Человек как биосоциальное существо




Шекспир назвал человека «Венцом всего живущего», русский философ Николай Бердяев определил человека как принципиальную новизну в природе. Мнения об исключительности, неповторимости человека, его совершенно особом месте в мире и сегодня разделяют очень многие. Человек – существо биологическое, многое в нём определено именно природой: потребность во сне, отдыхе, пище. Одновременно человек – социальное существо, приспособленное к жизни в сообществе себе подобных. У человека есть психика, включающая такие субъективные процессы как восприятие, внимание, память, воображение и эмоции. Ответ на вопрос – есть ли у человека отличительная черта, которая отделяла бы его от остальных представителей природного мира, не столь очевиден. Признаки «человеческого» можно найти и у животных. Многие строят себе укрытия, используют орудия труда. У животных есть различные способы коммуникации, своеобразный язык. Человекообразные обезьяны даже способны говорить при помощи жестов, но их словарный запас очень невелик. Отдельные виды животных отличаются сложной социальной организацией. У них существует взаимопомощь, забота о себе подобных. Некоторые виды млекопитающих и птиц следуют сложным брачным ритуалам, приводящим к образованию устойчивых семейных пар. Высшие млекопитающие обладают психикой и даже зачатками сознания. Принципиальное отличие человека от любого животного состоит в том, что животным рождаются, а человеком становятся.

В 20-е гг. XX века учёные пришли к выводу, что человек биологически не самое совершенное существо, он не венец творения. Совершенство животного определяется его приспособленностью к окружающей среде, а жизнь человека в природе требует больших усилий, и он, скорее пасынок природы, нежели любимое её детище. Главная причина биологической ущербности человека – слабое развитие у него инстинктов. Инстинкт – это сложная генетически обусловленная система поведения в определённых ситуациях. Сложные формы человеческого поведения не являются генетически обусловленными, едиными для всего человеческого рода. Когда мы отдёргиваем руку от горящего утюга – это рефлекс, единичная реакция, а не сложный поведенческий акт. У человека генетически определены лишь границы действий, а не их конкретное содержание. Поскольку человек всё может сделать по-своему, некоторые учёные ставят под сомнение само существование инстинктов у человека.

Со слабым развитием инстинктов у человека связано отсутствие у него видовой специализации. Животное не способно выйти за пределы своей видовой поведенческой модели, ведь именно эта модель определяет то, какими инстинктами буде оснащён данный биологический вид. Никакое воспитание не заставит вести тигра жизнь антилопы. Тигр – хищник, антилопа – травоядное. Каждый из биологических видов занимает свою, отведенную ему нишу в этом мире. Все, кроме человека. Человек приходит в мир как комплекс возможностей, и во многом от него самого зависит то, какая возможность будет реализована, какой сценарий жизни состоится, какой образ жизни будет вести человек.

Отсутствие у человека видовой специализации было бы невозможно, если бы у него отсутствовало сознание. Сознание – это психологическое состояние человека, выражающееся в том, что он лично переживает события внешнего мира и своего существования в нём и отдаёт себе отчёт в этих переживаниях. Без сознания человек не может контролировать свои действия и не только внешние (поведение), но и внутренние (желания, воображение). Именно сознание и мышление позволяют человеку ставить цели, не заложенные у него природой, находить пути их достижения, создавая для этого средства, не имеющиеся в природе. Вопрос зарождения сознания в человеческом индивиде очень сложен. Уже многие столетия он стоит в центре религиозной, философской и научной мысли. Психологи утверждают, что всё, что попадает в поле зрения ребёнка, вызывает у него любопытство и требует действий по овладению этой вещью. Но у ребёнка существует большой разрыв между потребностями и возможностями: природа наделила человеческое дитя совершенными средствами восприятия мира, сделав его при этом наиболее беспомощным среди всех живых существ. Будь ребёнок в этот период предоставлен сам себе, т.е. окажись он вне сообщества людей, этот конфликт был бы решён на животном уровне: путём сложной балансировки, генетически обусловленные потребности были бы удовлетворены за счёт природных возможностей. И тогда ребёнок станет животным. Но присутствие других людей создаёт качественно новую, недоступную животным возможность разрешение данного конфликта. Ребёнок обладает способностью к подражанию. Видя безуспешные попытки ребёнка дотянуться до желаемой вещи, находящийся рядом взрослый даёт ему эту вещи произносит её название. Ребёнок пытается повторить название вещи, и это первый важнейший шаг к появлению сознания. Но первые слова ребёнка – это лишь результат механического копирования, смысл в них отсутствует. Другой важнейший шаг – это формирование условного рефлекса, увязывающего звук и вещь, но и этот шаг животный, так как собака тоже приносит палку на слово «апорт». От животного ребёнка здесь отличает только более высокая степень развития этих способностей, вследствие его морфологических особенностей. Зато третий шаг к сознанию – чисто человеческий. Если ребёнок не может овладеть вещью, он пытается её попросить. Его уникальный голосовой аппарат позволяет произнести название вещи, и взрослый, находящийся рядом, даёт ребёнку вещь, тем самым удовлетворяя потребность. Конфликт между потребностью и возможностью у ребёнка разрешается с помощью речи. Постепенно слово становится элементом собственного поведения. Формируется речь – важнейший коммуникационный инструмент, предназначенный для связи с другими людьми. И здесь возникает основополагающая для формирования сознания ситуация. У ребёнка есть потребность в предмете, а не во взрослом, но для удовлетворения потребности он должен обращаться к взрослому именно на нём концентрируя своё внимание. Потребность в предмете осталась, но она оказывается связанной не с самим предметом, а с его образом в психике, который становится для ребёнка стимулом к произнесению слова. Образ желаемого предмета становится смыслом слова самого предмета. На этой основе формируется словарный запас человека, по сути – набор смысловых стереотипов.

За гранью сознания находится бессознательное. Долгое время считалось, что между сознанием и психикой можно поставить знак равенства. Однако постепенно в науке стало крепнуть убеждение, что нельзя сводить психику к сознанию. Наше поведение зачастую управляется внутренними силами, в которых мы не отдаём в себе отчёта. Учёные пришли к выводу, что бессознательное проявляется в нас в тех случаях, когда наша сознательная деятельность притуплена или ослаблена, например, во время сна. Зигмунд Фрейд изучал сны, оговорки, описки, обмолвки и пришёл к ряду интересных выводов. В нашем подсознании живут некоторые навыки и стереотипы. В своё время они были выработаны при решении различных задач, но в дальнейшем, доведённые до автоматизма, ушли в низшие этажи нашей психики. В подсознании находятся и вытесненные из сознания некоторые мотивы и установки личности, которые общество не одобряет и считает постыдными. Но даже изгнанные из сознания эти мотивы могут влиять на деятельность и поступки человека.

Некоторые учёные выделяют бессознательное и подсознательное. К первому относят биологические потребности человека. Ко второму – автоматизированные навыки, вытесненные мотивы и глубоко усвоенные нормы.

Решающую роль в формировании сознания играет общение ребёнка с родителями. Природа даёт возможность стать человеком, но только человеческое общество превращает эту возможность в реальность. Для формирования сознания есть критический период – раннее детство. Если ребёнок в это время окажется отлучённым от других людей, то человеком в полном смысле этого слова он уже не станет никогда. Человек – это всегда продукт общения и взаимодействия с другими людьми.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: