О современных тенденциях развития общего музыкального образования




Л.М.Седунова – кандидат педагогических наук, г. Тула

 

Конец ХХ века характеризовался кардинальными изменениями в общественно-исторической обстановке в России. Смена политической ориентации страны, экономические преобразования и культурные процессы в обществе с неизбежностью влияли на систему образования подрастающего поколения.

Педагогическая наука, откликаясь на перемены в социальной жизни, выдвинула новую парадигму образования - личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении детей. Среди ценностей, выступающих основными в этой гуманистической модели образования, наиболее важными являются уважение к воспитаннику и ученику как партнеру в образовательном процессе, отношение к ребенку не как к объекту, а как к субъекту учебно-воспитательной работы педагога, обязательный учет возможностей, способностей, склонностей и интересов личности воспитанников, утверждение демократического стиля взаимоотношений взрослых и детей, «культуроориентированный» характер обучения.

Тенденции обновления в педагогической науке отразились и на музыкальном образовании детей. «Ветер перемен» коснулся почти всех категорий музыкальной педагогики: цели, задач, содержания, методов и форм организации музыкально-эстетической работы с детьми. Рассмотрим каждую категорию с точки зрения эволюционных процессов, происходящих с ними.

Поиски наиболее емкой формулировки цели музыкального образования привели ученых-теоретиков, практиков-методистов, учителей и воспитателей к необходимости ухода от идеологизированной, политизированной ее сути, от формальной, декларативной ее формы - к четкой, конкретной цели, находящейся в рамках музыкального искусства, а не за его пределами (например, в общепедагогическом ракурсе).

Среди задач музыкального образования наиболее целесообразно наметить три основных вектора личностного развития детей, независимо от их возраста. Первый вектор направлен на развитие сознания, музыкального мышления детей. Второй – на развитие их эмоциональной сферы. И, наконец, третий – на развитие волевой, активной стороны личности, связанной с освоением различных видов музыкальной деятельности.

Особенно интенсивно ведутся разработки в области содержания музыкального образования. Усиление тенденции к вариативности в обучении и воспитания ведет к появлению все новых программ по музыке - как для дошкольных образовательных учреждений, так и для школ разных типов.

Одни авторы основополагающим принципом построения программ по музыке утверждают жанровый подход, предполагающий постижение детьми его жанровых признаков. Другие ставят во главу угла искусствоведческий принцип, как правило, в историческом аспекте, который связан с освоением музыкального искусства по эпохам, стилям, направлениям и д.т. Третьи предлагают отпираться только на практическую деятельность детей, то есть выдвигают так называемый деятельностный подход в обучении и воспитании, При этом основной упор делается на развитии конкретных умений и навыков учащихся.

Имеют место и иные подходы к моделированию программ по музыке. Наиболее перспективным среди них представляется принцип эмоционально-ценностного развития детей. Названный принцип означает отбор содержания музыкального образования преимущественно по эмоционально-смысловым критериям. Музыкальное искусство за время своего существования сконцентрировало в себе эмоциональные ценности общества, усвоение которых необходимо начинать с различения детьми понятий «настроения», «эмоции», «состояния», «чувства», составляющие сущность художественного образа музыки.

Положительным в создании программ для образовательных учреждений можно считать то, что составители и авторы все чаще стараются включить в содержание музыкального образования материал фольклорного плана, связанный с национальными традициями песенного и танцевального творчества русского народа.

В отечественной педагогике продолжают нарастать тенденции вариативности не только в содержании обучения и воспитания детей, но и в области методов и форм организации музыкальной деятельности. Ученые и педагоги разрабатывают новые методы и приемы музыкально-эстетической работы с детьми, вплоть до создания нетрадиционных музыкальных технологий. Оригинальные современные методики включают использование проблемных ситуаций, экспериментирование со звуком, моделирование художественно-творческого процесса или сочинение уже сочиненного, применение компьютерных игр и прочее.

Прогрессивные музыкальные технологии способствуют творческому развитию детей, их инициативе и самостоятельности.

В последние годы наиболее широко внедряются в практику школ и детских садов альтернативные формы организации музыкальной деятельности детей. Например, в дошкольных образовательных учреждениях, кроме типовых и тематических музыкальных занятий, вводятся сюжетные (с единой динамической линией развития), а также доминантные занятия (с преобладанием одного вида детской музыкальной деятельности). Наряду с традиционными формами, такими как музыкальные праздники, использование музыки в быту и т.д., появились новые формы работы с дошкольниками: студии, кружки по интересам и пр. В общеобразовательных школах тоже велась работа по совершенствованию форм организации музыкальной деятельности в учебное и во вне учебное время. Например, вне уроков прекрасно зарекомендовали себя мюзиклы, эстрадные шоу, балы (в старинном стиле), брейн-ринг и т.д.

В то же время наблюдаются и отрицательные тенденции развития образования: нередко неоправданное усложнение программ, ухудшение материальный базы, понижение статуса учителя и др.

 

 

Музыка в школе, №1, 2004. – с. 46 – 47.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: