учитывая заданный темп. | Работает с произведением до чтения – читает фамилию автора, заголовок, подзаголовок (перевод с немецкого и фамилия переводчика). Сравнивает сказки «У страха глаза велики» и сказки Братьев Гримм «Маленькие человечки». Самостоятельное ознакомительное чтение. Работает в группах: читает эпизод о мастерстве одного из сыновей. | С.89-94 | |||
Сказки Х. К. Андерсена Х. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка» | Урок обобщения и систематизации | Развитие умения сравнивать сказки, самостоятельное сочинение истории или рассказа. | уметь находить и обосновывать повторы, осознавать прочитанное, читать, учитывая заданный темп. | Личностные УУД: У обучающегося будут сформированы: – положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение»; – основы для эмоционального переживания художественного текста; – начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах (родной дом, родители, малая Родина, ответственность за родных, свое дело; забота о других, смелость как преодоление страха, верность в дружбе); – эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отраженной в художественных произведениях; – понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений. Обучающийся получит возможность для формирования: – интереса к чтению как особому способу изображения действительности; – мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности; – основы для эмоционального переживания и осознания основной мысли художественного текста; – эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений доступных жанров и форм; – любви к родному дому, малой Родине; – представлений об оценке литературного героя произведения по его поступкам; – первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки; – стремления к успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД Обучающийся научится: – принимать алгоритм выполнения учебной задачи; – менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи; – участвовать в обсуждении плана выполнения заданий; – работать со словарем и с материалом предварительного чтения; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их; – ориентироваться в принятой системе значков. Обучающийся получит возможность научиться: – осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы; – соотносить внешнюю оценку и самооценку; – самостоятельно работать с учебником во внеурочное время; – корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла; – выполнять самостоятельную работу по Хрестоматии и в тетради по литературному чтению; – выбирать книги для внеклассного чтения. Познавательные УУД Обучающийся научится: – читать тексты, понимать их содержание, выделять и сравнивать основные части текста; – пользоваться словарями учебника, материалом Хрестоматии; – воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения; – сравнивать художественный и научно-популярный тексты. Обучающийся получит возможность научиться: – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; – видеть особенности народного и авторского текста, в том числе с учетом представления о подробности в художественном изображении; – осознавать роль названия произведения; – понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения; – сочинять небольшие тексты на заданную тему. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: – участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; – реализовывать потребность в общении со сверстниками; – проявлять интерес к общению и групповой работе; – воспринимать мнение собеседников; – следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности; – действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией. Обучающийся получит возможность научиться: – корректировать действия участников коллективной творческой деятельности; – понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников; – эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника. | Первичное чтение сказки вслух по частям, слушает чтение одноклассников. Объясняет смысл заголовка и определяет вид сказки. Работает с текстом: читает, отвечает на вопросы, выполняет задания. | С.94-99 | ||
Контрольная работа за I четверть. | Урок контроля знаний и умений | Основные понятия, пройденные за I четверть. | Уметь ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы. Выполнять задания по пройденному материалу | Контролирует этапы своей работы, оценивает процесс и результат выполнения задания. | С.107 | |||
Работа над ошибками. | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Анализ ошибок, сделанных в контрольной работе. | Уметь находить ошибку, указанную учителем, исправлять и приводить аналогичные примеры. | Находит, анализирует ошибки и исправляет их. | ||||
Братья Гримм. «Семеро храбрецов» | Урок решения учебных задач | Продолжение работы над выразительностью чтения: определение тона и темпа чтения, наблюдение за знаками препинания. Сравнение сказок и похожими сюжетами. Составление картинного плана. Разгадывание кроссворда. | уметь пересказывать по состав-ленному плану, выделять основную мысль, осознавать прочитанное. | Работает со сказкой – выделяет жанровые (повторы, последовательность событий) и национальные (имена героев, изобразительные детали) особенности сказки. Выразительно читает: определяет тон и темп чтения, наблюдает за знаками препинания. Сравнивает сказки «У страха глаза велики» и сказки Братьев Гримм «Семеро храбрецов». | С.100-105 | |||
«Уж небо осенью дышало…» (6 часов) | ||||||||
А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…», Г. Скребицкий «Осень». | Урок изучения нового материала | Создание условий для обучения умения видеть и передавать красоту осенней природы. Сравнение произведений. | уметь видеть и передавать красоту осенней природы. | Слушает стихотворение. Выполняет задания в учебнике и тетради. Работает с иллюстрацией к тексту. Самостоятельно работает с новым произведением – знакомится с произведением до чтения (чтение фамилии автора и заголовка), читает текст произведения, моделирует обложку. Проводит самопроверку и самооценку (сравнивает построенную модель с готовым образцом, исправляет ошибки, оценивает работу). Читает вслух и молча, моделирует обложку, выполняет задания в учебной хрестоматии и в тетради. | С.108-111 | |||
Произведения об осени. Э. Шим «Белка и Ворон» Е. Трутнева. «Осень» | Урок формирования первоначальных предметных умений | Создание условий для отработки навыка чтения (на отрывках и абзацах произведения). Составление загадок о белке и вороне. | уметь пересказывать текст, сравнивать тексты, уметь передавать настроение автора. | Самостоятельно работает со сказкой «Белка и ворон» - читает молча, определяет жанр и тему, моделирует обложку. Выполняет задания в учебнике и тетради, наблюдает за формой текста, выразительно читает по ролям. Слушает стихотворение, наблюдает за текстом, соотносит текст с иллюстрацией. Тренируется выразительно читать. Сравнивает произведения Э. Шима и Е.Трутневой (работает с таблицей). | С.111-114 | |||
Н. Сладков. «Эхо» | Урок первичного предъявления новых знаний | Обучение выразительному чтению диалогов. Понятие «диалог». Игра «Эхо» Сочинение рассказа об осенней природе. | уметь пересказывать текст, сравнивать тексты, уметь передавать настроение автора. | Самостоятельно читает рассказ. Беседует по содержанию. Выразительно читает. Сравнивает произведения разных жанров – сказки и рассказы. Слушает чтение одноклассников, самостоятельно формулирует вопросы по содержанию, отвечает на вопросы и дополняет ответы одноклассников. Читает наизусть (тренируется с опорой на алгоритм действий). | С.114-115 | |||
Н. Рубцов. «У сгнившей лесной избушки…». Загадки. М. Пришвин «Недосмотренные грибы» | Деловая игра | Сравнение художественного и научно-познавательного произведения. Загадки о грибах. Разгадывание кроссворда. | уметь пересказывать текст, сравнивать тексты, уметь передавать настроение автора. | Самостоятельно читает стихотворение. Выполняет задания под руководством учителя. Упражняется в чтении. Повторяет и объясняет понятие «загадка». Читает рассказ М. Пришвина. Выполняет задания, обучается пересказу. | С.116-119 | |||